Оn the present-day belarusian-russian integration processes
Table of contents
Share
QR
Metrics
Оn the present-day belarusian-russian integration processes
Annotation
PII
S020736760004299-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pavel Kokhno 
Occupation: director of the Fuzzy Systems Institute
Affiliation: Fuzzy Systems Institute
Address: Russian Federation
Edition
Pages
173-182
Abstract

The author examines various aspects of the Belarusian-Russian integration interaction, as well as the interaction of Russia and Belarus within the framework of the Union State and EAES. The article states that Russia is the main investor in the Belarusian economy. The author maintains that national specialization and interstate cooperation in production between the two countries are paralleled by the development of direct economic ties between their regions, both processes having assumed a considerable scale.

Keywords
Russian-Belarusian integration, trade and economic cooperation, military industrial complex, fuel and energy sector, monetary union
Received
27.03.2019
Date of publication
28.03.2019
Number of purchasers
89
Views
1420
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Белорусско-российское экономическое сотрудничество имеет большое значение для двух этих стран. Просматривается сходство экономических структур РФ и РБ, уровней и этапов их экономического развития, типов экономики (аграрный, индустриальный, постиндустриальный). ВВП на душу населения по ППС в РБ в 2017 г. составил 17,7 тыс. долл., в РФ — 24,5 тыс. долл., что демонстрирует достаточную близость в уровне жизни. Налицо благоприятные условия для развития производственной кооперации между российскими и белорусскими предприятиями, создания совместных производств.
2 Развитие российско-белорусских интеграционных процессов в различных форматах за последние пять лет позволило значительно нарастить масштабы торгово-экономического сотрудничества между Россией и Беларусью. Внешнеторговый оборот России и Беларуси за 2000-2018 годы вырос более чем в три раза . Республика Беларусь — важный экономический партнер России и занимает первое место по товарообороту с Россией среди стран СНГ.
3 В структуре экспорта России в Беларусь преобладают: - топливно-энергетические товары (поставки нефти, природного газа, нефтепродуктов, электроэнергии); - машины, оборудование и транспортные средства; - продукция химической промышленности: пластмассы, каучук; - металлы и изделия из них; - продовольственные товары. Российский импорт представлен такими группами товаров, как: - продовольственные товары; - минеральные продукты; - продукция химической промышленности: пластмассы, каучук; - текстиль, текстильные изделия и обувь; - металлы и изделия из них.
4 В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится, что Россия должна осуществить прорыв (рывок) в научно-технологическом и социально-экономическом развитии.
5 Для такого экономического рывка в России в среднесрочный период необходимы глубокие социально-экономические преобразования с учётом условий взаимодействия в рамках белорусско-российского Союзного государства и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
6 России предстоит выдвинуться в число стран ускоренного развития. На сегодняшний день в стране сформирована определенная инфраструктура инновационного развития высокотехнологичных промышленных предприятий, которая включает в себя (в рамках 34 технологических платформ):
7 особые экономические зоны – 18; технопарки -159; бизнес-инкубаторы – 196; центры кластерного развития – 11; центры коллективного пользования – 71; инжиниринговые центры – 23; центры трансферта технологий – 112; сертификационные центры и испытательные лаборатории – 16; центры научно-технической информации – 14; центры поддержки малого и среднего предпринимательства – 16 и т.д. Это послужит ускорению инновационного развития.
8 В Беларуси также создаются и развиваются аналогичные формы стимулирования передовых технологий, увеличения числа передовых рабочих мест, роста экспорта. В настоящее время функционируют шесть свободных экономических зон (по одной в каждом областном административном центре, включая г. Минск): СЭЗ «Брест» (1996г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Минск»(1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.), СЭЗ «Гродноинвест» (2002г.).
9 Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. У отдельных СЭЗ есть и свои специфичные цели. Например, у СЭЗ «Гомель-Ратон» – это прежде всего вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; у СЭЗ «Брест» – расширение производства потребительских товаров и услуг; у СЭЗ «Минск» – повышение загрузки аэропорта «Минск-2» и дальнейшее развитие воздушного сообщения; у СЭЗ «Витебск» и «Могилев» – развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры; у СЭЗ «Гродноинвест» – внедрение в экономику региона передовых ресурсо– и энергосберегающих технологий.
10 В настоящее время на стадии обсуждения и подготовки находятся пять крупных проектов в промышленной сфере. Это создание совместных предприятий Минского завода колесных тягачей и российской госкорпорации «Ростех»; ОАО «Пеленг» и «Роскосмоса»; ОАО «Интеграл» и компании «Российская электроника»; ОАО «Гродно 33 Азот» и российской компании «ЕвроХим» или «Газпром Инвестпроект» (участник с российской стороны окончательно еще не определен).
11 По состоянию на 1 января 2018 г. в СЭЗ Беларуси зарегистрировано 408 организаций (397 из них действующие резиденты), среднесписочно в 2017 г. в них работало более 122 тыс. человек. Большинство резидентов СЭЗ Беларуси работают в сфере обрабатывающей промышленности, торговли, в сфере операций с недвижимым имуществом, занимаются транспортной деятельностью, профессиональной, научной и технической деятельностью. Деятельность резидентов СЭЗ вносит значимый вклад в основные макроэкономические показатели Беларуси. Так, например, в январе-сентябре 2018 года доля компаний резидентов белорусских СЭЗ составила 12,9% объёма промышленного производства, 6,1% инвестиций в основной капитал, 15,6% экспорта товаров и 9,1% импорта товаров.
12 Необходимо особо выделить белорусский Парк высоких технологий (ПВТ), созданный в 2005 году. Это особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом в Республике Беларусь, способствующая благоприятному и успешному развитию ИТ-бизнеса. Первоначальная цель проекта — создать в Беларуси благоприятные условия для развития индустрии экспортно-ориентированного программирования, развития иных экспортных производств, основанных на новых и высоких технологиях, а также для концентрации кадрового, научно-производственного и инвестиционно-финансового потенциала, прежде всего для повышения конкурентоспособности национальной экономики.
13 Разработанное в ПВТ программное обеспечение в 2016 году поставлялось заказчикам из 67 стран мира1. По данным администрации Парка, в 2018 году 91,9% производимого в Парке программного обеспечения шло на экспорт: 49,1% поставлялось в страны Европы, 44% — в США и Канаду, 4,1% — в Россию и СНГ2 (табл. 1). Показатели Парка высоких технологий в области ИТ являются ведущими в странах Восточной и Центральной Европы.
1. Режим доступа: >>>> . Дата допуска :15. 02.2019.

2. Режим доступа: >>>> . Дата допуска :15.02.2019.
14 Таблица 1
15 Экспорт компьютерных услуг. Платёжный баланс НБРБ3
3. Режим доступа: >>>> . Дата доступа: 15.02.2019
16
Показатели 2006 2011 2016 2017
Экспорт компьютерных услуг РБ, млн. долл. 47,9 274,1 956.8 1203,6
Доля компьютерных услуг в экспорте услуг РБ 2% 5% 14% 15%
Экспорт Парка высоких технологий, млн. долл. 21,9 215,2 820,6 1025
Доля Парка высоких технологий в экспорте компьютерных услуг 46% 79% 86% 87%
17 Большое место в двусторонних связях занимают вопросы сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Россия является основным поставщиком нефти и газа в Беларусь. В последние годы поставки в страну составляли около 21 миллиона тонн нефти и 20 миллиардов кубометров газа.
18 Активно осуществляется сотрудничество в сфере атомной энергетики . 15 марта 2011 года подписано Соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в строительстве на территории Беларуси атомной электростанции. Генеральным подрядчиком выступит ЗАО "Атомстройэкспорт". Белорусская АЭС (БелАЭС) будет состоять из двух энергоблоков российского проекта ВВЭР-1200 суммарной электрической мощностью до 2400 мегаватт. Соглашение от 2011 года предусматривает выделение Россией кредитной линии около 11 млрд. долларов. Первый энергоблок Белорусской АЭС планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.
19 Содружество России с Беларусью играет важную роль в реализации задач импортозамещения, которые приобрели особую актуальность после введения западных санкций против России и ответных российских санкций.
20 Импортозамещение в РФ происходит в том числе на основе расширения импорта товаров из РБ (продуктов пищевой промышленности, сельского хозяйства, химической отрасли), совместного производства товаров, замещающих импорт из стран-санкционеров. Особое значение имеет участие Беларуси в импортозамещении для ВПК.
21 В сфере ВПК налажена кооперация 180 российских оборонных предприятий со 120 белорусскими заводами, в том числе производящими авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи. Это существенно и для обеспечения политической и военной безопасности в рамках ОДКБ. Примером кооперации промышленных предприятий в ВПК является сотрудничество российской компании «Ростехнологии» в рамках общих ФПГ с белорусскими предприятиями: ФПГ «Точность» с белорусской фирмой «Пеленг», ФПГ «Оборонительные системы», ФПГ «Аэрокосмическое оборудование»4. Эта кооперация осуществляется на основе Договора о ВТС от 2009 года на базе 50 действующих контрактов на поставку и модернизацию военной техники.
4. Кохно П.А. Экономическая стратегия предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России, 2016, №4. С. 10-26.
22 Планируется сотрудничество российской и белорусской сторон в области разработки и производства средств разведки, радиоэлектронной борьбы, противотанковых комплексов.
23 Большую роль в импортозамещении продовольствия играет Беларусь. На нее в общем объеме импорта сливочного масла в Россию приходится 82%, сыра — 87%, сухого молока и сухой сыворотки — 85%, цельномолочной продукции — 99%. По итогам 2017 года белорусские производители поставили в Россию 352 тысячи тонн мяса и мясопродуктов и 4 миллиона тонн молока и молокопродуктов. Экспорт в Россию продукции АПК составил по итогам 2017 года 3,2 миллиарда долларов (без учета показателей концерна "Белгоспищепром"), а всего свыше 4 миллиардов долларов. Поставки белорусских продуктов на российский рынок с начала 2018 года выросли на 7-8% .
24 Неотъемлемой составной частью торгово-экономического сотрудничества является тесное взаимодействие регионов России и Беларуси. 80 субъектов Российской Федерации поддерживают прямые связи со своими партнёрами в областях Беларуси.
25 Россия является основным инвестором в белорусскую экономику. В 2017 году из РФ в Беларусь поступили 50,3% от всех инвестиций (из Великобритании — 23,5%; с Кипра — 8,1%). Беларусь также активно инвестирует в экономику России (в 2017 году — 56% от общего объема инвестиций в зарубежные страны без учета банков). На конец 2018 г. объем накопленных прямых инвестиций из России в Беларуси составил более 9 млрд. долл. (для сравнения, в 2016 году он составлял около 6 млрд. долл.), из Беларуси в Россию — 0,35 млрд. долл. В республике насчитывается свыше 2400 компаний с российским участием, в том числе 961 предприятие со стопроцентным российским капиталом. Крупнейшие инвесторы — ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Лукойл" ПАО "МТС" и др. Из российских банков на рынке Белоруссии представлены "Сбербанк России", "Внешэкономбанк", банк "ВТБ", "Альфа-Банк".
26 Между РФ и РБ развивается сотрудничество в стратегических отраслях: атомной, авиаприборостроительной и автомобилестроительной промышленности, машиностроении, тракторостроении, нефтехимической переработке и т. д. на основе объединения финансовых и материальных активов, научно-технической и промышленной кооперации. Всего кооперацией охвачено более 8000 предприятий РФ и РБ5.
5. Шурубович А.В. Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты (информационно-аналитический материал). — Портал Совета Федерации РФ. — URL: >>>> . С. 2.
27 Производственная кооперация между российскими и белорусскими предприятиями осуществляется по различным направлениям: на основе взаимных поставок сырья, деталей, полуфабрикатов, готовых изделий в рамках одной технологической цепочки; создания совместных производств и предприятий; создания предприятий (филиалов) на территории другой страны; реализации совместных инвестиционных проектов и программ; проведения совместных научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок и обмена результатами собственных НИОКР.
28 По данным на декабрь 2018 г. создано более 3,5 тыс. совместных предприятий во многих отраслях экономики. В Беларуси работает более 2 тысяч предприятий с российским капиталом, это и государственные, и частные структуры, и крупные корпорации, и малый и средний бизнес»6. В качестве примера компании с участием российского капитала можно привести «Брестгазоаппарат» (г. Брест, производство газовых плит торговой марки GEFEST).
6. Четверикова А.С. Российско-белорусские отношения в новых политико-экономических реалиях. — Российский внешнеэкономический вестник, №5, 2016. — С. 19.
29 Примером успешного сотрудничества в области ТЭК является компания «ЛУКОЙЛ-Белоруссия», которая была основана российским холдингом «ЛУКОЙЛ» и включает в себя 78 АЗС, пять нефтебаз, три газонаполнительные станции. Еще один результат сотрудничества — Мозырский НПЗ (Гомельская обл., производство нефтепродуктов). Минский тракторный завод наладил кооперацию со 157 предприятиями России.
30 На территории РФ осуществляют свою деятельность 26 сборочных предприятий, организованных белорусской стороной: «Бобруйскагромаш», «Лидаагропроммаш», «Амкодор», «Могилевлифтмаш», МТЗ, МАЗ, БелАЗ и др. У ПО «Гомсельмаш» кооперация с 212 российскими предприятиями, выступающими поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов с ответными поставками готовой продукции: зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов (более 60% от общего объема выпуска), а также различных узлов и деталей для предприятий сельскохозяйственного машиностроения РФ.
31 В области машиностроения можно также отметить совместную компанию «Осиповичский вагоностроительный завод» (Могилевская обл.). В пищевой промышленности Беларуси участвует российская компания «Юнимилк» с собственным сельскохозяйственным производством в Шкловском районе РБ (на базе совместного предприятия с белорусским Шкловским маслодельным заводом и ОАО «Слуцкий пивоваренный завод» и с общим объемом инвестиций 80 млн. евро). Специализация СП «Юнимилк Шклов» — сыры и молочные консервы с их экспортом в Россию в размере 90% от общего объема производства. Другой пример — создание совместного предприятия по производству сыра «Чеддер» мощностью до 10 тонн продукции в сутки на базе белорусского ОАО «Лепельский молочно-консервный комбинат» с долей российского инвестора в 1 млн евро.
32 Очень важны совместные инвестиционные проекты, особенно в отраслях с высокой добавленной стоимостью и в сфере инфраструктуры.
33 В сфере высоких технологий насчитывается 38 российско-белорусских предприятий, осуществляющих совместные инвестиционные проекты и научно-производственную деятельность. К ним относятся МФПГ «Оборонительные системы», МФПГ «Электронные технологии», МФПГ «Точность», ЗАО «Международные космические технологии», СООО «Аякс» и т. д. (высокие технологии выделяются в соответствии с перечнем евразийских технологических платформ ЕАЭС).
34 В области телекоммуникаций примером выступает инвестиционная деятельность СООО «Мобильные ТелеСистемы», созданного как совместное предприятие еще в 2002 году.
35 Важнейшей формой как промышленного, так и инновационного сотрудничества являются совместные экономические и научно-технические программы, реализуемые в рамках Союзного государства. Как правило, это программы по созданию и развитию высокотехнологичных наукоемких производств и современных технологий, определяющих перспективы экономики. В настоящее время выполняется около 40 совместных программ и проектов в различных отраслях экономики, науки и техники.
36 В рамках Союзного государства активно развивается и банковская кооперация. Так, Сбербанк России владеет 97,9% акций БПС-Сбербанка, Внешэкономбанк — 97,5% акций БелВнешэкономбанка, ВТБ — 71,4% акций ВТБ (Беларусь) и 99,7% акций Банка Москва-Минск, Росбанк — 99,99% Белросбанка. Банки с участием российского капитала владеют 23,9% банковских активов. Еще один результат сотрудничества в финансовой сфере — ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь). При этом российские банки занимаются вопросами не только финансового развития, но и модернизации белорусской экономики. БПС-Банк совместно с люксембургским Banque Havilland создал фонд прямых иностранных инвестиций (259 млн. евро). Фонд инвестирует средства в производство заменителей молока и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных. Имеется также проект финансовых вложений БПС-Банка с компанией Blue Eagle Private Equity (Нидерланды) в строительство девяти гостиниц и 12 ресторанов в Беларуси на сумму 200 млн. долл.
37 Сбербанк РФ организовал дебютное размещение белорусских евробондов на 1 млрд. долл. и облигаций на российском рынке. Формирование общей финансовой системы в рамках интеграционного объединения, создание общего рынка ценных бумаг, унификация системы банковского надзора, введение единых принципов взимания налогов, проведение единой политики ценообразования является весьма сложным проектом, подготовка к которому занимает длительное время.
38 Многие интеграционные задачи решаются в рамках ЕАЭС. Благодаря этому Беларусь и Россия получают ряд новых возможностей для долгосрочного развития в связи с большими масштабами рынка сбыта, источниками ресурсов и большой транспортной протяженностью в ЕАЭС.
39 Санкционные ограничения дают дополнительный импульс для развития евразийского проекта и российско-белорусского сотрудничества с опорой на внутренние ресурсы. Хотя дефицит западных технологий не может быть полностью восполнен в сжатые сроки, однако прецедент санкционных ограничений, которые продолжают усиливаться, служит росту внимания к промышленному производству в стратегических секторах, а также разработке отечественных аналогов высокотехнологичной продукции, которую раньше было дешевле купить на Западе (например, в сфере добычи энергоносителей).
40 Важно отметить сопряжённость ЕАЭС с китайским «Экономическим поясом Шелкового пути», а также формирование «Большого евразийского партнерства». Отношения России и Беларуси с Китаем вышли на уровень доверительного стратегического партнерства. Развитие экономических связей с Азией, и прежде всего с Китаем, будет способствовать развитию транспортных коридоров через территорию стран ЕАЭС (Казахстан — Россия — Беларусь).
41 В сентябре 2018 года правительство России утвердило Комплексный план развития магистральной инфраструктуры на ближайшие 6 лет. Он включает порядка 200 проектов по строительству скоростных магистралей, аэропортов, автомобильных и железных дорог на сумму более 6 трлн рублей, из которых порядка 2,3 трлн будут вноситься из федерального бюджета, а порядка 3 трлн – частные инвестиции. Самым крупным проектом является проект по реконструкции и строительству дорог по маршруту Европа – Западный Китай, оцениваемый более чем в 1 трлн руб. инвестиций.
42 Одним из позитивных факторов участия РБ в ЕАЭС является финансовый эффект от получения кредитов на льготных условиях из Антикризисного фонда (в настоящее время — Единый фонд стабилизации и развития, оператор — ЕАБР). Так, в 2011–2013 гг. Республика Беларусь получила кредит из этого источника на общую сумму в 3 млрд. долларов США. Большую часть этих средств предоставила Россия.
43 С учетом опыта европейских государств можно утверждать, что имеет большое перспективное значение построение полноценного валютного союза в рамках ЕАЭС в ходе гармонизации входящих в него национальных экономик. Для решения проблем в валютной и финансовой сфере необходимо разработать Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС, после чего целесообразно приступать к разработке конкретного плана по ее реализации. Разработка и принятие Концепции станут важным фактором углубления финансовой интеграции государств ЕАЭС. Создание общего финансового рынка будет способствовать повышению устойчивости рынков, в том числе за счет увеличения их объемов и ликвидности.
44 Потребность в координации курсовой политики обусловлена значительными валютными рисками и высокой волатильностью обменных курсов национальных валют стран ЕАЭС. Эти риски негативно влияют на взаимную торговлю и инвестиции государств ЕАЭС. Проведение государствами ЕАЭС согласованной валютной политики будет способствовать повышению устойчивости финансовых систем государств-членов ЕАЭС, развитию взаимных расчетов стран в национальных валютах, росту предсказуемости национальных валютных рынков и в целом устойчивому развитию экономик наших государств.
45 В заключение отметим следующее:
46 1. В современных условиях при оценке уровня инновационного развития любой технологической платформы следует исходить по меньшей мере из следующих показателей: производительности труда, доли высокотехнологичных отраслей в объеме производства; энергоемкости продукции, выпуска инновационной и промышленной продукции на душу населения; доли высокотехнологичного экспорта в натуральном и стоимостном выражении; индекс коэффициента инновационной промышленной специализации и ее динамики; отношения затрат на НИОКР к стоимости выпускаемой продукции (наукоёмкость производимой продукции).
47 Также можно использовать в качестве индикативных показателей: рост удельного веса инновационно активных организаций, рост затрат на технологические инновации, в том числе за счет собственных средств организаций, рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организации, рост инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, новой для мирового рынка
48 2. Назрела необходимость на основе международных индикаторов - глобального индекса инноваций, индекса инновационного развития Евросоюза, индекса технологического развития, индекса готовности к переходу к экономике знаний - разработать национальные системы нормативных индикаторов, максимально совместимые с существующими международными системами. Разработанная национальная система индикаторов может стать одной из важнейших контрольных подсистем инновационного развития страны.
49 3. Необходимо дополнить создаваемый рыночный механизм экономического роста использованием системы планирования, модифицированной для рыночной экономики по примеру Франции, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и ряда других стран. При правильном использовании система планирования может сыграть роль ведущего дополняющего механизма социально-экономического развития.
50 4. Для обеих наших стран важно мобилизовать внутренние ресурсы для инвестиций, а затем их эффективно использовать. Больше всего средств может быть привлечено из активов нашей банковской системы, где сосредоточено 85 трлн рублей, из которых только 1,3 трлн рублей используются в виде инвестиционного кредита. К 2030 году, по оценке академика РАН А. Аганбегяна, с которой мы согласны, следовало бы стремиться к доле инвестиций в ВВП на уровне 30% и к доле «экономики знаний» в ВВП до 35%. Тогда Россия сможет при высоком качестве экономического роста обеспечивать устойчивое увеличение экономики и социальной сферы ежегодно по 6%. В 2030-2035 гг. Россия может достигнуть основных экономических, а главное – социальных показателей развитых стран и войдет в новую для нас эпоху постиндустриального развития при высокой доле экономики знаний7.
7. Аганбегян А. Не с увеличения повышения пенсионного возраста и повышения НДС надо начинать реализацию целей и задач на перспективу // Общество и экономика. 2018. №8. С. 5-12.
51 5. И Россия, и Беларусь избрали эволюционный путь преобразований в построении социально ориентированной рыночной экономики, не допуская резкого слома сложившихся в обществе традиций, норм и правил, жизненного уклада и ценностей ныне живущих поколений. Тем самым создаются условия для целенаправленного, постепенного перехода на инновационный путь развития на основе программно-целевого подхода. В то же время следует учитывать, что общество – целостная система, и его продвижение на пути научно-технического и технологического прогресса может быть только комплексным, а это означает, что технико-технологические инновации должны сопровождаться инновациями социальными8.
8. Кохно П.А. Прогрессирующая экономика. Том 1. Инновации: монография в 3-х томах. / П.А. Кохно, А.П. Кохно, Н.В. Лясников; отв. ред. П.А. Кохно // М.: РУСАЙНС, 2019.
52

России предстоит активнее реализовывать имеющиеся возможности подъема, опираясь на совершенствование сложившейся планово-рыночной системы управления и на расширение экономического сотрудничества со странами ЕАЭС. Это будет способствовать дальнейшему укреплению российско-белорусского сотрудничества.

Comments

No posts found

Write a review
Translate