ЕДИНСТВО ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОСТА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
ЕДИНСТВО ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОСТА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты теоретико-эмпирического анализа, свидетельствующие об общности дифференционно-интеграционных механизмов роста научных знаний, формирования концептуальных структур, развития общих и специальных умственных способностей, а также возникновения идей в процессе научного творчества. Показано, что появление новых идей или качеств личности, переход с одного уровня развития на другой сопровождается одновременным ростом дифференциации и интеграции. Выявлено, что при достаточном уровне развития интеллекта, креативности и освоения предметных знаний лучшим предиктором продуктивности деятельности выступают показатели организации концептуальных структур, релевантных определенной области предметной реальности.
Ключевые слова
дифференционно-интеграционная теория развития, общие и специальные способности, ментальные структуры.
Классификатор
Дата публикации
03.01.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
527
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Изд. центр “Академия”, 2002.
  2. Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974/1981. Т. 1-3.
  3. Винокурова Г.А. Когнитивные особенности младших школьников с разным уровнем психического развития: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1999.  
  4. Волкова Е.В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения химии в школе//Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 37-49.  
  5. Волкова Е.В. Общий универсальный закон развития, развитие когнитивных структур химического знания и химические способности. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008.
  6. Волкова Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности//Психол. журн. 2011. Т. 32. № 4. С. 95-105.  
  7. Волкова Е.В. Гендерные различия творческих способностей//Психология в системе комплексного человекознания. Ч. 1./Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. С. 785-789.  
  8. Дифференционно-интеграционная теория развития/Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011.
  9. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель “интеллектуального диапазона”//Психол. журн. 1998. Т. 19. № 2. С. 61-70.
  10. Жданов Ю.А. Узловое понятие современной теоретической химии//Вопросы философии. 1977. № 1. С. 102-113.
  11. Иванова Е.В. Психологические особенности когнитивной дифференцированности и личностных структур детей старшего дошкольного возраста с опережающим развитием: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1999.
  12. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.-Воронеж: НПО “Модэк”, 1997.
  13. Косов Б.Б. О некоторых законах восприятия, различения и опознания простых и сложных объектов//Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 50-60.
  14. Лидин Р.А., Андреева Л.Л. Тестовые задания для итогового контроля качества знаний//Химия в школе. 1994. № 3. С. 42-46.
  15. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995.
  16. Луман Н. Дифференциация/Пер. с нем. Б. Скуратов. М.: Логос, 2006.
  17. Манолов К. Великие химики. М.: Мир, 1976. Т. 1, 2.
  18. Назарова В.В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2001.
  19. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие/Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО “Модэк”, 2004.

 

  1. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “Модэк”, 1999.
  2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. 6-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  3. Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 3. Стандартные прогрессивные матрицы. М.: Когито-Центр, 1996.
  4. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия Молодая, 1994.
  5. Руденко А.П. Физико-химические основания химической эволюции. Закономерности химической эволюции//Журнал физической химии. 1983. Т. LVII. Вып. 11. М.: Наука, 1983. С. 2641-2657.
  6. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с “интеллектуальными” шкалами темперамента//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 70-77.
  7. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  8. Туник Е.Е. Диагностика креативности, тест Е. Торренса: методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
  9. Факторный личностный опросник Кеттелла: методическое руководство/А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. СПб.: Иматон, 2006.
  10. Филимоненко Ю.И. Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант): методическое руководство/Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. СПб.: Иматон, 2006.
  11. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WISC). Адаптация 1995 г./Под ред. О.И. Муляр. СПб.: Иматон, 1995.
  12. Химики о себе. М.: ВЛАДМО; УМИЦ “Граф-Пресс”, 2001.
  13. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность?//Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 121-128.      
  14. Холодная М.А. Эффекты дифференциации и интеграции в организации концептуальных структур в связи с проявлениями креативности/Дифференционно-интеграционная теория развития: Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов Второй научной конференции. 4 марта 2013 г., Москва. -М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. С. 381-395.
  15. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: АО “Столетие”, 1997.
  16. Щебланова Е.И. Влияние уровня интеллекта на мотивационно-личностные характеристики одаренных подростков//Психология и дифференциальная психофизиологии сегодня, 2011. С. 349-352.
  17. Baer J. Gender differences//Encyclopedia of creativity/Eds. M.A. Runco & S.F. Pritzker. San Diego, CA: Academic Press, 1999. V. 1. P. 753-758.
  18. Barron F., Taylor C. Scientific creativity, its recognition and development. N.Y.: McGraw-Hill, 1963.
  19. Clark G.J., Riley W.D. The Connection between Success in a Freshman Chemistry Class and a Student's Jungian Personality Type//Journal of Chemical education. 2001. V. 78. № 10. P. 1406-1411.
  20. Creativity, Psychology and the History of science/Ed. by Howard E. Gruber and Katja Bödeker//Boston studies in the philosophy of science. V. 245. The Netherlands: Springer, 2005.
  21. Demetriou A., Spanoudis G., Shayer M., Mouyi A., Kazi S., Platsidou M. Cycles in speed-working memory-G relations: Towards a developmental-differential theory of the mind//Intelligence. 2013. V. 41. P. 34-50.
  22. Duncker K. On Problem-Solving. Psychological Monographs. 1945. V. 58. P. 1-13.
  23. Feist G.J. A meta-analysis of personality in scientific and artistic creativity//Personality and Social Psychology Review. 1998. V. 2. P. 290-309.
  24. Galton F. Hereditary Genius. London, 1869.
  25. Guilfоrd I.P. The nature of human intelligence. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
  26. Heinz Werner and developmental science/Ed. Jaan Valsiner. p. cm. (Path in psychology). N.Y.: Kluwer Acadimic/Plenum Publishers, 2005.
  27. Houtz J.C., Selby E., Esquivel G.B., Okoye R., Peter K.M., Treffinger D.J. Creative styles and personal type//Creativity Research Journal. 2003. 15. P. 321-330.
  28. Kirchhoff Mary M. International Year of Chemistry: An Educational Opportunity//Journal of Chemical Education. January 2011. V. 88. No. 1.
  29. Martinsen O., Kaufmann G. Cognitive styles and creativity//Encyclopedia of creativity/Eds. M.A. Runco and S.R. Pritzker. N.Y.: Academic Press, 1999. V. I. P. 273-282.
  30. Olsen John C. The work of the exceptionally gifted student in chemistry and chemical engineering//Journal of Chemical Education. October, 1928. V. 5. No. 10.
  31. Overton W.F. Developmental psychology: Philosophy, concepts, methodology. Theoretical models of human development//Handbook of child psychology/Ed. R.M. Lerner. N.Y.: Wiley, 2006. V. 4. P. 18-88.
  32. Piaget J., Garcia R. Psychogenesis and the history of science. N.Y.: Columbia University Press, 1989.
  33. Raeff C. Distinguishing between Development and Change: Reviving Organismic-Developmental Theory//Human Development. 2011. No. 1.
  34. Sternberg R.J., Kaufman J., Pretz J.E. The creativity conundrum. N.Y.: Psychology Press, 2002.
  35. Torrance E.P. The Torrance Tests of Creative Thinking. Norms, Technical manual. Research Edition. Verbal and Figural Tests (Forms A and B). Princeton, NJ: Prentice Hall, 1966.
  36. Torrance E.P., Ball O., Safter T. The Torrance Tests of Creative Thinking. Figural Norms, Technical Manual, Figural (Streamlined Forms A and B). Benseville, IL: Scholastic Testing Service, 1990.
  37. Wechsler S.M., Vendramini K.M.M., Oakland T. Thinking and Creative Styles: A Validity Study//Сreativity research journal. 2012. V. 24 (2-3). P. 235-242.
  38. Werner H. The concept of development from a comparative and organisms point of view//The concept of development. Minneapolis, 1957. P. 125-148.

 

  1. Werner H. Comparative psychology of mental development. N.Y., 1957.
  2. Wertheimer M. Productive Thinking. N.Y.: Harper & Row, 1945.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести