- Код статьи
- S020736760019577-3-1
- DOI
- 10.31857/S020736760019577-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 4
- Страницы
- 30-37
- Аннотация
Авторами проведено исследование проблем инновационного развития высшего образования Республики Узбекистан в условиях цифровизации современной экономики. Изучен передовой опыт развития различных аспектов цифровизации общества в странах с развитой рыночной экономикой и на постсоветском пространстве сквозь призму возможностей его использования в узбекском обществе. Определены основные направления решения проблем, возникающих на современном рынке труда в связи с изменениями в системе высшего образования страны в условиях необходимости его цифровизации.
Предлагается разработать стандарты обучения специалистов и создать специализированные учебные центры в сфере электронной коммерции; увеличить государственные расходы на развитие различных элементов инфраструктуры цифровой экономики.
- Ключевые слова
- высшее образование, инновационное развитие, цифровизация общества, экономика, Республика Узбекистан
- Дата публикации
- 27.04.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 689
В настоящее время в Республике Узбекистан пытаются реализовать наиболее эффективные механизмы функционирования системы высшего образования в условиях цифровизации экономики, учитывая при этом необходимость эффективной социально-экономической политики государства и подготовки высококвалифицированных кадров для дальнейшего развития национальной экономики. Главной задачей системы образования в республике является совершенствование качества образования в Узбекистане и повышение ее роли в инновационных преобразованиях общества.
За годы независимости в Узбекистане система высшего образования претерпела серьезные изменения. Для повышения качества образования была сформирована нормативно-правовая база высшего образования; введена многоуровневая структура высшего образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура), в т.ч. на основе дневной, заочной и вечерней формах обучения; созданы условия для открытия и функционирования зарубежных и негосударственных вузов и т.д.
Однако, в Указе Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева УП 5847 от 08.10.2019г. 2 отмечается, что в системе высшего образования в подготовке высококвалифицированных кадров еще имеется ряд актуальных проблем, требующих своего решения.
В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования утверждена «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 г.» 2. Данная концепция выявляет ряд направлений, в частности, поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований. Возросшая доступность высшего образования, безусловно, способствует развитию и активизации человеческих ресурсов страны, подъему экономики регионов, осуществлению прав молодежи на высшее образование.
Формирование и развитие цифровой экономики становится основой новых моделей ведения бизнеса, охватывая не только непосредственно информационно-коммуникационную отрасль, но и все сферы хозяйственной жизни страны. Важность протекающих процессов позволила поставить вопрос о формировании и развитии нового типа экономики, где доминирующее значение приобретают объем и качество знаний профессионалов, привлекаемых в инновационные отрасли.
В соответствии с принятой стратегией «Цифровой Узбекистан–2030» необходимо ускорение научно-технологического развития страны, в частности, внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности, а также увеличить инвестиции в человеческий капитал и, особенно, в образование, начиная с раннего детства, что в дальнейшем обеспечит положительный эффект для экономики и общества 6. С. 2.
В Послании Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева Олий Мажлису от 30.12.2020 г. отмечается, что «…действительно без современных знаний невозможно развитие ни одного региона, ни одной отрасли. Об этом свидетельствует тот факт, что в развитых странах более 50% валового внутреннего продукта создается за счёт «экономики знаний», то есть инноваций и высококвалифицированных кадров» 1. В другом своем выступлении Президент отмечает, что в Узбекистане «в конкурентной борьбе выигрывают те фирмы, страны, регионы мира, которые быстрее и эффективнее других создают и осваивают новые знания, лучше адаптируют предлагаемые продукты и услуги к дифференцированным и динамично развивающимся потребностям человека. Профессиональное образование будет реформировано на основе новых подходов в соответствии с требованиями рынка труда и международными стандартами» 3.
Драйвером цифровой экономики является сектор производства товаров и услуг, связанных с цифровыми технологиями как основой образования. Помимо этого, цифровые технологии становятся основой исследования закономерностей функционирования современных социально-экономических систем. В целом можно выделить следующий перечень эффективных мер, направленных на развитие цифровой экономики:
– построение научных и социальных сетей;
– развитие инфраструктуры как основы для формирования новых моделей ведения бизнеса;
– снижение барьеров в отраслях цифровой экономики;
– обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков;
– повышение уровня владения цифровыми технологиями, обучение и переквалификация специалистов;
– развитие цифрового образования;
– инвестиции в цифровой сектор экономики 13.
Правительством Республики Узбекистан принимаются широкомасштабные меры по развитию цифрового сектора экономики, внедряются системы электронного документооборота, развиваются электронные платежи, а также совершенствуется нормативно-правовая база в сфере электронной коммерции.
В целях внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и современных методов преподавания проводятся следующие мероприятия:
– организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
– создание дополнительных условий для обеспечения прочной интеграции, современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, «blended learning», «flipped classroom»;
– внедрение в практику платформы «E-MINBAR» с возможностью онлайн-лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование «облачных технологий»;
– организация системы подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров для цифровой экономики 12. С. 1.
Цифровая экономика интенсивно развивается, что приводит к необходимости создания более новых информационно-технологических платформ. Отметим также, что к настоящему моменту уже разработан реестр идей цифровых продуктов по ключевым бизнес-задачам 8. С. 128.
Создание виртуальных университетов и условий для самостоятельной трансформации существующих университетов в электронные, виртуальные и сетевые университеты является важным направлением инновационного развития.
Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание», в Республике Узбекистан заняты только 17%, это в 1,5 раза меньше, чем в Японии или США, в 1,7 раза меньше, чем в Германии, в 2,0 раза ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза ниже, чем в Великобритании 11. С. 132. Таким образом, образование является важнейшей и наиболее приоритетной функцией государства, ведущим фактором экономического роста – каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7 – 1,9 единиц произведенного ВВП.
Многие экономически развитые и развивающиеся страны, разрабатывая концепции устойчивого развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии ЕС на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но и очень высокую рентабельность.
В связи с развитием цифровой экономики, масштабная цифровизация ожидается в строительстве, энергетике, сельском и водном хозяйстве, транспорте, геологии, здравоохранении, образовании, кадастровом и архивном деле [9]. Министерству высшего и среднего специального образования, Государственной инспекции по надзору за качеством образования, Высшей аттестационной комиссии и руководителям высших образовательных учреждений необходимо принять меры по своевременному и качественному созданию ведомственных информационных систем и их интеграции с аппаратно-программным комплексом.
Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими ведомствами разработан проект программы «Цифровой Узбекистан–2030» [5. С. 214]. В эту программу включено:
– цифровая трансформация государственных услуг и развитие информационной экосистемы;
– развитие человеческого капитала и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере информационных технологий;
– повышение потенциала отечественного рынка IT-технологий;
– обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и организаций;
– формирование единой базы отечественных информационных систем и программных продуктов, соответствующих установленным функциональным требованиям;
– переход на использование в государственных органах и организациях в установленном порядке информационных систем и программных продуктов с определением единого реестра основных функциональных требований к данным продуктам;
– создание благоприятных условий для дальнейшего развития разработки отечественных информационных технологий и программных продуктов;
– организация в высших образовательных учреждениях, обладающих потенциалом, лабораториями по разработке информационных технологий и программных продуктов, в том числе с привлечением международно признанных передовых IT-компаний [10].
Главная задача университетов Узбекистана – подготовить высококвалифицированные кадры, способные конкурировать со специалистами других стран в соответствующих областях.
Особые свойства цифровой информации обусловили появление целого научного направления «digital economics», включающего математические методы и модели, используемые в т.ч. в логистике, геопозиционировании, предоставлении банковских услуг, обеспечении информационной безопасности и т. д.
Вполне естественно, что тенденции и закономерности развития мировой экономики делают цифровизацию объектом особенного внимания, как среди специалистов-практиков, так и в научном сообществе. Об этом свидетельствует большое количество исследований зарубежных авторов, предметом которых выступают различные аспекты внедрения и реализации программ цифровой экономики, ее последствия и распространение результатов. К сожалению, исследования отечественных специалистов в данной сфере в основном были направлены на изучение опыта других стран, а также его адаптацию к реалиям отечественного рынка.
В обозримом будущем, с учетом развития и внедрения цифровой экономики в нашей стране будут активно осваиваться новые направления информационно-коммуникационных технологий, таких как «Big Data» («Большие данные»), «облачные» вычисления, робототехника и искусственный интеллект [15. С. 126]. Цифровизация национальной экономики увеличит эффективность труда и повысит конкурентоспособность нашей страны на мировых рынках.
* * *
Президент Ш. М. Мирзиёев в своем последнем Послании парламенту Узбекистана подчеркнул, что в короткие сроки нам необходимо обучить 1 млн человек квалифицированных специалистов по программному обеспечению [1]. Необходимо успешно перейти к современной цифровой экономике и снабдить такие области, как электронная коммерция, соответствующими специалистами.
Среди приоритетных направлений в области развития электронной коммерции целесообразно, на наш взгляд [4. С. 116], выделить следующее: разработать стандарты обучения специалистов и предложения по координации их подготовки в сфере электронной коммерции в различных отраслях экономики; создать специализированные учебные центры в сфере электронной коммерции; обеспечить связь обучения с производством через структуры, вовлеченные в процесс электронной коммерции; улучшить систему планирования и прогнозирования необходимого количества специалистов и оценки подготовки их качества с учетом глобальных, региональных и национальных тенденций в совокупной структуре спроса и предложения.
В последнее время на рынке труда можно столкнуться с ситуацией, когда одновременно наблюдается и безработица, и нехватка высококвалифицированных кадров [7. С. 53]. Поэтому вполне актуальна задача определения специфических компетенций в контексте разработки и реализации новых образовательных и профессиональных стандартов, которые учитывают вызовы и тренды развития цифровой экономики.
Модель электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета показала свою жизнеспособность и даёт возможность осуществлять прогнозирование развития процессов интеграции научно-образовательных информационных ресурсов. Дальнейшее развитие моделирования ЭИОС планируется по следующим направлениям:
– увеличение возможностей блока взаимодействия между преподавателем и обучающимся;
– расширение «личного пространства» субъектов образовательного процесса;
– дальнейшая синхронизация и интеграция используемых технологических решений [14. С. 48].
Создание информационно-образовательной среды университетов является необходимым условием решения задач подготовки кадров для цифровой экономики. Однако ключевой акцент нужно делать на разработке и реализации новых образовательных программ и новых форматов учебных материалов, ориентированных на рынки будущего в рамках Национальной технологической инициативы. Тем более, что в некоторых высших учебных заведениях Узбекистана есть опыт реализации образовательных и исследовательских проектов по международным стандартам.
Особое внимание в высших учебных заведениях уделяется выработке современных компетенций при подготовке кадров для управления народным хозяйством. Ускоренное развитие предприятий техническо-экономической сферы требует решения кадровых вопросов с привлечением специалистов, обладающих не только традиционными экономическими знаниями, но и современными компетенциями в области информационных технологий и компьютерных систем. В заключении необходимо подчеркнуть, что и в эпоху цифровизации главным ресурсом остаются люди, их культура и ценности. Высшим учебным заведениям предстоит ещё много работать для того, чтобы их выпускники умели успешно справляться с экономическими и финансовыми трудностями и задачами, которые возникают в эпоху становления цифровой экономики.
Библиография
- 1. Послание Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 30.12.2020г https://review.uz/post/poslanie-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyoyeva-oliy-majlisu
- 2. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 08.10.2019 г. //www.lex.uz/ru/docs/4545887
- 3. О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.04.2020 г. № ПП-4699.
- 4. Повышение конкурентоспособности экономики на основе ее инновационного развития и модернизации: системный подход / Монография под научной ред. К.В. Павлова // Новополоцк: Полоцкий госуниверситет. 2020. 288с.
- 5. Экономика на постсоветском пространстве в условиях новых патологических вызовов и процессов цифровизации: монография / Монография под научной ред. К.В. Павлова // Ижевск: Шелест. 2021. 644с.
- 6. Абдурахманов К.Х. «Цифровой Узбекистан – 2030» выведет из отстающих // Газета «Народное слово». №74 (7545). 10 апреля 2020 г.
- 7. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации / Монография // Москва: Издательство Юрайт. 2019. 147 с. (Серия: Актуальные монографии). ISBN 978-5-534-11335-8. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://biblio-online.ru/book/sostavlyayuschie-cifrovoy-transformacii-445006
- 8. Горелов Н.А. Развитие информационного общества: цифровая экономика / Учеб. пособие для вузов. Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева // Москва: Издательство Юрайт. 2019. 241 с. (Серия: Университеты России). ISBN 978-5-534-10039-6. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://biblio-online.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156.
- 9. Координационный Совет по ИКТ Узбекистана. Режим доступа: infoCOM.UZ/2020/05/12/monitoring
- 10. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития. Режим доступа: http://investin.com/About/Economy.
- 11. Ермакова Ж.А. Подготовка кадров для цифровой экономики в Оренбургском государственном университете // Высшее образование в России. 2019. Т.28. №7. С.129–138. DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-129-138
- 12. Боровикова А. Цифровизация – драйвер национального экономического развития // Правда Востока. 16 июня 2020 г.
- 13. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития. Режим доступа http://investin.com/About/Economy
- 14. Халин В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 48-49. Режим доступа: https://sziu.ranepa.ru/.
- 15. Павлов К.В. Патоинституциональная концепция развития российской экономики / К.В. Павлов, Н.Р. Асадуллина. Опыт и перспективы управления деятельностью хозяйствующих субъектов и публичных образований: материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. 15 сентября 2021 г. / ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА / Под научной ред. К.В. Павлова, Д.В. Кондратьева // Ижевск: Шелест. 2021. 311с.