- PII
- S020736760027684-1-1
- DOI
- 10.31857/S020736760027684-1
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 9
- Pages
- 84-107
- Abstract
The article examines the theoretical foundations of socialism with Chinese characteristics and the peculiarities of building a modern social market model in China. The main stages of the process are analyzed, from the initial stage at which a socialist society was created to the comprehensive modernization of socialism, the formation of a modern social market economy, and the building of Moderately prosperous society (Xiaokang). The role and contribution of Deng Xiaoping, one of the leaders of China and the main ideologist of socialist theory, in building a socialist system with Chinese characteristics is shown. The main provisions of Xi Jinping's concept of common prosperity and the course of its practical implementation are considered. The capability of the Chinese leaders to transform China into a "rich and powerful, democratic and civilized, harmonious and modern socialist state" by 2049 – the centenary of the founding of the People's Republic of China (PRC) – is evaluated.
- Keywords
- social school in economics, Marxism-Leninism, Leninist NEP in the USSR, socialism with Chinese characteristics, socially oriented market economy, Moderately prosperous society (Xiaokang), common prosperity concept
- Date of publication
- 29.09.2023
- Year of publication
- 2023
- Number of purchasers
- 12
- Views
- 276
Начало радикальных экономических реформ в Китае.
После длительного исторического периода политики самоизоляции и замкнутости в 1978 г. китайское руководство приняло принципиальное решение о проведении радикальных экономических реформ. Инициатором социально-экономических преобразований был Дэн Сяопин (1904-1997) – видный политический и партийный деятель, который фактически руководил Китаем с конца 70-х до 90-х годов прошлого столетия, не занимая при этом официального поста главы государства1.
В декабре 1978 г. прошел 3-й пленум ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) XI созыва, который в современной истории Китая считается поворотным и судьбоносным. В опубликованном по итогам пленума коммюнике говорилось о прекращении массовых идеологических, политических кампаний и перенесении центра тяжести партийной работы на экономическое строительство.
Мандат руководства правящей партии на проведение кардинальных реформ и разработку новой социально-экономической политики официально получил Дэн Сяопин, под свои заявления о целесообразности и необходимости построения в КНР «социализма с китайской спецификой». При этом он утверждал, что в то время Китай по уровню социально-экономического развития находился на начальной стадии создания социалистического общества.
Для того, чтобы обеспечить международную поддержку своему плану радикальных преобразований в Китае, Дэн Сяопин блестяще использовал факт тогдашнего длительного идеологического и экономического противостояния между Советским Союзом и США. Через несколько недель после судьбоносного партийного пленума в январе-феврале 1979 г. он совершил весьма продолжительное турне по Америке.
На всех официальных встречах и приемах Дэн Сяопин много говорил о необходимости «общей борьбы против гегемонизма», под которым подразумевалась внешняя политика Советского Союза. Не вызывает сомнений, что именно эта позиция Дэна стала волшебным ключиком к сердцу тогдашнего Президента США Джимми Картера, который дал позитивный сигнал американской деловой элите и открыл для Китая практически безграничный доступ к мировому рынку капитала. Новая внешнеэкономическая стратегия Дэн Сяопина по противостоянию Советскому Союзу позволила Китаю получать от ведущих промышленно развитых стран значительные финансовые ресурсы и современные технологии. Зеленый свет вашингтонского светофора позволил американским транснациональным компаниям начать массированную экспансию используя главное в то время конкурентное преимущество Китая – наличие огромной армии дешевой рабочей силы.
Таким образом, формальный переход Китая под патронаж США, ведущих промышленно развитых стран и мировых финансовых элит существенно поменял соотношение сил на мировой арене, а также в длительном противостоянии социалистической и капиталистической систем.
Вскоре после этого исторического визита последовало официальное восстановление дипломатических отношений между КНР и США. И самое главное – с Китая было снято экономическое эмбарго, действовавшее со времен победы коммунистов в Китае в 1949 г. и Корейской войны (1950–1953). Взамен Китай пообещал и реально перестал спонсировать революционные движения маоистов по всему миру и после краткой войны с Вьетнамом (февраль-март 1979 г.) надолго заморозил свою коммунистическую внешнеполитическую активность. Кроме того, Китай взял на себя обязательства разработать меры по сокращению рождаемости в стране. В 1979 г. была принята программа по ограничению рождаемости – одна семья – один ребенок2.
При этом Дэн Сяопин, конечно, хорошо знал, что во всех партийных документах времен Мао Цзэдуна США однозначно рассматривались «как главный враг Китая, воплощение враждебного социалистической стране буржуазного империализма». Дэн Сяопин вещал на западную аудиторию о важности либеральных ценностей, преимуществах рыночной экономики и необходимости демократических преобразований, – а внутри страны он говорил о приверженности Китая социалистическому пути развития, о необходимости соблюдать принцип диктатуры пролетариата, следовать идеям марксизма-ленинизма и учению Мао Цзэдуна (1893–1976), основателя КНР.
Научные основы представлений Дэн Сяопина о построении социалистического общества.
Историческая необходимость диктовала Китаю необходимость кардинальных экономических реформ и поиск наиболее быстрого выхода из тяжелейшего экономического положения. Этот выход Дэн Сяопин видел в использовании опыта стран, строивших социалистическое общество и преодолевших переломные моменты на ранних стадиях его развития, используя элементы рыночных отношений. Следует отметить, что идеи китайского руководителя соединить преимущества социализма с капитализмом возникли не на пустом месте. Этими идеями китайский руководитель проникся еще в период своего пребывания в Советском Союзе в 1926–1927 гг. в период перехода страны от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП).3
Инициатором НЭПа был фактический руководитель страны В.И. Ленин (1870–1924), а одним из его активных сторонников и идеологов – известный советский революционер, политик и партийный деятель Николай Иванович Бухарин (1888–1938).
Будучи весьма прилежным учеником, Дэн в соответствии с учебным планом ежедневно штудировал политическую литературу, в том числе, выступления коммунистических лидеров В.И. Ленина, И.В. Сталина и Н.И. Бухарина, касающиеся определения социализма и экономической политики по его построению в СССР, уделяя особое внимание НЭП4. Ведь, по его собственным словам, он прибыл в Москву для того, чтобы в конце концов «узнать, что же такое коммунизм».
