The monograph “Military Law” provided a theoretical breakthrough in fundamental research of modern problems of military science
Table of contents
Share
QR
Metrics
The monograph “Military Law” provided a theoretical breakthrough in fundamental research of modern problems of military science
Annotation
PII
S102694520019175-3-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Vladimir V. Khomchik 
Occupation: Deputy Chairman of the Supreme Court of the Russian Federation - Chairman of the Judicial Board for Military Affairs
Affiliation: Supreme Court of the Russian Federation
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
199-203
Abstract

The review is presented on the first two volumes of the three-volume monograph “Military Law” edited by the Director of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the RAS A.N. Savenkov and the head of the Department of Military Law of the Academy of Military Sciences, Doctor of Law, Professor A.V. Kudashkin: Vol. I “History and theory of Military Law (with a preface)”; Vol. II “The current state of Military Law (institutes of Military Law)”. The relevance of the work, its high scientific and practical significance for military and legal science is emphasized. The monograph is recommended for a wide range of readers.

Keywords
Military Law, subject, method, institutions, system of Military Law, law of armed conflicts, war, military activity, military organization of the state
Received
21.02.2022
Date of publication
29.03.2022
Number of purchasers
14
Views
987
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Изданы два первых тома трехтомной монографии «Военное право»1, которая без преувеличения является первым научно-теоретическим фундаментальным трудом за всю историю исследований военно-правовой проблематики, как дореволюционной и советской, так и современной.
1. Военное право: в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина. М.: Центр правовых коммуникаций, 2021. Т. I: История и теория военного права (с предисловием). - 560 с.; т. II: Современное состояние военного права (институты военного права). - 888 с.
2 История зарождения российского военного права уходит в глубину веков и связано с заключением Русско-византийских договоров 907 и 911 гг. - первых источников русского военного права.
3 Как справедливо отмечают А.Н. Савенков и А.В. Кудашкин, военное право возникает тогда, когда государство ставит целью сохранить свой суверенитет и определяет задачи по вооруженной защите своего Отечества или, наоборот, направляет свои усилия на захват других территорий. Так начинается военная деятельность в государстве (возникают отношения по созданию вооруженных сил, воинских формирований, их комплектованию, обучению, обеспечению и т.д.). Этот процесс объективный и неизбежный; вопрос в том, насколько он формализован и интенсивен. А это зависит от конкретно-исторических условий и целей государства. Так появляются ритуалы, традиции, законы и обычаи войны, военное законодательство2.
2. См.: Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Военное право: постановка проблемы и пути решения // Государство и право. 2021. № 4. С. 10.
4 Актуальность работы обусловлена современной геополитической ситуацией, которая характеризуется стремлением ведущих западных стран во главе с Соединенными Штатами Америки к установлению нового мирового порядка. Лидеры США и иных государств - членов НАТО как ранее, так и сейчас, определяют военную силу в качестве одной из главных составляющих мировой политики. По справедливому замечанию А.Н. Савенкова, «цивилизация вступила в социальный и гуманитарный кризис планетарного масштаба, а большинство государств уже не смогут, опираясь на известный государственно-правовой инструментарий, прогнозировать ни развитие общественно-экономической формации, ни цели социальных и политических преобразований»3.
3. Савенков А.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации. М., 2020. С. 155.
5 Актуальность правовых исследований в военной сфере обусловлена также потребностями в совершенствовании правовых основ военной деятельности государства, военных отношений, которые, будучи урегулированными правом, приобретают качество правоотношений, объединяемых понятием «военное право».
6 Работа над монографией осуществляется под эгидой Института государства и права Российской академии наук, возглавляемого членом-корр. РАН А.Н. Савенковым, большим авторским коллективом под руководством известного ученого и признанного специалиста по военному праву проф. А.В. Кудашкина.
7 По замыслу авторов, монография должна состоять из трех томов:
8 т. I. История и теория военного права;
9 т. II. Современное состояние военного права (институты военного права);
10 т. III. Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований.
11 В 2021 г. изданы два первых тома трилогии, поэтому можно уже подвести некоторые итоги.
12 Том I монографии посвящен истории возникновения отечественного военного права, его генезису и современному состоянию: дана развернутая характеристика предмета и метода правового регулирования, принципов и функций военного права, его структуры и источников.
13 Какие основные результаты получены в ходе исследования? Прежде всего отметим новые подходы к определению понятия «военное право», которое представляет собой систему установленных государством военно-правовых норм, закрепляющих правила подготовки и урегулирования войны (вооруженных конфликтов), правила ведения боевых действий, правовое положение (статус) участников военной деятельности, а также правовые основы военной деятельности государства в целях обеспечения его военной безопасности4.
4. Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Указ. соч. С. 9, 10.
14 В предложенном определении акцент сделан на военный аспект отрасли российского военного права, который определяет особенность (тем самым и обособленность) предмета и специфику метода правового регулирования.
15 Специфичный предмет военного права составляют следующие группы отношений и понятий:
16 понятие войны (вооруженного конфликта), порядок и поводы для ее объявления или отражения агрессии;
17 правовые основы ведения войны (вооруженных конфликтов);
18 формирование и реализация государственной политики в сфере обороны и военной безопасности государства;
19 мобилизационная готовность вооруженных сил, других государственных военных организаций, воинских формирований и органов, экономики и граждан к отражению агрессии или иного вооруженного нападения;
20 правовое положение (статус) и ответственность участников военной деятельности, правомерность применения ими вооружений и иных средств для достижения целей войны, а также отношение к военнопленным и к лицам, не принимающим непосредственного участия в боевых действиях, как в период боевых действий, так и после их завершения.
21 Специфичный метод правового регулирования военного права представляет совокупность правовых приемов и средств воздействия на отношения, сопровождающие военную деятельность государства, имеющие преимущественно императивный характер, направленные на достижение целей и поставленных задач в условиях боевого воздействия на противника (вооруженных конфликтов, ведения боевых действий), в т.ч. допускающие возможность причинения ущерба инфраструктуре противника, жизни и здоровью его личного состава, а также регулирование иных военных отношений по подготовке к вооруженной борьбе (боевому или военному противодействию). Однако диспозитивность (и дискреционность в принятии решения) также имеет место как в условиях ведения боевых действий, так и в сопутствующих отношениях (например, контракт о прохождении военной службы).
22 В этой связи особо следует подчеркнуть сделанный авторами вывод о необходимости провести формальное различие между составными частями военной организации государства и подобными им военизированными формированиями, которое заключается, во-первых, в особом порядке исполнения служебных обязанностей – военной службы, во-вторых, регламентации их деятельности военным законодательством, не распространяющимся на иные виды деятельности, в третьих, и это основное, в решении специфических задач военной безопасности специфическими (военными) методами (т. I, с. 24).
23 Конечно же, нельзя не отметить, сделанный в монографии вывод о том, что решающую роль в современных вооруженных конфликтах приобретает информационное противоборство, необходимость превосходства над противником в информационной сфере.
24 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации5 (п. 17) определяет информационное пространство как новую сферу ведения военных действий. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство6. Из этого следует вывод о высокой значимости в настоящее время вопросов правового регулирования вооруженных конфликтов в информационном пространстве, что также должно стать предметом рассмотрения науки военного права.
5. Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 (см.: URL: >>>> (дата обращения: 28.08.2021 г.)).

6. См.: Пункт 11 Военной доктрины Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976). URL: >>>> (дата обращения: 28.08.2021 г.).
25 Президент РФ В.В. Путин, выступая 10 ноября 2021 г. на заседании Военно-промышленной комиссии, поставил задачу учесть в новой государственной программе вооружений самые передовые информационные и биокогнитивные технологии7.
7. См.: В.В. Путин: поступающие в войска РФ вооружения и техника не уступают зарубежным аналогам. URL: >>>> (дата обращения: 10.11.2021 г.).
26 Таким образом, для российского военного командования уже сейчас очевидно, что информационная сфера становится доминирующей в войне; главной целью войны станет установление контроля над сознанием людей.
27 Исходя из признания ключевой роли информационной составляющей в современных вооруженных конфликтах, представляется целесообразным рассмотрение комплекса предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области правового регулирования вооруженных конфликтов с использованием новейших информационных и информационно-телекоммуникационных технологий. Это обстоятельство, несомненно, ставит новые вызовы перед наукой военного права, пути разрешения которых на должном уровне определены в монографии.
28 Конечно же, военное право – системное явление, которое кроме перечисленных основных системообразующих признаков имеет присущие ему как отрасли права дополнительные признаки (функции и принципы, социальную ценность, структуру и т.д.).
29 Все эти вопросы подробно раскрыты в т. I рецензируемого научного труда, в совокупности составляющие общую часть военного права.
30 Том II монографии посвящен основным институтам военного права. Задача, которую поставили перед собой его авторы, — описать ранее исследованные военные правоотношения, тем самым, как отмечено во введении т. II, показав широту и глубину военно-правовой тематики, практически «безбрежный океан» военно-правовых исследований (т. II, с. 10, 11). Нормы военного права имеют между собой самые тесные системные связи, объединяющие их в институты и подотрасли, и это обстоятельство (в числе прочих) является одним из отраслеобразующих признаков военного права — самостоятельной отрасли системы права России8.
8. См.: Система права: история, современность, перспективы / под ред. Т.Н. Радько. М., 2020. С. 218.
31 В т. II монографии, являющемся логическим продолжением т. I, изложены вопросы, составляющие особенную часть военного права. Авторы не ставили себе задачу охватить и описать все существующие направления науки военного права9. Но ознакомление с первыми двумя томами монографии приводит к выводу, что огромный пласт работы и большая ее часть завершены. Поставленные авторскими коллективами томов I и II монографии «Военное право» задачи успешно выполнены.
9. Наиболее полно направления военно-правовых исследований приведены в издании, подготовленном проф. В.М. Корякиным (см. подр.: Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: в 2 ч. М., 2011).
32 Работа продолжается. По замыслу авторов, т. III будет посвящен основным проблемам и перспективным направлениям военно-правовых исследований.
33 Особо следует отметить новаторский подход проф. А.В. Кудашкина, который небезосновательно отмечая, что прежде всего военное право есть право вооруженных конфликтов, делает обоснованный вывод, что, отрицая это, мы возвращаемся к отрицанию существования самостоятельной отрасли военного права и признаем наличие только некоторых особенностей базовых и иных отраслей права.
34 К сожалению, приходится констатировать, что научным направлением исследования права вооруженных конфликтов в России никто системно ранее не занимался и не занимается сейчас. Нет ни одной диссертации по праву вооруженных конфликтов10.
10. Есть исследования только отдельных аспектов (см., напр.: Пчелинцев С.В. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998; Шаковец О.В. Правовое регулирование действий воинского контингента Российской Федерации в миротворческих операциях (международно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Холиков И.В. Проблемы международно-правовой регламентации статуса военно-медицинского персонала в условиях вооруженного конфликта и проведения миротворческих операций: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Самодуров Д.И. Правовой режим военного плена (международно-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Зиборов О.В. Институт военного положения по российскому праву (историко-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Ложников И.С. Военно-правовые аспекты урегулирования вооруженных конфликтов (на основе Парижско-Дейтонских соглашений): дис. … канд. юрид. наук. М., 2003; Винокуров А.Ю. Расследование преступлений, совершаемых военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации против мирного населения в период вооруженных конфликтов: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Тараненко В.В. Правовой статус военнослужащих – участников боевых действий: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Кудинов М.А. Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в военное время и в боевой обстановке: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Звинчукова О.Н. Международно-правовая защита прав женщин, проходящих военную службу: дис. … канд. юрид наук. М., 2004; Маликов С.В. Правовые и организационные основы расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005).
35 Почему так? Задавая это вопрос, А.В. Кудашкин на него же и отвечает. По его мнению, такое положение дел обусловлено тем, что нет заказа (интереса) со стороны заказчика (Министерства обороны РФ и иных военных ведомств). Это вопросы фундаментальной науки, которая, как правило, не имеет сиюминутного быстрого практического применения. Но без разработки фундаментальной науки не будет развития отрасли военного права.
36 Приходится также констатировать, что в современный период не существует ни одного научного подразделения в России, которое занималось бы фундаментальной разработкой теории военного права. Такой подход негосударственный и не соответствующий текущему времени.
37 Однако вакуум на государственном уровне инициативно заполняется на общественных началах. В этой связи в качестве положительного момента нельзя не отметить, что на базе Института государства и права РАН в составе Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в сентябре 2018 г. создана Комиссия по военному праву и правовому обеспечению национальной безопасности. Председателем Комиссии является директор Института, член-корр. РАН А.Н. Савенков, а руководителем ее экспертного совета – проф. А.В. Кудашкин. В Институте государства и права РАН создан Междисциплинарный центр правовых исследований в области обороны и оборонно-промышленного комплекса. По совместной инициативе Ассоциации юристов России, а также Института государства и права РАН на общем собрании Академии военных наук 2 марта 2019 г. было создано отделение военного права в составе Академии военных наук. Перечисленные органы, действующие на общественных началах, вносят весьма ощутимый вклад в развитие науки военного права, но при этом они осуществляют эту деятельность в инициативном порядке. Их деятельность официально не поддерживается со стороны государства.
38 Поэтому мы поддерживаем выводы А.Н. Савенкова и А.В. Кудашкина, что наиболее эффективной и результативной станет работа, которая будет носить не только инициативный, но и профессиональный характер, а также их предложения по созданию штатной исследовательской структуры, которая занималась бы планированием, координацией и осуществлением исследований по актуальным военно-правовым проблемам. Для этого целесообразно разработать и утвердить на федеральном уровне план, который включал бы весь комплекс исследований по актуальным направлениям военного права в краткосрочной перспективе (1–5 лет) и до 2050 г.11
11. См.: Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Указ. соч. С. 30.
39 Одна из основных целей военного права - реализация мер, направленных на предотвращение угроз национальной безопасности Российской Федерации. При этом систематический мониторинг законодательства в области военной деятельности становится основным направлением государственной политики в сфере обороны, предполагает учет его результатов при подготовке и обосновании предложений по правовому обеспечению национальной безопасности государства. Реализация научно обоснованных выводов, содержащихся в монографии, будет способствовать достижению указанной цели.
40 * * *
41 Подводя итог, можно уверенно утверждать, что первые два тома монографии «Военное право» представляют несомненную ценность для правовой и военной науки, в них заложен прочный фундамент для текущих и последующих исследований военно-правовой проблематики. Пожелаем авторам успехов в продолжении исследования на благо науки военного права.

References

1. Vinokurov A. Yu. Investigation of crimes committed by servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation against civilians during armed conflicts: dis. ... PhD in Law. M., 2004 (in Russ.).

2. Military Law: in 3 vols / under the General editorship of A.N. Savenkov, A.V. Kudashkin. M., 2021. Vol. I: History and theory of Military Law (with the Preface). P. 24; vol II: the current state of Military Law (institutions of Military Law) (in Russ.).

3. Zvinchukova O.N. International legal protection of women's rights, military service: dis. ... PhD in Law. M., 2004 (in Russ.).

4. Ziborov O.V. Institute of Martial Law in Russian Law (historical and legal research): dis. ... PhD in Law. M., 2002 (in Russ.).

5. Koryakin V.M. Military Law: anthology of dissertations: in 2 parts. M., 2011 (in Russ.).

6. Kudinov M.A. Theoretical and legal foundations of criminal liability for crimes against military service committed in wartime and in a combat situation: dis. ... PhD in Law. M., 2004 (in Russ.).

7. Lozhnikov I.S. Military-legal aspects of the settlement of armed conflicts (based on the Paris-Dayton Agreements): dis. ... PhD in Law. M., 2003 (in Russ.).

8. Malikov S.V. Legal and organizational bases of investigation of crimes committed by military personnel in areas of armed conflict: dis. ... Doctor of Law. M., 2005 (in Russ.).

9. Pchelintsev S.V. Legal regulation of Martial Law in the Russian Federation: dis. ... PhD in Law. M., 1998 (in Russ.).

10. Savenkov A.N. State and law during the crisis of modern civilization. M., 2020. P. 155 (in Russ.).

11. Savenkov A.N., Kudashkin A.V. Military Law: problem statement and solutions // State and Law. 2021. No. 4. P. 10 (in Russ.).

12. Samodurov D.I. The legal regime of military captivity (international legal analysis): dis. ... PhD in Law. M., 2002 (in Russ.).

13. The system of law: history, modernity, prospects / ed. by T.N. Radko. M., 2020. P. 218 (in Russ.).

14. Taranenko V.V. The legal status of military personnel participating in hostilities: dis. ... PhD in Law. M., 2004 (in Russ.).

15. Kholikov I.V. Problems of international legal regulation of the status of military medical personnel in conditions of armed conflict and peacekeeping operations: dis. ... PhD in Law. M., 2001 (in Russ.).

16. Shakovets O.V. Legal regulation of the actions of the military contingent of the Russian Federation in peacekeeping operations (international legal aspects): dis. ... PhD in Law. M., 2001 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate