- Код статьи
- S020736760026573-9-1
- DOI
- 10.31857/S020736760026573-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 47-55
- Аннотация
В статье рассматривается текущее состояние сектора социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) Российской Федерации в разрезе федеральных округов. Отмечается асимметрия в распределении ресурсов, влекущая за собой существенное отставание отдельных федеральных округов в развитии данной сферы. В качестве ключевой меры оптимизации финансового и имущественного обеспечения деятельности СОНКО рассматривается формирование механизма взаимодействия государства, общества, бизнеса и непосредственно социально ориентированных некоммерческих организаций. Предлагаемый механизм основывается на создании в каждом из российских регионов особых фондов обеспечения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Ключевые слова
- социально ориентированные некоммерческие организации, общественный сектор, неравенство, развитие, финансовое обеспечение, управление, федеральные округа
- Дата публикации
- 28.09.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 171
Развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) является одной из важных задач государства в области совершенствования социальной политики. Деятельность таких организаций выступает в качестве катализатора позитивных изменений в различных сферах общественной жизни: здравоохранении, образовании, спорте, сохранении исторической памяти, культуре и т.д. Вместе с тем, сегодня мы сталкиваемся с неравенством в уровне развития субъектов сектора СОНКО из различных федеральных округов, которое обусловливается особенностями институциональных сред, степенью сформированности гражданского общества, уровнем активности населения в данной области, объемами финансовой (имущественной) поддержки и другими факторами.
В российской научной периодике в последние годы часто освещаются вопросы необходимости оптимизации управления сектором социально ориентированных некоммерческих организаций. Например, в статьях О.А. Дурандиной [3] и О.К. Коробковой [6] обосновывается необходимость трансформации форм взаимодействия СОНКО с органами государственной власти и местного самоуправления, подчеркивается важность партнерских отношений в построении транспарентной модели совместной деятельности на благо общества. Вместе с тем, в этих работах уделяется недостаточно внимания другим возможным сторонам взаимодействия: обществу и представителям бизнес-сообщества. Другие труды, например, статья Е.И. Колесникова [5], обращены к зарубежному опыту развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако, несмотря на наличие реальной возможности трансплантации иностранных институтов, регламентирующих отношения в данной сфере, открытым остается вопрос эффективности такого заимствования. Помимо вышеуказанных, в российской научной литературе встречаются труды, в которых предлагаются более традиционные способы повышения эффективности деятельности СОНКО. Например, М.А. Лобанова [9], С.Ю. Соколова [10] и Е.А. Хаунина [11] рассматривают в качестве инструмента развития социально ориентированных некоммерческих организаций в различных сферах общественной жизни фонды целевого капитала (эндаумент-фонды). Однако, практика хозяйственной деятельности СОНКО в последнем десятилетии показала, что сфера применения фондов целевого капитала является весьма ограниченной, а потому они не могут рассматриваться в качестве универсального инструмента развития сектора. В данной статье в качестве способа оптимизации процессов управления деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций предлагается формирование четырехсторонней модели взаимодействия, включающей государство, общество, коммерческие предприятия и сами СОНКО.
В данной связи целесообразным становится определение оценочного уровня федеральных округов в части развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций и последующее выявление направлений оптимизации сложившейся асимметрии. В рамках данной статьи оценка развития СОНКО в федеральных округах основывается на выведении интегрального показателя, отражающего уровень эффективности функционирования данных организации в сравнении с другими территориями [2].
Используемая методика расчета интегрального показателя включает следующие этапы:
- Определение средних показателей на основе абсолютных значений среднегодовой численности населения федерального округа (как суммы численности населения образующих его регионов), количества функционирующих в федеральном округе социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе – имеющих в собственности нежилое помещение), объемов их финансирования, количества работников и волонтеров. Средние показатели применяются для повышения объективности итоговых результатов ввиду широкого диапазона возможного количества действующих в федеральном округе организаций.
- Ранжирование федеральных округов по возрастанию значений тех или иных показателей. Значения показателей округляются до сотых. При совпадении величины показателей у нескольких федеральных округов им присваивается одинаковый ранг.
- Определение суммы баллов, отражающей совокупный показатель уровня развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в федеральном округе. Максимальное значение показателя соответствует произведению количества федеральных округов и числа имеющихся показателей. В рамках данного исследования используется 5 показателей по 8 федеральным округам, поэтому максимальное значение будет равно 40.
- Конечный балл, набранный федеральным округом в рейтинге (Kdev) определяется путем деления полученного значения на максимальный с последующим умножением на 100. Чем ближе итоговый показатель оказывается к 100, тем более высоким является уровень развития сектора СОНКО в федеральном округе. Таким образом, применяется следующая формула:
- до 35 – крайне низкий уровень развития;
- от 36 до 50 – низкий уровень развития;
- от 51 до 60 – недостаточный уровень развития;
- от 61 до 75 – достаточный уровень развития;
- выше 75 – высокий уровень развития.
- средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; средства внебюджетных фондов;
- добровольные пожертвования со стороны физических и юридических лиц;
- средства, полученные социально ориентированными некоммерческими организациями – участниками процесса взаимодействия, в качестве прибыли от реализации товаров, работ и услуг.
| (1) |
Для получения детальных сведений об уровне развития и эффективности социально ориентированных некоммерческих организаций в различных федеральных округах был осуществлен анализ официальных статистических данных за 2021 год, полученных в ходе объединения сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1–СОНКО. В целях обеспечения достоверности результатов исследования, на основе имеющихся абсолютных величин были рассчитаны относительные показатели, представленные в приведенной ниже табл. 1.
Таблица 1 Усредненные показатели деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в 2021 г. в разрезе федеральных округов
| Федеральный округ | Число СОНКО на 1000 человек населения, единиц | Доля СОНКО, имеющих в собственно-сти нежилое помещение, % к итогу | Средний объем финансиро-вания на одну СОНКО, тыс. руб. | Среднее число работников СОНКО, человек | Среднее число волонтеров СОНКО, человек |
| Российская Федерация | 0,88 | 3,41 | 9684,67 | 4,28 | 30,39 |
| Центральный ФО | 0,79 | 3,53 | 23037,60 | 6,14 | 80,68 |
| Северо-Западный ФО | 0,93 | 2,81 | 6113,33 | 4,04 | 13,73 |
| Южный ФО | 0,89 | 4,11 | 7124,69 | 3,45 | 9,54 |
| Северо-Кавказский ФО | 0,59 | 9,10 | 3883,09 | 5,09 | 33,49 |
| Приволжский ФО | 0,86 | 2,52 | 5442,34 | 3,83 | 16,09 |
| Уральский ФО | 0,92 | 3,08 | 6776,58 | 4,40 | 12,02 |
| Сибирский ФО | 0,99 | 2,76 | 3730,84 | 3,09 | 13,49 |
| Дальневосточный ФО | 1,27 | 3,09 | 3886,77 | 2,61 | 9,38 |
Из таблицы следует, что по большинству представленных показателей лидером в области развития социально ориентированных некоммерческих организаций является Центральный федеральный округ. Так, средний объем финансирования СОНКО в данном федеральном округе более чем двукратно превышает таковой в целом по России. Это же касается и уровня активности волонтеров: на одну социально ориентированную некоммерческую организацию Центрального ФО приходится более 80 добровольцев, тогда как в среднем по стране этот показатель оказывается немногим выше 30. Положение других федеральных округов в части развития СОНКО куда менее благополучно.
Обратимся к результатам дальнейшего анализа, в ходе которого федеральным округам были присвоены ранги по каждому из исследуемых показателей (порядок показателей в столбцах таблицы 2 идентичен таковому в таблице 1).
Таблица 2 Результаты ранжирования показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в 2021 году в разрезе федеральных округов
| Федеральный округ | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | Сумма |
| Центральный ФО | 2 | 6 | 8 | 8 | 8 | 32 |
| Северо-Западный ФО | 6 | 3 | 5 | 5 | 5 | 24 |
| Южный ФО | 4 | 7 | 7 | 3 | 2 | 23 |
| Северо-Кавказский ФО | 1 | 8 | 2 | 7 | 7 | 25 |
| Приволжский ФО | 3 | 1 | 4 | 4 | 6 | 18 |
| Уральский ФО | 5 | 4 | 6 | 6 | 3 | 24 |
| Сибирский ФО | 7 | 2 | 1 | 2 | 4 | 16 |
| Дальневосточный ФО | 8 | 5 | 3 | 1 | 1 | 18 |
Для обеспечения наглядности полученных результатов перейдем к преобразованию, описанному в п. 4 методологии. Показатели Kdev для исследуемых федеральных округов отражены на приведенном ниже рис. 1.
Рис. 1. Значение коэффициента Kdev по итогам 2021 года для социально ориентированных некоммерческих организаций в разрезе федеральных округов Источник: рассчитано по материалам [3].
Полученные результаты свидетельствуют о лидирующем положении Центрального федерального округа в области развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. За ним с существенным отрывом следует Северо-Кавказский федеральный округ. На третьем и четвертом местах с одинаковым показателем оказались Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Далее в порядке убывания следуют Южный, Дальневосточный и Приволжский, Сибирский федеральные округа. Ниже представлена табл. 3, где приведены результаты распределения федеральных округов по уровням развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таблица 3 Результаты распределения федеральных округов по уровню развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций
| Уровень развития | Федеральный округ |
| Низкий уровень развития | Сибирский ФО |
| Приволжский ФО | |
| Дальневосточный ФО | |
| Недостаточный уровень развития | Южный ФО |
| Северо-Западный ФО | |
| Уральский ФО | |
| Достаточный уровень развития | Северо-Кавказский ФО |
| Высокий уровень развития | Центральный ФО |
Источник: составлено авторами.
Таким образом, степень развития сектора СОНКО в большинстве федеральных округов (6) соответствует низкому и недостаточному уровням. В группу с достаточным уровнем развития был включен только Северо-Кавказский федеральный округ, с высоким – только Центральный. Подобное распределение свидетельствует о значительном отставании большинства федеральных округов от Центрального, т.к. исключительно в последнем может обеспечиваться активное развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Этому способствуют усиленный приток финансовых ресурсов (при относительно невысокой численности СОНКО на 1000 человек населения), высокая численность волонтеров и наибольшее в России среднее количество сотрудников. Развитие сектора СОНКО в других федеральных округах, в свою очередь, сдерживается различными факторами: нехваткой финансовых ресурсов (как, например, в Северо-Кавказском округе, где с относительно высокими показателями доли организаций, имеющих в собственности нежилое помещение, а также значительной численностью сотрудников и волонтеров соседствует низкий уровень финансирования, приходящегося на одну СОНКО). В Южном федеральном округе развитие социально ориентированных некоммерческих организаций сдерживается нехваткой сотрудников и добровольцев – на фоне сравнительно высоких объемов финансирования.
В качестве основной меры обеспечения выравнивания объемов финансирования СОНКО, а также задействования механизмов общественного и государственного контроля деятельности данных организаций, авторами предлагается формирование в каждом регионе особых фондов обеспечения социально ориентированных некоммерческих организаций (фондов обеспечения), чья деятельность будет состоять в консолидации финансовых ресурсов из четырех основных источников с целью дальнейшего направления их на погашение текущих обязательств организаций, а также на реализацию отобранных проектов СОНКО. Данные источники включают:
Соответственно, в состав органов управления фондов обеспечения будут на выборной основе включаться представители государственной власти и местного самоуправления, общества, коммерческих организаций и непосредственно СОНКО. Подобная форма управления направлена на предотвращение конфликта интересов, а также на создание условий для осуществления всестороннего анализа проектов СОНКО, предлагаемых к реализации.
Важным преимуществом для СОНКО при участии в подобной системе взаимодействия станет возможность гарантированного погашения текущих обязательств со стороны фонда обеспечения. Государство, в свою очередь, получит возможность повышать эффективность расходования бюджетных средств в части поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также регулярно оценивать соответствие деятельности организаций, включенных в систему, правовым нормам. Участие же в деятельности фонда обеспечения представителей общества и бизнеса позволит сформировать механизм отбора планируемых к реализации проектов СОНКО, направленных на выявление целесообразности и адекватности таковых реальным проблемам, существующим в социальной жизни граждан. К числу задач фонда также следует отнести сбор статистических данных о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Это касается не только сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-СОНКО, но и специфических форм, содержание которых будет отвечать потребностям анализа проблемных сторон деятельности организаций в целях формирования наиболее эффективных мер поддержки.
Следует подчеркнуть, что развитие социально ориентированных некоммерческих организаций – это не только путь к позитивной трансформации социальной среды, но и значимый инструмент повышения занятости населения [1]. По состоянию на конец 2021 г., доля сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций России в общей численности занятых в экономике составила 0,76%. Данный показатель является крайне низким – с учетом численности подобных организаций и целей, которые они преследуют [4]. Формирование механизма взаимодействия государства, общества, представителей бизнеса и некоммерческого сектора позволит, кроме прочего, привлечь людей к деятельности СОНКО и повысить востребованность профессий, связанных с этой сферой.
Таким образом, преодоление современных проблем в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций возможно при построении эффективной модели взаимодействия государства, общества, бизнеса и СОНКО. Широкая вариативность подходов к решению задач в данном случае не только не станет препятствием для совместной деятельности, но и позволит выработать эффективные стратегии, позволяющие системно и комплексно подойти к развитию СОНКО.
Библиография
- 1. Бунеева Р.И. Принципы управления, определяющие развитие некоммерческих организаций // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6(221). С. 97–99.
- 2. Дмитриев А.С. Эволюция некоммерческого сектора и его современное место в экономике Волгоградской области / А. С. Дмитриев, С. В. Землянская. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского // Экономика и управление. 2021. Т. 7. № 2. С. 25–34.
- 3. Дурандина О.А. Основные направления развития сотрудничества государства и социально ориентированных некоммерческих организаций (региональный аспект) // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 3. С. 110–125.
- 4. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1-СОНКО. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 14.11.2022).
- 5. Колесников Е.И. Европейский опыт развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Ученые записки // Государственное и муниципальное управление. 2017. № 2. С. 215–224.
- 6. Коробкова О.К. Развитие системы государственной поддержки некоммерческих организаций сферы здравоохранения, участвующих в развитии цифровой экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 10(57). С. 59–61.
- 7. Косыгина К.Е. Актуальные вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 107–121.
- 8. Кутьева Д.А. Многомерность источников финансирования некоммерческих организаций // Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 195–198.
- 9. Лобанова М.А. Эндаумент-фонд регионального вуза как направление инновационного развития системы высшего образования / М. А. Лобанова, П. В. Ткаченко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 3(36). С. 237–241.
- 10. Соколова С.Ю. Фонды целевого капитала в системе обеспечения конкурентоспособности некоммерческих организаций // Экономический журнал. 2011. № 24. С. 73–78.
- 11. Хаунина Е.А. Создание и функционирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) в сфере культуры в Российской Федерации // Вопросы теоретической экономики. 2018. № 2(3). С. 101–112.