Социально-этическая картина мира польско-литовского реформата Шимона Будного в исторической ретроспективе
Социально-этическая картина мира польско-литовского реформата Шимона Будного в исторической ретроспективе
Аннотация
Код статьи
S0869544X0021051-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Коноплянко Константин Сергеевич 
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 32-А
Выпуск
Страницы
40-55
Аннотация

В статье анализируются представления Шимона Будного о взаимодействии христианина и социума. Характеристика Будного как польско-литовского реформата отражает его региональную принадлежность, т.e. ассоциацию деятельности Будного с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, а не этническое происхождение. Впервые оформленные в реформатском (кальвинистском) сочинении «Несвижский катехизис» (1562), социально-этические взгляды Будного не претерпели значительных изменений в другом его сочинении «О власти, мечом карающей» (1583), написанном после перехода Будного в стан антитринитариев. Так, на основе представления о ветхозаветном Законе как основном кодексе христианского нравственного поведения Будный отстаивал право христиан иметь крепостных, шляхетские имения, занимать светские должности (уряды) и участвовать в оборонительной войне, чем продемонстрировал монистический, религиозно детерминированный характер своего мировоззрения.

Ключевые слова
Будный, Реформация, антитринитаризм, кальвинизм.
Классификатор
Получено
08.07.2022
Дата публикации
26.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
227
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0869544X0021051-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 08.07.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Голенченко Г.Я. Симон Будный. Книгоиздательская деятельность в Белоруссии // Из истории книги, библиотечного дела и библиографии в Белоруссии. Минск: [б.и.] 1970. Вып. I. C. 168–193.

2. Коноплянко К.С. Генезис анабаптизма в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском в 1550–1560 гг. // Славяноведение. 2021. № 2. С. 8–25.

3. Коноплянко К.C. Соотношение Закона и Евангелия в системе социально-этических воззрений Общины Польских братьев // Вестник славянских культур. 2021. T. 62. № 4. C. 72–86.

4. Корзо М.А. Польские кальвинистские катехизисы XVI века как источник для реконструкции конфессиональной идентичности // Вестник РГГУ. М., 2012. № 21 (101). С. 92–107.

5. Корзо М.А. Проблемы нравственного реформирования общества в эпоху раннего Нового времени // Этическая мысль. М.: ИФ РАН, 2002. Вып. 4. C. 89–102.

6. Корзо М.А. Украинская и белорусская катехитическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: «Канон+», 2007. 672 c.

7. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. 5. Период разделения русской церкви на две митрополии. История Западнорусской, или Литовской, митрополии (1458–1596). М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 560 c.

8. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (вторая половина XVI – начало XVII в.). Минск: «Наука и техника», 1970. 224 c.

9. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола 1555–1648. СПб.: ИЦ Гуманитарная академия, 2002. 382 с.

10. Таценко Т.Н. Реформатство (кальвинизм) в Германии XVI в. // Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России. СПб.: «Нестор-История», 2017. С. 245-286

11. Шпирт А.М. Социн, «иудаизантизм» и иудаизм: о «своем» и «чужом» в польской радикальной реформационной мысли 2-й половины XVI в. // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Сб. статей. М.: «Сэфер», 2003. С. 105–131. URL: http://yakov.works/history/16/2/shpirt.htm (дата обращения: 12.04.21).

12. Brückner A. Różnowiercy polscy. Szkice obyczajowe i literackie. Warszawa: PWN, 1962. 217 s.

13. Dán R. «Judaizare» – the career of a term // Antitrinitarism in the second half of the 16th century. Budapest: Academiai Kiado, 1982. P. 25–34.

14. Estreicher S. Pacyfizm w Polsce XVI stulecia. Poznań: odbito w rolniczej drukarni nakładowej sp. z ogr. w Poznaniu, ul. Sew. Mielżyńskiego 24, 1930. 24 s.

15. Fleischmann S. Szymon Budny. Ein teologisches Portrait des polnisch-weiβrussischen Humanisten und Unitariers (ca. 1530–1593). Böhlau Verlag, Köln; Weimar; Wien, 2006. 278 s.

16. Ingram M.J. Religion, Communities and Moral Discipline in Late Sixteenth and Early Seventeenth-century England: Case Studies // Religion and Society in Early Modern Europe / еd. K. von Greyerz. London, 1984.

17. Kamieniecki J. Szymon Budny, zapommniana postać polskiej reformacji. Wrocław: Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego, 2002. 192 s.

18. Kot S. Ideologia polityczna i społeczna braci polskich zwanych arjanami. Warszawa, wyd. Kasy im. Mianowskiego, 1932. 157 s.

19. Makowski W. Dwójbóżcy (Piotr z Goniądza i Stanisław Farnowski) // Makowski W. Wrażenia i studia. Wilno: Nakład księgarni W. Makowskiego, 1913. S. 121–256.

20. Merczyng H. Szymon Budny jako krytyk tekstów biblijnych. Krarów: Nakład funduszu W. Spasowicza, 1913. 178 s.

21. Schilling H. Die Konfessionalisierung im Reich. Religiöser und gesellschaftlicher Wandel in Deutschland zwischen 1555–1620 // Historische Zeitschrift, 246 (1988). S. 1–45.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести