The current trends in the development of marketing in the republic of Belarus
Table of contents
Share
QR
Metrics
The current trends in the development of marketing in the republic of Belarus
Annotation
PII
S020736760025545-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vadim Golik 
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Republic of Belarus
Yurij Enin
Occupation: Professor of the Belarusian State Economic University
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Republic of Belarus
Svetlana Razumova
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Republic of Belarus
Tatiana Revitskaya
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Republic of Belarus
Elena Sushkevich
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Republic of Belarus
Edition
Pages
48-54
Abstract

The article analyzes the main directions of marketing development in the Republic of Belarus. The data of a survey among employees of companies in various sectors on the development of marketing, branding, marketing technologies, the use of various marketing techniques and the solution of marketing problems are given.

Keywords
marketing, marketing tools, digital technologies, branding, marketing technologies, marketing tasks
Received
07.06.2023
Date of publication
09.06.2023
Number of purchasers
12
Views
232
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1

В 2022 году на факультете маркетинга и логистики УО «Белорусский государственный экономический университет» проводилось исследование, целью которого было выявление основных направлений развития маркетинга в Республике Беларусь. В рамках данного исследования были опрошены сотрудники 361 компании из различных секторов национальной экономики, начиная от производственной сферы (104 компании), торговли (76 компаний) и общественного питания (10 компаний) до сферы маркетинга, рекламы и SMM (67 компаний), транспортных (14 компаний) и образовательных услуг (11 компаний), ИТ-индустрии (9 компаний), консалтинга (6 компаний), а также компании из других сфер деятельности (64 компании). В результате опроса было установлено, что 32 компании-респондента осуществляют деятельность на мировом уровне, 175 – на международном, 88 – на национальном, 40 – на региональном, 26 – на локальном уровне.

2

В зависимости от количества сотрудников все компании были разделены на группы с выделением доли каждой из таких групп в общем числе респондентов: очень крупные (более 2000 сотрудников) – 20,8%; крупные (до 2000 сотрудников) – 16,9%, средние (до 500 сотрудников) – 24,4%, малые (до 100 сотрудников) – 10,3%, очень малые (до 50 сотрудников) – 27,1% и фрилансеры – 0,5%. В опросе приняли участие как руководители (заместители руководителей) компаний / подразделений компаний, так и специалисты в области маркетинга.

3 230 респондентов охарактеризовали свою компанию как достаточно успешную, достигающую поставленных финансовых и маркетинговых целей; 100 респондентов считают свою компанию лидером рынка, который добивается перевыполнения своих планов; 30 респондентов оценили свою компанию как недостаточно успешную, не всегда способную достичь поставленных целей.
4 На вопрос о том, как сотрудники белорусских компаний оценивают уровень развития маркетинга в Республике Беларусь, 41,8% респондентов охарактеризовали данный уровень как высокий1 или продвинутый2; 50,4% опрошенных выбрали ответ «недостаточно высокий – белорусские компании используют некоторые инструменты оффлайн и онлайн-маркетинга, порой эпизодически»; 7,8% – «невысокий – белорусскими компаниями редко используются передовые инструменты маркетинга, не уделяется им должного внимания».
1. Белорусские компании активно используют различные маркетинговые инструменты в оффлайн- и онлайн- среде.

2. Большинством компаний используются самые современные инструменты маркетинга от традиционных до цифровых.
5 К числу наиболее востребованных направлений развития маркетинга респонденты отнесли интернет-маркетинг, SMM-маркетинг и брендинг3 (рис. 1).
3. При ответе на данный вопрос респонденты могли выбрать 1 или более ответов.
6

Рис. 1. Наиболее востребованные направления развития маркетинга, по мнению респондентов (в % от общего числа опрошенных) Источник: разработка авторов на основе данных опроса.

7 Анализ ответов респондентов показал, в 223 из всех опрошенных компаний (доля таких компаний составила 62%) маркетингу уделяется большое внимание и только в 26 компаниях (их доля составила 7,2%) маркетинг не считается важным фактором их успешной деятельности.
8 К числу диджитал-ориентированных отнесли свои компании 56% респондентов. На вопрос «Как бы Вы охарактеризовали свою компанию с точки зрения инновационности?» были получены следующие ответы: 153 респондента (42,3% опрошенных) отметили, что их компании используют новейшие технологии для производства стандартной продукции; 117 респондентов (32,3%) используют традиционные технологии для производства стандартной продукции/услуг; 88 респондентов (24,3%) используют новейшие технологии для производства инновационной продукции.
9 В 2022 г. к числу наиболее важных маркетинговых целей компаний респонденты отнесли следующие: удержание конкурентных позиций, увеличение продаж, увеличение уровня охвата рынка (количества клиентов) и увеличение лояльности клиентов; к числу важных – снижение совокупных затрат на привлечение 1 клиента, наращивание среднего чека, увеличение узнаваемости бренда, увеличение эффективности проводимых рекламных акций и увеличение лояльности клиентов.
10 На рис. 2 представлены ответы на вопрос «Какие из указанных маркетинговых целей должны стать определяющими для Вашей компании в 2023–2024 годах?».
11

Рис. 2. Маркетинговые цели, которые должны стать определяющими для компаний в 2023–2024 годах по мнению респондентов, количество ответов Источник: собственная разработка на основе данных опроса.

12 Как показал опрос, приоритеты респондентов на 2023–2024 гг. по сравнению с 2022 г. несколько изменились – при определении наиболее важных для компании целей на первом месте стал показатель «увеличение продаж», затем – «удержание конкурентных позиций», «увеличение уровня охвата рынка (количества клиентов)», далее – «увеличение лояльности клиентов» и «увеличение узнаваемости бренда».
13 Повысилась важность такого показателя, как «увеличение эффективности SMM». К числу целей, важных для компаний, респонденты также отнесли наращивание среднего чека, снижение затрат на привлечение 1 клиента, увеличение эффективности проводимых рекламных акций.
14 Большая часть опрошенных выделила маркетинг в качестве ключевого фактора успеха компании (так ответили 76,4% респондентов), к числу наиболее важных направлений маркетинга респонденты отнесли маркетинг-аналитику (87,1% ответов).
15 Основными препятствиями для развития маркетинга в компании респонденты считают нехватку специалистов (35,5%) и недостаточность средств, выделяемых на маркетинг (30,2%).
16 Большинство опрошенных считают, что в их компаниях наименее эффективно выполняется разработка и реализация BTL-активностей, наиболее эффективно – анализ конкурентов, оценка и развитие ассортимента, прогноз спроса.
17 К числу самых важных вызовов в области маркетинга, с которыми сталкиваются компании, респонденты отнесли:
18
  • поиск новых подходов к привлечению и удержанию клиентов;
  • падение спроса;
  • необходимость перестройки логистики;
  • пересмотр партнерских отношений;
  • сокращение маркетинг-бюджетов.
19 На ближайшие 3 года наиболее перспективными маркетинговыми технологиями, по мнению респондентов, будут:
20
  1. таргетирование и сегментирование;
  2. SEO-оптимизация;
  3. SMM-маркетинг;
  4. CRM;
  5. технологии защиты персональной информации клиента;
  6. CEM (управление клиентским опытом) (рис. 3).
21

Рис. 3. Наиболее перспективные маркетинговые технологии на ближайшие 3 года, по мнению респондентов, количество ответов Источник: собственная разработка на основе данных опроса.

22 К числу ключевых возможностей в области маркетинга на 2022–2023 г. большинство респондентов отнесли такие как усиление SMM-стратегий и тактик (51,5% опрошенных), эффективный мультиканальный маркетинг (47%) и персонализация клиентского опыта (44,6%).
23

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

24
  1. Самыми значимыми направлениями в области маркетинга для компаний-респондентов являются интернет-маркетинг, SMM и брендинг.
  2. Уровень развития маркетинга в Республике Беларусь постоянно повышается, причем более 50% респондентов отметили, что в их компаниях маркетингу уделяется серьезное внимание.
  3. На достаточно высоком уровне выполняются такие маркетинговые задачи, как анализ конкурентов, оценка и развитие ассортимента, прогноз спроса. Недостаточное внимание уделяется подготовке специалистов с навыками разработки и реализации BTL-активностей.
  4. Более 87% опрошенных отметили в качестве приоритетных целей компании увеличение продаж и уровня охвата рынка.
  5. Наиболее серьезными препятствиями для развития маркетинга респонденты считают нехватку квалифицированных кадров и недостаток средств, выделяемых на маркетинг.
  6. К числу ключевых возможностей в области маркетинга респонденты отнесли усиление SMM-стратегий и тактик, эффективный мультиканальный маркетинг и персонализацию клиентского опыта.
  7. На ближайшие 3 года наиболее перспективными маркетинговыми технологиями, по мнению респондентов, будут: таргетирование и сегментирование; SEO-оптимизация; SMM-маркетинг; CRM; технологии защиты персональной информации клиента; CEM (управление клиентским опытом).

References

1. Akulich I.L. Marketing: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego obrazovaniya po ehkonomicheskim spetsial'nostyam //Minsk: BGEhU. 2020. 541 c.

2. Golik V.S., Golik S.I. Programmnye resheniya SAS dlya povysheniya ehffektivnosti marketingovykh meropriyatij / Menedzhment i marketing: opyt i problemy: sbornik nauchnykh trudov, pod obsch. red. I.L. Akulicha // Minsk : A.N. Varaksin. 2020. S. 28–32.

3. Golik V.S., Enin Yu.I. Prodvizhenie v sotsial'nykh setyakh // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2019. № 1. S. 39–47.

4. Razumova S.V. Sovremennye marketingovye strategii. Tendentsii i perspektivy / Menedzhment i marketing: opyt i problemy: sbornik nauchnykh trudov, pod obsch. red. V.S. Golika. // Minsk : A.N. Varaksin. 2022. S. 173–177.

Comments

No posts found

Write a review
Translate