Необходимо отметить, что еще в апреле 1918 г. В.И. Ленин кардинально поменял свои взгляды на практику построения социализма в СССР, который он тогда определял как «советская власть плюс прусский порядок железных дорог, плюс американская техника и организация трестов, плюс американское народное образование и др.»5. Вождь мирового пролетариата полагал, что при построении социализма в СССР необходимо на практике использовать преимущества капиталистической системы хозяйства, в том числе – ее научно-технические достижения, институциональную и логистическую организацию экономики, корпоративную структуру и др. Фактически В.И. Ленин говорил о модели государственного капитализма, которая была реализована в новой экономической политике.
Непосредственно по поводу НЭПа В.И. Ленин писал: «НЭП есть особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма, при наличии командных высот в руках пролетарского государства… рассчитанная на возрастание роли социалистических элементов в ущерб элементам капиталистическим, рассчитанная на победу социалистических элементов над капиталистическими элементами, рассчитанная на уничтожение классов, на постройку фундамента социалистической экономики». В.И. Ленин считал, что эта политика может продолжаться до 50 лет.
В то время И.В. Сталин, будучи соратником В.И. Ленина, придерживался примерно таких же взглядов: «Смысл НЭПа заключается в том, что мы, используя хозяйственную инициативу крестьян, мелких производителей и даже буржуа, допуская, таким образом, частное накопление, – мы вместе с тем, в известном смысле, ставим их объективно на службу социалистической госпромышленности и всего хозяйства в целом…»
Особое внимание Дэн обращал на научные работы Н.И. Бухарина, который фактически предлагал социал-демократическую программу для СССР6. Н.И. Бухарин считал, что государство не должно мешать развитию капитализма в стране, но может вводить высокие налоги на прибыль, что позволяет финансировать и реализовывать различные социальные и инфраструктурные программы развития.
Многие мысли Н.И. Бухарина запомнились будущему идеологу китайских реформ, поскольку «бухаринская экономическая модель социализма» была очень простой, первоначально необходимы преобразования в сельском хозяйстве, «разрешение крестьянского вопроса» – накормить страну, затем развитие лёгкой промышленности, и только потом – тяжёлая индустрия, иностранные концессии и вообще активное участие иностранного капитала в экономике страны»7.
После смерти В.И. Ленина Н.И. Бухарин выступал за необходимость продолжения в Советском Союзе новой экономической политики (НЭПа). Позднее он принимал участие в разработке сталинской теории возможности построения «социализма в одной отдельно взятой стране», противопоставляемой в то время идее «перманентной мировой революции», автором которой был другой видный партийный деятель – Л.Д. Троцкий (1879–1940)8.
Преимущества нэповского социализма, который строила тогда советская большевистская партия, Дэн Сяопин почувствовал на себе. В СССР китайский коммунист прожил всего год, но запомнил его на всю жизнь. По его словам, «жизнь в СССР кардинально отличалась от его полуголодного существования во Франции»9.
Таким образом, выбор пути развития социализма в Китае «по Бухарину» Дэн Сяопином имел несколько причин. Во-первых, Дэн учился в Москве в 1926–1927 гг., во время бурной дискуссии среди большевиков о выборе экономической модели развития Советского Союза. По его собственным словам, «он ни до, ни после СССР никогда всерьез марксизму не учился». Во-вторых, Китай в конце 70-х годов прошлого столетия не мог взять за основу ни неолиберальную модель, ни социал-демократическую, потому что неолиберализм означал формальный отход от социализма, а социал-демократия была невозможна в крестьянской отсталой стране10.
Мало кто знает, но «тайваньское экономическое чудо», которое построил Цзян Цзинго, и «китайское экономическое чудо», построенное Дэн Сяопином, в теоретическом плане во многом опирались на научные работы об экономических основах социализма советского большевика Н.И. Бухарина.
Распространение в Китае идей Н.И. Бухарина о принципах построения социализма.
Начиная китайские кардинальные экономические преобразования, Дэн Сяопин поручил ученым основательно изучить научное наследие Н.И. Бухарина, его взгляды на принципы построения социалистического общества. Опять же, весьма парадоксально, но в Китае к научному наследию Н.И. Бухарина, с подачи Дэн Сяопина, проявлялось больше внимания, чем в самой России, как в советское время, так и сейчас. В частности, по его поручению в 1979 г. при Академии общественных наук Китая был организован «Институт марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна», который возглавил вице-президент Юй Гуанъюань. Одним из важных направлений деятельности института стало изучение советской теории и практики реализации НЭПа, а также югославский и венгерский опыт построения социализма.
В 1980 г. в Китае был организован Всекитайский научный симпозиум, посвященный изучению наследия Н.И. Бухарина. По результатам форума был сформирован Всекитайский научный совет по изучению работ Н.И. Бухарина, который разместили в Пекинской партшколе. Вышеупомянутый Совет в кратчайшие сроки подготовил к публикации и издал два сборника: «Н.И. Бухарин и бухаринские идеи», «Изучение идей Н.И. Бухарина». Масштабы изучения наследия Н.И. Бухарина и его популяризации в Китае в период начала экономических преобразований поражают. Только в 1981 г. в КНР появилось 36 научно-публицистических работ, посвященных анализу экономических воззрений Н.И. Бухарина и его пониманию принципов и механизмов построения социалистического общества.
В частности, китайское Бюро переводов работ Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина опубликовало в серии «Материалы по изучению международного коммунистического движения» отдельный сборник (около 300 стр.), полностью посвященный Н.И. Бухарину. Были изданы биография Н.И. Бухарина, переведенная с английского языка, и трёхтомник его избранных работ.
Появилась большая группа китайских учёных-экономистов «бухариноведов», которая ездила по стране и в различных аудиториях в переполненных залах читала лекции о взглядах Н.И. Бухарина на построение социализма. В этих лекциях акцент делался на применимости в Китае тех положений, которые реализовывал Н.И. Бухарин в своей политической линии, но главное – на экономических принципах построения социалистической экономики, в том числе в СССР в период НЭПа.
Построение «социализма с китайской спецификой».
Поэтому для реформирования китайской экономики из многочисленного мирового научного наследия о принципах построения социалистического общества Дэн Сяопин выбрал идеи советского партийного деятеля Н.И. Бухарина. Из идеологического наследия великого китайского кормчего Мао Цзэдуна11 Дэн взял на вооружение положение о необходимости «четырех модернизаций» – в сельском хозяйстве, промышленности, военной сфере, сфере науки (кстати, и эти идеи были из наследия Н.И. Бухарина12). При этом он отмечал: «Осуществить в нынешнем столетии модернизацию в четырех областях и превратить нашу страну в могучую социалистическую страну – задача необычайно трудная»13. Добавив к политике «четырех модернизаций» политику внешней открытости, Дэн Сяопин использовал эти идеологические установки для реализации идеи обновления социалистического строя в Китае, провозгласив: чтобы осуществить модернизацию в четырех областях, необходимо отстаивать социалистический путь, диктатуру пролетариата, руководство со стороны Компартии и марксизма-ленинизма, идеи Мао Цзэдуна.
12. «Бухаринская экономическая модель социализма» была очень простой, первоначально необходимы преобразования в сельском хозяйстве, «разрешение крестьянского вопроса» – накормить страну, затем развитие лёгкой промышленности, и только потом – тяжёлая индустрия, иностранные концессии и вообще активное участие иностранного капитала в экономике страны».
13. Вожди народов – ХХ век. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления // М.: Издательство МП ПАЛЕЯ. 1997. С. 46. – 479 с.
Дэн Сяопин считал, что только в социализме спасение для Китая: «Если Китай сойдет с социалистического пути, он неизбежно очутится в прежнем полуфеодально-полуколониальном состоянии»14.
В 1981 г. на 6-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва официальное заявление Дэн Сяопина о том, что Китай находится на «начальном социалистическом этапе» было зафиксировано в итоговых документах пленума.
Официально о начале масштабных рыночных реформ в Китае было объявлено на XII съезде КПК, состоявшемся в сентябре 1982 г. Была провозглашена важная стратегическая задача по «всеобъемлющей модернизации социализма», конечной целью которой, по предложению Дэн Сяопина, должно стать построение «социализма с китайской спецификой».
Этот термин на многие десятилетия закрепился во всех партийных документах и материалах органов исполнительной власти Китая, установках для партийных деятелей и региональных властей на местах.
Под модернизацией социализма в то время понималось внедрение рыночных механизмов в китайскую плановую социалистическую систему ведения хозяйства. Уподобляя эксперимент Дэн Сяопина мичуринским опытам, можно сказать, что он пытался привить черенки свободного рынка на уже растущем древе социалистической экономики. Эти методы соответствовали основным положением популярной в то время на западе научной экономической теории конвергенции15.
Следует отметить, что именно Дэн Сяопину удалось эти теоретические разработки Н.И. Бухарина и опыт проведения НЭПа в СССР направить в практическое русло и на примере Китая успешно реализовать научную теорию конвергенции.
Под жестким контролем Коммунистической партии Дэн Сяопин начал последовательно внедрять элементы рыночной экономики в централизованную социалистическую плановую экономику Китая.
Понимая образ мышления китайцев, Дэн провозгласил простой и понятный принцип продвижения своих замыслов: «Неважно, белая кошка или черная, лишь бы ловила мышей»16.
Это выражение стало лозунгом для широких китайских масс и руководством к действию для политиков, экономистов, предпринимателей и простых граждан, участвовавших в реализации экономических реформ.
Следует отметить, что в то время ни сам Дэн Сяопин, ни китайское руководство не имели детально разработанной экономической стратегии социально-экономического развития страны. Первоначально социально-экономические реформы не носили системного характера, разрабатывались и внедрялись интуитивно, постепенно – путем проб и ошибок. Как образно говорил Дэн Сяопин, им предстояло «переходить реку, ощупывая ногами камень за камнем»17. Тем не менее, реализация политики «четырех модернизаций» и политики открытости дала мощный импульс социально-экономическому развитию и трансформации китайского общества. Вместе с тем, пока не интегрированные, параллельно существовавшие две экономические системы, функционировавшие в одном государстве, стали вызывать идеологические и политические споры и разногласия в руководстве страны, порождали региональные и отраслевые проблемы в хозяйственном развитии.
Кроме того, осуществление радикальных экономических преобразований к тому времени привело часть руководства Китая к некоторому разочарованию в рыночных методах ведения хозяйства как панацее для решения острых экономических и социальных проблем – ликвидации нищеты, бедности, сокращения социального неравенства, формирования среднего класса и др.
Однако Дэн Сяопин продолжал свою линию на внедрение и развитие рыночных механизмов и выдвинул очередной призыв к народу – «Обогащайтесь!». Не только деловое сообщество и предприниматели, но и партийные работники и государственные служащие восприняли этот призыв буквально. Этот лозунг был еще одним подтверждением приверженности Дэн Сяопина идеям Н.И. Бухарина.18
Однако этот призыв привел к неожиданному эффекту, практически во всех слоях китайского общества и на всех этажах партийной и государственной власти пышным цветом начала расцветать коррупция, которая стала принимать угрожающие масштабы.
Накопившиеся концептуальные и практические противоречия политики «реформ и открытости» при построении «социализма с китайской спецификой» нуждались в теоретическом переосмыслении и практическом разрешении.
Эти проблемы нашли отражение в решениях XIII съезд КПК, который прошел в 1987 г. Основной акцент в итоговых документах съезда был сделан на консолидации КПК и широких народных масс, последовательном проведении в стране политики реформ и открытости, экономическом развитии с опорой на собственные силы, модернизации социализма.
В результате в документах этого партийного форума была принята уникальная по своей эклектике формулировка, отражающая цель дальнейшего развития страны – «создание социализма на основе гармонии, цивилизации, демократии и обогащения».
В конечном итоге это привело к пониманию в руководстве КНР того, что при проведении экономических реформ необходимо использовать механизмы не только рыночной экономики, но и принципы и преимущества социалистического метода хозяйствования.
На съезде процессу становления рыночного социализма был придан легитимный характер, в итоговых документах съезда отмечалось, что теория «социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопина должна играть «общепартийную направляющую роль».
Переход к созданию системы социальной рыночной экономики.
Позднее на ХIV съезде КПК в 1992 г. Дэн Сяопин сформулировал новую стратегическую задачу экономических реформ в Китае: «создание системы социальной рыночной экономики»19.
Социальное рыночное хозяйство в то время рассматривалось в китайском руководстве как «третий путь», пролегающий между капитализмом (XIX – начало ХХ в.) и «административно-командной» экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному обществу.
Под «социальной рыночной экономикой» Дэн Сяопин понимал экономику, основанную на рыночных принципах с ведущей ролью в народном хозяйстве государственного сектора.
Концепция социального рыночного хозяйства – это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, социальной защищенностью и социальной справедливостью.
Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности, олицетворяет хозяйственную свободу, которая заключается в свободе предпринимателя производить и продавать товары по собственному усмотрению и свободе потребителя покупать товары. Благодаря этому рыночная система стимулирует экономический рост, технический прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены.
Термин «социальный» понимался Дэн Сяопином двояко.
С одной стороны, он понимал, что рыночное хозяйство носит социальный характер постольку, поскольку в силу своей эффективности создает экономические предпосылки для повышения доходов в обществе.
С другой стороны, рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, а результаты экономических процессов, противоречащие принципам гуманности, должны корректироваться государством.
В связи с этим в данной концепции социальные компоненты воспринимаются как необходимое дополнение к экономической системе рыночной экономики, которая до этого в Китае в качестве цели не ставила достижение социально справедливых результатов. За образец была взята классическая немецкая модель социального рыночного хозяйства разработанная и реализованная известным немецким экономистом и государственным деятелем Людвигом Эрхардом20.
Концепция социального рыночного хозяйства – это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью21. Таким образом, под влиянием Дэн Сяопина социальная, политическая и экономическая системы внутри страны подверглись серьёзной трансформации.
Следует отметить, что многие другие экономические реформы в Китае были проведены под влиянием положительного опыта соседних «новых индустриальных азиатских стран» (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия и др.), активно использовавших модель экспортной ориентации экономики и демонстрировавшие высокие показатели экономического роста и трансформации экономики, при этом не делавшие акцента на социальных аспектах экономической трансформации.
На следующем XV съезде КПК, который состоялся в 1997 г. уже после смерти Дэн Сяопина, его теория была признана важной составной частью руководящей партийной идеологии Китая. На съезде с докладом под названием «Высоко неся великое знамя теории Дэн Сяопина, перевести строительство «социализма с китайской спецификой» на рельсы XXI века» выступил Председатель КНР Цзян Цзэминь. В докладе отмечалось, что в современном Китае только теория Дэн Сяопина, объединившая марксизм с реальностью сегодняшнего Китая и особенностями эпохи, может решить перспективы и судьбу социализма. Съезд принял решение о внесении изменений в Устав КПК и постановил принять теорию «социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопина в качестве руководящей идеи КПК и внести этот пункт в Устав партии.
Таким образом, с этого времени компартия Китая считает, что все члены партии и органы исполнительной власти должны действовать и принимать решения, опираясь на положения марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и теорию «социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопина.
Партийным наследникам идей конвергенции «архитектора реформ» удалось принять целостную концепцию дальнейшего развития китайского общества по пути строительства социализма, утвердить систему подготовки, смены поколений и ротации высшего звена политиков, способных отстаивать и продолжать этот курс. В результате, Цзян Цзэминь, представлявший группировку «реформаторов-центристов», отстаивающих продолжение курса на построение «социализма с китайской спецификой», укрепил свои позиции среди руководства КПК.
После XV съезда центральное место во внутренней политике партии заняли вопросы реформирования государственного сектора экономики Китая. Кроме того, многие постановления партии на этом съезде были направлены на решение возникающих социальных проблем и смягчение возможных социальных конфликтов.
Построение в Китае «общества среднего достатка» (сяокан).
Следует отметить, что первым идею построения «общества среднего достатка» (сяокан) выдвинул тоже Дэн Сяопин во время встречи с премьер-министром Японии Охира Масаёси 6 декабря 1979 г.
Тогда Дэн Сяопин отметил, что «Китай должен строить средне-зажиточное общество, чтобы достичь современной модернизации страны. Средне-зажиточное общество — это промежуточный этап развития между разрешением проблемы обеспечения населения питанием и одеждой, и достижением полной зажиточности»22. Фактически, речь шла о ликвидации в Китае нищеты и бедности и начале формирования среднего класса.
Эта идея нашла свое отражение на XVI съезде КПК, прошедшем в ноябре 2002 г. и официально провозгласившем формирования «средне-зажиточного общества (сяокан) стратегической целью социального развития Китая». Важной особенностью этого съезда является то, что доступ в ряды КПК получили представители бизнеса и частные предприниматели, – хотя и не все, а только искренне поддержавшие идею построения «социализма с китайской спецификой». Съезд в очередной раз подтвердил курс на развитие многоукладной рыночной экономики с одновременным укреплением государственного и частного секторов.
На XVII съезде КПК, который состоялся в 2007 г., национальным лидером «четвертого поколения», был избрал Ху Цзиньтао, в прошлом видный комсомольский деятель. По решению съезда приоритеты в экономической политики сместились на «развитие научно-технического потенциала, либерализацию мышления, усиление реформ открытости и гармонизацию общества». Участники съезда наметили дорожную карту социально-экономического развития Китая на период до 2020 года. Главными направлениями дальнейшего национального развития в среднесрочной перспективе были определены, в основном, цели социального характера.
В частности, главными задачами провозглашались усовершенствование системы распределения доходов, сбалансированное повышение благосостояния жителей города и села, создание соответствующей системы социального обеспечения, оптимизация социального управления, совершенствование системы медицинского обслуживания и здравоохранения, стимулирование трудоустройства за счет предпринимательства, поддержание стабильности и сплоченности общества.
В партии развернулась кампания по борьбе с коррупцией, в ходе которой так или иначе были наказаны свыше 1,14 млн членов КПК, включая ряд крупных руководителей партии и государства. Очередной импульс развитию модели социально ориентированной рыночной экономики Китая придал Си Цзиньпин, который в ноябре 2012 г. на очередном XVIII Всекитайском съезде КПК был избран генеральным секретарем КПК.
Историческим можно назвать решение этого съезда записать в Устав КПК положение о том, что в Китае «установлен социалистический строй с китайской спецификой». То есть, съезд констатировал, что теория Дэн Сяопина была успешно реализована в Китае.
В марте 2013 г. товарищ Си стал новым Председателем КНР, сменив на этом посту Ху Цзиньтао. У власти оказалось «пятое поколение» высшего руководства Китая.
Новый руководитель страны поставил перед партией и народом хотя и не новую, но весьма амбициозную стратегическую цель:
- к 2021 г., т.е. к 100-летию образования Коммунистической партии Китая (КПК), построить общество среднего достатка (сяокан);
- к 2049 г., т.е. к 100-летию образования Китайской Народной Республики (КНР), превратить Китай в «богатое и могучее, демократическое и цивилизованное, гармоничное и современное социалистическое государство».
Для достижения поставленных целей необходимо, говоря словами Мао Цзэдуна, «ухватиться за главное звено, чтобы вытащить всю цепь». Этим звеном Си Цзиньпин определил экономику.
Позднее, в 2015 г., в процессе формирования модели социального рыночного хозяйства в рамках реализации 13-ой пятилетки (2016–2020) китайским руководством стратегическая задача была скорректирована: «завершить строительство общества средней зажиточности – общество сяокан».
Нынешнее китайское руководство предложило тогда народу вполне осязаемую конкретную цель, а именно – удвоение реальных доходов населения: у сельских жителей они должны были вырасти к 2020 г. до 12 тыс. юаней (2 тыс. долл.), а у горожан до 40 тыс. юаней (6,4 тыс. долл.).
На XIX Всекитайском съезде КПК23, который состоялся в Пекине 18–24 октября 2017 г., Председатель КНР Си Цзиньпин в своей речи отметил, что к настоящему моменту в стране удалось в целом построить средне-зажиточное общество, однако, завершить построение общества «сяокан» планируется к 2037 г.
Перенос сроков реализации этой идеи связан с тем, что изменились критерии отнесения к социальной категории «сяокан».
Теперь построение «общества сяокан» предполагает не только существенное увеличение доходов населения до показателей развитых стран, но и повышение общего уровня и качества жизни населения, в том числе повышение образовательного уровня, увеличение доступности медицинской помощи, рост продолжительности жизни, окончательную ликвидацию бедности и др.
Одновременно руководитель Китая подтвердил, что в долгосрочной перспективе к столетию образования КНР (2049 г.) Китай должен превратиться в «богатое, сильное, демократическое, цивилизованное и гармонично модернизированное социалистическое государство»24.
Перспективы дальнейшего развития Китая в первой половине XXI века председатель КНР Си Цзиньпин разделил на два этапа:
- с 2020 по 2035 г., по мере проведения социалистической модернизации, Китай поднимется «до уровня стран-лидеров инновационного типа»;
- с 2035 по 2050 г. Китай должен превратиться «в богатую и могущественную державу».
По словам Си Цзиньпина, к 2050 г. Китай станем «глобальным лидером по общей силе нации и международному влиянию». «У нас есть своя, китайская мечта – быть великой современной социалистической страной»25.
Китайское социальное рыночное хозяйство и модель «новой нормы».
Таким образом, Си Цзиньпин, разворачивая гигантский корабль под названием «Китай» на новый экономический курс, делает упор на построение современной модели социального рыночного хозяйства, улучшение качества жизни «пассажиров» и «экипажа» корабля, которых в 2020 г. насчитывалось более 1,4 млрд человек.
Китайский лидер не раз отмечал, что «Решение вопроса о соблюдении принципов социального равенства и справедливости ни в коем случае не следует откладывать до момента полного развития экономики»…, «одновременно с непрерывным увеличением «экономического пирога» встает проблема его правильного дележа. Китайское общество, словами Конфуция, «тревожит не отсутствие богатства, а его неравноправное распределение» …
Помимо Конфуция, председатель КНР цитировал и слова «архитектора китайских реформ» Дэн Сяопина: «Без улучшения жизни народа Китаю грозит верная гибель».
В этой связи Си Цзиньпин говорил о необходимости «всемерно обеспечить всему народу непрерывное расширение доступа к образованию, росту трудовых доходов, качественному медицинскому обслуживанию, доступному комфортабельному жилью, обеспечить достойную старость».
Проблемы изменения социально-экономических приоритетов стали одной из основных тем, которые подробно обсуждались на III пленуме ЦК КПК XVIII созыва, состоявшегося 9–12 ноября 2013 г.26
Согласно итоговому документу, подчеркивалось, что в экономике «решающую» роль будут играть рынки, при этом роль государства в экономике останется «доминирующей».
На фоне сокращения темпов роста ВВП Китая, обострения социальных, экологических и демографических проблем в мае 2014 г. была обнародована новая экономическая концепция – модель «новой нормы».
Эта концепция предполагала значительную корректировку стратегии экономических реформ, намеченных еще в 1978 г. Дэн Сяопином. Основные положения «новой нормы» были достаточно четко сформулированы в итоговом документе III пленума ЦК КПК XVIII созыва. В приятом документе, в частности, отмечалось, что «заканчивается период гонки за высокими темпами роста экономики, во имя которых допускалось непропорциональное развитие экономики, приносились в жертву интересы населения и окружающей среды».
«Начинается время высокого качества экономической структуры, сбалансированности между отраслями и регионами, повышения эффективности капиталовложений и уменьшения энергоемкости, сокращения выбросов вредных веществ».
«Заканчивается период ставки на внешние рынки и привлечения иностранных инвестиций любой ценой».
«Начинается время приоритетного удовлетворения запросов внутреннего рынка, качественного улучшения и сближения условий жизни населения городов и деревень».
«Заканчивается период встраивания Китая в мировые производственные цепочки в качестве поставщика дешевой рабочей силы, вложения значительной части заработанных денег в контролируемые США финансовые институты».
«Начинается время производства, основанного на достижениях отечественной науки высококачественных и конкурентоспособных товаров, создания самостоятельной финансовой системы и обеспечения глобальных торговых интересов Китая».
На этих новых принципах была разработана Стратегия развития Китая до 2025 г. Основной целью стратегии было провозглашено достижение глобального лидерства в производстве высококачественной и высокотехнологичной продукции.
Говоря о передовых технологиях, Си Цзиньпин в первую очередь упомянул о разработке государственных программ, которые помогут Китаю уже в ближайшие годы стать мировым лидером в сфере фундаментальных научных исследований, аэрокосмических технологий и интернета.
В мае 2015 г. Госсовет КНР официально утвердил 10 приоритетных высокотехнологичных отраслей для Стратегии–2025, в том числе:
- информационные и цифровые технологии следующего поколения;
- высокотехнологичное цифровое и роботизированное оборудование для осуществления контроля за производственными процессами;
- авиакосмические и авиационные технологии и оборудование;
- инженерное оборудование для судов и производство высокотехнологичных морских судов, передовое оборудование для железнодорожного транспорта;
- энергосберегающие технологии и оборудование, развитие электротранспорта;
- электротехническое оборудование;
- разработка и создание новых материалов;
- биомедицина и высокопроизводительное медицинское оборудование;
- современные сельскохозяйственные машины и оборудование.
На эти отрасли тогда приходилось 40% добавленной стоимости, создаваемой в промышленности Китая.
Одна из причин, почему КНР разворачивалась в сторону «отраслей будущего», состоит в том, что многие китайские отрасли обрабатывающей промышленности создавали меньше добавленной стоимости, являлись энергозатратными и загрязняли окружающую среду.
Для реализации Стратегии-2025 были разработаны «дорожные карты» по каждому утвержденному направлению развития высокотехнологичных отраслей с указанием целевых показателей, темпов роста и планируемой доли на рынках конкретной продукции.
Для этой масштабной работы были привлечены 48 ведущих китайских ученых из академических институтов и 400 специалистов из конкретных отраслей.
Основным стратегическим императивом Стратегии-2025 было определено снижение зависимости от иностранных технологий и их замещение национальными разработками.
В этой связи в стратегии отмечалось, что к 2025 г. необходимо добиться, чтобы ключевые звенья глобальных производственных цепочек стоимости и НИОКР стали преимущественно китайскими. Разработка китайских инноваций, новых технологий, интеллектуальной собственности и брендов должны опираться на собственные ресурсы («локализация» и «индигенизация»)27.
Благодаря разработкам собственных технологий и брендов Китай планировал значительно увеличить свою долю на глобальных рынках высокотехнологичной продукции.
В рамках стратегии планировалось значительно увеличить объем прямых китайских инвестиций в экономику зарубежных стран, диверсифицировать их формы, переориентировав из сырьевых в высотехнологичные отрасли.
Для перевода экономики на рельсы «новой нормы» Си Цзиньпину пришлось преодолеть скрытое сопротивление могущественных коррумпированных виновников и партийных функционеров, групп влияния, кормившихся от «старой нормы». Необходимо было навести порядок в партии и во всем управленческом слое, обществе в целом.
Для достижения этой стратегической задачи руководитель КНР инициировал проведение реформ во многих сферах экономики, в т.ч. для повышения инвестиционной привлекательности Китая.
В частности, в основе реформ в сфере управления государственным сектором планировалось оптимизировать систему функционирования органов исполнительной власти и повысить конкурентоспособность государственных корпораций на мировых рынках.
В стратегии отмечалось, что Китай намерен активизировать борьбу с глобальными изменениями климата и радикально сократить вредные выбросы в атмосферу. Повысить регулирование интернета и в перспективе создать систему «тотального контроля», чтобы «обеспечить чистоту и свет глобальной сети».28
Совершенно очевидно, что Китай под руководством Си Цзиньпина целенаправленно и последовательно приближается к тому, чтобы стать ведущей экономической державой мира, центром мировой цивилизации, на основе модернизации «социалистической экономики с китайской спецификой».
Концепция «общего процветания» Си Цзиньпина.
Идея общего процветания не так уж и нова, как для всего человечества, так и для Китая. Китайские ученые – идеологи коммунизма – неоднократно писали о том, что всеобщее процветание всегда было идеалом, к которому стремился китайский народ на протяжении тысячелетий.
Идеи общего процветания своими корнями уходят в древнюю историю Китая и опираются на работы великого мыслителя и философа Конфуция (551 г. до н.э. – 579 г. до н.э.) – «Великое единство», известного древнего китайского поэта-философа Тао Юаньмина (365–427) «Весна цветения персика»29.
В период правлении Мао Цзэдуна в газете китайских коммунистов «Жэньминь жибао» по случаю образования КНР 25 сентября 1953 г. отмечалось: «Объединившись, мы должны воплотить в жизнь дух коллективизма, повысить производительность, увеличить производство зерна и других культур, увеличить доходы, стремиться к жизни в условиях всеобщего процветания, в соответствии с принципами готовности и взаимной выгоды...».
При этом председатель Мао искренне считал, что социальное равенство и общее процветание возможно лишь при сохранении в обществе общественной, коллективной собственности.
Таким образом, идея общего процветания в Китае была заимствована как из древней традиционной китайской философии, так и из теоретического наследия классиков и сторонников идей марксизма-ленинизма и идей Великого Кормчего. Си Цзиньпином эта концепция впервые публично была озвучена еще в 2013 г., когда он стал Председателем КНР.
Продвижение и практическая реализация новой социальной концепции развития Китая начались в 2021 г., когда руководством было заявлено, что в стране уже реализован первый этап «китайской мечты» – создано общество средней зажиточности. Следующий этап – движение к «обществу всеобщей зажиточности». Согласно партийным документам, следующий этап должен завершиться в 2049 г. к 100-летию образования Китайской Народной Республики.
В 2021 г., выступая перед Центральной комиссией по финансовым и экономическим вопросам Центрального комитета Коммунистической партии Китая, которую возглавляет сам Си Цзиньпин, он отмечал, что «общее процветание является существенным требованием социализма и ключевой особенностью модернизации в китайском стиле».
Си определил общее процветание как более равномерное распределение доходов, но также сказал, что «это не единообразный эгалитаризм30 и что не все станут богаты одновременно».
По словам Си Цзиньпина, Китай добьется уже к 2035 г. «существенного прогресса в реализации общего процветания, при котором будет обеспечен равный доступ к основным общественным благам и услугам, и к середине XXI-го века будет в основном достигнуто общее процветание, при котором разрыв в доходах между городом и сельской местностью сократится до приемлемого уровня»31.
Позднее в своем докладе на XX съезде Коммунистический партии Китая, состоявшемся 16–22 октября 2022 г., Си Цзиньпин отмечал, что укрепление партии, обеспечение ее поддержки со стороны граждан КНР, усиление среди китайского населения уверенности в избранном пути развития, марксистской идеологии, политической системе и культуре «социализма с китайской спецификой» — это то, что заботит партию в первую очередь. Не только декларируемым, но реально применяемым в процессе государственного управления в Китае является принцип «народ превыше всего».
На съезде концепция построения общества всеобщего процветания Си Цзиньпина была включена в Устав коммунистической партии Китая, получив таким образом официальный статус. Соответственно, ее изучение стало обязательным в школах и высших учебных заведениях. Постепенно основные положения новой концепции стали реализовываться в экономике и социальной сфере.
Реализация концепции осуществляется по нескольким направлениям, в том числе: выравнивание доходов населения, создание благотворительных социальных фондов, строительство социального жилья, повышение качества жизни, расширение доступа к услугам образования, здравоохранения, развитие системы льготного кредитования населения и др.
В июне 2021 г. центральные власти Китая объявили о планах превратить провинцию Чжэцзян с населением около 65 млн человек в демонстрационный регион всеобщего процветания.
Планируется повысить ВВП на душу населения, сократить разницу в доходах между сельскими и городскими жителями, превратить большинство населения в средний класс.
Чжэцзян является центром электронной промышленности Восточного Китая. По итогам 2020 г. ВРП провинции составил 6,46 трлн юаней (около 1 трлн долл.), из них почти 47% приходилось на добавленную стоимость, созданную в электротехнической и цифровых отраслях. Здесь производят интегральные схемы, программное обеспечение, активно развивается электронная торговля, современные отрасли цифровой экономики и др.
В провинции Чжэцзян располагаются штаб-квартиры крупнейших китайских компаний, в том числе: « Alibaba Group » (электронная коммерция), « Ant Group », « China Zheshang Bank » и « Bank of Ningbo » (финансовые услуги), « Geely Automobile », « Jonway Automobile » и « Zotye Auto » (производство легковых автомобилей), « Hikvision » и « Dahua Technology » (средства видеонаблюдения), « Wahaha Group » и « Nongfu Spring » (производство продуктов питания и напитков), « Loong Air » (авиаперевозки), « Shenzhou International » и « Youngor Group » (производство одежды) и др.
Все эти китайские гиганты активно участвуют в финансировании и реализации китайской концепции построения «общества всеобщего благосостояния».
Одна из крупнейших китайских компаний «Alibaba Group» выделила в 2021 г. 15 млрд долл. на реализацию программ общего процветания, в августе 2021 г. китайская фирма «Tencent» создала фонд в размере 7,7 млрд долл. для достижения целей общего процветания.
Основатель компании «JD.com», китайский миллиардер Лю Цяндун, объявил 3 февраля 2022 г., что жертвует акции на сумму 2,2 млрд долл. на благотворительность в рамках национального проекта общего процветания.
Председатель КНР считает, что «люди, которые разбогатели первыми, должны помогать тем, кто пока остался позади». На эту новую важную социальную инициативу коммунистической партии положительно отреагировал крупный китайский бизнес.
Несколько ведущих китайских технологических компаний и миллиардеров пообещали делать регулярные пожертвования во имя общего процветания.
В частности, с апреля 2021 по август 2022 г. 49 китайских благотворителей пожертвовали 10 млрд долл. на реализацию проектов в рамках концепции всеобщего процветания. В 2022 г. еще десять крупных филантропов Китая пожертвовали 8,7 млрд долл. на эти же цели.
Важным направлением сокращения социального неравенства в рамках проекта общего процветания стало выравнивание уровня заработной платы – в основном, за счет увеличения минимального уровня оплаты труда и сокращения уровня зарплаты менеджеров в крупных частных компаниях. Товарищ Си обещал «регулировать чрезмерные доходы».
В частности, самая высокооплачиваемая категория менеджеров – инвестиционные банкиры – объявили о существенном сокращении своих зарплат, в некоторых случаях до 60%.
Руководство инвестиционной группой « China International Capital Corporation » (CICC) приняло решение сократить льготы при деловых поездках своих топ-менеджеров.
Руководство компании «JD.com» 22 ноября 2022 г. объявило, что более 2000 ее топ-менеджеров ожидает сокращение заработной платы примерно на 10-20%.
В ноябре 2021 г. в рамках проекта в Пекине была открыта новая фондовая биржа, специально предназначенная для малых и средних предприятий (МСП), которые в перспективе увеличат прослойку среднего класса.
В период с 2021 по 2025 г. в Китае планируется построить 6,5 млн недорогих домов для сдачи в аренду малообеспеченным гражданам, что составит примерно 26% от общего объема ввода в эксплуатацию нового жилья.
С целью построения «гармоничного социалистического общества» в 2020 г. в Китае был принят первый в истории страны Гражданский кодекс, и на его основании вступила в полномасштабную эксплуатацию так называемая «национальная система социального доверия»32.
Цель проекта – стимулировать добросовестное поведение граждан. Каждый взрослый гражданин получает «индивидуальный социальный рейтинг», который зависит от его поведения и отношения к обществу, соблюдения Гражданского кодекса. К рейтингу привязаны возможности социального лифта и доступа гражданина к целому ряду социальных благ.
Несмотря на реальные успехи Китая в реализации концепции «всеобщего процветания» Си Цзиньпина, основные ее положения продолжают критиковать западные, и прежде всего, американские злопыхатели.
По их мнению, очередная попытка «строительства коммунизма в отдельно взятой стране» обречена на провал. В подтверждение своих слов они приводят исторические примеры краха других подобных доктрин. Такая социально-экономическая политика, по мнению экспертов Всемирного банка, неизбежно приведёт если не к краху, то как минимум, к усилению роли государства и впоследствии – к замедлению экономического роста.
Увлечённость китайского лидера идеями «общества процветания» на Западе объясняли приверженностью товарища Си коммунистической идеологии и нехваткой экономического образования. Заметим, что ни то, ни другое не помешало Си Цзиньпину взять на себя ответственность за управление китайской экономикой, которая за время его правления по своим масштабам стала крупнейшей в мире.
На самом деле, американцев волнует именно резко возросшая в последние годы роль Китая в мировой экономике и политике, реальное формирование нового многополярного мира, где не будет гегемонии США. Кроме того, Запад тревожит быстрое наращивание международной активности и военного потенциала КНР и его сотрудничество в этой сфере с Россией.
Некоторые аналитики называют политику «всеобщего благосостояния», проводимую Си Цзиньпином, «прогрессивным авторитаризмом», а китайскую систему социальных рейтингов – «цифровым концлагерем». Такого рода критика – на наш взгляд, лучшее доказательство того, что Китай сделал правильный выбор и находится на верном пути.
* * *
Итоги социально-экономических реформ в Китае наглядно свидетельствуют, что Поднебесная возвращается к истокам своей цивилизации, когда страна в своем развитии опережала соседние азиатские страны и государства европейского континента.
За относительно короткий исторический период времени экономика Китая превратилась в одну из наиболее динамичных и масштабных экономик мира, сформирована и реализована на практике специфическая социалистическая модель китайской социально ориентированной экономики.
Эта модель, одним из авторов которой был Дэн Сяопин, оказалась наиболее эффективной в современном мире, как в плане экономической динамики, так и в плане решения социальных проблем.
Анализируя причины успешного социально-экономического развития Китая, следует отметить эффективное использование руководством Китая таких институциональных механизмов, как стратегическое планирование, стратегическое управление, долгосрочное планирование и среднесрочное планирование на 5-летний период.
Дальновидным китайским руководителям удалось создать эффективную экономическую систему, не разрушая основ социализма, в полной мере используя преимущества планового хозяйства и рыночных механизмов при жестком государственном регулировании социально-экономических процессов.
Процесс модернизации социализма, продолжающийся уже более четырех десятилетий, позволил Китаю, удовлетворить базовые потребности большей части его огромного населения.
В результате, к 2021 г. Китай полностью ликвидировал нищету, значительно сократил бедность в стране, создал крупнейшую в мире по охвату населения систему образования, а также социального, пенсионного обеспечения и здравоохранения.
Базовым пенсионным страхованием в Китае сейчас охвачено более 1 миллиарда человек, а базовое медицинское страхование распространяется на 95 процентов 1,4-миллиардного населения страны.
К среднему классу относится более 400 млн человек, а уровень доходов на душу населения в Китае в 2022 г. достиг 36,883 юаней (5489 долл.) и уже превышает аналогичный показатель многих стран мира, в том числе и России.
В ходе Национальной конференции по проблемам борьбы с бедностью 25 февраля 2021 г. Си Цзиньпин заявил о победе над нищетой. По его словам, в соответствии с международными стандартами, 98,99 млн сельских бедняков Китая были выведены из нищеты.
Китайская политическая элита прекрасно понимает, что социальная стабильность в Китае и сохранение за КПК мандата на государственное управление могут обеспечиваться только при курсе на максимальное удовлетворение потребностей и запросов населения.
В этой связи на повестке дня современного Китая стоят вопросы обеспечения высокого качества жизни, дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и здравоохранения, содействия «зеленому» развитию, и в целом – реализация концепции общества всеобщего благосостояния.
Экономические приоритеты Китая остаются неизменными – это проведение заявленной в 2020 г. стратегии «двойной циркуляции»33 с опорой на раскрытие внутреннего потребительского потенциала, создание инновационной экономики, а также содействие еще большей внешнеэкономической открытости Китая.
В основе современной стратегии развития Китая лежит курс на технологическую самодостаточность и достижение прорыва в развитии ключевых технологий, раскрытие китайского потенциала научных и технологических инноваций.
При этом руководство Китая призывает не допускать механического подражания моделям развития других стран, не перенимать слепо практику зарубежных экономических реформ и трансформаций.
Партийные лидеры постулируют необходимость следовать собственным, уникальным китайским путем социалистического развития и модернизации, адаптации национальной стратегии развития к меняющимся внешним условиям.
Приоритетное внимание в предстоящие годы в Китае будет уделяться развитию высококлассного образования, воспитанию талантов, укреплению потенциала в области науки и технологий, человеческого капитала.
Во главу угла ставится разработка новых подходов и способов эффективного решения проблем, развитие среди китайского населения, и особенно молодежи, системного, стратегического мышления и творческих способностей.
Конечные цели реформирования Китая партийное руководство страны видит реализацию «мечты о великом возрождении китайской нации» и трансформации Китая в «богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу» («общество Великого единения»), что в современных реалиях является синонимом коммунистического общества с китайской спецификой.
Очевидно, что китайская модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным и практическим потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства.
References
- 1. Andrianov V.D. Istoriya formirovaniya sotsial'nogo napravleniya v ehkonomicheskoj teorii. V sbornike «Rossiya; tendentsii i perspektivy razvitiya». Vypusk 16. Chast' 1. // M.: INION RAN. 2021. S. 765–770.
- 2. Berger Ya.M. Ehkonomicheskaya strategiya Kitaya // M.: Forum. 2009. – 560 s.
- 3. Vozhdi narodov – KhKh vek. Dehn Syaopin. Stroitel'stvo sotsializma s kitajskoj spetsifikoj. Stat'i i vystupleniya // M.: Izdatel'stvo MP PALEYa. 1997 g. – 479 s.
- 4. Leninskij sbornik T. 36 / In-t Lenina pri TsK RKP(b) // Moskva; Leningrad: Gos. izd-vo, 1924–1985. S. 31.
- 5. Bukharin Nikolaj Ivanovich. Novyj kurs ehkonomicheskoj politiki // Pg. : [Gos. izd-vo], 1921. – 15 s.
- 6. N.I. Bukharin. Mirovoe khozyajstvo i imperializm // M., 1927.
- 7. N. I. Bukharin. Zametki ehkonomista // Pg. : [Gos. izd-vo]. 1921. – 23 s.
- 8. N.I. Bukharin. Problemy teorii i praktiki sotsializma // M., 1989.
- 9. Perelomov L.S. Konfutsij: zhizn', uchenie, sud'ba // M.: Nauka, 1993. – 440 s.
- 10. Spichak D. A. Istoriya podgotovki kitajskikh studentov v Moskovskikh uchebnykh tsentrakh Kominterna: tseli, metody, rezul'taty (1921-1939 gg.). Kand. diss. // M., 2010. S. 44–47.
- 11. Ehjdlin L. Tao Yuan'-min i ego stikhotvoreniya // AN SSSR. In-t narodov Azii. M.: Nauka. 1967. – 494 s.
- 12. Informatsionnoe agentstvo Krasnaya Vesna. URL: http://rossaprimavera.ru/news/8f7becdb
- 13. russian.china.org.cn, 15.01.2014.
- 14. Qiúshì (Tsyushi) 2021. № 6.