Представления о здоровье и здоровьесбережении у студенческой молодежи
Представления о здоровье и здоровьесбережении у студенческой молодежи
Аннотация
Код статьи
S013216250000188-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Филоненко Виктор Иванович 
Аффилиация: Южный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Никулина Марина Алексеевна
Аффилиация: Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Патраков Эдуард Викторович
Аффилиация: Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Ковтун Ольга Петровна
Аффилиация: Уральский государственный медицинский университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Выпуск
Страницы
152-157
Аннотация

Результаты ряда эмпирических исследований последнего десятилетия показывают противоречивую динамику: с одной стороны, отмечается рост значения здоровья как инструментальной ценности, с другой, деятельность по здоровьесбережению носит избирательный характер, а представления различных социальных групп о ЗОЖ и способах здоровьесбережения существенно различаются. В наших исследованиях выявлена положительная динамика в отношении студентов к здоровому образу жизни.

Ключевые слова
молодежь, студенты, здоровый образ жизни, социальные представления
Классификатор
Получено
02.08.2018
Дата публикации
22.08.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
800
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В современном обществе здоровье приобретает все большую ценность [Белова, 2008; Варламова, 2010; 2005; George, 2014]. Здоровый образ жизни понимается как концепция социальной политики, основанная на признании высокой значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом и утверждающая необходимость принятия мер, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания [Никулина, 2015]. Здоровый образ жизни молодежи - это осознанное и целенаправленное поведение молодых людей, которое предусматривает каждодневные социальные практики, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, продиктованные ценностными ориентациями, установками, мотивами здоровьесберегающей деятельности) [Белова, 2008: 84-86].
2 Здоровый образ жизни охватывает духовную, социально-культурную и правовую составляющие развития и деятельности человека, которые дополняют экологическая и предметная среда обитания индивида, на их совершенствование оказывают влияние экономические, коммуникационные факторы, социальные представления различных групп, в т.ч. этнических [Абдуллаева и др., 2016; Вялых, 2015; Орлова, 2009]. Совместное конструирование здоровьесберегающего поведения может являться ядром представлений социальных групп – к примеру, лиц с ограниченными возможностями здоровья [Патраков и др., 2015], этнических и религиозных сообществ [Крестьянова и др., 2016]. Можно говорить о наличии в студенческой среде парадокса в отношении к здоровью: с одной стороны, в массовом сознании здоровье воспринимается как ценность, с другой, подавляющее большинство может не проявлять активности в здоровьесбережении [Белова, 2008: 84-86; Пить и др., 2015].
3 Центром социально-политических исследований Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета в 2016 г. было проведено социологическое исследование «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества» (научный руководитель − В.И. Филоненко). В стратифицированную выборку вошли четыре федеральных университета (Казанский, Северо-Кавказский, Уральский, Южный), двенадцать вузов (и их филиалы) юга России, Национальный Союз организаций по подготовке кадров в области управления персоналом. Опрошено 4387 студентов, 1122 эксперта (проректоры и заместители деканов по социально-воспитательной работе, кураторы учебных групп, деканы и заведующие кафедрами, штатные преподаватели общенаучных, социально-гуманитарных и выпускающих кафедр), 526 работодателей (руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители управлений, отделов по работе с персоналом по основным отраслям промышленности, строительства, транспорта и связи, здравоохранения и социальной сферы, культуры и науки, образования) из регионов России. Исследование проводилось в 19-ти субъектах Российской Федерации методом анкетирования.
4

Отношение студентов к здоровому образу жизни.

Сравнение результатов исследований 2006, 2011 и 2016 г. показало, что в естественно-гуманитарных вузах популярность ЗОЖ увеличилась в 1,7 раза, в инженерно-технических вузах - в 2,3 раза (табл.1).

5 Таблица 1 Отношение студентов к здоровому образу жизни (в % к числу опрошенных)
Популярна ли, на ваш взгляд, в настоящее время в студенческой среде идея здорового образа жизни? Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Очень популярна 31,7 32,6 54,5 22,4 37,6 52,1 18,3 38,3 68,7
Не очень популярна 44,3 48,8 30,9 52,8 45,7 30,7 50,1 40,3 21,1
Совсем не популярна 7,2 8,1 3,5 8,1 7,2 4,9 10,3 7,7 4,3
Затрудняюсь ответить 14,7 9,1 11,0 16,2 7,8 12,3 21,2 13,7 5,8
6 Сравнение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете сегодня состояние своего здоровья?» с 2006 и 2011 гг. показывает уменьшение оценки хорошего самочувствия студентами естественно-гуманитарных и инженерно-технических направлений и увеличение положительных ответов студентов сельскохозяйственных направлений (табл. 2).
7 Таблица 2 Оценка студентами состояния своего здоровья (в % к числу опрошенных)
Как вы оцениваете свое положение сегодня: Состояние здоровья Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Хорошо 68,3 58,6 57,2 68,3 58,6 62,6 45,6 54,9 60,7
Удовлетворительно 30,2 34,5 36,2 30,2 34,5 32,0 46,2 39,1 33,8
Плохо 1,2 6,1 6,6 1,2 6,1 5,3 7,4 6,0 5,5
8 Сравнение отношения студентов к курению в 2006, 2011, 2016 гг. позволяет говорить об устойчивой тенденции снижения курения в молодежной студенческой среде. Заметнее выросло число некурящих среди студентов инженерно-технических и сельскохозяйственных направлений, где существенно снизился процент заядлых курильщиков (табл. 3).
9 Таблица 3 Отношение студентов к курению (в % к числу опрошенных)
Курите ли вы? Тип (вид) вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Нет, не курю 73,9 80,8 86,5 67 78,2 84 58,6 75,2 85,3
Да, несколько сигарет в день 13,6 11,3 7,8 15,5 11,5 9 14,6 10 8,9
Да, до 10 в день 6,6 4,3 2,9 10,1 5,3 3,9 11,9 8,9 3,2
Да, до пачки в день 4,9 3,7 2,8 7 5 3,1 14,6 5,9 2,6
10 В федеральных университетах (КФУ, СКФУ, УрФУ, ЮФУ) в сравнении с вузами Ростовской области и вузами ЮФО мы констатируем наибольший процент некурящих студентов, но и наибольшее кличество курящих более 1 пачки сигарет в день (табл. 4).
11 Таблица 4 Отношение студентов к курению в зависимости от месторасположения и уровня вуза (в % к числу опрошенных)
  Вузы Ростовской области в целом Вузы ЮФО в целом Федеральные вузы в целом
Курите ли вы? Нет, не курю 84,8% 85,3% 85,8%
Да, несколько сигарет в день 8,4% 8,5% 7,8%
Да, до 10 в день 3,5% 3,3% 3,1%
Да, до пачки в день 3,3% 2,9% 3,4%
12 Сравнение результатов опроса 2016 г. с результатами 2006 и 2011 гг. показывает, что более чем в 2 раза увеличилось число студентов, ведущих трезвый образ жизни в естественно-гуманитарных и инженерно-технических вузах, в 4,7 раза – в сельскохозяйственных вузах. Сократилось число употребляющих алкоголь по праздникам, несколько раз в месяц, несколько раз в неделю (табл. 5).
13 Таблица 5 Отношение студентов к алкоголю (в % к числу опрошенных)
Употребляете ли вы спиртные напитки? Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Нет 20,3 31,2 42,1 18 29,7 37,8 10,3 21 48,6
Употребляю редко, т.е. по большим праздникам 56,6 51,9 43,7 45,4 50,8 45,8 41,6 58,2 41,4
Несколько раз в месяц 17,9 14,4 12,1 29 15,4 13,3 36,6 17,4 9,1
Несколько раз в неделю 4,9 2,5 2,1 7,2 4,1 3 11,1 3,4 0,9
14 Важным фактором укрепления здоровья для студентов остаются университетские и самостоятельные занятия физической культурой. Сравнительный анализ ответов на вопрос об удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом в 2006, 2011 и 2016 г. подтверждает положительную динамику (табл. 6). Отвечая на вопрос: «Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время?», 37,9% студентов ответили – «посещаю спортклубы, секции, тренировки».
15 Таблица 6 Удовлетворенность занятиями физкультурой и спортом (в % к числу опрошенных)
В какой мере вы удовлетворены: Занятия физкультурой и спортом Тип вуза
естественно-гуманитарные инженерно-технические сельскохозяйственные
2006 2011 2016 2006 2011 2016 2006 2011 2016
Вполне удовлетворен 54,7 52,7 56,1 66,7 66,1 61,7 56,5 67,4 78,1
Отчасти удовлетворен 26,4 31,1 29,1 20,4 23,6 28,2 26,5 23,6 17,5
Не удовлетворен 17,5 16,2 14,8 9,9 10,3 10,2 14,3 9 4,4
16 Пропагандировать здоровый образ жизни стали многие молодежные субкультуры [Плотницкий, 2011: 113–118]. Позитивное отношение к жизни и здоровью, приверженность экстремальным видам спорта, отказ от наркотиков – идеология стрейтэджа, скейтеров/роллеров, трейсеров (паркур), воркаута. Среди студенческой молодежи эти субкультуры пользуются популярностью и одобряются. Наивысшую оценку полезности получили стрейтэйджеры (табл. 7).
17 Таблица 7 Распределение ответов на вопрос: «Какие из субкультур, на ваш взгляд, конструктивны, приносят пользу молодёжи и обществу в целом?» в зависимости от направления подготовки (в % к числу опрошенных)
Какие из субкультур, на ваш взгляд, конструктивны, приносят пользу молодёжи и обществу в целом? Направление подготовки
Социально-гуманитарное Естественнонаучное Инженерно-технологическое Психолого-педагогическое Архитектура и дизайн Экономическое Сельскохозяйственное Медицинское
Скейтеры / Роллеры 21,8 15,7 17,2 24,3 25,7 14,9 37,1 17,2
Трейсеры (Паркур) 16,9 16,7 18,2 21,6 16,2 12,1 35,4 13,9
Воркаут (Турники) 34,5 31,8 37,2 37,3 32,4 30,6 34,2 29,8
Стрейтэйджеры (Здоровый образ жизни) 52,6 50 48,7 56,5 56,2 51,6 47 54,3
18 Качественная характеристика здорового образа жизни и здоровья в целом – питание. (табл. 8).
19 Таблица 8 Оценка студентами своего питания (в % к числу опрошенных)
Как вы оцениваете свое положение сегодня: Питаетесь Направление подготовки
Социально-гуманитарное Естественнонаучное Инженерно-технологическое Психолого-педагогическое Архитектура и дизайн Экономическое Сельскохозяйственное Медицинское
Хорошо 69,4 67,4 71,4 74,4 70,9 80,4 75,5 75,8
Удовлетворительно 26,2 27,4 23,8 24 28,2 17,3 21,7 20,8
Плохо 4,4 5,3 4,8 1,6 1 2,3 2,9 3,4
20

Выводы.

Исследование показало, что у большинства студентов нет потребности в систематической заботе о собственном здоровье в силу нежелания прикладывать усилия. Представления студентов о здоровье сводится к физическому благополучию, добиться которого можно отказом от вредных привычек, двигательной активностью и правильным питанием. Установлено, что психологический компонент здоровья представлен незначительно. Причины пассивного поведения студентов по сохранению и восстановлению здоровья видятся в низкой культуре здоровья, недостатке умений и навыков ведения здорового образа жизни. Не отвергая значимости здорового образа жизни, студенты ставят под сомнение его необходимость в студенческий период жизни. Мы констатируем положительную динамику в формировании здорового образа жизни, в отказе от вредных привычек.

Библиография

1. Абдуллаева С. Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С.128-132.

2. Белова Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 84–86.

3. Варламова С.Н., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 75 – 88.

4. Вялых Н.А. Стратегии потребления медицинской помощи: социологический анализ: монография. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015.

5. Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 95–99.

6. Пить В.В., Захарченко А.А., Порядин М.Е. Общественное мнение о здоровом образе жизни в молодежной среде: на примере социологического опроса, проведенного в г. Муравленко // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015.T. 7. № 2. С.149-156.

7. Плотницкий В.В. Роль спортивных субкультур в процессе социализации подрастающего поколения // Актуальные проблемы молодежной субкультуры: сб. статей / Под общ. ред. О.К. Поздняковой. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011. Т. 5. С. 113–118.

8. George S., Hanson J., Jackson J.L. Physician, heal thyself: a qualitative study of physician health behaviors // Academic Psychiatry. 2014. V. 38. № 1. P. 19–25.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести