Саркофаг верховного жреца Птаха Нахи
Саркофаг верховного жреца Птаха Нахи
Аннотация
Код статьи
S032103910008030-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Николаев Андрей Николаевич 
Аффилиация:
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Страницы
974-991
Аннотация

Статья представляет собой публикацию древнеегипетского саркофага антропоморфной формы, высеченного из розового гранита (ГЭ инв. № ДВ-768). Хранящийся в настоящее время в Государственном Эрмитаже гроб принадлежал верховному жрецу Птаха (wr-xrp-Hmw.t) в Мемфисе по имени Нахи.

Ключевые слова
Древний Египет, саркофаг, Эрмитаж, верховный жрец Птаха, Мемфис, Нахи
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках благотворительной программы поддержки проектов развития Государственного Эрмитажа Благотворительного фонда В. Потанина.
Классификатор
Получено
25.12.2019
Дата публикации
25.12.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
687
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В собрании Государственного Эрмитажа под инвентарным номером ДВ-768 хранится саркофаг антропоморфной формы из розового гранита (рис. 1, 2). Саркофаг состоит из двух частей: ванны, или нижней части, и крышки; оба фрагмента с наружной стороны тщательно оформлены выполненном в высоком рельефе изображением владельца (в парике со спадающей на плечо прядью, его лица и рук), а также строками и столбцами надписей, перемежающимися стоящими и сидящими фигурами божеств.
2 Максимальные размеры: 204 х 75 х 66 см.
3 Поступление: дата поступления в ГЭ неизвестна. С 1873 г. точно в собрании музея1.
1. Lieblein 1873, 12.
4 Материал: розовый гранит.
5 Происхождение: Мемфис.
6 Датировка: вторая половина XIX династии – конец XX династии (ок. 1230–1081 гг. до н.э.)
7 История изучения: Впервые саркофаг упоминается в описании египетских древностей из музеев России и Скандинавии Й. Либляйна2, который прочитал имя владельца как Нана и датировал гроб XX династией. Примерно через двадцать лет, в 1891 г., об этом объекте в своем каталоге древнеегипетских вещей Эрмитажа достаточно подробно написал В.С. Голенищев, который привел перевод большей части надписей с со стен саркофага, датировав его XIX династией3. Краткая ссылка на саркофаг имеется в «Типологическом атласе» по египетским гробам, составленном в 1919 г. В. Шмидтом4. В советскую эпоху саркофаг был упомянут в путеводителе по музею 1922 г.5, позднее одна из сторон саркофага была воспроизведена в альбоме М.Э. Матье и В.В. Павлова6, а примерно через двадцать лет фотография той же его стороны появилась в выполненном в цвете альбоме, посвященном египетской коллекции в Эрмитаже, вышедшем в 1974 г.7 Составители альбома – Н.Б. Ланда и И.А. Лапис датировали каменный «гроб Нана» XIII в. до н.э. Саркофаг упоминается в списке верховных жрецов Мемфиса эпохи Нового царства, составленном Д. Вильдунгом для «Лексикона Египтологии», где он датируется поздним Новым царством8. Важно отметить, что саркофаг Нахи не попал в «Топографическую библиографию» Портер–Мосс9, что весьма странно, поскольку в этом издании даются ссылки на упомянутый выше список Д. Вильдунга из Лексикона Египтологии, а также в монографию Ш. Майстри, целиком посвященную верховным жрецам Птаха в Мемфисе10.
2. Lieblein 1873, 12.

3. Golénischeff 1891, 9–99.

4. Schmidt 1919, 125.

5. Struve 1922, 59.

6. Matie, Pavlov 1958, № 69.

7. Landa, Lapis 1974, № 60.

8. Wildung 1977, 1261. No. 62.

9. Porter, Moss 1981, 917.

10. Maystre 1992. Небезынтересно отметить, что о «саркофаге Нана» упоминается в одной из глав автобиографического романа В.В. Набокова «Другие берега»: «В Эрмитаже, помнится, имелись кое-какие уголки, – в одной из зал среди витрин с египетскими, прескверно стилизованными, жуками, за саркофагом какого-то жреца по имени Нана».
8

НАДПИСИ НА САРКОФАГЕ

I. Верхняя часть (крышка) I.1. Центральный столбец (рис. 3)

Dd-mdw jn wsjr jr.j-pa.t Hr.j-tp-tA.wj11 sm n.j ptH nAxy mAa-xrw Dd=f hAi12 mw.t nw.t=f Произнесение слов Осирисом, князем, начальником Обеих Земель, жрецом-семом Птаха Нахи правым голосом. Говорит он: «Спустись, мать Нут его13
9 I.2. Вертикальные столбцы на левой стороне крышки (рис. 4, 13)
1a. jnp.w Анубис
Dd-mdw jmAx.j xr Hapj Произнесение слов: имахи перед Хапи,
jnp.w jm.j-wt nb-tA-Dsr Анубисом имиут, владыкой священной земли,
wsjr14 jr.j-pa.t Hr.j-tp-tA.wj Осирис, князь, начальник Обеих Земель,
sm nAxy жрец-сем Нахи
Dd-mdw jmAx.j xr jnp.w15 (N35) в имени бога Анубиса выписан очень сокращенно, различимы только два возвышения, передающих рябь.]]] jm.j-wt16 (D40) после этого эпитета Анубиса хорошо засвидетельствован: LGG I, 232. Традиционно этот эпитет выписывается знаком(Aa2), однако на саркофаге Нахи используется искаженная его форма, больше напоминающая крест, что нашло отражение в приводимой выше иероглифике.]]] Произнесение слов: имахи перед Анубисом, имиут
Dd-mdw jmAx.j xr dwA-mw.t=f Произнесение слов: имахи перед Дуа-мут-эфом
Dd-mdw jmAx.j xr Hr.w-nD-it=f17 Произнесение слов: имахи перед Харендотесом
Dd-mdw jn wsjr sm nAxy mAa-xrw Произнесение слов Осирисом, жрецом-семом Нахи, правым голосом.
10

I.3. Вертикальные столбцы на правой стороне крышки (рис. 4, 4–7)

11
Dd-mdw jmAx.j xr jms.tj Произнесение слов: имахи перед Амсетом
Dd-mdw jmAx.j xr jnp.w xnt.j-zH-nTr Имахи перед Анубисом, передним в божественной часовне
Dd-mdw jmAx.j xr qbH-sn.w=f Произнесение слов: имахи перед Кебех-сену-эфом
Dd-mdw jmAx.j xr DHw.tj s.tj-raw18 st. См. также Berlin 2: Roeder 1924, 369; 372e; KRI III, 412:15.]]] Произнесение слов: имахи перед Тотом, наследником Ра
Dd-mdw jn wsjr sm n ptH nAxy mAa-xrw Произнесение слов Осирисом, жрецом-семом Птаха Нахи правым голосом.
12 (рис. 4, 4)
anx raw mwt19 (X1) в этом месте выписан знак «рот» (D21). Кроме того, вместо наиболее частотного (Z6) используется близкий по форме «язык» (F20).]]] Да живет Ра, да умрет
ST.w wDA n.tj черепаха. Пусть будет невредим тот,
[m] DbA.t20 wsjr21 кто [в] саркофаге, Осирис
13

I.4. Горизонтальная строка на левой стороне крышки (рис. 5–7)

14
Dd-mdw jn nw.t wr(.t) Ax(.t)22 (n) выписан еще (j), что указывает на частицу jn, а не на нисбу, именно этот факт и обуславливает предлагаемый перевод. Другие случаи употребления этой фразы: 1) саркофаг Хори, Berlin 57: Roeder 1924, 363; 2) саркофаг Berlin 33: Roeder 1924, 381. Схожие написания, где Axt является определением к Nw.t: Hayes 1935, 198; Brunton 1937, pl. LXXIX; Brunton, Engelbach 1927, pl. XXXII.]]] jn raw zA(=j)23 pw wsjr sm n ptH nAxy mAa-xrw m Htp msT.w24 (Y1); Hayes 1935, 198, no. 36.]]] Произнесение слов Нут великой, полезной и Ра: (мой) сын это Осирис, жрец-сем Птаха Нахи правый голосом. В мире, потомок.
15 (рис. 4, 4–7)
Dd-mdw jn gbb jr.j-pa.t-nTr.w zA pw wsjr sm n ptH nAxy mAa-xrw m Htp nb-jmAx Произнесение слов Гебом, князем богов: это сын, Осирис, жрец-сем Птаха Нахи правый голосом, в мире, обладатель-имах.
16 I.5. Надписи перед антропоморфными божествами на крышке саркофага (рис. 3; 4, 3, 6) nj.t Нейт As.t Исида srq.t Селкет nb.t-Hw.t Нефтида
17 II. НИЖНЯЯ ЧАСТЬ II.1. Голова (рис. 4, 8)
wsjr jr.j-pa.t HA.tj-a mr.y-nTr sm nAxy Осирис, наследный вельможа, князь, любимец бога, жрец-сем Нахи
wsjr jr.j-pa.t Hr.j-tp-tA.wj sm nAxy Осирис, наследный вельможа, начальник Обеих Земель, жрец-сем Нахи
nTr Бог
18 II.2. Надпись на ступнях ног (рис. 4, 9)
Dd-mdw jn As.t jnk sn.t=k mki Произнесение слов Исидой: я сестра твоя, защищающая,
[n] nni25 Hr=k ra-nb wsjr jr.j-pa.t HA.tj-a [не] будь уставшим каждый день, Осирис, наследный вельможа, князь,
mr.y-nTr wr-xrp-Hmw.t26 sm nAxy любимец бога, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
19 (рис. 1; 4, 10, 11)
jnp.w Анубис
jm.j-wt nb-tA-Dsr имиут, владыка священной земли (некрополя)
wsjr sm Осирис, жрец-сем
n.j ptH nAxy Птаха Нахи
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
Dd-mdw jn Hapj jnk zA=k Произнесение слов Хапи. Я сын твой,
jy=j r jri zA Ha.w=k m Xr.t-nTr я пришел, чтобы сделать защиту частей тела твоих в некрополе,
jr.j-pa.t HA.tj-a mr.y-nTr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy наследный вельможа, князь, любимец бога, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи.
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
Dd-mdw jn jnp.w jm.j-wt jnk zA=k mrj=k Произнесение слов Анубисом имиут. Я сын твой, любимый тобой
jy=j r dmD qs.w=k TAz aw.t=k wsjr Пришел я, чтобы собрать кости твои, связать части тела твои, Осирис,
jr.j-pa.t HA.tj-a mr.y-nTr sm nAxy наследный вельможа, князь, любимец бога, жрец-сем Нахи.
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
Dd-mdw jn qbH-sn.w=f jnk zA=k Произнесение слов Кебех-сену-эфом. Я сын твой,
jy=j r jri zA=k m Xr.t-nTr я пришел, чтобы сделать защиту твою в некрополе,
jr.j-pa.t HA.tj-a mr.y-nTr sm nAxy наследный вельможа, князь, любимец бога, жрец-сем Нахи.
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
20 (рис. 4, 12)
anx raw Да живет Ра,
mwt ST.w wDA да умрет черепаха. Пусть будет невредим
n.tj m DbA.t wsjr тот, кто в саркофаге, Осирис
21 (рис. 2; 4, 12, 13)
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
Dd-mdw jn jms.tj jnk zA=k jy=j r Произнесение слов Амсетом. Я сын твой, я пришел, чтобы
jri zA=k m Xr.t-nTr wsjr jr.j-pa.t HA.tj-a сделать защиту твою в некрополе, Осирис, наследный вельможа, князь,
mr.y-nTr Hr.j-sStA n Hw.t-ptH27 sm n.j ptH nAxy любимец бога Анубиса, хранитель тайны храма Птаха, жрец-сем Птаха Нахи.
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
Dd-mdw jn jnp.w jnk zA=k jy=j r Произнесение слов Хапи. Я сын твой, я пришел, чтобы
sqr28 jwf=k wsjr jr.j-pa.t HA.tj-a mr.y-nTr предъявить плоть твою, Осирис, наследный вельможа, князь, любимец бога
jnp.w m pt tA dwA.t sm n.j ptH nAxy Анубиса в небе, на земле и в подземном мире дуате, жрец-сем Птаха Нахи.
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy mAa-xrw Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи правый голосом
Dd-mdw jn dwA-mw.t=f jnk zA=k jy=j Произнесение слов Анубисом имиут. Я сын твой, я пришел,
r wn Hr tA Xr.t-nTr n wsjr чтобы открыть землю некрополя для Осириса
jr.j-pa.t HA.tj-a mr.y-nTr sm n ptH nAxy наследного вельможи, князя, любимца бога, жреца-сема Птаха Нахи.
wsjr wr-xrp-Hmw.t sm nAxy Осирис, верховный жрец Птаха, жрец-сем Нахи
22 Еще со времен Голенищева29 оставался открытым вопрос, как следует читать имя владельца саркофага – Нана или Нахи30. Окончательно эта дискуссия, вызванная особенностями высечения круглых по форме знаков на твердом граните, не может считаться завершенной, однако автор этой статьи уверен во втором варианте – Нахи. В пользу этого говорят: 1) многократное употребление имени Нахи в эпоху Нового царства31, тогда как имя Нана надежно засвидетельствовано для более поздних эпох32; 2) особенности написания этого имени на эрмитажном саркофаге, а именно, с наклонными двумя штрихами (после гипотетического знака zp), что было бы крайне необычно для варианта Нана.
23 На саркофаге не приводятся семейные связи: нигде не называются даже родители покойного Нахи, что, естественно, крайне затрудняет поиск информации о семье жреца. Неупоминание даже ближайших родственников характерно для саркофагов верховных жрецов Птаха, см., например, саркофаг Па-хем-нечера из Британского музея BM EA1833. На многочисленных памятниках Нового царства имя Нахи, как уже говорилось выше, упоминается многократно34, однако подавляющее большинство людей с таким именем жили в Верхнем Египте, в частности, в Дейр эль-Медине; также совершенно отличались и занимаемые ими должности, от «послушного призыву» до «начальника ремесленников». Реконструируются целые семейные династии, внутри которых мужчинам давалось такое имя35. Вместе с тем, каких-либо веских оснований связывать людей по имени Нахи из Дейр эль-Медины с Нахи из Мемфиса, саркофаг которого хранится в Эрмитаже, нет; слишком несопоставимы были и занимаемые ими должности, и положение в обществе.
33. James 1970, 22.

34. Например, BM EA 281: Bierbrier 1982, 10 pl. 6; BM EA 360: ibid. 10, pl. 7; BM EA 1629: ibid. 26, pl. 63.

35. Подробнее о мужчинах из Дейр-эль-Медина с именем Нахи см. Demarée 1983, 13, 33, 133, 168.
24 Еще раз перечислим титулы Нахи, встречающиеся на его саркофаге: jr.j-pa.t «наследный вельможа»; Hr.j-tp-tA.wj «начальник Обеих Земель»; HA.tj-a «князь»; wr-xrp-Hmw.t «верховный жрец Птаха»; sm n.j ptH «жрец-сем Птаха»; sm «жрец-сем»; / mry-nTr «любимец бога»; Hr.j-sStA n Hw.t-ptH «хранитель тайны храма Птаха». Все эти титулы указывают на чрезвычайно высокое положение Нахи, сопоставимое с тем, что занимали царевичи; Нахи входил в первую десятку важнейших лиц страны.
25 Из перечисленных титулов наиболее значимым с точки зрения указания на специфику деятельности Нахи является титул wr-xrp-Hmw.t «верховный жрец Птаха». Некоторые исследователи переводят его как «верховый жрец Птаха»36, другие – «верховный жрец Мемфиса»37, К. Китчен – «верховный жрец»38, Дж. Тейлор – как «главный начальник ремесленников»39.
26 Сбору и анализу всей имеющейся о «верховных жрецах Птаха» информации посвящена монография Ч. Майстре40, а также недавно вышедшая статья К. Рэдлер41 о носителях этого титула времени ранних Рамессидов. статьяы, эти жрецы управляли храмом Птаха и всем его персоналом. Кроме того, будучи «главными начальниками ремесленников», они возглавляли мастерские, в которых изготавливали статуи царей и божеств. В сферу их ответственности входило поддержание культа быков Аписов, а как жрецы-семы они отвечали за ритуал «Открывания уст». Принадлежа к узкому кругу приближенных царя, верховные жрецы Птаха в Мемфисе часто выступают в роли посредника между правителем и его подчиненными42.
40. Maystre 1992.

41. Raedler 2011.

42. Raedler 2011, 135–136.
27 После Амарнского периода, с конца 18 династии до конца 19 династии, согласно современным данным43, насчитывают 13 (включая эрмитажного Нахи), верховных жрецов Птаха в Мемфисе44.
Имя жреца Царь Имя жреца Царь
Птахэмхат-ти Тутанхамон
Рахотеп Рамсес II
Мериптах Хоремхеб
Неферренпет Рамсес II
Дедиа Сети I
Хори, сын Хамуасета Рамсес II – Мернептах
Сокарэмсаэф, «сын» Птахэмхат-Ти Сети I (?)
Пахемнечер II Конец 19 – начало 20 дин.
Нечеруихотеп Сети I (?)
Нахи Конец 19 – начало 20 дин.
Пахемнечер I Сети I
Хеви Рамсес II
Хамуасет Рамсес II
43. Ср. список главных жрецов Птаха, составленный Д. Вильдунгом: Wildung 1977, 1261. no. 62, а также аналогичный список из «Топографической библиографии» (Porter, Moss 1981, 917).

44. Raedler 2011, 138–139.
28 В представленной таблице эрмитажный Нахи поставлен на последнее место, однако точнее было бы считать его одним из последних из известных жрецов Птаха рамессидского периода; сделать более точные выводы в отсутствии точных привязок по именам не представляется возможным.
29 Ключевыми критериями для датировки остаются стилистические особенности оформления саркофагов и поиск ближайших аналогий. Автором учитывались следующие саркофаги рамессидской эпохи.
Имя владельца, если имеется Место происхождения, место хранения Царский Частный Упоминание в KRI Публикация
Па-шеду Дейр эль-Медина x KRI I, 377 Černý 1949, 43
Нефертари Фивы, Turin. Sup 5153 x KRI II, 851 Connor 2017, 220
? Фивы, Мидинет-Абу x KRI II, 857
Рамессу Фивы, Cairo J. 72203 x KRI II, 912 Brunton, 1943, 133-148
Рамессу Лахун, Cairo, J. 30707 (крышка); J. 46764 (ванна) x KRI II, 913 Brunton, Engelbach 1927, pl. 32; Polz 1986, 145–166
? Фивы, Cairo J. 47370 x KRI II, 924
Меритамон Фивы, Berlin 15274 x KRI II, 925 Habachi 1974, 105–112
Рахотеп Седмент x KRI III, 58 Petrie, Brunton 1924, pl. 75
Сетау Дра абу Нага x KRI III, 81 Bierbrier 1982, 10, pl. 42–43
Аменемопе Фивы x KRI III, 135 Fakhry 1937, 25–38
Сути Мостагедда x KRI III, 144 Brunton 1937, pl. LXXIX; Kamal el-Din 2010, 131–142
Саисет Асьют x KRI III, 153 Kamal 1916, 65–114
Хаунефер Фивы, Fitzwilliam Museum E.1.1835 x KRI III, 164 http://webapps.fitzmuseum.cam.ac.uk/explorer/index.php?qu=ObjectNumber:E.1.1835&oid=49039
Хеви Мемфис x KRI III, 164-167 Badawi 1944, 181–206
Хеви Мемфис x KRI III, 168 Hamada 1935, 122–131
Юпа Фивы, Cairo, 13612; TR 28.11.24.5 x KRI III, 197 Ruffle, Kitchen 1979, 55–74
Юпа Фивы, Brussels. No. E 5189. x KRI III, 197 Ruffle, Kitchen 1979, 55–74
Пахернечер ? x KRI III, 245 Petrie, Brunton 1924, pl. 56
Аменемопе ? Cairo, JdE 38338 x KRI III, 276 Gaballa, Kitchen 1968, 259–270
Бакэнхонсу Фивы, Liverpool City Museum, no. М. 13864 x KRI III, 294 http://www.liverpoolmuseums.org.uk/wml/collections/blitz/survivors/item-296216.aspx
? ? Ny Carlsberg AEIN 48 x KRI III, 371 Habachi 1969, 44, fig. 15
Па-хем-нечер Мемфис, BM EA 18 x KRI III, 412 James 1970, 21–22, pl. 17
Хори Мемфис, Berlin 57 x KRI III, 412 Roeder 1924, 361-380
Мернептах Фивы, гробница KV 8 x KRI IV, 68 Reeves, Wilkinson 1996, 149
Таи Фивы, Шейх-абд эль-Курна x KRI IV, 119 Collins 1976, 18–40
Аменхотеп Танис x KRI IV, 134 Montet 1951, 70–71, pl. 43–44
Сети II Фивы x KRI IV, 202
Сети II Фивы x KRI IV, 273
Хори Бубастис, Cairo JdE 49612 x KRI VI, 79 Gauthier 1928, 129–137.
Рамсес VII Фивы x KRI VI, 387 Lepsius 1850, Bl. 233
Меритамон Фивы x KRI VII, 107 Leblanc 1983, 29–52
Пиай Фивы, Hildesheim, Pilazaeus Museum 1887 x KRI VII, 162 Schmitz 2002, 89–106, Taf. 19–22
30 Ближайшими аналогиями к эрмитажному саркофагу можно назвать каменные гробы верховных жрецов Птаха в Мемфисе по имени Хори (Berlin 5745), а также Па-хем-нечера (Berlin 3346) хранящиеся в Египетском музее в Берлине и еще один саркофаг Па-хем-нечера (BM EA 18)47. Отличительной чертой оформления заупокойных памятников верховных жрецов Птаха в Мемфисе является наличие пряди волос, спадающей на плечо. Его можно встретить как на крышках саркофагов, так и на рельефах48 и статуях49 этих высоких чиновников. Вместе с тем, несмотря на распространенность этого признака, он не является обязательным; прядь отсутствует, например, на саркофаге BM EA 18. Кроме того, следует указать на небольшую приплюснутость лица, характерную для северных саркофагов, в южной традиции оно более вытянутое от лба до подбородка. В остальном и антропоморфная крышка, и нижняя часть саркофага (ванна), исполнены традиционно для гробов (как каменных, так и деревянных) второй половины Нового царства50. Композиция крышки составлена из следующих элементов: большого числа вертикальных столбцов текста и двух горизонтальных (см. выше); сидящей богини Нут с распростертыми крыльями; изображения шакала на возвышении; четырех фигур божеств в сидячей позе, держащих на коленях символ жизни анх; двух глаз уджа на возвышении, символизирующих невредимость; еще двух глаз уджа; изображения сидящей богини с поднятыми вверх руками на ступнях. Композиция днища саркофага составлена из: стоящей в изголовье богини Нефтиды; сидящей в ногах богини Исиды; большого числа вертикальных столбцов текста; длинных полос в изголовье, передающих парик; восьми антропоморфных стоящих фигур (три шакалоголовых, две ибисоголовых, две собакоголовых, одна сокологоловая); двух глаз уджа на возвышении; изображения шакала на возвышении.
45. Lepper 2014, 178; Roeder 1924, 361–367.

46. Roeder 1924, 375–380.

47. James 1970, 21–22, pl. 17.

48. Например, Raedler 2011, 141.

49. Raedler 2011, 142.

50. Taylor 1989, 35.
31 Представленная публикация эрмитажного саркофага Нахи (инв. № ДВ-768) важна с точки зрения подхода к решению проблемы последовательности правлений верховных жрецов Птаха в Мемфисе. По стилистическим особенностям оформления, а также по содержанию текстов этот составной предмет относится к концу XIX – началу XX династии (ок. 1230 – 1081 гг. до н.э.). В эрмитажной коллекции хранится памятник одного из влиятельнейших людей эпохи Рамессидов, обладающий как исторической, так и художественной ценностью.

Библиография

1. Badawi, A. 1944: Zwei Denkmäler des grossen Gaugrafen von Memphis Amenophis Hwjj. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 44, 181–206.

2. Bierbrier, M.L. 1982: Hieroglyphic Texts from Egyptian Stelae, etc. Pt. 10. London.

3. Brunton, G. 1937: Mostagedda and the Tasian Culture. British Museum Expedition to Middle Egypt. First and Second Years: 1928 and 1929. London.

4. Brunton, G. 1943: The inner sarcophagus of prince Ramessu from Medinet Habu. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 43, 133–148.

5. Brunton, G., Engelbach, R. 1927: Gurob. London.

6. Černý, J. 1949: Répertoire onomastique de Deir el-Médineh. (Documents de fouilles de l’Institut français d’archéologie orientale, 12). Le Caire.

7. Collins, L. 1976: The private tombs of Thebes: excavations by Sir Robert Mond 1905 and 1906. Journal of Egyptian Archaeology 62/1, 18–40.

8. Connor, S. 2017: [The cap of the Nefertari sarcophagus]. In: A.O. Bol’shakov (ed.), Nefertari i dolina tsarits. Iz egipetskogo muzeya v Turine. Katalog vystavki [Nefertati and the Valley of the Queens. From the Museo Egizio, Turin. Exhibition Catalogue]. Saint Petersburg, 220.

9. Коннор, С. Крышка саркофага царицы Нефертари. В кат. Нефертари и долина цариц. Из египетского музея в Турине. Каталог выставки. СПб., 220.

10. Demarée, R.J. 1983: The Ax iqr n Ra-stelae. On Ancestor Worship in Ancient Egypt. Leiden.

11. Fakhry, A. 1937: Miscellanea. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 37, 25–38.

12. Gaballa, G.A., Kitchen, K.A. 1968: Ramesside varia I. Chronique d’Égypte 43 (86), 259–270.

13. Gauthier, H. 1928: Un vice-roi d’Éthiopie enseveli à Bubastis. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 28, 129–137.

14. Golénischeff, W.S. 1891: Ermitage Impérial. Inventaire de la collection égyptienne. Saint Petersburg.

15. Habachi, L. 1969: La reine Touy, femme de Séthi I, et ses proches parents inconnus Revue d’Égyptologie 21, 27–47.

16. Habachi, L. 1974: Lids of the outer sarcophagi of Merytamen and Nefertari, wives of Ramesses II. In: G. Poethke, U. Luft, S. Wenig (eds.), Festschrift zum 150 jährigen Bestehen des Berliner Ägyptischen Museums. (Mitteilungen aus der Ägyptischen Sammlung, 8). Berlin, 105–112.

17. Hamada, A. 1935: A sarcophagus from Mit-Rahîna. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 35, 122–131.

18. Hayes, W.C. 1935: Royal sarcophagi of the XVIII dynasty. Princeton.

19. James, T.G.H. 1970: Hieroglyphic texts from Egyptian stelae, etc. Pt. 9. London.

20. Kamal el-Din, N. 2010: Ein Sarg des Schatzhausmeisters Suti. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 66, 131–142.

21. Kamal, A. 1916: Fouilles à Deir Dronka et à Assiout (1913–1914). Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 16, 65–114.

22. Ланда, Н.Б., Лапис, И.А. Памятники искусства Древнего Египта в Эрмитаже. Л., 1974.

23. Leblanc, C. 1983: Les tombes no. 58 [anonyme] et no. 60 [Nebet-Taouy] de la Vallée des Reines [rapport préliminaire]. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 69, 29–52.

24. Lepper, V. M. (ed.) 2014: Persönlichkeiten aus dem Alten Ägypten im Neuen Museum: für das Ägyptische Museum und Papyrussammlung, Staatliche Museen zu Berlin. Petersberg.

25. Lepsius, K.R. 1850: Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien. Dritte Abtheilung: Denkmäler des Neuen Reichs. Berlin.

26. Lieblein, J. 1873: Die aegyptischen Denkmäler in St. Petersburg, Helsingfors, Upsala und Copenhagen. Christiania.

27. Malinine, M., Posener, G., Vercoutter, J. 1968: Catalogue des stèles du Sérapéum de Memphis. T. I. Paris.

28. Матье, М.Э., Павлов В.В. (ред.), Памятники искусства древнего Египта в музеях Советского Союза. М., 1958

29. Maystre, Ch. 1992: Les grands prêtres de Ptah de Memphis. (Orbis Biblicus et Orientalis, 113). Freiburg–Göttingen.

30. Montet, P. 1951: Les constructions et le tombeau de Psousennès à Tanis. (Fouilles de Tanis: La nécropole royale de Tanis, 2). Paris.

31. Petrie, W.M.F., Brunton, G. 1924: Sedment II. London.

32. Polz, D. 1986: Die Särge des (Pa-)Ramessu. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 42, 145–166.

33. Porter, B., Moss, R.L.B. 1981: Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs and Paintings. III. Memphis. Pt. 2: Ṣaqqâra to Dahshûr. 2nd ed. Oxford.

34. Raedler, Ch. 2011: Prestige, role, and performance: Ramesside high priests of Memphis. In: R. Gundlach, K. Spence (eds.), Palace and Temple: Architecture – Decoration – Ritual. 5. Symposium zur ägyptischen Königsideologie / 5th Symposium on Egyptian Royal Ideology. Cambridge, July, 16th–17th, 2007. (Beiträge zur altägyptischen Königsideologie; Königtum, Staat und Gesellschaft früher Hochkulturen, 4/2). Wiesbaden, 135–154.

35. Ranke, H. 1935: Die Ägyptischen Personennamen. Glückstadt.

36. Reeves, N., Wilkinson, R.H. 1996: The Complete Valley of the Kings. Tombs And Treasures Of Egypt’s Greatest Pharaohs. New York.

37. Roeder, G. (ed.) 1924: Ägyptische Inschriften aus den Königlichen Museen zu Berlin. Bd. 2. Leipzig.

38. Ruffle, J., Kitchen, K.A. 1979: The family of Urhiya and Yupa, high stewards of the Ramesseum. In: J. Ruffle, G.A. Gaballa, K.A. Kitchen (eds.), Glimpses of Ancient Egypt: Studies in Honour of H.W. Fairman. (Orbis Aegyptiorum speculum). Warminster, 55–74.

39. Rusch, A. 1922: Die Entwicklung der Himmelsgöttin Nut zu einer Totengottheit. Leipzig.

40. Schmidt, V. 1919: Sarkofager, mumiekister, og mumiehylstre i det gamle Aegypten: typologisk atlas med inledning [Sarcophagi, Mummy Chests, and Mummy Covers in Ancient Egypt: Typological Atlas with Introduction]. København.

41. Schmitz, B. 2002: Der anthropoide Sarkophag des Piay, Pelizaeus-Museum 1887: Materialien zu einem wenig bekannten Objekt. In: B. Schmitz (Hrsg.), Festschrift Arne Eggebrecht: zum 65. Geburtstag am 12. März 2000. (Hildesheimer Ägyptologische Beiträge, 48). Hildesheim, 89–106, Taf. 19–22.

42. Струве, В.В. Зал Отделения классического Востока (XIII–XIV). В сб.: О.Ф. Вальдгауер (сост.), Путеводитель по отделу древностей. Петроград, 1922, С. 58–62.

43. Taylor, J.A. 2001: An Index of Male Non-Royal Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the 18th Dynasty. London.

44. Taylor, J.H. 1989: Egyptian Coffins. (Shire Egyptology, 11). Princes Risborough.

45. Tosi, M., Roccati, A. 1972: Stelе e altre epigrafi di Deir el Medina: n. 50001 – n. 50262. (Catalogo del Museo Egizio di Torino. S. 2, 1). Torina.

46. Wildung D. 1977: Hoherpriester von Memphis. In W. Helck, W. Westendorf (eds.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. II. Wiesbaden, 1256–1263.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести