А все-таки оно вертится («Три Рима» в пьесе М.А. Булгакова «Бег»)
А все-таки оно вертится («Три Рима» в пьесе М.А. Булгакова «Бег»)
Аннотация
Код статьи
S0869544X0016747-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Яблоков Евгений Александрович 
Должность: ведущий научный сотрудник отдела истории культуры славянских народов
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Ленинский просп., 32-а
Выпуск
Страницы
91-101
Аннотация

В статье анализируется символический сюжет пьесы «Бег», один из аспектов которого – формируемые в подтексте образы трех «Римов». Основное значение имеет пародийный образ «второго» Рима – Константинополя/Царьграда. Доминирующее место в его пространстве занимает «вертушка» с тараканьими бегами, которыми владеет бурлескно-инфернальный «царь» Артур. Константинополь/«второй» Рим выступает «эпицентром» земного, исторического бытия (общего «бега») и вместе с тем предстает в буффонадно-театрализованном, «профанном» виде. Коннотации «первого» (вечного) Рима возникают в пьесе преимущественно в связи с образом Хлудова, который в итоге предпочитает земному миру «небесное» бытие. При этом ассоциации с «третьим» Римом, вопреки традиции, относятся не к Москве (этот топоним вообще не упоминается в «Беге»), а к Киеву.

Ключевые слова
М.А. Булгаков, поэтика, образ города, философия истории, мифологические аллюзии.
Классификатор
Получено
14.09.2021
Дата публикации
11.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
151
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0869544X0016747-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 14.09.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Аверинцев С.С. Вельзевул // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 229.

2. Булгаков С.Н. На пиру богов // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Издательство МГУ, 1990. С. 90–144.

3. Буренина-Петрова О.Д. Цирк в пространстве культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 432 с.

4. Василенко Н. Опричнина // Энциклопедический словарь. [В 82-х т. + 4 доп.]. СПб.:Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон, 1897. Т. 22. С. 45–46.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12-и т. М.: Наука, 1991. Т. 2–3. 832 с.

6. Лакшин В.Я. Булгакиада // Лакшин В.Я. Открытая дверь: Воспоминания и портреты. М.: Московский рабочий, 1989. С. 409–446.

7. Петровский М.С. Мастер и Город: Киевские контексты Михаила Булгакова. Киев: Дух i Лiтера, 2001. 367 с.

8. Соловьев В. Россия и Вселенская церковь. М.: ТПО «Фабула», 1991 (репринт с издания А.И. Мамонтова, М., 1911). 448 с.

9. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.

10. Яблоков Е.А. Подвал мастера. М.А. Булгаков: поэтика и культурный контекст. М.: ПОЛИМЕДИА, 2018. 284 с.

11. Яблоков Е.А. Тараканий век. Энтомоморфные персонажи Михаила Булгакова в русле литературной традиции. М.: ПОЛИМЕДИА, 2020. 308 с.

12. Яблоков Е.А.Тараканий век. Энтомоморфные персонажи Михаила Булгакова в русле литературной традиции. М.: ПОЛИМЕДИА, 2020. 308 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести