- PII
- S020736760000178-4-1
- DOI
- 10.31857/S020736760000178-4
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 7
- Pages
- 33-38
- Abstract
In the article the peculiarities of the Uzbec model of economic development and the role of private entrepreneurship and small business in the national economy are analyzed.
- Keywords
- uzbek model of market economy, privatization of state property, development of entrepreneurship, small business, foreign experience, ways of reforming, stable economic growth
- Date of publication
- 06.10.2018
- Year of publication
- 2018
- Number of purchasers
- 10
- Views
- 3519
25 лет самостоятельного развития были для Узбекистана временем грандиозных преобразований, реализованных в условиях политической стабильности, которая, как отмечает Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов, не могла быть обеспечена без достижения экономической независимости, а она, в свою очередь, базировалась на реализации программы структурных реформ. С первых же шагов по новому пути глава государства разработал национальную модель реформирования и социально-экономического развития страны. Эта модель получила в мире признание как узбекская модель развития. В ее основе лежит формула благополучия, ставшая нетленным завещанием Ислама Каримова. В ней воплотилось искреннее стремление вопреки всем кризисам сделать то, чтобы люди могли жить достойно, гордясь своей Родиной. И сегодня принципы, лежащие в основе этой модели, являются гарантией успешности дальнейших политических, экономических и социальных преобразований в Узбекистане.
При разработке собственной модели развития Узбекистан не стал слепо следовать стандартным рекомендациям западных экспертов, отказался от обманчивых представлений о саморегулировании рыночной экономики и моделей проведения реформ методами «шоковой терапии». В отличие от них наша модель развития была эволюционной и учитывала социально-экономический потенциал страны, историю государственности народа, национально-религиозные ценности и демографическую ситуацию. Узбекская модель основана на пяти принципах: верховенство экономики под политикой, государство - инициатор всех реформ в обществе, сильная социальная политика, поэтапность перехода к рынку и верховенство закона в общественной жизни.
Избранный Узбекистаном путь развития привлек внимание мирового сообщества благодаря своей жизненности и конкретным результатам, что стало особенно очевидным после разразившегося мирового глобального финансово-экономического кризиса. Этот своеобразный путь признали даже те страны и международные организации, которые раньше относились к нему скептически.
Выдвинутая Президентом Узбекистана в 2010 году Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране теоретически и практически обогатила узбекскую модель, способствовала выходу на новый уровень в деле модернизации и демократического обновления.
Стало традицией проводить международные научно-практические конференции по изучению опыта Узбекистана. Участвующие в них авторитетные ученые-экономисты, политики и эксперты анализируют путь развития нашей страны и дают рекомендации по использованию этого опыта в других государствах.
Узбекская модель перехода к рыночной экономике — это наш собственный путь, основанный на традиционном национальном образе жизни народа, наших специфических экономических условиях, национальных традициях и обычаях. В то же время данная модель учитывает передовой мировой опыт экономического прогресса, базирующийся на социально ориентированной рыночной экономике. В условиях демократизации общества становится все очевиднее, что важнейшими условиями обеспечения национальной стабильности и безопасности является обновление политической, экономической, социальной сфер общественной жизни. Имеет принципиальное значение то, что сохраняется приоритет окончательного избавления общества от командно-административных общественных отношений и углубления экономических преобразований, ориентированных на развитие рыночной экономики. Узбекистан придерживается принципа поэтапного перехода к рыночным отношениям, преодоления прежних методов управления с их чрезмерной централизацией, уравнительной психологией и иждивенчеством. Основное содержание экономической политики - создание необходимых условий для проявления творческих и трудовых способностей личности, формирование новой социально-правовой культуры населения. Рыночная культура предполагает имущественный плюрализм, ликвидацию монополии производителя, обеспечение эффективного использования всех возможностей общества и личности, экономическую активность предпринимателей.
Адекватные узбекской модели перспективные задачи страны были поставлены Исламом Каримовым в его книге «Свое будущее мы строим своими руками», где отмечается, что с первых дней осуществления программ экономических преобразований и обновления в республике основной упор делался и сегодня делается на улучшение структуры экономики, отказ от однобокой, гипертрофированной сырьевой ее направленности [10]. До обретения независимости Узбекистан был хлопковой базой СССР, главным поставщиком этого сырья в другие регионы. Низким оставался уровень жизни: в 1990 году совокупные доходы на уровне ниже прожиточного минимума имело 70% населения, в то время как в ряде других республик — 30%. Действовавшие предприятия работали не на нужды внутреннего рынка, а на экспорт. При этом, если посмотреть на карту того времени, то можно увидеть, что 50% всей промышленной продукции давали Ташкент и Ташкентская область, на все остальные регионы приходилось стальные 50% [7].
Одна из главных целей нашей страны - устойчивое развитие по пути демократических преобразований с выходом на уровень развитых государств мира, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни граждан. Узбекская модель предусматривает глубокие структурные преобразования, надежную защиту интересов частного предпринимательства и малого бизнеса, предусмотренную Конституцией и другими действующими нормативно-правовыми актами. В экономике Узбекистана гарантирован приоритет частной собственности [2]. Для развития предпринимательства в республике необходимо повышение ответственности руководителей правоохранительных, контролирующих и административных структур за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Ныне пересмотрены более 40 нормативно-правовых актов, упрощен порядок создания частных субъектов хозяйствования, облегчены условия их деятельности, либерализована уголовной ответственности за правонарушения предпринимателей. Проверка деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будет осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, а других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года и только по решению Республиканского совета по координации контролирующих органов.
Мировой опыт свидетельствует, что устойчивое социально-экономическое развитие в значительной мере обеспечивается малым и частным бизнесом при условии гарантированной защиты прав и интересов предпринимателей. Актуальность задачи развития малого и частного предпринимательства подчеркнул Президент Узбекистана Ислам Каримов так: «…Малый бизнес и частное предпринимательство должны стать прочной опорой нашего общества, его благосостояния, сегодняшнего и будущего развития нашей страны» [1].
Главными козырями малого бизнеса является гибкое реагирование на запросы потребителей, мобильность капитала, личная заинтересованность и ответственность конкретного человека. Частный предприниматель в отличие от государственного производителя оперативно реагирует на экономические проблемы страны, диверсификацию рынка, занятость населения, обеспечение благосостояния граждан.
Благодаря активизации предпринимателей нормализировалась хозяйственная жизнь общества, повысилась мобильность и адаптированность к новым условиям рынка, улучшился психологический климат вокруг делового человека, у него появился позитивный образ. За прошедший период стал формироваться средний класс, включенный в товарно-денежные отношения не только в Узбекистане, но и в мире, особенно на международном финансовом рынке. В последние годы более 60% новых рабочих мест созданы усилиями предпринимателей, среди которых доминирует молодежь. Эти новые рабочие места были созданы в значительной мере в сфере малого и частного бизнеса.
Средний класс, составляя более 90% хозяйствующих субъектов в стране, играет активную позитивную роль в обеспечении стабильного социально-экономического прогресса. На долю малого и частного бизнеса сегодня приходится 56% внутреннего валового продукта, в том числе 23% промышленного производства, 98% сельхозпродукции. В данной сфере трудятся более 75% всего занятого населения. Результатом является стабильный среднегодовой прирост ВВП на 8,3% [4].
Малый бизнес и частное предпринимательство в республике стали важным фактором повышения правовой и политической активности населения. Предпринимательство по своему содержанию создает важные условия для творческого труда, полной реализации интеллектуальных способностей и возможностей человека. Личные интересы среднего класса формируют не только материальные, но и духовные основы гражданского общества. Этот класс является локомотивом социально-экономического прогресса, демократических реформ в стране.
Успехи в этом направлении связаны с политикой налогообложения. За период 2005-2012гг. ставки налогообложения были понижены от 13% до 5% . Семейный бизнес и народное прикладное творчество освобождены от налогов. Производители самых необходимых товаров народного потребления освобождены правительством республики от налогообложения на 5-7 лет.
В Узбекистане созданы свободные индустриально-экономические зоны в городах Навои и Ангрен, в них привлечен иностранный капитал с самыми современными технологиями производства (вложено более 160 млн. долларов США). Здесь следует отметить огромную финансовую помощь международных экономических организаций и финансовых кругов, их поддержка частного и малого бизнеса Узбекистана составила более 1,5 млрд долларов США.
В отличие от других стран СНГ в Узбекистане значительно выше роль частного и малого бизнеса в развитии рыночных отношений. Многое делается для подготовки национальных кадров. Создана сеть учебных заведений, оснащенных самыми современными техническим оборудованием и учебными корпусами. Сегодня их насчитывается более 1,5 тысяч, в них учащиеся получают 3-4 профессии с овладением иностранным языком.
Результаты социологических опросов показали повышение правовой грамотности населения, что необходимо для успешных хозяйственных операций. Предприниматели все успешнее отстаивают свои права, которыми их наделяет закон. Только в одном районе Наманганской области за год 56 фермеров и предпринимателей обращались в судебно-правовые органы с разными вопросами по защите своего бизнеса, зафиксированы более 132 звонков по телефонам доверия.
Новым и важным является внедрение электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства. Только в 2015 году 42,8 тыс. субъектов предпринимательства зарегистрировались через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг. Предприниматели перешли к сдаче налоговой и статистической отчетности в электронном виде через сеть Интернет.
Развития частного сектора убедительно показало, что он обладает огромными преимуществами по сравнению с государственной собственностью, вытекающими из личной заинтересованности конкретных людей в конечных результатах хозяйственной деятельности. В 2015 году, согласно рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса», Узбекистан занял 87-е место в мире, а по поддержке нового бизнеса - 42-е место в мире, по показателям предоставления кредитов субъектам малого бизнеса - 42-е место.
Опережающими темпами развиваются банковские, страховые, лизинговые, консалтинговые и другие виды рыночных услуг, способствующие развитию частного сектора и малого бизнеса в стране. По рейтингу Всемирного экономического форума Узбекистан входит в пятерку стран с самой быстро развивающейся экономикой в мире, а в 2015 году получил награду за достижение целей развития тысячелетия в области обеспечения продовольственной безопасности государств-членов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН [5].
В то же время Узбекистан исходит из целесообразности на современном этапе развития сохранить в государственном секторе те предприятия, которые осуществляют добычу и переработку углеводородного сырья, драгоценных и цветных металлов, урана, а также стратегические инфраструктурные отрасли- естественные монополии – железные и автомобильные дороги, авиационные перевозки, производство электроэнергии, электрические и коммунальные сети.
Согласно программе приватизации 353 неиспользуемых и незавершенных объекта государственной собственности перешли в руки частного бизнеса. После инвентаризации выставлено на торги для перехода в частную собственность 319 неиспользуемых объектов государственной собственности, 378 акционерных обществ куплены иностранными инвесторами. Это относится к таким динамично развивающимся акционерным обществам как «Навоиазот», «Ферганаазот», «Ургенч экскаватор», «Кызылкумцемент», «Джизакский аккумуляторный завод», «Алокабанк», «Туронбанк», страховая компания «Узагросугурта» и другим.
Конечной целью социально-экономических преобразований является переход от одного качественного состояния экономики к другому, т.е. смена одних экономических отношений и организационно-управленческих структур на другие. В то же время, как отмечал немецкий ученый М.Кайзер, изучавший переход Узбекистана к рыночной экономике, социальные отношения продолжают играть значительную роль в процессе рыночной трансформации [6].
Таким образом, анализ развития экономики Узбекистана свидетельствует о том, что избранная руководством страны экономическая модель развития, движение на ее основе по продуманному эволюционному пути реформирования всех сфер общественной жизни позволили обеспечить устойчивый и быстрый рост экономики и повышение жизненного уровня населения.
References
- 1. Narodnoe slovo. 2010. 8 dekabr'.
- 2. Kaiser M. Reopening of the Silk Road:Informal Sector Trade in Uzbekistan: Dissertation / (forthcoming) Bilefeld.1998.
- 3. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistana/ Tashkent. Uzbekistan. 2012. S.11
- 4. Karimov I.A. Rol' chastnogo biznesa i predprinimatel'stva v realizatsii sotsial'no-ehkonomicheskoj politiki v Uzbekistane / T.: Uzbekistan. 2012. S.6.
- 5. Karimov I.A. Nasha tsel' -mir, blagopoluchie i demokraticheskoe obnovlenie strany / T.: Uzbekistan. 2015. S. 47.
- 6. Kajzer M. Neformal'nyj sektor torgovli v Uzbekistane / Zhurnal sotsiologii i sotsial'noj antropologii // S-Peterburg. 2000. T. III. № 2. S 109.
- 7. Narodnoe slovo. Ehlektronnyj resurs.- Rezhim dostupa: http: // narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/zhamiyat/item/8702-uzbekskaya-model-razvitiya-prochnyj-fundament-protsvetaniya/
- 8. Narodnoe slovo. Ehlektronnyj resurs.- Rezhim dostupa: http: // www.narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/sijosat/item/3213.