Оптимизация управления обеспечением социально ориентированных некоммерческих организаций в России
Оптимизация управления обеспечением социально ориентированных некоммерческих организаций в России
Аннотация
Код статьи
S020736760026573-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Морозова Ирина  
Аффилиация: Волгоградский государственный технический университет
Адрес: г. Волгоград, Российская Федерация
Дмитриев Алексей
Аффилиация: Волгоградский государственный технический университет
Адрес: г. Волгоград, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
47-55
Аннотация

В статье рассматривается текущее состояние сектора социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) Российской Федерации в разрезе федеральных округов. Отмечается асимметрия в распределении ресурсов, влекущая за собой существенное отставание отдельных федеральных округов в развитии данной сферы. В качестве ключевой меры оптимизации финансового и имущественного обеспечения деятельности СОНКО рассматривается формирование механизма взаимодействия государства, общества, бизнеса и непосредственно социально ориентированных некоммерческих организаций. Предлагаемый механизм основывается на создании в каждом из российских регионов особых фондов обеспечения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ключевые слова
социально ориентированные некоммерческие организации, общественный сектор, неравенство, развитие, финансовое обеспечение, управление, федеральные округа
Классификатор
Получено
31.08.2023
Дата публикации
28.09.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
152
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) является одной из важных задач государства в области совершенствования социальной политики. Деятельность таких организаций выступает в качестве катализатора позитивных изменений в различных сферах общественной жизни: здравоохранении, образовании, спорте, сохранении исторической памяти, культуре и т.д. Вместе с тем, сегодня мы сталкиваемся с неравенством в уровне развития субъектов сектора СОНКО из различных федеральных округов, которое обусловливается особенностями институциональных сред, степенью сформированности гражданского общества, уровнем активности населения в данной области, объемами финансовой (имущественной) поддержки и другими факторами.
2 В российской научной периодике в последние годы часто освещаются вопросы необходимости оптимизации управления сектором социально ориентированных некоммерческих организаций. Например, в статьях О.А. Дурандиной [3] и О.К. Коробковой [6] обосновывается необходимость трансформации форм взаимодействия СОНКО с органами государственной власти и местного самоуправления, подчеркивается важность партнерских отношений в построении транспарентной модели совместной деятельности на благо общества. Вместе с тем, в этих работах уделяется недостаточно внимания другим возможным сторонам взаимодействия: обществу и представителям бизнес-сообщества. Другие труды, например, статья Е.И. Колесникова [5], обращены к зарубежному опыту развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако, несмотря на наличие реальной возможности трансплантации иностранных институтов, регламентирующих отношения в данной сфере, открытым остается вопрос эффективности такого заимствования. Помимо вышеуказанных, в российской научной литературе встречаются труды, в которых предлагаются более традиционные способы повышения эффективности деятельности СОНКО. Например, М.А. Лобанова [9], С.Ю. Соколова [10] и Е.А. Хаунина [11] рассматривают в качестве инструмента развития социально ориентированных некоммерческих организаций в различных сферах общественной жизни фонды целевого капитала (эндаумент-фонды). Однако, практика хозяйственной деятельности СОНКО в последнем десятилетии показала, что сфера применения фондов целевого капитала является весьма ограниченной, а потому они не могут рассматриваться в качестве универсального инструмента развития сектора. В данной статье в качестве способа оптимизации процессов управления деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций предлагается формирование четырехсторонней модели взаимодействия, включающей государство, общество, коммерческие предприятия и сами СОНКО.
3 В данной связи целесообразным становится определение оценочного уровня федеральных округов в части развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций и последующее выявление направлений оптимизации сложившейся асимметрии. В рамках данной статьи оценка развития СОНКО в федеральных округах основывается на выведении интегрального показателя, отражающего уровень эффективности функционирования данных организации в сравнении с другими территориями [2].
4 Используемая методика расчета интегрального показателя включает следующие этапы:
5
  1. Определение средних показателей на основе абсолютных значений среднегодовой численности населения федерального округа (как суммы численности населения образующих его регионов), количества функционирующих в федеральном округе социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе – имеющих в собственности нежилое помещение), объемов их финансирования, количества работников и волонтеров. Средние показатели применяются для повышения объективности итоговых результатов ввиду широкого диапазона возможного количества действующих в федеральном округе организаций.
6
  1. Ранжирование федеральных округов по возрастанию значений тех или иных показателей. Значения показателей округляются до сотых. При совпадении величины показателей у нескольких федеральных округов им присваивается одинаковый ранг.
7
  1. Определение суммы баллов, отражающей совокупный показатель уровня развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в федеральном округе. Максимальное значение показателя соответствует произведению количества федеральных округов и числа имеющихся показателей. В рамках данного исследования используется 5 показателей по 8 федеральным округам, поэтому максимальное значение будет равно 40.
8
  1. Конечный балл, набранный федеральным округом в рейтинге (Kdev) определяется путем деления полученного значения на максимальный с последующим умножением на 100. Чем ближе итоговый показатель оказывается к 100, тем более высоким является уровень развития сектора СОНКО в федеральном округе. Таким образом, применяется следующая формула:
  2. Kdev=aamax*100       , (1)
    Полученные показатели сопоставляются со следующей шкалой:
9
  • до 35 – крайне низкий уровень развития;
  • от 36 до 50 – низкий уровень развития;
  • от 51 до 60 – недостаточный уровень развития;
  • от 61 до 75 – достаточный уровень развития;
  • выше 75 – высокий уровень развития.
10 Для получения детальных сведений об уровне развития и эффективности социально ориентированных некоммерческих организаций в различных федеральных округах был осуществлен анализ официальных статистических данных за 2021 год, полученных в ходе объединения сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1–СОНКО. В целях обеспечения достоверности результатов исследования, на основе имеющихся абсолютных величин были рассчитаны относительные показатели, представленные в приведенной ниже табл. 1.
11 Таблица 1 Усредненные показатели деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в 2021 г. в разрезе федеральных округов
Федеральный округ Число СОНКО на 1000 человек населения, единиц Доля СОНКО, имеющих в собственно-сти нежилое помещение, % к итогу Средний объем финансиро-вания на одну СОНКО, тыс. руб. Среднее число работников СОНКО, человек Среднее число волонтеров СОНКО, человек
Российская Федерация 0,88 3,41 9684,67 4,28 30,39
Центральный ФО 0,79 3,53 23037,60 6,14 80,68
Северо-Западный ФО 0,93 2,81 6113,33 4,04 13,73
Южный ФО 0,89 4,11 7124,69 3,45 9,54
Северо-Кавказский ФО 0,59 9,10 3883,09 5,09 33,49
Приволжский ФО 0,86 2,52 5442,34 3,83 16,09
Уральский ФО 0,92 3,08 6776,58 4,40 12,02
Сибирский ФО 0,99 2,76 3730,84 3,09 13,49
Дальневосточный ФО 1,27 3,09 3886,77 2,61 9,38
Источник: рассчитано по материалам [3].
12 Из таблицы следует, что по большинству представленных показателей лидером в области развития социально ориентированных некоммерческих организаций является Центральный федеральный округ. Так, средний объем финансирования СОНКО в данном федеральном округе более чем двукратно превышает таковой в целом по России. Это же касается и уровня активности волонтеров: на одну социально ориентированную некоммерческую организацию Центрального ФО приходится более 80 добровольцев, тогда как в среднем по стране этот показатель оказывается немногим выше 30. Положение других федеральных округов в части развития СОНКО куда менее благополучно.
13 Обратимся к результатам дальнейшего анализа, в ходе которого федеральным округам были присвоены ранги по каждому из исследуемых показателей (порядок показателей в столбцах таблицы 2 идентичен таковому в таблице 1).
14 Таблица 2 Результаты ранжирования показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в 2021 году в разрезе федеральных округов
Федеральный округ П1 П2 П3 П4 П5 Сумма
Центральный ФО 2 6 8 8 8 32
Северо-Западный ФО 6 3 5 5 5 24
Южный ФО 4 7 7 3 2 23
Северо-Кавказский ФО 1 8 2 7 7 25
Приволжский ФО 3 1 4 4 6 18
Уральский ФО 5 4 6 6 3 24
Сибирский ФО 7 2 1 2 4 16
Дальневосточный ФО 8 5 3 1 1 18
Источник: рассчитано по материалам [3].
15 Для обеспечения наглядности полученных результатов перейдем к преобразованию, описанному в п. 4 методологии. Показатели Kdev для исследуемых федеральных округов отражены на приведенном ниже рис. 1.
16

Рис. 1. Значение коэффициента Kdev по итогам 2021 года для социально ориентированных некоммерческих организаций в разрезе федеральных округов Источник: рассчитано по материалам [3].

17 Полученные результаты свидетельствуют о лидирующем положении Центрального федерального округа в области развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. За ним с существенным отрывом следует Северо-Кавказский федеральный округ. На третьем и четвертом местах с одинаковым показателем оказались Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Далее в порядке убывания следуют Южный, Дальневосточный и Приволжский, Сибирский федеральные округа. Ниже представлена табл. 3, где приведены результаты распределения федеральных округов по уровням развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций.
18

Таблица 3 Результаты распределения федеральных округов по уровню развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций

Уровень развития Федеральный округ
Низкий уровень развития Сибирский ФО
Приволжский ФО
Дальневосточный ФО
Недостаточный уровень развития Южный ФО
Северо-Западный ФО
Уральский ФО
Достаточный уровень развития Северо-Кавказский ФО
Высокий уровень развития Центральный ФО

Источник: составлено авторами.

19 Таким образом, степень развития сектора СОНКО в большинстве федеральных округов (6) соответствует низкому и недостаточному уровням. В группу с достаточным уровнем развития был включен только Северо-Кавказский федеральный округ, с высоким – только Центральный. Подобное распределение свидетельствует о значительном отставании большинства федеральных округов от Центрального, т.к. исключительно в последнем может обеспечиваться активное развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Этому способствуют усиленный приток финансовых ресурсов (при относительно невысокой численности СОНКО на 1000 человек населения), высокая численность волонтеров и наибольшее в России среднее количество сотрудников. Развитие сектора СОНКО в других федеральных округах, в свою очередь, сдерживается различными факторами: нехваткой финансовых ресурсов (как, например, в Северо-Кавказском округе, где с относительно высокими показателями доли организаций, имеющих в собственности нежилое помещение, а также значительной численностью сотрудников и волонтеров соседствует низкий уровень финансирования, приходящегося на одну СОНКО). В Южном федеральном округе развитие социально ориентированных некоммерческих организаций сдерживается нехваткой сотрудников и добровольцев – на фоне сравнительно высоких объемов финансирования.
20 В качестве основной меры обеспечения выравнивания объемов финансирования СОНКО, а также задействования механизмов общественного и государственного контроля деятельности данных организаций, авторами предлагается формирование в каждом регионе особых фондов обеспечения социально ориентированных некоммерческих организаций (фондов обеспечения), чья деятельность будет состоять в консолидации финансовых ресурсов из четырех основных источников с целью дальнейшего направления их на погашение текущих обязательств организаций, а также на реализацию отобранных проектов СОНКО. Данные источники включают:
21
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; средства внебюджетных фондов;
22
  • добровольные пожертвования со стороны физических и юридических лиц;
23
  • средства, полученные социально ориентированными некоммерческими организациями – участниками процесса взаимодействия, в качестве прибыли от реализации товаров, работ и услуг.
24 Соответственно, в состав органов управления фондов обеспечения будут на выборной основе включаться представители государственной власти и местного самоуправления, общества, коммерческих организаций и непосредственно СОНКО. Подобная форма управления направлена на предотвращение конфликта интересов, а также на создание условий для осуществления всестороннего анализа проектов СОНКО, предлагаемых к реализации.
25 Важным преимуществом для СОНКО при участии в подобной системе взаимодействия станет возможность гарантированного погашения текущих обязательств со стороны фонда обеспечения. Государство, в свою очередь, получит возможность повышать эффективность расходования бюджетных средств в части поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также регулярно оценивать соответствие деятельности организаций, включенных в систему, правовым нормам. Участие же в деятельности фонда обеспечения представителей общества и бизнеса позволит сформировать механизм отбора планируемых к реализации проектов СОНКО, направленных на выявление целесообразности и адекватности таковых реальным проблемам, существующим в социальной жизни граждан. К числу задач фонда также следует отнести сбор статистических данных о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Это касается не только сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-СОНКО, но и специфических форм, содержание которых будет отвечать потребностям анализа проблемных сторон деятельности организаций в целях формирования наиболее эффективных мер поддержки.
26 Следует подчеркнуть, что развитие социально ориентированных некоммерческих организаций – это не только путь к позитивной трансформации социальной среды, но и значимый инструмент повышения занятости населения [1]. По состоянию на конец 2021 г., доля сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций России в общей численности занятых в экономике составила 0,76%. Данный показатель является крайне низким – с учетом численности подобных организаций и целей, которые они преследуют [4]. Формирование механизма взаимодействия государства, общества, представителей бизнеса и некоммерческого сектора позволит, кроме прочего, привлечь людей к деятельности СОНКО и повысить востребованность профессий, связанных с этой сферой.
27 Таким образом, преодоление современных проблем в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций возможно при построении эффективной модели взаимодействия государства, общества, бизнеса и СОНКО. Широкая вариативность подходов к решению задач в данном случае не только не станет препятствием для совместной деятельности, но и позволит выработать эффективные стратегии, позволяющие системно и комплексно подойти к развитию СОНКО.

Библиография

1. Бунеева Р.И. Принципы управления, определяющие развитие некоммерческих организаций // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6(221). С. 97–99.

2. Дмитриев А.С. Эволюция некоммерческого сектора и его современное место в экономике Волгоградской области / А. С. Дмитриев, С. В. Землянская. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского // Экономика и управление. 2021. Т. 7. № 2. С. 25–34.

3. Дурандина О.А. Основные направления развития сотрудничества государства и социально ориентированных некоммерческих организаций (региональный аспект) // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 3. С. 110–125.

4. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1-СОНКО. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 14.11.2022).

5. Колесников Е.И. Европейский опыт развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Ученые записки // Государственное и муниципальное управление. 2017. № 2. С. 215–224.

6. Коробкова О.К. Развитие системы государственной поддержки некоммерческих организаций сферы здравоохранения, участвующих в развитии цифровой экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 10(57). С. 59–61.

7. Косыгина К.Е. Актуальные вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 107–121.

8. Кутьева Д.А. Многомерность источников финансирования некоммерческих организаций // Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 195–198.

9. Лобанова М.А. Эндаумент-фонд регионального вуза как направление инновационного развития системы высшего образования / М. А. Лобанова, П. В. Ткаченко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 3(36). С. 237–241.

10. Соколова С.Ю. Фонды целевого капитала в системе обеспечения конкурентоспособности некоммерческих организаций // Экономический журнал. 2011. № 24. С. 73–78.

11. Хаунина Е.А. Создание и функционирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) в сфере культуры в Российской Федерации // Вопросы теоретической экономики. 2018. № 2(3). С. 101–112.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести