- PII
- S020736760025545-8-1
- DOI
- 10.31857/S020736760025545-8
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 5
- Pages
- 48-54
- Abstract
The article analyzes the main directions of marketing development in the Republic of Belarus. The data of a survey among employees of companies in various sectors on the development of marketing, branding, marketing technologies, the use of various marketing techniques and the solution of marketing problems are given.
- Keywords
- marketing, marketing tools, digital technologies, branding, marketing technologies, marketing tasks
- Date of publication
- 09.06.2023
- Year of publication
- 2023
- Number of purchasers
- 12
- Views
- 286
В 2022 году на факультете маркетинга и логистики УО «Белорусский государственный экономический университет» проводилось исследование, целью которого было выявление основных направлений развития маркетинга в Республике Беларусь. В рамках данного исследования были опрошены сотрудники 361 компании из различных секторов национальной экономики, начиная от производственной сферы (104 компании), торговли (76 компаний) и общественного питания (10 компаний) до сферы маркетинга, рекламы и SMM (67 компаний), транспортных (14 компаний) и образовательных услуг (11 компаний), ИТ-индустрии (9 компаний), консалтинга (6 компаний), а также компании из других сфер деятельности (64 компании). В результате опроса было установлено, что 32 компании-респондента осуществляют деятельность на мировом уровне, 175 – на международном, 88 – на национальном, 40 – на региональном, 26 – на локальном уровне.
В зависимости от количества сотрудников все компании были разделены на группы с выделением доли каждой из таких групп в общем числе респондентов: очень крупные (более 2000 сотрудников) – 20,8%; крупные (до 2000 сотрудников) – 16,9%, средние (до 500 сотрудников) – 24,4%, малые (до 100 сотрудников) – 10,3%, очень малые (до 50 сотрудников) – 27,1% и фрилансеры – 0,5%. В опросе приняли участие как руководители (заместители руководителей) компаний / подразделений компаний, так и специалисты в области маркетинга.
230 респондентов охарактеризовали свою компанию как достаточно успешную, достигающую поставленных финансовых и маркетинговых целей; 100 респондентов считают свою компанию лидером рынка, который добивается перевыполнения своих планов; 30 респондентов оценили свою компанию как недостаточно успешную, не всегда способную достичь поставленных целей.
На вопрос о том, как сотрудники белорусских компаний оценивают уровень развития маркетинга в Республике Беларусь, 41,8% респондентов охарактеризовали данный уровень как высокий1 или продвинутый2; 50,4% опрошенных выбрали ответ «недостаточно высокий – белорусские компании используют некоторые инструменты оффлайн и онлайн-маркетинга, порой эпизодически»; 7,8% – «невысокий – белорусскими компаниями редко используются передовые инструменты маркетинга, не уделяется им должного внимания».
К числу наиболее востребованных направлений развития маркетинга респонденты отнесли интернет-маркетинг, SMM-маркетинг и брендинг3 (рис. 1).
Рис. 1. Наиболее востребованные направления развития маркетинга, по мнению респондентов (в % от общего числа опрошенных) Источник: разработка авторов на основе данных опроса.
Анализ ответов респондентов показал, в 223 из всех опрошенных компаний (доля таких компаний составила 62%) маркетингу уделяется большое внимание и только в 26 компаниях (их доля составила 7,2%) маркетинг не считается важным фактором их успешной деятельности.
К числу диджитал-ориентированных отнесли свои компании 56% респондентов. На вопрос «Как бы Вы охарактеризовали свою компанию с точки зрения инновационности?» были получены следующие ответы: 153 респондента (42,3% опрошенных) отметили, что их компании используют новейшие технологии для производства стандартной продукции; 117 респондентов (32,3%) используют традиционные технологии для производства стандартной продукции/услуг; 88 респондентов (24,3%) используют новейшие технологии для производства инновационной продукции.
В 2022 г. к числу наиболее важных маркетинговых целей компаний респонденты отнесли следующие: удержание конкурентных позиций, увеличение продаж, увеличение уровня охвата рынка (количества клиентов) и увеличение лояльности клиентов; к числу важных – снижение совокупных затрат на привлечение 1 клиента, наращивание среднего чека, увеличение узнаваемости бренда, увеличение эффективности проводимых рекламных акций и увеличение лояльности клиентов.
На рис. 2 представлены ответы на вопрос «Какие из указанных маркетинговых целей должны стать определяющими для Вашей компании в 2023–2024 годах?».
Рис. 2. Маркетинговые цели, которые должны стать определяющими для компаний в 2023–2024 годах по мнению респондентов, количество ответов Источник: собственная разработка на основе данных опроса.
Как показал опрос, приоритеты респондентов на 2023–2024 гг. по сравнению с 2022 г. несколько изменились – при определении наиболее важных для компании целей на первом месте стал показатель «увеличение продаж», затем – «удержание конкурентных позиций», «увеличение уровня охвата рынка (количества клиентов)», далее – «увеличение лояльности клиентов» и «увеличение узнаваемости бренда».
Повысилась важность такого показателя, как «увеличение эффективности SMM». К числу целей, важных для компаний, респонденты также отнесли наращивание среднего чека, снижение затрат на привлечение 1 клиента, увеличение эффективности проводимых рекламных акций.
Большая часть опрошенных выделила маркетинг в качестве ключевого фактора успеха компании (так ответили 76,4% респондентов), к числу наиболее важных направлений маркетинга респонденты отнесли маркетинг-аналитику (87,1% ответов).
Основными препятствиями для развития маркетинга в компании респонденты считают нехватку специалистов (35,5%) и недостаточность средств, выделяемых на маркетинг (30,2%).
Большинство опрошенных считают, что в их компаниях наименее эффективно выполняется разработка и реализация BTL-активностей, наиболее эффективно – анализ конкурентов, оценка и развитие ассортимента, прогноз спроса.
К числу самых важных вызовов в области маркетинга, с которыми сталкиваются компании, респонденты отнесли:
- поиск новых подходов к привлечению и удержанию клиентов;
- падение спроса;
- необходимость перестройки логистики;
- пересмотр партнерских отношений;
- сокращение маркетинг-бюджетов.
На ближайшие 3 года наиболее перспективными маркетинговыми технологиями, по мнению респондентов, будут:
- таргетирование и сегментирование;
- SEO-оптимизация;
- SMM-маркетинг;
- CRM;
- технологии защиты персональной информации клиента;
- CEM (управление клиентским опытом) (рис. 3).
Рис. 3. Наиболее перспективные маркетинговые технологии на ближайшие 3 года, по мнению респондентов, количество ответов Источник: собственная разработка на основе данных опроса.
К числу ключевых возможностей в области маркетинга на 2022–2023 г. большинство респондентов отнесли такие как усиление SMM-стратегий и тактик (51,5% опрошенных), эффективный мультиканальный маркетинг (47%) и персонализация клиентского опыта (44,6%).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Самыми значимыми направлениями в области маркетинга для компаний-респондентов являются интернет-маркетинг, SMM и брендинг.
- Уровень развития маркетинга в Республике Беларусь постоянно повышается, причем более 50% респондентов отметили, что в их компаниях маркетингу уделяется серьезное внимание.
- На достаточно высоком уровне выполняются такие маркетинговые задачи, как анализ конкурентов, оценка и развитие ассортимента, прогноз спроса. Недостаточное внимание уделяется подготовке специалистов с навыками разработки и реализации BTL-активностей.
- Более 87% опрошенных отметили в качестве приоритетных целей компании увеличение продаж и уровня охвата рынка.
- Наиболее серьезными препятствиями для развития маркетинга респонденты считают нехватку квалифицированных кадров и недостаток средств, выделяемых на маркетинг.
- К числу ключевых возможностей в области маркетинга респонденты отнесли усиление SMM-стратегий и тактик, эффективный мультиканальный маркетинг и персонализацию клиентского опыта.
- На ближайшие 3 года наиболее перспективными маркетинговыми технологиями, по мнению респондентов, будут: таргетирование и сегментирование; SEO-оптимизация; SMM-маркетинг; CRM; технологии защиты персональной информации клиента; CEM (управление клиентским опытом).
References
- 1. Akulich I.L. Marketing: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego obrazovaniya po ehkonomicheskim spetsial'nostyam //Minsk: BGEhU. 2020. 541 c.
- 2. Golik V.S., Golik S.I. Programmnye resheniya SAS dlya povysheniya ehffektivnosti marketingovykh meropriyatij / Menedzhment i marketing: opyt i problemy: sbornik nauchnykh trudov, pod obsch. red. I.L. Akulicha // Minsk : A.N. Varaksin. 2020. S. 28–32.
- 3. Golik V.S., Enin Yu.I. Prodvizhenie v sotsial'nykh setyakh // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2019. № 1. S. 39–47.
- 4. Razumova S.V. Sovremennye marketingovye strategii. Tendentsii i perspektivy / Menedzhment i marketing: opyt i problemy: sbornik nauchnykh trudov, pod obsch. red. V.S. Golika. // Minsk : A.N. Varaksin. 2022. S. 173–177.
2. Большинством компаний используются самые современные инструменты маркетинга от традиционных до цифровых.