Social representation about health and health preservation in young students
Table of contents
Share
QR
Metrics
Social representation about health and health preservation in young students
Annotation
PII
S013216250000188-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Victor I. Filonenko 
Affiliation: South Federal University
Address: Russian Federation, Rostov-on-Don.
Marina Nikulina
Affiliation: The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) of Rostov Law Institute (branch)
Address: Russian Federation, Rostov-on-Don
Eduard Patrakov
Affiliation: Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin
Address: Russian Federation, Yekaterinburg
Olga Kovtun
Affiliation: Ural state medical University
Address: Russian Federation, Yekaterinburg
Edition
Pages
152-157
Abstract

The problems of Healthy Lifestyle formation and its maintenance among youth people and also social representation about Healthy Lifestyle are actively discussed in sociological, psychological, pedagogical, socio-psychological researches. The results of a certain number of past decades empirical researches show very contradictory dynamics: on the one hand, there is an increasing health importance as an instrumental value, on the other, health saving activity has selective character and moreover notions of different social groups about the Healthy Lifestyle and health saving methods vary considerably. The research which was made by the authors in twelve Universities in the South of Russia and four Federal Universities included questions about study of social representations of health, various models of students’ behavior. Respondents also assessed possibility of education environment to ensure the health saving. On the whole, this allowed identifying a number of paradoxes which are disclosed in this article

Keywords
Healthy Lifestyle, social representation, youth people
Received
02.08.2018
Date of publication
22.08.2018
Number of purchasers
10
Views
801
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В современном обществе здоровье приобретает все большую ценность [Белова, 2008; Варламова, 2010; 2005; George, 2014]. Здоровый образ жизни понимается как концепция социальной политики, основанная на признании высокой значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом и утверждающая необходимость принятия мер, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания [Никулина, 2015]. Здоровый образ жизни молодежи - это осознанное и целенаправленное поведение молодых людей, которое предусматривает каждодневные социальные практики, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, продиктованные ценностными ориентациями, установками, мотивами здоровьесберегающей деятельности) [Белова, 2008: 84-86].
2 Здоровый образ жизни охватывает духовную, социально-культурную и правовую составляющие развития и деятельности человека, которые дополняют экологическая и предметная среда обитания индивида, на их совершенствование оказывают влияние экономические, коммуникационные факторы, социальные представления различных групп, в т.ч. этнических [Абдуллаева и др., 2016; Вялых, 2015; Орлова, 2009]. Совместное конструирование здоровьесберегающего поведения может являться ядром представлений социальных групп – к примеру, лиц с ограниченными возможностями здоровья [Патраков и др., 2015], этнических и религиозных сообществ [Крестьянова и др., 2016]. Можно говорить о наличии в студенческой среде парадокса в отношении к здоровью: с одной стороны, в массовом сознании здоровье воспринимается как ценность, с другой, подавляющее большинство может не проявлять активности в здоровьесбережении [Белова, 2008: 84-86; Пить и др., 2015].
3 Центром социально-политических исследований Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета в 2016 г. было проведено социологическое исследование «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества» (научный руководитель − В.И. Филоненко). В стратифицированную выборку вошли четыре федеральных университета (Казанский, Северо-Кавказский, Уральский, Южный), двенадцать вузов (и их филиалы) юга России, Национальный Союз организаций по подготовке кадров в области управления персоналом. Опрошено 4387 студентов, 1122 эксперта (проректоры и заместители деканов по социально-воспитательной работе, кураторы учебных групп, деканы и заведующие кафедрами, штатные преподаватели общенаучных, социально-гуманитарных и выпускающих кафедр), 526 работодателей (руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители управлений, отделов по работе с персоналом по основным отраслям промышленности, строительства, транспорта и связи, здравоохранения и социальной сферы, культуры и науки, образования) из регионов России. Исследование проводилось в 19-ти субъектах Российской Федерации методом анкетирования.
4

Отношение студентов к здоровому образу жизни.

Сравнение результатов исследований 2006, 2011 и 2016 г. показало, что в естественно-гуманитарных вузах популярность ЗОЖ увеличилась в 1,7 раза, в инженерно-технических вузах - в 2,3 раза (табл.1).

5 Таблица 1 Отношение студентов к здоровому образу жизни (в % к числу опрошенных)
Популярна ли, на ваш взгляд, в настоящее время в студенческой среде идея здорового образа жизни? Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Очень популярна 31,7 32,6 54,5 22,4 37,6 52,1 18,3 38,3 68,7
Не очень популярна 44,3 48,8 30,9 52,8 45,7 30,7 50,1 40,3 21,1
Совсем не популярна 7,2 8,1 3,5 8,1 7,2 4,9 10,3 7,7 4,3
Затрудняюсь ответить 14,7 9,1 11,0 16,2 7,8 12,3 21,2 13,7 5,8
6 Сравнение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете сегодня состояние своего здоровья?» с 2006 и 2011 гг. показывает уменьшение оценки хорошего самочувствия студентами естественно-гуманитарных и инженерно-технических направлений и увеличение положительных ответов студентов сельскохозяйственных направлений (табл. 2).
7 Таблица 2 Оценка студентами состояния своего здоровья (в % к числу опрошенных)
Как вы оцениваете свое положение сегодня: Состояние здоровья Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Хорошо 68,3 58,6 57,2 68,3 58,6 62,6 45,6 54,9 60,7
Удовлетворительно 30,2 34,5 36,2 30,2 34,5 32,0 46,2 39,1 33,8
Плохо 1,2 6,1 6,6 1,2 6,1 5,3 7,4 6,0 5,5
8 Сравнение отношения студентов к курению в 2006, 2011, 2016 гг. позволяет говорить об устойчивой тенденции снижения курения в молодежной студенческой среде. Заметнее выросло число некурящих среди студентов инженерно-технических и сельскохозяйственных направлений, где существенно снизился процент заядлых курильщиков (табл. 3).
9 Таблица 3 Отношение студентов к курению (в % к числу опрошенных)
Курите ли вы? Тип (вид) вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Нет, не курю 73,9 80,8 86,5 67 78,2 84 58,6 75,2 85,3
Да, несколько сигарет в день 13,6 11,3 7,8 15,5 11,5 9 14,6 10 8,9
Да, до 10 в день 6,6 4,3 2,9 10,1 5,3 3,9 11,9 8,9 3,2
Да, до пачки в день 4,9 3,7 2,8 7 5 3,1 14,6 5,9 2,6
10 В федеральных университетах (КФУ, СКФУ, УрФУ, ЮФУ) в сравнении с вузами Ростовской области и вузами ЮФО мы констатируем наибольший процент некурящих студентов, но и наибольшее кличество курящих более 1 пачки сигарет в день (табл. 4).
11 Таблица 4 Отношение студентов к курению в зависимости от месторасположения и уровня вуза (в % к числу опрошенных)
  Вузы Ростовской области в целом Вузы ЮФО в целом Федеральные вузы в целом
Курите ли вы? Нет, не курю 84,8% 85,3% 85,8%
Да, несколько сигарет в день 8,4% 8,5% 7,8%
Да, до 10 в день 3,5% 3,3% 3,1%
Да, до пачки в день 3,3% 2,9% 3,4%
12 Сравнение результатов опроса 2016 г. с результатами 2006 и 2011 гг. показывает, что более чем в 2 раза увеличилось число студентов, ведущих трезвый образ жизни в естественно-гуманитарных и инженерно-технических вузах, в 4,7 раза – в сельскохозяйственных вузах. Сократилось число употребляющих алкоголь по праздникам, несколько раз в месяц, несколько раз в неделю (табл. 5).
13 Таблица 5 Отношение студентов к алкоголю (в % к числу опрошенных)
Употребляете ли вы спиртные напитки? Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Нет 20,3 31,2 42,1 18 29,7 37,8 10,3 21 48,6
Употребляю редко, т.е. по большим праздникам 56,6 51,9 43,7 45,4 50,8 45,8 41,6 58,2 41,4
Несколько раз в месяц 17,9 14,4 12,1 29 15,4 13,3 36,6 17,4 9,1
Несколько раз в неделю 4,9 2,5 2,1 7,2 4,1 3 11,1 3,4 0,9
14 Важным фактором укрепления здоровья для студентов остаются университетские и самостоятельные занятия физической культурой. Сравнительный анализ ответов на вопрос об удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом в 2006, 2011 и 2016 г. подтверждает положительную динамику (табл. 6). Отвечая на вопрос: «Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время?», 37,9% студентов ответили – «посещаю спортклубы, секции, тренировки».
15 Таблица 6 Удовлетворенность занятиями физкультурой и спортом (в % к числу опрошенных)
В какой мере вы удовлетворены: Занятия физкультурой и спортом Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Вполне удовлетворен 54,7 52,7 56,1 66,7 66,1 61,7 56,5 67,4 78,1
Отчасти удовлетворен 26,4 31,1 29,1 20,4 23,6 28,2 26,5 23,6 17,5
Не удовлетворен 17,5 16,2 14,8 9,9 10,3 10,2 14,3 9 4,4
16 Пропагандировать здоровый образ жизни стали многие молодежные субкультуры [Плотницкий, 2011: 113–118]. Позитивное отношение к жизни и здоровью, приверженность экстремальным видам спорта, отказ от наркотиков – идеология стрейтэджа, скейтеров/роллеров, трейсеров (паркур), воркаута. Среди студенческой молодежи эти субкультуры пользуются популярностью и одобряются. Наивысшую оценку полезности получили стрейтэйджеры (табл. 7).
17 Таблица 7 Распределение ответов на вопрос: «Какие из субкультур, на ваш взгляд, конструктивны, приносят пользу молодёжи и обществу в целом?» в зависимости от направления подготовки (в % к числу опрошенных)
Какие из субкультур, на ваш взгляд, конструктивны, приносят пользу молодёжи и обществу в целом? Направление подготовки
Социально-гуманитарное Естественнонаучное Инженерно-технологическое Психолого-педагогическое Архитектура и дизайн Экономическое Сельскохозяйственное Медицинское
Скейтеры / Роллеры 21,8 15,7 17,2 24,3 25,7 14,9 37,1 17,2
Трейсеры (Паркур) 16,9 16,7 18,2 21,6 16,2 12,1 35,4 13,9
Воркаут (Турники) 34,5 31,8 37,2 37,3 32,4 30,6 34,2 29,8
Стрейтэйджеры (Здоровый образ жизни) 52,6 50 48,7 56,5 56,2 51,6 47 54,3
18 Качественная характеристика здорового образа жизни и здоровья в целом – питание. (табл. 8).
19 Таблица 8 Оценка студентами своего питания (в % к числу опрошенных)
Как вы оцениваете свое положение сегодня: Питаетесь Направление подготовки
Социально-гуманитарное Естественнонаучное Инженерно-технологическое Психолого-педагогическое Архитектура и дизайн Экономическое Сельскохозяйственное Медицинское
Хорошо 69,4 67,4 71,4 74,4 70,9 80,4 75,5 75,8
Удовлетворительно 26,2 27,4 23,8 24 28,2 17,3 21,7 20,8
Плохо 4,4 5,3 4,8 1,6 1 2,3 2,9 3,4
20

Выводы.

Исследование показало, что у большинства студентов нет потребности в систематической заботе о собственном здоровье в силу нежелания прикладывать усилия. Представления студентов о здоровье сводится к физическому благополучию, добиться которого можно отказом от вредных привычек, двигательной активностью и правильным питанием. Установлено, что психологический компонент здоровья представлен незначительно. Причины пассивного поведения студентов по сохранению и восстановлению здоровья видятся в низкой культуре здоровья, недостатке умений и навыков ведения здорового образа жизни. Не отвергая значимости здорового образа жизни, студенты ставят под сомнение его необходимость в студенческий период жизни. Мы констатируем положительную динамику в формировании здорового образа жизни, в отказе от вредных привычек.

References

1. Abdullaeva S.G.K., Patrakov E.V., Gordeeva E.E. (2016) About values of the humane interpersonal relations in the conditions of the polycultural educational environment. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [ASR: Pedagogy and Psychology]. Vol. 5. No. 2 (15): 128-132. (In Russ.)

2. Belova N.I. (2008) Paradoxes of a healthy lifestyle of the studying youth. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 84-86. (In Russ.)

3. George S., Hanson J., Jackson J.L. (2014) Physician, heal thyself: a qualitative study of physician health behaviors // Academic Psychiatry. V. 38. No 1:19–25.

4. Orlova V.V. (2009) Valuable priorities of youth in the Siberian region. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 95–99. (In Russ.)

5. Pit V.V., Zakharchenko A.A., Poriadin M.E. (2015) Publik opinion about the healthy lifestyle in the youth environment: on the example of the sociological survey conducted in Muravlenko. Istoricheskaya I sotsial’no-orazovatel’naya mysl’[Historical and social educational idea’s]. Vol. No. 2: 149-156. (In Russ.)

6. Plotnithski V. V. (2011) Role of sports subcultures in the course of socialization of younger generation. In: Urgent Problems of Youth Subculture: collection of articles. General ed. by O.K. Pozdnyakova. Moscow: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta. Vol. 5: 113-118. (In Russ.)

7. Varlamova S. N., Sedov N. N. (2010) A healthy lifestyle – a step forward, two back.Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2010. No. 4: 75–88. (In Russ.)

8. Vyalyh N. A. (2015) Strategy of Consumption of Medical Care: Sociological Analysis: monograph. Rostov-on-Don: Publishing house of Southern Federal University. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate