Progress as a value
Table of contents
Share
QR
Metrics
Progress as a value
Annotation
PII
S013216250000175-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sofia Kudrina 
Affiliation: P.G. Demidov Yaroslavl State University
Address: Russian Federation,Yaroslavl
Edition
Pages
24-29
Abstract

The article is devoted to the idea of progress as an axiological background of the emergence and institutionalization of sociology as such. Initially sociology was absolutely separated from ontology due to denial of metaphysics and dissemination of Enlightenment values. That is why in the very beginning the idea of progress was supposed to be beyond criticism. On the other hand, later it was turned into a subject of critical analysis. The idea of progress is considered as an axiological base of the transition from prescientific social thinking to sociological rationality. It was an incentive for scientists to found sociology. Then that idea lost its stable position after the mission.

Keywords
axiological premises of sociology, axiological priorities, value priorities, philosophy of sociology, values in sociology, progress, tradition, devaluation of tradition
Received
02.08.2018
Date of publication
22.08.2018
Number of purchasers
10
Views
876
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 «Как и почему возможно существование общества?» - этот вопрос социолог ХХ в. Дж. Тернер предложил в работе «Структура социологической теории» рассматривать в качестве отправной точки происхождения социологического знания. Обращаясь к Т. Гоббсу, впервые заговорившему о государстве как об искусственном теле, он уточнил этот вопрос: «Как можно создать и сохранить хотя бы какое-то подобие социального порядка и организации?» [Тернер, 1985: 27]. Здесь важно обратить внимание на то, что вопрос ставится не просто о сохранении социального порядка, но и о его создании. Необходимость в социологическом знании появилась в эпоху разрушения традиционного общества именно потому, что встал вопрос о построении научно-обоснованного социального знания, о создании рационально-сконструированного социального организма. Ранняя социология несла в себе весомый элемент утопизма, и эта утопичность оказалась «следствием пафосного разрыва с традиционными ценностями и вообще отказа от ценности традиции как таковой» [Кудрина, 2010, 2014: 38]. Понятие «социология» уже само в себе несло ценностную окраску и заведомо означало антирелигиозное и антиметафизическое обществознание. В этой ситуации новая самоопределившаяся наука социология становилась ближе к естествознанию. Ранняя социология отчасти закрепила своим появлением (и распространением в ее рамках реализма, а затем номиналистической методологии) раздробленность общества, расщепление социального опыта на фрагменты, отделение ценности научно-технического прогресса от нравственного развития, от культуры. Рациональная воля приходит на место традиции, в которой известный немецкий номиналист М. Вебер усматривал лишь некую привычку, автоматизм действий: «Чисто традиционное действие, подобно чистому реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу…» [Вебер, 1990: 628]. Вебер вообще предложил вывести традиционное за рамки социального и оставить там в качестве предмета рассмотрения только осмысленное: ««Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл» [Вебер, 1990: 603]. Хотя, конечно, следует заметить, что в дальнейшем социологи подчеркивали относительный характер понятия рационального действия. «Обе попытки – вызвать дождь с помощью ритуального танца или же посыпание облаков йодистым серебром – являются рациональными действиями с субъективных точек зрения индейцев Хопи или современного метеоролога, но обе они рассматривались бы как нерациональные метеорологом 20 лет назад», к тому же «процесс действия, который является абсолютно рациональным с точки зрения действующего, может казаться нерациональным для партнера или наблюдателя и наоборот», – писал А. Шюц, рассматривавший рациональное действие в динамичной феноменологической перспективе [Шюц, 2004: 30].
2 Вряд ли можно констатировать, что были ценностно нейтральными первые социологические дихотомии: «механическая солидарность – органическая солидарность» [Дюркгейм, 1991], «общность – общество» [Теннис, 2002], «военное общество – промышленное общество» [Современная западная социология, 1990: 327], «традиционное общество – индустриальное общество» [там же: 114] и т.д. За исключением, может быть, оппозиции «община – общество», большинство перечисленных дихотомий объединяло, прежде всего, критическое и даже пренебрежительное отношение к традиционному как отсталому, примитивному, младенческому и идеализация нового как зрелого, рационального, свободного и достойного стремления, которое породило новую ценность – ценность прогресса и проектирования будущего. Проектируется не просто «будущее действие, но будущее дело, предвосхищенное в проекте и в Будущем Совершенном Времени, modo futuri exacti» [Шюц, 2004: 22]. Эти дихотомии строились на противопоставлении старого, неизменного, не нуждающегося в обосновании выбора пути, – с одной стороны, – и нового, находящегося в поступательном движении через пробы и ошибки и поэтому требующего непрестанного проектирования, разработки стратегий и тактик, предвидения и аксиологического обоснования.
3 Дорефлексивный период, который можно условно обозначить как предсоциологический, обесцениваемый ранней позитивистской социологией, предполагает ход событий вне рационального обоснования и осмысления, социальное общение не нуждается в постоянном рационалистическом надзоре над ним и здесь еще не осознается необходимость в социологии как науке – точно так же, как мастерство не отчуждается в технологию. Традиция не подлежит обсуждению и, тем более, оспариванию и в своих рамках не предполагает непрестанной саморефлексии и теоретизирования не потому, что отсутствует ценность свободы, а потому, что традиция несет в себе мудрость и связывает общество с измерением священного. Эта точка зрения прослеживается еще со времен античности. Платон, в частности, считал, что, чем стабильнее порядок вещей, тем ближе он к Благу, к вечности, и вопрос о том, необходимо ли, чтобы что-то «изменялось либо само собой, либо под воздействием чего-либо другого» [Платон, 1994: 144], решался как раз не в пользу изменений. Поэтому ценность прогресса не всегда была незыблемой и непререкаемой. Прогресс в современном обществе лишь с некоторых пор принято рассматривать наряду с такими ценностями, как свобода, справедливость, добро. Но его ценность не всегда была универсальной и далеко не во все времена и не во всех культурах мыслилась вне какой бы то ни было критики. Более того, сама идея прогресса ассоциировалась с опасностью для общества и риском его деградации. Критику этой идеи можно обнаружить не только в далеком прошлом и не только в так называемый досоциологический период. Она с новой силой осуществлялась социологами XX-XXI вв., но уже не как предостережение, а как некоторое подведение итогов отношения к прогрессу как самоцели. С тоталитарностью Просвещения связывали прогресс теоретики Франкфуртской школы. Т. Адорно и М. Хоркхаймер, констатировавшие, что «в нашу эпоху объективная тенденция социального развития находит своё воплощение в субъективно сомнительных замыслах и планах» [Адорно, Хоркхаймер, 1997: 152], в предисловии к «Диалектике Просвещения» писали, что «критическое мышление, не останавливающееся даже перед критикой прогресса, обязано сегодня встать на сторону остатков свободы, тенденций движения к реальной гуманности, даже если на фоне величественного хода истории они и выглядят беспомощными» [там же: 6]. Не остановиться «даже перед критикой прогресса» – это значит подвергнуть сомнению не только онтологическое основание позитивистской социологической науки, ее исток и непременное условие, но и ставшую святыней ценность современной европейской цивилизации, которая способствует уничтожению культуры и одурманивает массы. З. Бауман пишет: ««Прогресс» не превозносит и не облагораживает историю. «Прогресс» представляет собой заявление о намерениях девальвировать или даже отменить ее. В этом-то и дело. «Прогресс» предполагает не какие-то атрибуты истории, а самоуверенность настоящего. Глубочайший, а возможно, и единственный смысл прогресса воплощен в ощущении, что время работает на нас, ибо события происходят именно под нашим влиянием. Все прочее, рассказываемое о «сущности» прогресса, диктуется вполне объяснимым, но все же вводящим в заблуждение стремлением «онтологизировать» это ощущение» [Бауман, 2005: 138]. Таким образом, ценность прогресса все-таки стала предметом критического осмысления и анализа со стороны самих социологов, хотя изначально и служила аксиологической предпосылкой рождения и институционализации социологии как науки и была вне критики на ранних этапах развития социологического знания.
4 В обществе с преобладающей ценностью прогресса консерватизм, сдерживающий тенденции к изменениям и сопротивляющийся прогрессу, сознательно демонизируют, представляя как апологию отсталости и примитивного мышления. Сами же тенденции к изменению лежат совершенно в иной аксиологической вселенной – в той самой, где царствует сила сомнения и где упраздняются понятия «благо» и «зло» как имеющие онтологические основания. Первая сила тяготеет к вечному, вторая – стремится во временное. Борьба этих сил заканчивается рано или поздно победой последней. Важно отметить, что победа эта оказывается окончательной в том смысле, что стабильность традиционного общества разрушается раз и навсегда, она разрушается безвозвратно: нить, связывающая общество с измерением священного, незыблемого, несомненного, рвется именно навсегда. И любые попытки «возрождения» поэтому оказываются лишь жалким подражанием, поскольку они изначально искусственны, они имеют рациональное обоснование и предполагают контроль и отчет, являясь частью некого проекта. Возврата быть не может. Возврат может быть только мнимый, поверхностный, подражательный, музейно-этнографический [Соловьев, 1990: 753] – опять же в рамках проекта, лишь частично воплощающего тоску по некогда уютному и предсказуемому социуму. Но сам этот уют, сама эта предсказуемость не могут быть обеспечены. Отблески священного и незыблемого могут быть сохранены лишь в некоторых сферах общества и лишь частью его членов, носителями вечных ценностей, которых Вебер, апологет рационального действия, пренебрежительно назвал сторонниками «вечно вчерашнего» [Вебер, 1990: 646]. Между тем, по словам Е. Шацкого, «аргументация рационалистов метко ударяет только по особой разновидности традиции, а именно той, на которую ссылается примитивный традиционализм, считающий давность абсолютно автономной ценностью» [Шацкий, 1990: 334].
5 Поиски позитивной научности на самом начальном этапе развития социологии привели к утопизму [Кудрина, 2015: 121]. Уход от общества «данного» к обществу «изобретаемому», «строящемуся», «проектируемому», «лучшему», «справедливому» можно считать общей тенденцией динамики ценностных ориентаций в сфере представлений об идеальном обществе. Социология как порождение ценности прогресса оказывается необходимой там, где царствуют утопия, проект или крупномасштабный социальный эксперимент – ведь они нуждаются в теоретическом обосновании. «Любое проектирование состоит в предвосхищении будущего поведения с помощью фантазии, однако отправной точкой любого проектирования является не реально осуществляющийся процесс, а поступок в фантазии, рассматриваемый как якобы осуществленный» [Шацкий, 1990: 22].
6 Конечно, следует признать, что утопизм стал далеко не единственным способом социального проектирования. В ответ на радикальный призыв К. Маркса изменить мир вместо того, чтобы его «различным образом объяснять», английский постпозитивист К. Поппер раскритиковал так называемую холистскую инженерию историцистов-активистов, предполагающую крупномасштабный эксперимент, за радикализм и связь с философией истории. Этот метод, по его мнению, «всегда приводил только к подавлению разума насилием и к отказу либо от самого метода, либо от его первоначального замысла» [Поппер, 1992: 201]. Призывая заниматься разработкой «методов для поиска наиболее тяжелых, нестерпимых социальных бед, чтобы бороться с ними, а не искать величайшее конечное благо, стремясь воплотить его в жизнь», он предложил использовать метод постепенной технологии [там же: 200]. На место радикальному холизму философов истории приходит метод «проб и ошибок» социологов [Поппер, 1993], который предполагает фрагментарность, частность решений и основан на ситуационной логике. Но и здесь ценность поступательного движения была сохранена, причем поступательного движения «вслепую», уже в неизвестном в аксиологическом смысле направлении. Движение как таковое, «вперед!» во что бы то ни стало, как замечает Бауман [Бауман, 2005: 137]. Постоянные социальные изменения и изобретения становятся здесь не только нормой, но и идеалом. Жизнь превращается в стремление к жизни, действие уходит в плоскость поиска альтернатив, стабильность сменяется процессом. Вместо бытия в мире – процесс и многовариантность. Ф. М. Достоевский так описал новую систему ценностей: «Пусть мы лживы, злы и несправедливы, мы знаем это и плачем об этом, и мучим себя за это сами, и истязаем себя и наказываем больше, чем даже, может быть, тот милосердый Судья, Который будет судить нас и имени Которого мы не знаем. Но у нас есть наука, и через нее мы отыщем вновь Истину, но примем ее уже сознательно. Знание выше чувства, сознание жизни — выше жизни. Наука даст нам премудрость, премудрость откроет законы, а знание законов счастья — выше счастья» [Достоевский, 1983: 118]. Полезные социальные привычки переведены в искусственную область технологий и таким образом становятся отчужденными. Общество рефлексирует, «заставляет себя» совершенствоваться, понуждает себя ставить новые цели, поскольку точку отсчета теряет раз и навсегда и измерять и перепроектировать, постоянно пытаясь калькулировать последствия, придется бесконечно. «Модернити не знает никакой иной жизни, кроме «сделанной»: жизнь современных людей есть не нечто данное, а, скорее, некое задание, всегда незавершенное и постоянно требующее все новых забот и усилий. Условия человеческого существования в «поздней модернити», или «постмодернити» сделали эту модальность жизни еще навязчивее: прогресс более не является временным делом, приводящим в результате к совершенству, когда делается все, что должно быть сделано, и в дальнейших переменах нет необходимости, а становится вечным состоянием, самим содержанием жизни» [Бауман, 2005: 141]. Мораль перестает естественным образом сдерживать низшие импульсы и агрессию человека и именно поэтому постоянно усложняется и разветвляется право, появляются его новые отрасли. Угасание ценности милосердия ведет к упрочению ценности справедливости. А справедливость требует постоянной бдительности, контроля, учета – к тому же, ее принципы как интеллектуальный продукт изменчивы во времени и относительны. Социологическая наука при этом призвана вырабатывать и обосновывать средства для контроля, поскольку «начатый модернити роман с прогрессом – с жизнью, которая может и должна переделываться, становясь «новой и усовершенствованной», – не закончен и вряд ли скоро закончится» [Бауман, 2005: 140]. Ведь, в отличие от традиционного общества, предполагавшего донаучные интуитивные способы саморегуляции, новое общество в контексте «безудержного саморазрушения Просвещения» [Адорно, Хоркхаймер, 1997: 9] может превратиться в хаос; существует постоянный риск потерять контроль, если этот контроль не будет непрерывным и постоянно прогрессирующим вместе с обществом.
7 По словам Поппера, «социальный эксперимент… имеет ценность лишь в том случае, если он проводится в холистских масштабах» [Поппер, 1993: 99]. Жесткий контроль и непрерывные реформы порождают сопротивление, которому можно противопоставить лишь силу. К тому же, в проектируемом обществе искомая свобода, декларируемая как ценность, все же не оказывается реализованной более полно, чем в традиционном, так как проект вырывает человека из сферы привычного и помещает в сферу неизведанного. «Все картины счастливого общества, нарисованные разными красками и множеством кистей за последние два столетия, оказались либо несбыточной мечтой, либо - если их воплощение в действительности и было объявлено - нежизнеспособными [конструкциями]. На практике оказалось, что любая [новая] форма социальной организации приносит столько же несчастий, сколько и счастья, если не больше. Это относится в равной мере и к двум главным антагонистам – уже обанкротившемуся марксизму и ныне правящему экономическому либерализму» [Бауман, 2005: 140].

References

1. Adorno T, Horkheimer M. (1997) Dialectics of Enlightenment. Philosophical Fragments. Moscow, St. Petersburg: Medium. Juventa. (In Russ.)

2. Bauman Z. (2005) Individualized Society. Moscow: Logos. (In Russ.)

3. Dostoevsky F.M. (1983) Complete Works in Thirty Volumes. Vol. XXV. Leningrad. (In Russ.)

4. Durkheim E. (1991) On the Division of Social Labor. Method of Sociology. Moscow: 71-238. (In Russ.)

5. Kudrina S.A. (2015) Pathos of Scientific and Utopianism. Vestnik sotsial'no-politicheskikh nauk [Bulletin of So¬cial and Political Sciences]. No. 14: 118-121. (In Russ.)

6. Kudrina S.A. (2014) Valuable Grounds for the Emergence of Sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3: 38-44. (In Russ.)

7. Kudrina S.A. (2010) Value Priorities and Their Ontological Bases. Sotciologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 1: 37-47.

8. Modern Western Sociology. (1990) Moscow: Politizdat. (In Russ.)

9. Platon (1994) Collected Works. In 4 vol. Vol. 3. Moscow: Mysl'. (In Russ.)

10. Popper K.R. (1993) Poverty of Historicism. Moscow: Progress. (In Russ.)

11. Popper K.R. (1992) Open Society and its Enemies. T. 1. Moscow: Progress. (In Russ.)

12. Soloviev V.S. (1990) Compositions. In 2 vol. Vol. 2. Moscow: Mysl'. (In Russ.)

13. Turner J. (1985) Structure of the Sociological Theory. Moscow: Progress. (In Russ.)

14. Tonnis F. (2002) Community and Society. Basic Concepts of Pure Sociology. St. Petersburg. (In Russ.)

15. Shatsky E. (1990) Utopia and Tradition. Moscow: Progress. (In Russ.)

16. Schutz A. (2004) Favorites: The World, Luminous Sense. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.)

17. Weber M. (1990) Selected Works. Moscow: Progress. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate