- Код статьи
- S020736760023164-9-1
- DOI
- 10.31857/S020736760023164-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №11
- Страницы
- 56-65
- Аннотация
В статье анализируются динамика и факторы роста экономик стран Южного Кавказа в контексте антироссийских санкций. Исследуются происходящие значительные изменения в торговых, миграционных и инвестиционных связях стран региона. Делается вывод о существенных преимуществах развития торгово-экономических связей с РФ для экономик стран Южного Кавказа в текущих условиях. Рассматриваются основные проблемы и перспективы двустороннего взаимодействия России со странами региона с учетом новых геоэкономических рисков и возможностей
- Ключевые слова
- Россия, Южный Кавказ, санкции, экономика, торговля, миграция, релокация
- Дата публикации
- 30.11.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 299
Регион Южного Кавказа (ЮК) занимает особое место в российском «поясе соседства» ввиду большой геополитической важности этих стран для России и оказываемого ею влияния на социально-экономическое развитие этих сопредельных государств. Вооруженное противостояние на Украине, начавшееся в феврале 2022 года, и последующие масштабные антироссийские санкции со стороны США, ЕС и других недружественных стран уже оказали существенное влияние на все постсоветское пространство. Сформировавшиеся ранее тесные торговые, инвестиционные и миграционные связи России с рядом стран СНГ [1. С. 20-23] во многом предопределили их нейтральную позицию по отношению к антироссийским санкциям. По состоянию на конец октября 2022 г. ни одна из стран СНГ (за исключением Украины) не присоединилась к санкциям Запада против РФ, в том числе этого не сделали Грузия и Молдова, с которыми у России складывались непростые двусторонние отношения. Сохранение нейтрального статуса по отношению к антироссийским санкциям позволило этим странам получить существенные экономические преимущества от связей с Россией.
Страны Южного Кавказа – лидеры по темпам роста экономики на постсоветском пространстве. В 2022 г. экономики стран Южного Кавказа демонстрируют одни из самых высоких темпов экономического роста за последние годы. По данным ЕБРР (сентябрь 2022), в первой половине 2022 г. темпы прироста реального ВВП в Азербайджане составили 6,2%, в Грузии – 10,5%, в Армении – 11,8% [2. С. 4]. По прогнозам международных организаций, в 2022 г. высокие темпы прироста реального ВВП сохранятся в Грузии (по данным Всемирного банка – 8,8%; по данным МВФ – 9,0%) и Армении (7,0% и 7,0% соответственно), тогда как Азербайджан (4,2% и 3,7% соответственно) будет демонстрировать умеренные темпы роста экономики [3. С. 45].
Основу роста экономики во всех трех странах Южного Кавказа составил устойчивый внутренний спрос. Ослабление ограничений, введенных ранее в связи с COVID-19, а также увеличение денежных переводов способствовали росту внутреннего спроса, особенно в сфере услуг (транспорт, гостиничный бизнес, финансы, ИКТ). В Армении и Грузии внутренний спрос стимулировался массовым притоком граждан РФ. В Азербайджане рост экономики поддерживался также высокими ценами на энергоносители и развитием транспортного сектора на фоне усиления транзитного потенциала страны. Более высокий рост в неэнергетическом секторе Азербайджана (9,6% в первой половине 2022 г.) был поддержан восстановлением традиционных услуг, а также увеличением внутреннего спроса в связи с высвобождением отложенного потребления.
Внешний спрос был мощным драйвером роста экономики в Армении и Грузии, где отмечались двузначные темпы прироста экспорта товаров и услуг. В то же время, инвестиции были значимым фактором роста лишь в Армении (табл. 1), что отчасти обусловлено ростом притока инвестиций из России.
Таблица 1 Темпы прироста реального ВВП и его компонентов (постоянные цены) в странах Южного Кавказа в 2019–2023 гг. (в %)
| Страны | Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. * | 2023 г. ** |
| Азербайджан | ВВП | 2,5 | -4,3 | 5,6 | 4,2 | 2,8 |
| Частное потребление | 4,2 | -5,1 | 7,0 | 4,5 | 4,0 | |
| Государственное потребление | 7,9 | 4,8 | 3,8 | 7,4 | 4,2 | |
| Инвестиции | -2,4 | -7,1 | -6,0 | 3,0 | 3,2 | |
| Экспорт товаров и услуг | 1,5 | -8,1 | 5,6 | 3,2 | 1,7 | |
| Импорт товаров и услуг | 2,2 | -10,5 | 2,5 | 3,2 | 2,7 | |
| Армения | ВВП | 7,6 | -7,2 | 5,7 | 7,0 | 4,3 |
| Частное потребление | 11,5 | -13,9 | 3,7 | 8,9 | 4,2 | |
| Государственное потребление | 12,9 | 9,2 | 8,4 | -4,1 | 4,4 | |
| Инвестиции | 4,4 | -1,5 | 6,3 | 18,3 | 8,1 | |
| Экспорт товаров и услуг | 16,0 | -33,5 | 16,6 | 16,3 | 8,7 | |
| Импорт товаров и услуг | 11,6 | -31,5 | 12,9 | 18,6 | 9,0 | |
| Грузия | ВВП | 5,0 | -6,8 | 10,4 | 8,8 | 4,2 |
| Частное потребление | 7,2 | 8,8 | 8,7 | 6,6 | 2,2 | |
| Государственное потребление | 5,7 | 7,1 | 7,7 | -4,8 | 4,8 | |
| Инвестиции | -0,1 | -16,5 | -7,6 | 8,4 | 0,1 | |
| Экспорт товаров и услуг | 9,8 | -37,6 | 30,5 | 20,0 | 12,0 | |
| Импорт товаров и услуг | 6,6 | -16,6 | 12,8 | 13,0 | 6,0 |
* Оценка.
** Прогноз.
Источник: составлено по данным Europe and Central Asia Economic Update. Office of the Chief Economist. Fall 2022. Social Protection for Recovery. Washington, DC. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. October 2022. 160 p.
Однако, уже в 2023 г. прогнозируется снижение темпов роста ВВП во всех трех странах региона до умеренных значений (2,5-4,3%), что во многом будет определяться исчерпанием текущих факторов роста и дальнейшим усилением изоляции российской экономики. Прогнозируемое замедление экономики стран ЮК обусловлено также цикличным характером их экономического развития [4].
Армения и Грузия как торговые посредники в Евразии. Динамика внешней торговли товарами с Россией была наиболее значимой для поддержания экономики Армении и отчасти Грузии. В январе-августе 2022 г. стоимостной объем экспорта Азербайджана в РФ практически не изменился, тогда как встречный импорт вырос на 1/3. Наиболее быстрыми темпами торговля с Россией росла в Армении и Грузии (табл. 2). За первые восемь месяцев 2022 г. армянский экспорт в РФ удвоился и впервые превысил 1 млрд долл., а доля России в структуре экспорта РА выросла с 27,3% до 36,3%. При этом наиболее высокие темпы роста армянского экспорта пришлись на такие значимые товарные группы, как бумага и изделия из нее (3,7 раз), машины, оборудование и механизмы (7,3 раз), средства наземного, воздушного и водного транспорта (6,4 раз), приборы и аппараты (2,3 раз). Столь значительный рост армянского экспорта в РФ и его структура косвенно свидетельствуют об использовании разрешенного в России механизма параллельного импорта.
За рассматриваемый период экспорт Грузии в РФ увеличился на 8,5%, тогда как встречный импорт вырос на 68,3%. По расчетам на основе ITC Trade Map, наибольший прирост грузинского экспорта за первые семь месяцев пришелся на электрические машины и оборудование (с 4,6 млн долл. до 6,3 млн долл.) и неорганические химикаты, органические или неорганические соединения драгоценных металлов (с 1,7 млн долл. до 2,8 млн долл.). При этом помесячные данные по экспорту Грузии в Россию показывают заметное снижение стоимостных объемов в марте – апреле 2022 г. и их постепенное восстановление в последующие месяцы.
Рост российских поставок в рассматриваемые страны во многом был обусловлен увеличением стоимости нефтепродуктов, природного газа и пшеницы. При этом долгосрочные контракты с фиксированной ценой с Азербайджаном (Грузия) и Россией (Грузия и Армения) отчасти смягчают ценовые шоки на энергетических рынках для этих двух стран – чистых импортеров углеводородов [3. С. 27].
В то же время, росту российского импорта товаров, локализованных и произведенных в странах региона, способствовало укрепление курса рубля к доллару и другим национальным валютам государств Южного Кавказа.
Таблица 2 Внешняя торговля товарами в странах Южного Кавказа (млн долл.)
| Страны | Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Январь – август 2021 г. | Январь – август 2022 г. | Январь – август 2022 г. к январю – августу 2021 г. (%) |
| Азербайджан | Экспорт общий | 19 635,2 | 13 732,6 | 22 206,7 | 12 935,3 | 26 244,6 | 102,9 |
| Импорт общий | 13 667,5 | 10 732,0 | 11 705,8 | 7 349,5 | 8 868,4 | 20,7 | |
| Экспорт в Россию | 731,8 | 709,3 | 920,8 | 545,1 | 543,7 | -0,3 | |
| Импорт из России | 2 290,2 | 1 962,2 | 2 074,3 | 1 235,2 | 1 653,7 | 33,9 | |
| Армения | Экспорт общий | 2 648,6 | 2 537,0 | 3 022,4 | 1 912,0 | 2 923,3 | 52,9 |
| Импорт общий | 5 537,6 | 4 583,3 | 5 356,8 | 3 097,0 | 4 900,0 | 58,2 | |
| Экспорт в Россию | 742,7 | 680,4 | 847,3 | 521,9 | 1 062,2 | 103,5 | |
| Импорт из России | 1 490,0 | 1 495,2 | 1 782,4 | 1 017,1 | 1 579,9 | 55,3 | |
| Грузия | Экспорт общий | 3 798,4 | 3 344,5 | 4 242,7 | 2 608,1 | 3 571,4 | 36,9 |
| Импорт общий | 9 519,5 | 8 053,8 | 10 099,8 | 6 126,9 | 8 364,9 | 36,5 | |
| Экспорт в Россию | 497,0 | 441,1 | 610,1 | 377,1 | 409,3 | 8,5 | |
| Импорт из России | 977,1 | 888,5 | 1 023,2 | 635,0 | 1 068,5 | 68,3 |
Следует отметить возросшую роль Грузии в качестве страны-посредника при поставках товаров из третьих стран в Армению. За январь-август 2022 г. импорт по стране происхождения товара в Армению из Грузии увеличился на 31,0% и составил 95,8 млн долл. В то же время, армянский импорт из Грузии вырос на 180,6 млн долл. (на 89,1%) и достиг 383,3 млн долл. Таким образом, объем идущих транзитом через Грузию в Армению товаров увеличился с 129,6 млн долл. до 287,5 млн долл.
Следствием антироссийских санкций в топливно-энергетической сфере стали рост мировых цен и увеличение поставок нефти и природного газа в странах-чистых экспортерах региона. В январе-августе 2022 г. стоимостной объем азербайджанского экспорта удвоился по сравнению с прошлым годом. При этом 90% увеличения экспорта нефти и газа было связано с ценовыми эффектами. В среднесрочной перспективе ожидается возможное увеличение добычи природного газа в Азербайджане после заключения соответствующей сделки с ЕС по увеличению экспорта энергоресурсов.
Перестраивание логистических цепочек в направлении дружественных стран СНГ влечет повышение издержек для российских импортеров. Страны-партнеры устанавливают наценки на продукцию, которые в среднем составляют 5%, а в отдельных случаях могут достигать 15–20% [5].
В то же время, страны региона могут быть использованы российскими компаниями не только для ввоза товаров из недружественных стран, но и в качестве посредников при экспорте российских товаров в Европу. В качестве таких посредников могут выступать компании в Армении или Грузии [6], что отчасти позволяет минимизировать финансовые ограничения, связанные с международными расчетами по внешнеторговым операциям со странами ЕС.
Транспортная блокада российских компаний со стороны Евросоюза в виде закрытия воздушного пространства, портов и железных дорог запустила процесс перестройки логистических схем поставок продукции и движения пассажиров, в том числе за счет роста спроса на транспортные услуги в странах региона. По данным Forbes, российский бизнес быстро адаптировался: часть перевозчиков перерегистрировала свои транспортные средства в Казахстане, а большинство компаний перестроили логистику через соседние страны, в том числе через Грузию и Армению. На этом фоне в первом полугодии 2022 г. активно развивался транспортный сектор в Азербайджане и Грузии. Аэропорты рассматриваемых стран активно используются для международных поездок россиян. Однако, удлинение транспортно-логистических цепочек приводит не только к увеличению сроков доставки товаров, но и существенному росту транспортных издержек. В целях минимизации подобных издержек российские компании стали использовать схемы косвенного реэкспорта, которые позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну [7].
В условиях действующих транспортно-логистических ограничений существенно возрастает важность использования потенциала МТК «Север-Юг». По оценкам экспертов, перевозка по МТК «Север-Юг» позволит сократить срок доставки в/из Азербайджана, Ирана и других стран Азии на 10-50% [8]. Для полноценного запуска этого маршрута необходимо достроить последний участок «Решт – Астара», протяженностью 165 км. По данным ЕАБР, в 2021 г. грузопоток по МТК «Север-Юг» составил порядка 4 млн тонн. По данным Минтранса РФ, строительство данной железной дороги поможет увеличить грузопоток по коридору на 3-10 млн тонн в год.
Переводы трудовых мигрантов: новое измерение миграционных связей. Значительные изменения произошли в миграционных потоках и связанных с ними личных переводах трудовых мигрантов. Введенные антироссийские санкции, уход части иностранных компаний и последующие кризисные процессы в российской экономике не привели к оттоку трудовых мигрантов из РФ. Наоборот, снятие ковидных ограничений и сильное укрепление курса рубля (как по отношению к доллару и евро, так и по отношению к валютам основных стран-экспортеров рабочей силы) способствовало значительному притоку иностранных рабочих. Во втором квартале 2022 г. на заработки в РФ приехало 3,12 млн иностранцев, что на треть больше прошлогоднего показателя и является рекордным квартальным значением как минимум за последние 6 лет [9]. При этом из Армении прибыло 108,2 тыс. человек, из Азербайджана – 79 тыс. человек. Сохранение спроса на иностранную рабочую силу обусловлено ее востребованностью в строительной, жилищно-коммунальной сферах и секторе услуг.
Увеличение численности трудовых мигрантов в экономике России привело к значительному росту их денежных переводов (Рис 1). За январь-август 2022 г. трансграничные переводы физических лиц в Армению из РФ выросли в 3,5 раза и достигли рекордных 1,9 млрд долл. (65,3% всех поступлений в республику). Центральным банком РА отмечается, что за последние месяцы значительно увеличились показатели притока и оттока коммерческих средств. Коммерческие переводы связаны с экспортом и импортом товаров и услуг, вложениями в ценные бумаги, получением и выдачей кредитов и другими подобными операциями. За тот же период денежные переводы в Грузию из России выросли в 3,7 раза и достигли 961,2 млн долл. (39,6% всех поступлений).
Рис. 1. Трансграничные переводы физических лиц из России в Армению и Грузию в 2021-2022 гг. (млн долл.) Источники: составлено автором по данным национальных (центральных) банков Армении и Грузии.
Столь значительный рост денежных переводов из РФ во многом был обусловлен не только увеличением количества мигрантов из этих стран, но и ростом встречных миграционных потоков – переездом россиян в Армению и Грузию. После начала спецоперации на Украине отмечался массовый отъезд граждан РФ за рубеж, в первую очередь IT-специалистов, в основном – в Грузию, Армению, страны Прибалтики и на Кипр. Причинами эмиграции россиян стали релокация компаний и перемещение отдельных работников, выполняющих заказы для зарубежных ТНК, а оценки ее масштабов расходятся от десятков до сотен тысяч и даже миллионов [10].
По данным пограничной службы ФСБ, в апреле – июне 2022 г. за границу выехали 4,99 млн граждан России – на 28% больше, чем в первом квартале текущего года, и на 21% больше, чем в том же квартале 2021 г. В частности, значительно выросли поездки российских граждан в Армению и Грузию. Количество визитов в Армению увеличилось во втором квартале 2022 г. к тому же периоду прошлого года в 1,5 раза (до 180 тыс.), а в Грузию – в 5,7 раза (до 163 тыс.). Большинство поездок в эти три страны совершается официально не с целью туризма [11]. По оценкам экспертов, именно эти страны стали одним из основных маршрутов релокации россиян и отечественных компаний, а также «карточных туров» – поездок за оформлением международных банковских карт, прежде всего, в Армению.
Среди причин роста эмиграции из России в Армению в период санкций можно выделить следующие: возможность въезда по внутренним российским паспортам, признание банковских карт «Мир», прямые авиарейсы Москва – Ереван, благоприятное для развития законодательство в сфере информационных технологий. Так, например, в IT-секторе Армении ставка подоходного налога составляет лишь 10%, тогда как для других сфер – 21%. Привлекательность Грузии для российских граждан, помимо прочего, определяется ее выгодным транспортно-географическим положением и природно-климатическими условиями (выход к морю), ассоциацией Грузии с ЕС, а также интересами уходящих из РФ западных компаний.
Происходящие в регионе миграционные процессы тесно связаны с релокацией российских компаний и граждан РФ. В целях минимизации санкционных рисков часть российского бизнеса осуществила релокацию в страны со сравнительно благоприятным инвестиционным климатом – в Армению и Грузию. За январь – июнь 2022 г. чистый поток прямых инвестиций из России в Армению составил 57,5 млрд драм или 75,1% всех поступивших ПИИ в республику [12. С. 111]. По официальным оценкам, после начала спецоперации на Украине к сентябрю в Армению переехало от 50 тыс. до 70 тыс. IT-специалистов из России. В РА было открыто 850 компаний и зарегистрировано 350 индивидуальных предпринимателей с российскими корнями [13]. С 2022 г. значительно увеличилась регистрация российских компаний в Грузии. С января по июнь 2022 г. здесь было зарегистрировано 6 419 российских компаний – это в 7 раз больше компаний, чем за весь 2021 г. [14]. В ближайшее время Армения и Грузия будут вынуждены конкурировать между собой за привлечение российских специалистов и компаний из РФ.
***
Введенные против России масштабные санкции коллективного Запада привели к существенной трансформации торговых, инвестиционных, миграционных и транспортно-логистических связей на постсоветском пространстве. При этом происходящие в регионе Южного Кавказа изменения во многом отражают общую постсоветскую динамику. Нейтральный статус стран ЮК по отношению к антироссийским санкциям позволяет им получать серьезные экономические преимущества, которые могут иметь как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
Наиболее зависящие от связей с РФ страны ЮК (Армения и Грузия) в 2022 г. получили наибольший эффект от наращивания связей с Россией по всем основным каналам взаимодействия (торговля, инвестиции, миграции, транспортные услуги). Позитивные эффекты антироссийских санкций для Азербайджана носили скорее косвенный характер – через существенный рост стоимостных объемов экспорта в ЕС и Турцию на фоне роста мировых цен на нефть и природный газ. В будущем ожидается расширение поставок азербайджанских энергоносителей в Евросоюз на фоне снижения присутствия там российских топливно-энергетических компаний.
Однако, позитивные экономические эффекты от связей с Россией впоследствии могут постепенно ослабевать по мере исчерпания миграционных потоков из РФ и достижения предела в релокации российского бизнеса в страны региона, а также усиления санкционного давления на российскую экономику. Перспективы наращивания экономического сотрудничества во многом будут определяться долгосрочными интересами рассматриваемых стран, от которых будет зависеть намерение инвестировать в создание совместных предприятий с российским участием на территории Южного Кавказа, а также – привлечением бизнеса в российские программы импортозамещения, в том числе в рамках ЕАЭС. Помимо этого, экономические эффекты от связей с Россией будут определяться конкуренцией за посреднические услуги и российские инвестиции, а также и за граждан РФ, – не только между Армений и Грузией, но и между другими странами СНГ. Для получения долгосрочных позитивных эффектов от связей с Россией странам региона необходимо создавать наиболее благоприятные условия для углубления взаимного сотрудничества путем развития инфраструктуры (организация технопарков и индустриальных зон), предоставления налоговых льгот, обеспечения выгодных транспортно-логистических условий поставок продукции.
Библиография
- 1. Россия и постсоветские страны: вопросы экономических отношений: Коллективная монография / Отв. ред. А.Г. Пылин // М.: ИЭ РАН, 2021.
- 2. Regional Economic Prospects in the EBRD Regions. A cold winter ahead? Confronting the energy crunch. London. European Bank for Reconstruction and Development. September 2022.
- 3. Europe and Central Asia Economic Update. Office of the Chief Economist. Fall 2022. Social Protection for Recovery. Washington, DC. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. October 2022. P. 17; World Economic Outlook. Countering the Cost-of-Living Crisis. Washington, DC. International Monetary Fund. October 2022.
- 4. Мигранян А.А. Южный Кавказ: 30 лет турбулентности // ЭКО. 2022. № 5 (575). С. 29-59.
- 5. Ткачёв И., Виноградова Е. Страны бывшего СССР нарастили поставки в Россию на фоне санкций // РБК. 14 сентября 2022 г. – URL: https://www.rbc.ru/economics/14/09/2022/632060399a79477752abc4f5
- 6. Сафонов М. Иностранным банкам могут вновь разрешить открывать в России филиалы // Деловой портал BFM.ru. 14 сентября 2022 г. – URL: https://www.bfm.ru/news/508787
- 7. Титов С. «Ложный транзит» и «перепродажа в пути»: как товары из Европы возят в Россию. Forbes, 27 июня 2022 г. – URL: https://www.forbes.ru/biznes/469665-loznyj-tranzit-i-pereprodaza-v-puti-kak-tovary-iz-evropy-vozat-v-rossiu
- 8. Филатов В. Что нам стоит «Север-Юг» построить? // Эксперт, 20 августа 2022 г. – URL: https://expert.ru/2022/08/20/sever-yug/
- 9. Количество въехавших в Россию трудовых мигрантов достигло шестилетнего максимума // FinExpertiza, 8 августа 2022. – URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/trud-migr-max/?sphrase_id=30931
- 10. Буйлов М., Королев Н. Деньги разошлись по братским счетам // Коммерсант, 25.07.2022 г. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5479880
- 11. Ткачёв И. ФСБ раскрыла количество приехавших из ДНР и ЛНР // РБК, 17 августа 2022 г. – URL: https://www.rbc.ru/society/17/08/2022/62fcca2f9a79473c83a92d7a
- 12. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-августе 2022 г. // Статистический комитет Республики Армения. Ереван.
- 13. Даббах А. Как устроен венчурный рынок Армении и к чему готовиться российским предпринимателям // Forbes, 25 октября 2022 г. – URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/480218-kak-ustroen-vencurnyj-rynok-armenii-i-k-cemu-gotovit-sa-rossijskim-predprinimatelam
- 14. Georgia's economic dependence on Russia: Impact of the Russia-Ukraine war // Transparency International Georgia. 03 August, 2022. – URL: https://transparency.ge/en/post/georgias-economic-dependence-russia-impact-russia-ukraine-war