Vectors of chinese sociology becoming: pragmatic orientation and maintaining of tradition
Table of contents
Share
QR
Metrics
Vectors of chinese sociology becoming: pragmatic orientation and maintaining of tradition
Annotation
PII
S013216250000169-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Liudmila Veselova 
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation,Saint Petersburg.
Pavel P. Deriugin
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation,Saint Petersburg State University.
Liubov Lebedintseva
Affiliation: Saint Petersburg State University.
Address: Russian Federation,Saint Petersburg State University.
Edition
Pages
124-134
Abstract

The article offers an analysis of social preconditions for emergence, making and development of sociology in China. It is argued that origins of sociology institutionalization in the country had been marked by pragmatic reasons - recognition of sociology successes in Europe and Japan, as well as attempts to use these experiences on the Chinese grounds. Among factors for sociology development in China, following ones are listed: translations by Chineses enlighteners and scholars, activities of missionary scholars, Chimese students and post-gratuate students abroad, government role in advancing sociology. Chinese sociological society had been organized in early 1930th, at this time the first scholary sociological periodicals appeared, applied sociology, too, was developing. Of special import were events in the Chinese sociology establisment during the “Cultural revolution” - a series of ups and downs – up to a complete prohibition of the discipline until late 1970th, when its revival took place thanks to efforts of academic community, youth, party and government officials. In conlusion authors state that Chinese sociology is fully institutionalized today as a discipline. Following focal points of its scholary intrerest are accentuated: studies of employment issues in minor cities, familiy and marital relations, arrangements of social life in rural areas etc. Close cooperation of Russian and Chinese sociologstst, so the authors, joint research and learning programs allow to obtain new knowledge about our societies. The paper is based on Chnese language sources related to the making and development of sociology in the country.

Keywords
conditions and factors of the emergence of sociology in China, translation activities, pragmatic orientation of sociology, role of the state in regulating formation of sociology
Received
02.08.2018
Date of publication
22.08.2018
Number of purchasers
10
Views
713
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 История социологии в Китае — это череда взлетов и падений, кризисов и расцвета. Знакомство с нею позволяет глубже понимать нынешние направления развития социологии КНР.
2 «В Китай социология проникла довольно поздно» [Лю Дэпэй, 2006: 71-74]. Появление социологической науки в Китае совпадает с периодом кризиса, вызванного поражением в войнах конца XIX в. Недовольство масс порядками в стране, политическая и техническая отсталость превращали Китай в объект непрерывной агрессии. В эти годы по примеру Японии, где авторитет социологической науки был высок, ее стали рассматривать как одно из средств выхода из сложной ситуации.
3 Важна и другая группа. Многие китайские ученые считали европейские и японские подходы к изучению социума перспективными. В условиях Китая европейская социология соприкоснулась с традициями конфуцианского понимания социальности и социального, с даосизмом и буддизмом в объяснении социальных ценностей и трактовкой социальной психологии. Подходы конфуцианства к пониманию общества, его целостности и единства, гармонии с природой и человеческим духом, углубленное внимание к хаосу и взаимосвязям в социальных явлениях, цельность понимания реальности и стремление к обсуждению проблем управления социумом, - явно и латентно не согласовывались с аксиоматическими положениями европейской социологии того времени. Характерные для китайского понимания социальности подходы, выражавшиеся в постижении гармонии и единства элементов мироздания, в поисках золотой середины и признании решающей роли гуманного и морального во взаимодействиях людей, концепция «народ-основа» и многие другие объясняли отношения людей со времени Древнего Китая, трактовали общественное по-своему, своеобразно. Центральной идеей системы социальных ценностей признавалась сыновняя почтительность, на основании её формируется иерархия отношений, традиции и возникает критическое отношение к новому. Повторение ритуала создает основу стабильно и инертно развивающегося государства, мир и порядок, где коллективное всегда выше индивидуального. Это понималось как незыблемые принципы.
4 Традиционные идеи сыновней почтительности, культ предков и поддержания клана легли в основание обучения социологии в первой китайской социологической школе в конце XIX в. Ее учредил в 1891 г. китайский философ и реформатор Кан Ювэй (康有为) (1858-1927 гг.) в Гуанчжоу, школа называлась «Кабинет среди десяти тысяч деревьев и трав» (万木草堂). Обучение в школе выстраивалось на утопической социальной концепции Великого Единства (大同) – коммуны в традиционном китайском духе. Свои идеи Кан Ювэй изложил в книге (大同書); по его представлениям, в коммуне первично развитие личности. Мужчины и женщины ведут общинный образ жизни, вместе воспитывают детей, занимаются сельским хозяйством, питаются в общественных столовых, несут общую ответственность за образование и здоровье потомства. Государство оплачивает обучение детей, господствуют мудрость и гуманность [Чжан Чэнь, 2015: 123]. В основе рассматриваемой социальности лежат упомянутые конфуцианские идеи сыновней почтительности. Когда такой порядок распространится на всей планете, в мире перестанет существовать деление на национальности и появится общая - «человеческая личность». В этом обществе будут реализованы лучшие принципы традиционного общества, сформулированные мыслителями Древнего Китая: устойчивое развитие сельского хозяйства; уважительное отношение к земледелию и пренебрежение торговлей; никакого накопительства; моральное и духовное развитие членов общества - вершина ценностей; между природой и человеком — полный баланс и гармония; традиции не подвергаются сомнению; правит закон, обязательный для всех, - и другие принципы, даосизма и конфуцианства, незыблемые для каждого китайца.
5 Идеи западной и японской социологии, критический дух и аналитическое мышление стали проникать в учебный процесс позже, что связано с началом переводческой деятельности. В 1903 г. китайский философ и общественный деятель Янь Фу (严复) (1854-1921 гг.) перевел книгу Г. Спенсера «Принципы социологии» (The Principles of Sociology, 3 vol., 1876—1896), переведя её название как «Изучение социологии» (群学肄言). Первые две главы книги были опубликованы в 1898 г. в Тяньцзиньском ежедекадном сборнике «Говэнь хуэйбянь» (国闻汇编). Одновременно им были сделаны переводы работ Т. Гексли «Эволюция и этика» и «Исследование о богатстве народов» А. Смита. В этот же период китайский философ и просветитель Чжан Бинлинь (1869-1936 гг.) перевел книгу «Социология» японского ученого Касимото Номуры [陆学艺, 2000: 37-84]. Эти переводы познакомили китайскую общественность с западной и японской социологией. Пример Японии для становлении китайской социологии имел важное значение. Профессор Пан Давэй - директор центра по изучению России Шанхайской академии общественных наук, в статье «К истории социологии в Китае» показывает, что понимание социологии как науки среди китайских ученых складывалось не сразу и не однозначно [Пан, 2009: 130]: «Термин "социология" поначалу был переведен на китайский язык как "учение о группах" людей». В таком варианте он впервые встречается в статье Лян Цичао (1895 г.); позже в китайской социологии начинают использовать термин «общество» по образцу японского “шэхуй” (1902 г.). С этого же периода китайские ученые начинают применять термин социология (аналог с японского “шэхуйсюе”) в современной трактовке. Автором такого понимания выступил упоминавшийся Чжан Бинлинь [Осипова, 2013: 51]. Это было началом формирования теоретико-методологических основ социологии усилиями китайских ученых [Калюжная, 2002: 2-36]. Не обошлось без перекосов и перегибов. Один из критиков тогда писал, что каждый, кто начинал карьеру социолога, обязательно писал статьи «Принципы социологии» или «Краткое изложение социологических теорий», копируя фрагменты работ Гиддингса, Росса, Парка и т.д. По этой причине работы с похожими названиями изобиловали в одно время в китайской социологической литературе [Hsu, 1944].
6 Начальный период становления китайской социологии был сопряжен с тем обстоятельством, что практически все прогрессивные ученые, занимавшиеся социологией, подвергались критике и гонениям со стороны официальной власти – социологические знания противоречили вековым традициям монархического правления. Пример - судьба Лян Цичао, который вместе с другим известным китайским реформатором Кан Ювэем активно участвовал в создании «Общества защиты государства» (保国会). В 1898 г., в период «ста дней реформ», он стал одним из лидеров партии реформаторов. Партия была разгромлена, многие ее члены осуждены, казнены. Лян Цичао избежал казни, уехав в Японию, где издавал социально-политические журналы «Общественное мнение» и «Обновление народа» [林文光, с 134]. Лян Цичао пытался переосмыслить конфуцианство и традиционную китайскую систему понимания социального, разделял идеи Бокля, Монтескье и Руссо о духе «гражданина страны», о ценностях независимости, личной свободы, веры в себя и т.д. Он считал основной причиной доминирования и возвышения Запада способность европейцев активно действовать, отстаивая свои интересы. Со временем оптимизм восприятия Лян Цичао либеральных идей угас, увлеченность западными теориями сменилась консерватизмом, который больше соответствовал ситуации в Китае [Мамаева, 2014: 216-217].
7 Несмотря на трудности, стараниями китайских ученых социология как учебная дисциплина с 1906 г. вошла в учебные программы ряда университетов, занимая она два академических часа в неделю. С 1910 г. учебные планы по социологии были дополнены промышленной и социальной политикой [李迎生, 2000: 66]. Диплом о высшем образовании того времени подтверждал право выпускника становиться чиновником без прохождения специального экзамена.
8 Важную роль в институционализации социологии в Китае играли ученые-миссионеры и обучение китайских студентов и аспирантов за рубежом. В 1908 г. один из первых иностранцев-социологов американец А. Монн в Университете Святого Джона (上海圣约翰大学) в Шанхае начал читать курс социологии. Там же в 1913 г. американский профессор Д. Калп 2-й (上海私立沪江大学) открыл первый в Китае факультет социологии.
9 Одновременно росло число обучавшихся социологии за рубежом. Эти обучающиеся делились «на две группы: восточную — тех, кто прошел обучение в Японии, где интерес к социологии зародился несколько раньше, и западную — тех, кто обучался в Европе и США» [The Modern Social Sciences, 2003: 50]. Одним из первых китайцев, поехавших в США изучать социологию, был Чжу Ююй (朱友渔). Он в 1911 г. защитил докторскую диссертацию по социологии «Благотворительность в Китае» в Колумбийском университете; вернувшись в Китай, преподавал в университете Св. Джона в Шанхае [陆学艺, 2000: 38-39]. С 1912 г. лекции по социологии начали читать в Пекинском университете. В 1916 г. курс социологии стал преподавать первый китайский профессор социологии Кан Синьфу (康心孚), ученик Чжан Бинлиня, до этого учившийся в Японии.
10 Среди обучавшихся в зарубежных университетах были Чжан Бинлинь (1869–1936, он же Чжан Тайянь) — историк и философ, один из первых популяризаторов социологии в Китае, Лян Цичао (梁启超) (1873-1929 гг.) - общественный деятель, философ и ученый, выдающийся китайский учёный Янь Фу (1853(4) – 1921) и др. Труд социолога требовал двойного перевода терминов (с английского на японский, затем с японского на китайский), это было нормой для начала XX в. [The Modern Social Sciences, 2003: 500]. К началу 1920-х гг. социология в Китае стала признанным предметом университетского образования. За третье десятилетие ХХ в. были открыты социологические школы и факультеты: в 1922 г. - в Пекинском университете, в 1925 г. - в Фуданьском, в 1926 г. в Гуанхуа в Шанхае, Дася в Шанхае и Цинхуа в Пекине, 1927 г. в Национальном Центральном университете в Нанкине и Цзинаньском в Гуанчжоу. В 1928 г. был открыт факультет в Дунбэйском университете, в 1929 г. в Шанхайском университете труда и т.д. По данным китайского социолога Сунь Бэньвэня1 (1892–1979) к 1930 г. в одиннадцати университетах Китая были созданы факультеты социологии, в двух университетах совместно с факультетами истории, еще в двух - с факультетами политических наук и в одном - антропологии. Всего к 1930 г. в Китае существовало шестнадцать факультетов социологии [李迎生, 2000: 67]. В 1920-1930- е гг. ежегодно в Китае публиковалось более 75 книг на социологические темы. Опыт западной социологии был значим и для теоретической социологии, и для китайской прикладной социологии. Поначалу многие из имевших профессорскую степень не вели социологических исследований, не имея опыта работы «в поле» [Arkush, 1981: 27]. Такая ситуация во многом тем, что интуитивный опыт традиционное конфуцианство считало предпочтительне рациональных форм мышления. Правда, иностранные ученые в начале века провели небольшие социологические исследования в Китае: американский социолог Дж. С. Берджесс (John Stuart Burgess) в 1914-1915 гг. исследовал жизнь китайских рикш, в 1921 г. вместе с другим американским социологом С. Гэмблом (Sidney D. Gamble) опубликовал исследование «Пекин: Социальное исследование» (Peking: A Social Survey) [Arkush, 1981: 27]. Методология и методы проведения этих и других исследований стали важным аспектом подготовки социологов-прикладников.
1. Сунь Бэньвэнь (1892–1979 гг.) - один из представителей ранней китайской социологии - в 1918 г. окончил Пекинский университет, в 1925 г. получил докторскую степень в университете Нью-Йорка, по возвращении в Китай работал профессором в Фуданьском университете. В 1948 г. выпустил книгу «Современная китайская социология» (当代中国社会学).
11 В 1930 г. в Китае было создано Китайское Социологическое общество. Социология в образовании страны занимала достойное место. Война с Японией 1937-1945 гг. повлияла на подготовку социологов в университетах, либо прекративших деятельность, либо разрушенных. Но часть социологов и в этих условиях продолжили работу. К тому же на Юго-Западе страны функционировали девять факультетов социологии, за годы войны выпустившие более 500 студентов-социологов [陆学艺, 2000: 40]. После победы над Японией возобновилась подготовка социологов в учебных заведениях. По данным Сунь Бэньвэня, на тот момент в университетах работало 144 преподавателя социологии. Из 134 китайских преподавателей 107 получили образование за границей. К 1948 г. в университетах Китая на 21 факультете социологии обучалось более 600 студентов [陆学艺, 2000: 40].
12 С образованием Китайской Народной Республики (1949 г.) началась централизация системы высшего образования. Министерство просвещения страны стало органом контроля за деятельностью вузов, их специализацией [Суворова, 2015: 199-200]. Это способствовало развитию социологии и социальных дисциплин в таких учебных программах как «Выборочное чтение известных произведений Маркса и Ленина», «Политическая экономия», «Новая демократическая доктрина», «История развития социологии» и др. [陆学艺, 2000: 40-41].
13 Новая волна сокращения социологического образования в Китае началась во времена преобразований Мао Цзэдуна. Значительная часть молодежи присоединились к «революционной практике», количество студентов в ВУЗах сократилось, в восьми университетах закрыли социологические факультеты, курсы по социологии отменялись. К 1952 г. в стране осталось десять факультетов социологии с 472 студентами [陆学艺, 2000: 40-41]. Вскоре социология была запрещена вовсе. Ученые-социологи были лишены возможности заниматься научной деятельностью, получившие образование за границей, особенно в США, подвергались критике за буржуазные взгляды. Немногим после запрета социологии удавалось продолжать исследования. Профессор Пань Гуандань (潘光旦) (1899-1967 гг.) исследовал проблемы китайской семьи, его ученик Фэй Сяотун (费孝通) (1910-2005 гг.) изучал деревни провинции Цзянсу, Ли Цзинхань (李景汉) (1895-1986 гг.) исследовал жизнь в пригородных селах Пекина и т.д. [陆学艺, 2000: 41]. Однако это были единичные случаи.
14 Как отмечает Лю Дэпэй, после 1949 г. социология подвергалась критике как «буржуазная наука». Это тормозило процесс создания социологии с китайской спецификой, вызвало трудности, которых можно было бы избежать. Классический пример: неприятие идей Мальтуса и его книги «Новая теория народонаселения» определило неконтролируемый рост населения, своего рода «демографическую инфляцию» [Лю Дэпэй, 2006: 71-72]. По мнению современников, социология была запрещена в Китае по ряду причин. Во-первых, в 1950-е гг. страна была охвачена идеей построения социализма, за образец брались идеи и стандарты СССР, где в 1920-1930-е гг. социологию объявили «буржуазной лженаукой». Во-вторых, основные идеи и способы развития общества было необходимо изучать строго с точки зрения исторического материализма. В-третьих, в социалистическом обществе КНР не предполагалось наличия проблем, присущих капитализму [陆学艺, 2000: 41]. В-четвертых, Мао Цзэдун отрицательно относился к социологии, называя ее «пошлой», «противостоящей классовой борьбе» и «диалектическому методу» [李迎生, 2000: 177].
15 Усилившаяся классовая борьба в Китае стерла грани между наукой и политикой; социология стала рассматриваться как заговор с целью реставрации капитализма, ученые, которые пытались заниматься социологией, были подвергнуты критике. В августе 1957 г. журнал «Новое строительство» опубликовал статью, которая называлась «Обсуждая реакционность буржуазной социологии» («谈资产阶级社会学的反动性») [王康, 1989: 2]. Работу по критике социологической науки возглавлял начальник органов госбезопасности КНР Кан Шэн (康生) (1898-1975). Он лично анализировал работу министерства просвещения и тематику учебных дисциплин. Часть социальных дисциплин были заменены «курсом социалистического воспитания», на котором студенты читали произведения Председателя Мао [Усов, 2004: 173]. На совещании 20 августа 1957 г. Кан Шэн раскритиковал социологию как науку, социологов назвал самыми большими преступниками и злом китайского общества. Многие ученые подверглись репрессиям, их труды были запрещены, в «черные списки» были внесены более 1000 книг по социальным вопросам.
16 Ситуация вновь изменилась после того, как Мао Цзэдун на VIII съезде Коммунистической Партии Китая (КПК) (1958) выдвинул идею об активном участии интеллигенции в жизни страны под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» (百花齐放,百家争鸣). Незадолго до этого была издана книга «Памяти мировых деятелей культуры и просвещения» («世界文化名人纪念»), в их число вошел Огюст Конт. Китайские социологи, профессоры Пекинского Университета: Чэнь Да (陈达) (1892-1975 гг.), У Цзинчао (吴景超) (1901-1968), Фэй Сяотун и др., — получили возможность на заседаниях Политического консультативного совета, в газетах публиковать свои точки зрения на социологию [王康, 1989: 1]. 20 февраля 1957 г. в журнале «Вэнь хуэйбао» (文汇报) была опубликована статья Фэй Сяотуна «Несколько фраз о социологии» (关于社会学,说几句话). Автор называл упразднение социологии большой ошибкой и призывал как можно быстрее восстановить её [李迎生, 2000: 178]. Новому подъему социологии способствовали публикации в научном периодическом издании «Новое строительство» (新建设). На его страницах стали появляться приглашения пекинским социологам на семинары для обсуждения перспектив и новых подходов к развитию социологии в Китае. Был сформирован «Рабочий комитет по социальным исследованиям» (社会调查工作委员会), его возглавил профессор Чэнь Да [王康, 1989: 2]. В наступившей оттепели середины 1950-1960-х гг. начали проводиться социальные исследования «пролетарского типа», призванные противостоять «буржуазной социологии».
17 В это время социология как наука появилась в регионах страны. Исторически ближайшие к Китаю азиатские страны не оказали большого влияния на развитие социологии в Китае. Во многих из них социология возникла позже, чем в Китае, и прошла не менее тернистый путь развития. Многие из стран Азии, колонии других государств, не могли развивать социологических исследований. После Второй Мировой войны на развитие социологии в Гонконге, Филиппинах, Тайване большое влияние оказала американская социологическая традиция. Сингапур, Малайзия и Индия, колонии Британии, в системе образования, в науке придерживались европейской традиции.
18 Десять лет Культурной революции (1966-1976) вновь практически полностью парализовали китайскую социологию. Некоторые социологи в этот период проводили исследования неофициально - по вопросам демографии, семьи и брака, этнических групп, по статистике преступлений и пр. Эти исследования после реабилитации социологии были проведены повторно [陆学艺, 2000: 43].
19 Весомое значение для восстановления и развития социологии в КНР имел декабрьский пленум ЦК КПК 11-го созыва 1978 г. На нем было решено пересмотреть решения Мао Цзэдуна, возобновить «идею раскрепощения сознания» и «ориентацию на факты». В 1979 г. президент Китайской Академии общественных наук Ху Цяому (胡乔木) объявляет о начале восстановления социологии в Китае и создает Национальный отдел планирования по философии и социальным наукам (全国哲学社会科学规划会议筹划备处). Но ситуация с социологией как наукой осталась неопределенной. Профессорско-преподавательский состав социологов университетов КНР был почти полностью уничтожен. Многие ученые, напуганные Культурной революцией, относились с подозрениями к предложениям правительства по восстановлению социологии [Ван Кан, 1989: 3]. В марте 1979 г. прошла конференция по вопросам социологии (社会学座谈会); её целью был поиск ответа на вопрос, каким образом социологические исследования должны проводиться в современном Китае. Выступая на конференции, президент Китайской Академии общественных наук Ху Цяому обозначил узловые моменты, стоявшие перед социологией: как связать исторический материализм и социологию; как изучать и заимствовать теории и подходы западных социологов; как поддерживать научные коллективы и стимулировать их к созданию социологических научно-исследовательских центров; как восстановить факультеты социологии; воспитывать таланты, а также удерживать специалистов; как привлечь студентов к дальнейшему развитию социологии [陆学艺, 2000: 44]. Предполагалось иметь в программе по социологии минимум шесть основных тем: общие сведения о социологии, методы социальных исследований, социальная психология, экономическая социология, сравнительная социология и теория западной социологии [陆学艺, 2000: 46]. Воссоздание Всекитайской социологической ассоциации в 1979 г. ознаменовало новый подъем социологии в Китае. В Комитет ассоциации вошли 50 человек, было сохранено ряд мест для социологов Тайваня, председателем ассоциации назначили известного социолога Фэй Сяотуна [王康, 1989: 5].
20 В этом же году Председатель ЦК КПК Дэн Сяопин в докладе «Твердо придерживаться четырех основных принципов» подчеркнул, что долгое время в Китае пренебрегали исследованиями в области социологии, необходимы усилия, чтобы их восстановить. Это был первый случай, когда социологию официально упомянули в документах ЦК КПК [陆学艺, 2000: 45]. Началось бурное развитие социологии. При поддержке государства, за шесть лет в 11 вузах Китая были восстановлены факультеты социологии. На основании американо-китайского соглашения о научном обмене в декабре 1979 г. в Китай прибыла американская делегация, которую встречал заместитель генерального секретаря ЦК КПК Яо Илинь; состоялся обмен опытом с китайскими коллегами, делались попытки оказания помощи в проведении исследований [王康, 1989: 6]. В 1980 г. при поддержке Академии общественных наук КНР создается Институт социологии КНР, директором его назначается Фэй Сяотун. В Шанхае, в крупных городах открываются институты социологии. В 1980 - 1981 гг. в Пекине проводились семинары по социологии, в которых приняло участие более ста человек. В 1980 г. Шанхайский университет стал первым учебным заведением, где заново открыли факультет социологии. К 1989 г. уже на 22 факультетах социологии обучалось более 2000 студентов, работало более 200 профессоров [陆学艺, 2000: 48-49].
21 В 1982 г. под редакцией профессора Фэй Сяотуна вышло учебное пособие «Общие сведения о социологии», давая толчок активному изданию книг по социологии. Коллективы, отдельные ученые и частные лица стали писать книги по социологии, например, «Методы социологических исследований», «История социологии в Китае», «История социологии на Западе» и т.д. [陆学艺, 2000: 49]. В 1980-е гг. появляются периодические издания - «Социологические исследования» (社会学研究), «Социологическая информация» (社会学通讯), «Справочные материалы по зарубежной социологии» (国外社会学参考资料) и т.д. Факультеты социологии крупных вузов выпускают свои журналы, например, в Шанхайском университете «Социологический журнал» (社会学杂志), в Пекинском университете «Социологические данные и исследования» (社会调查与研究) [陆学艺, 2000: 52-53]. Круг вопросов, интересующий китайских социологов, заметно расширился. Основными темами стали проблемы фундаментальной социологии, история западной социологии, теория модернизации, проблемы городских жителей, социальная структура и социальная трансформация китайского общества, социальная стратификация, взаимоотношения государства и общества, проблемы рабочих и крестьян и т.д. Экономические реформы 1980-х гг. породили много вопросов, требовавших изучения, например: миграции из сельской местности в города, появление среднего класса.
22 В статье о 50-летии китайской социологии социолог Лу Сюэи обозначил семь самых главных тем, которые интересовали китайских социологов в 1980-1990-гг.:
  1. Изучение социальных проблем небольших городов.
  2. Изучение вопросов семьи и брака. В 1983 г. под руководством профессора Лэй Цзэцюна (雷洁琼) был запущен проект «Изучение семьи и брака в 5 городах Китая» (中国五城市结婚家庭研究); результаты его опубликованы в ряде статей: «Исследование вопросов семьи и брака в Китае» (中国婚姻家庭研究), «Брак и семья в китайских городах» (中国城市婚姻与家庭) и т.д. В них освещены расходы китайской городской семьи, проблемы рождаемости в городах, просветительская работа с семьями, содержание пожилых людей и т. д.
  3. Изучение теории социальной трансформации. В 1978-1995 гг. результатом исследований занятости населения стал ряд работ, например, «От традиционного китайского общества к обществу, находящемуся в процессе динамичной трансформации» (从传统向现代快速转型过程中的中国社会), написанная профессором Пекинского народного университета Чжэн Ханшэном (郑杭), монография «Китайское общество в трансформации» (转型中的中国社会)под редакцией профессора Лу Сюэи (陆学艺) и профессора Цзин Тянькуя (景天魁) и т.д. Трансформация китайского общества актуализировала такие вопросы как разрыв между богатыми и бедными, разрушение традиционной семьи, рост числа разводов, изменения традиций и нравов в обществе и т. д.
  4. Изучение теории модернизации - особенности модернизации в Китае, возможности и преграды модернизации, стратегические шаги по её усилению и т.д. На сегодняшний момент активным изучением данного вопроса занимается профессор Пекинского университета Сунь Липин (孙立平), профессор Китайской Академии общественных наук Чжан Чжо (张琢) и др.
  5. Изучение сельского общества и развития деревни: брак и семья в сельской местности, низовая организация, поселково-волостные предприятия, строительство малых городов, род и члены рода, расслоение общества, система потребления и т. д.
  6. Изучение и применение системы социальных индикаторов в Китае началось в 1980-е гг. В 1985 г. были впервые опубликованы «Статистические материалы по китайскому обществу» (中国社会统计资料). Изучение социальных индикаторов являлось приоритетным направлением социолога Чжу Цинфана (朱庆芳) и его коллег, которые провели анализ уровня жизни китайского населения в сопоставлении с другими странами.
  7. Разработка способов анализа и прогноза социальной обстановки. Быстрые изменения в Китае в конце XX в. требовали контроля и анализа, чтобы избежать социальных протестов и волнений. С 1993 г. ежегодно в Китае стали выпускать так называемые «Синие Книги» по социальным проблемам современного Китая [陆学艺, 2000: 58-62].
23 Середина 1980-х гг. для китайских социологов - период «специализации» и «профессионализации». Для молодых ученых социология была не просто инструментом решения насущных социальных проблем, она была научной дисциплиной, которая имела свои стандарты и правила. Все это было связано с ослаблением идеологического контроля, что также отразилось на изменении словарного аппарата социологии, в котором ранее превалировала марксистская терминология [Merle, 2004]. С 1992 г. в социологии стало больше специализаций и исследований. В рамках политики реформ и открытости социологические исследования обрели значимый прикладной характер [陆学艺, 2000: 45-46].
24 К концу ХХ в. в стране уже около 40 факультетов социологии, профессорско-преподавательский состав - более 3000 человек, 400 исследователей работают в научных институтах КНР. В 2000 г. открыт обновленный социологический факультете при пекинском Университете Цинхуа. С мая 2000 г. факультет начинает выпускать журнал «Tsinghua Sociological Review» (清华社会学评论), который поднимает вопросы отношений между государством и обществом в сельском Китае, социальной трансформации китайского общества. В сентябре 2006 г. открывается Исследовательский центр общественных наук Китая при Пекинском университете, где изучаются социальные проблемы китайского общества. Экономическое развитие Китая требовало изучения все поверх социальных вопросов.
25 В китайском социологическом ежегоднике за 2007-2010 гг. выделены следующие наиболее важные для изучения социальные проблемы: — неравномерное распределение доходов населения Китая и увеличение разрыва между богатыми и бедными; — усиление внимания к вопросам образования и медицинской помощи населению; — вопросы социальной защищенности и социального благополучия; — осознание общественной справедливости гражданами КНР; — исследование влияния социально-экономических факторов на восприятия неравноправие и общественной несправедливости, и т.д. [中国社会学年鉴: 2007-2010, 2011]. Данные «Социологического ежегодника Китая: 2011-2014 гг.» показывают, что большинство исследований в это время посвящены социальной стратификации и мобильности населения, социальным связям и социальному капиталу, социальной работе и исследованиям общества потребления, проблемам молодежи и вопросам семьи и брака и т.д. [中国社会学年鉴: 2011-2014, 2016].
26 Сегодня круг интересов китайских социологов весьма обширен. Наиболее важные в современном Китае работы социологов, изданые академическим издательством «Шэхуэй кэсюэ вэньсянь» (社会科学文献出版社). Данное издательство действует с 1985 г. при поддержке Академии общественных наук КНР и специализируется на научных публикациях китайских ученых по гуманитарным и социальным наукам. Самыми известными среди них являются ежегодные «Синие книги» по актуальным социальным, политическим и экономическим вопросам. Среди публикаций данного издательства стоит выделить исследования социологами социальной безопасности в Китае, глобального потепления, озеленения городских районов, моделей потребления китайского общества, взаимоотношений между этносами, модернизации села и деревни, гендерных вопросов, социального управления и т. д.
27 Социологические исследования возобновились с 1990-х гг. Китай занимает первое место в мире населению, но стоит на пятом месте по количеству ученых, участвующих в исследовательских комитетах Международной социологической ассоциации. Китай не является коллективным членом МСА. Как отметил П. Штомпка на XVIII конгрессе МСА, «Мы действительно стали международной ассоциацией. Но все же остается еще не завоеванный нами уголок Земли: это — КНР с ее мощной социологией и динамичными переменами. Многие годы находившаяся в стороне от МСА по политическим причинам КНР в настоящее время проявляет все признаки готовности к диалогу. На одной из сессий в Йокогаме я встретил хорошего друга из Пекина, главу Центра современных исследований Академии наук. Многообещающий сигнал нового подхода от китайских властей»2. Причинами этого положения специалисты называют политическую ситуацию в Китае, где развитие демократических ценностей, а вместе с этим развитие социологии идет медленно. Выход социологии на международную арену и участие в МСА сдерживаются уровнем социологического образования в Китае, владением китайскими специалистами английским языком.
2. Выступление П. Штомпки на XVIII конгрессе Международной социологической ассоциации. URL: >>>> 2015/10/10/shtompka/ (дата обращения: 20.01.2018).
28 У российских и китайских социологов есть взаимный интерес к проведению исследований, конференций, семинаров и т.д. Многие российские университеты проводят совместные конференции и семинары, развивают обмен учеными и студентами. Так, в Благовещенском государственном педагогическом университете и Казанском государственном университете много лет проходят ежегодные конференции, посвященные обмену результатами исследований по развитию российско-китайских отношений в историческом, социологическом, экономическом, политическом и т.д. аспектах. Санкт-Петербургский госуниверситет много лет сотрудничает с китайскими вузами. Основными его партнерами выступают Китайский Народный Университет и Пекинский университет, - крупнейшие и старейшие университеты КНР. Народный университет Китая имеет Школу социологии и демографических исследований. В Школе действует факультеты: социологии, демографии и социальной работы. На факультете социологии работают пятнадцать профессоров, двенадцать доцентов и пять преподавателей-ассистентов. Под патронажем Школы восемь социологических исследовательских центров: социологии экологических проблем и развития, социологии права (социология преступлений и криминала, социального контроля, социального конфликта в деревне), центр прикладных социологических исследований, центр исследования женщин, центр социальной психологии, социологии сексуальных отношений (социология тела и т.д.), центр исследования спорта и развития общества (социология спорта, социология здоровья, спорта и социального управления), центр исследования здоровья (проблемы здоровья населения и санитарно-гигиенические условия, поддержание здоровья, санитарно-гигиеническая политика и оценка программ, медицинское страхование). В Пекинском университете преподавание социологии на факультете социологии ведется с конца 1980-х гг., здесь в 2017 г. работало двадцать три профессора, шестнадцать доцентов и четыре ассистента.
29 Взаимный интерес социологов двух крупнейших университетов (СПбГУ и ПКУ) к сравнительному исследованию двух обществ реализовался в проведении 24-25 августа 2017 г. российско-китайской конференции «Социальные трансформация и социальные изменения в современных России и Китае». Было принято решение проводить такие встречи ежегодно в рамках межфакультетского договора о сотрудничестве.
30 Подводя итог, отметим, что в процессе становления социологии в Китае можно выделить три важных вектора. Во-первых, зависимость развития социологической науки в Китае от социально-политического курса и характера господствующей идеологии в разные исторические периоды. Становление социологии в Китае сопровождалось как периодами интенсивного развития, так и периодами стагнации в зависимости от курса правящих элит. Гонения на социологию в периоды феодального развития, в годы культурной революции сдерживали развитие социологической науки. Развитию социологии в Китае способствовали поиск путей преодоления вековой отсталости и пример других стран в развитии социологии, активная переводческая деятельность китайских ученых, их практическая деятельность по обучению социологии, миссионерство зарубежных ученых и обучение за рубежом китайских студентов. Самое существенное влияние на развитие китайской социологии в последнее время оказали решения партийного руководства и поддержка социологической науки государством.
31 Во-вторых, практическая нацеленность китайской социологии на решение актуальных социальных проблем. По мнению Вице-президента КАОН, профессора Ли Пэйлиня, современная китайская социология нацеливается на решение острых вопросов [Горшков, Козырева, 2016]. Правительство Китая уделяет большое внимание прикладным социологическим исследованиям, финансирует гранты, стипендии и публикации исследований.В вузах КНР увеличивается количество желающих изучать социологию, уровень выпускников факультетов социологии растет, как и число профессоров и преподаватей [陆学艺, 2000: 76-77].
32 В-третьих, способность китайской социологии к восприятию новых и оригинальных идей, и их адаптация к китайским условиям. По этому поводу Е. Чжаося и А.В. Петров пишут, говоря об экономической социологии: «Несмотря на свою молодость, экономическая социология в КНР, адаптируя зарубежные теории, модели, концепции к объяснению особенностей китайского общества и экономики, ориентирована на создание собственного, специфического взгляда на проблемы и перспективы социально-экономического развития. Наглядным подтверждением тому служат результаты осуществленных китайскими специалистами теоретических и прикладных экономико-социологических исследований по разным направлениям и значительное число публикаций в различных, в том числе специализированных, изданиях» [Чжаося, Петров, 2017: 37]. Все это позволяет говорить о благоприятных перспективах развития социологии в современном Китае.

References

1. Arkush R.D. (1981) Fei Xiaotong and sociology in Revolutionary China. Cambridge and London: Harvard University Press.

2. Bang Tavey. (2009) Re.: History of Sociology in China. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 130-136. (In Russ.)

3. Gorshkov M.K., Kozyreva P.M., et al (ed.) (2016) The Ideal Society in the Dreams of People in Russia and China. Moscow: Novyi khronograf. (In Russ.)

4. Hsu F.l.K. (1944) Sociological research in China. Quarterly Bulletin of Chinese Bibliography. March-December.

5. Kalyuzhnaya N.M. (2002) Problems of Sociology in the Writings of the Chinese Enlightenment (the beginning of XX century). Moscow: Institut Vostokovedeniya. (In Russ.)

6. Lin Wen. (2009) Liang Qichao Anthology. Sichuan Literature and Art publishing. (In Chinese)

7. Liu Depei (2006) From the History of Sports Sociology in China. Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya [Bulletin NSU. Series: History, Philology]. Vol. 5. No. 4: 71-74. (In Russ.)

8. Liu Xueyi. (2000) New Chinese Sociology: Fifty Years. In: Chinese Sociology Yearbook (1995-1998). Beijing: Social Sciences literature Publishing House: 37-84. (In Chinese)

9. Merle A. (2004) Towards a Chinese Sociology for “Communist Civilisation”: China Perspectives. URL: http://chinaperspectives.revues. org/801 (accessed 20.10.2017).

10. Porter R., Porter T., Ross D. (eds.) (2003) The Modern Social Sciences. The Cambridge History of Science. Vol. 7. Cambridge University Press.

11. Social Equity Strong Case Empirical Study. (2011) In: Chinese Sociology Yearbook: 2007-2010. Chinese Academy of Social Sciences Institute series. Beijing: Social Sciences Literature publishing house. (In Chinese)

12. Suvorova E.A. (2015) Formation of system of education in China in the second half of the XX century. Rossiya i ATR [Russia and Asia Pacific]. No. 1 (87): 197-202 (In Russ.)

13. The Chinese Sociology Yearbook: 2011-2014. (2016) In: Chinese Academy of Social Sciences Institute series. Beijing: Social Sciences literature publishing house (In Chinese)

14. Usov V.N. (2004) Chinese Beria Kang Sheng. Moscow: OLMA-Press (In Russ.)

15. Wang Kang. (1989) China Sociology of reconstruction. Celebrate the Chinese continent sociological reconstruction of the tenth anniversary In: The Chinese Sociology Yearbook 1979-1989. Beijing: Social Sciences Literature Publishing House. (In Chinese)

16. Whither Chinese Sociology? An Interview with Liping Sun (2012). Global Dialogue. Vol. 2. No. 4. URL: http://isa-global-dialogue.net/whither-chinese-sociology-an-interview-with-liping-sun-2/ (accessed 24.11.2017).

17. Zhan Chen (2015) Pedagogic ideas of Confucianism followers of the traditional China epoch. Grani poznaniya [Facets of knowledge]. No 7. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443370588.pdf (accessed 4.11.2017). (In Russ.)

18. Zhaosia E, Petrov A.V. (2017) Economic sociology in China. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development]. No. 1: 33-38. (In Russ.)

19. Zheng Hang (ed.) (2008) Chinese Sociology 30 years: 1978-2008. Beijing: China Social Sciences publishing. (In Chinese)

20. Zheng Hang, Li Ying (2003) The Chinese Sociology History. Beijing: Higher Education Press. (In Chinese)

Comments

No posts found

Write a review
Translate