Президиум РАНОбщество и экономика Obshchestvo i ekonomika

  • ISSN (Print) 0207-3676
  • ISSN (Online) 3034-5987

Экономическое поведение российских социальных предпринимателей в период мирового финансово-экономического кризиса

Код статьи
S020736760027019-9-1
DOI
10.31857/S020736760027019-9
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №8
Страницы
95-104
Аннотация

На фоне общемировых потрясений, а именно: сокращения экспорта и закрытие государственных границ в условиях COVID-19, политических и экономических трудностей Евросоюза, торговых войн между США и Китаем, обрушении цен на энергоносители, запредельном государственном долге ряда развитых стран, быстрого изменения геополитической обстановки, напряженных отношений между странами Запада и Россией, экономических санкций и др. в научной среде активизировалось обсуждение глобального финансово-экономического кризиса. В условиях российской экономики появляется новый вид предпринимательской деятельности – социальное предпринимательство. Мы считаем, что особенности экономического поведения российских социальных предпринимателей и рост числа социальных предприятий на территории РФ могут стать важным инструментом реализации социальной политики и смягчения социально-экономических противоречий в непростое для российской экономики время. Изучению вышеупомянутого феномена посвященная данная статья.

Ключевые слова
экономическая социология, социальное предпринимательство, малый и средний бизнес, экономическое поведение, мировой финансово-экономический кризис
Дата публикации
29.09.2023
Год выхода
2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
239

Человечество за всю свою историю переживало множество финансовых кризисов различного генезиса, которые влекли за собой глубокие преобразования в политическом, экономическом и социальном мироустройстве. Первые общеизвестные финансовые кризисы относятся к эпохе промышленных революций XVII–XVIII века. Один из самых известных кризисов более позднего времени, т.н. «Великая депрессия», развернулся в США на рубеже 1930х гг.; тогда на фоне уменьшения ценности акций резко возросла безработица, снизилась деловая активность, и множество предприятий потерпели банкротство. По мнению специалистов, причиной кризисной ситуации стал монетаризм, перепроизводство, нехватка денежной массы и так называемый «биржевой пузырь». После стабилизации экономического положения Америки в 1933 году начались мероприятия, направленные на изучение и изменение сфер жизнедеятельности, которые напрямую или косвенно создают условия для зарождения подобных кризисных ситуаций [10. С. 105–108].

После событий первой половины XX века мировое сообщество не раз сталкивалась с кризисными ситуациями в финансово-экономическом секторе:

  • послевоенный кризис в 1957–1958 годов в США, Канаде, Великобритании, Бельгии, Нидерландах на фоне сдерживающей монетарной политики ФРС, проявившийся в снижении производства промышленной продукции и резком росте безработицы;

  • финансовый кризис в США 1973–1975 гг., который характеризовался резким падением стоимости акций и высоким числом банкротств;

  • финансовый кризис в России 1998, заключающийся в дефиците государственного бюджета вследствие трудностей со сбором налогов, и, как следствие, в росте государственного долга; характеризовался падением цен на углеводородные энергоносители, что спровоцировало падение рубля относительно доллара в 3 раза;

  • кризис 2001–2002 годов, или кризис «доткомов», связанный с неудовлетворительным корпоративным управлением в крупных компаниях и резким скачком развития сети Интернет;

  • один из самых знаменитых и обсуждаемых кризисов – финансовый ипотечный кризис 2008 года; начался в США на рынке недвижимости, в итоге распространился на весь мир, что повлекло за собой обвал котировок ценных бумаг, банкротство крупных европейских банков, сокращение производства и безработицу [6. С. 160–169].

Это – лишь самые очевидные рядовому гражданину события. Но и после 2008 года экономические потрясения не закончились. В 2014 году в связи с присоединением Крыма к РФ ряд стран ввел экономические санкции против России. В 2019 году мир столкнулся с пандемией COVID-19, последствия которой до сих пор не исчерпаны. Впрочем, заметные диспропорции в мировой экономике проявились значительно раньше, и похоже, что в конечном итоге они приведут к ее серьезной трансформации.

Рис. 1 Глобальные дисбалансы счета текущих операций, % мирового ВВП Источник; МВФ. https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020.

Самыми явными признака нестабильности мировой экономики можно назвать рекордный рост фондового рынка при низких темпах развития производственного сектора, масштабирование ликвидности в экономике при сохранении низких или даже отрицательных ставок, что, в свою очередь, приводит к обесценению доллара и уменьшению инвестиционных потоков. Фондовый рынок не переставал расти, но наравне с ним росла безработица, что говорит об отсутствии корреляции между иллюзорным экономическим «ростом» и реальным положением дел [7. С. 3]. Пандемия COVID-19 обострила уже существующую напряженную ситуацию и привнесла новые проблемы.

Отечественный экономист и политолог М. Хазин утверждает, что основной причиной современного мирового экономического кризиса является искусственное раздувание финансового сектора с отсутствием роста реальной экономики, то есть – производства. Более того, по его мнению, современный экономический кризис носит не циклический характер, а структурный. По мнению экономиста, полностью предотвратить его невозможно, так как существуют скрытые от простого обывателя экономические процессы в мировой экономике, которые невозможно остановить в одночасье [11. С. 341]. Нам остается лишь защищаться от последствий, особенно стараясь защитить отечественную экономику.

В 2020 году экономика РФ и ряда других стран столкнулась с очередными испытаниями. Во-первых, это снижение общемирового спроса на углеводородные энергоносители в связи с карантинными мерами COVID-19 и распадом сделки OPEC+. Цены упали ниже 50 долл. США за баррель нефти. Во-вторых, из-за спада мировой экономики резко сократился экспорт товаров российского производства.

Рис. 2. Динамика объемов экспорта РФ (млн долл.) Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ.

Статистические данные свидетельствуют, что объем экспорта в РФ за период 2020-2021 годов упал почти в два раза по сравнению с допандемийным периодом. Пандемия COVID-19 заставила закрыть государственные границы, ввести карантинные меры, что негативно отразилось на функционировании многих как зарубежных, так и российских компаний и вызвало нарушение торгового баланса; как следствие, выросла инфляция и увеличилось число безработных.

В настоящее время в экономическом и геополитическом поле идет напряженная борьба за лидирующие позиции. США, активно навязывая свои политические установки другим странам, противостоят России и Китаю. Китай имеет достаточно развитую экономическую систему по показателям финансовой надежности и уровню ВВП, а также огромный человеческий капитал. В России военный сектор может конкурировать с американским, к тому же она имеет обширную территорию с огромным запасом природных ресурсов [1. С. 4]. В США, несмотря на некоторый рост ВВП, динамика за предыдущие 30 лет оказалась недостаточной для удержания роста государственного долга и укрепления доллара как международной расчётной валюты. В 2013 году мировая экономика оказалась перед лицом серьезного риска – объявления дефолта доллара, – так как государственный долг США максимально приблизился к уровню ВВП, а лимит займов из федерального бюджета был израсходован. Тогда удалось избежать обвала валюты за счет увеличения лимитов государственного долга, но с тех пор американские власти не предприняли никаких попыток по стабилизации государственного бюджета, и в итоге в 2014 году государственный долг США превысил объем ВВП. С тех пор все последующие годы государственный долг США продолжает расти, и ВВП не успевает за его ростом. В 2021 году соотношение между государственным долгом и ВВП США достигло 128,3 %.

Американское правительство борется с этой проблемой очевидным и самым простым способом – эмиссией денежной массы, что, в свою очередь, ещё больше усугубляет проблему. В перспективе, при сохранении подобной денежно-финансовой политики, США будут не в состоянии самостоятельно обслуживать государственный долг. На данный момент он настолько впечатляющ, что в центре Манхэттена на Таймс-сквер висит табло, демонстрирующее рост государственного долга в настоящем времени. (Госдолг США в реальном времени//http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/).

Рис. 3 Динамика развития ВВП и госдолга США (трлн долл.) Источник: URL: >>>> .

Специалисты прогнозируют, что при сохранении действующей финансово-бюджетной политики США, доллару в обозримом будущем может грозить дефолт [1. С. 7]. Политика военной поддержки Украины, а также политических и экономических санкций против России, проводимая нынешним правительством США, лишь обостряет ситуацию, так как военные расходы и экономические издержки увеличивают дефицит государственного бюджета. Если США придется объявить дефолт своей национальной валюте, то это отразится на общемировой экономике, так как доллар используется в системе международных расчетов.

В складывающейся критической мировой экономической ситуации России необходимо принять все необходимые меры для укрепления собственной экономики, а именно: сократить импорт за счет процессов импортозамещения, проводить протекцонистскую политику, развивать внутренний рынок, стимулировать и поддерживать малый и средний бизнес за счет налоговых льгот, низких процентных ставок на кредиты и т.д. Одно из ключевых, по мнению автора, решений было принято в 2019 году и заключалось в признании права на существование и в юридическом закреплении нового вида предпринимательской деятельности в нашей стране – социального предпринимательства1. Такой вид экономической деятельности до 2019 года официально попросту отсутствовал, но после внесения изменений в закон «О малом и среднем предпринимательстве» государственные органы стали активно популяризировать это направление предпринимательства. Например, на сегодняшний день в Московской области существует целый список отдельных программ поддержки для социальных предпринимателей, как в виде финансирования, так и в виде дополнительного образования и профессиональных консультаций. С 2020 года создан официальный реестр социальных предприятий Московской области, который с каждым годом увеличивается.

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса». URL: >>>> .

Рис. 4. Численность социальных предприятий, согласно реестру Московской области Источник: сайт Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области. URL: >>>>

Социальные предприниматели занимаются трудоустройством незащищенных слоев населения и реализацией продукции, созданной трудоустроенными представителями незащищенных слоев населения, обслуживанием незащищенных слоев населения по низким льготным ценам, а также реализуют общественно важные цели за счет функционирования собственных предприятий. В данный момент российской экономике просто необходим такой стратегически важный инструмент для дальнейшего развития, как социальное предпринимательство в каждом регионе.

Результаты исследования

Социологическое исследование включало в себя проведение экспертного интервью с 15 представителями реестра субъектов социальных предприятий, осуществлявших свою деятельность в восточной части Московской области. Все 15 экспертов ведут деятельность в области социального бизнеса более 5 лет, то есть, приступили к ней ещё до официального закрепления термина в законодательстве. Основными сферами деятельности являются: сфера медицинских услуг, производство медицинских аппаратов, физкультурно-оздоровительные предприятия, сфера образовательных услуг, производство продуктов народного промысла, банные предприятия, молодежно-патриотические организации, научно-исследовательские бюро.

Целью исследования было выявление основных паттернов экономического поведения, связанных с выбором поставщиков и партнеров для бизнеса, отношения к мировому экономическому кризису, поведению потребителей продуктов социальных предприятий, актуальных проблем социального бизнеса и перспективам его развития в российском экономическом поле.

Было обнаружено, что 85% респондентов совсем не ориентируются на иностранных представителей в качестве поставщиков или партнеров по социальному бизнесу. Основными причинами выбора отечественных представителей были: удовлетворенность продуктами производства отечественных компаний, удобством работы с местными производителями и торговыми представителями. Необходимо учесть, что в нашей стране социальный бизнес носит, по большей степени, районированный характер, так как ориентирован на целевую группу жителей определенной территории. По мнению социальных предпринимателей, особенно тех, кто занимается производством медицинского оборудования, в данный момент мы видим весьма непростую экономическую ситуацию в стране и мире, но, возможно, именно эти непростые условия стимулируют рост отечественной экономики и производства за счет ухода с рынка ангажированных иностранных компаний.

На фоне пандемии COVID-19 и иностранных экономических и политических санкций, а также СВО на территории Украины, потребительская активность среди 45% опрошенных социальных предприятий упала. Руководители описывают эту ситуацию через призму первоочередного удовлетворения базовых человеческих потребностей и ухода на второй план потребностей в обучении новому и занятий спортом. Но, несмотря на эти трудности, 80% руководителей социальных предприятий намеренны масштабировать свой бизнес, открывать филиалы в новых регионах. По их словам, такая возможность у них появляется за счет государственных программ поддержки в виде грантов, субсидий и т.п. 90% респондентов считают, что у социального бизнеса есть большие перспективы в нашей стране, так как целевая аудитория достаточно обширна, социальные предприятия пользуются спросом за счет своей ориентированности на клиента и социальной миссии. Один из респондентов, руководитель банного предприятия, утверждает следующее: «за счет обслуживания нашим предприятием социально незащищенных слоев населения по льготным ценам, остальные рядовые жители города проникаются уважением к предприятию и более склонны пользоваться нашими услугами, чем услугами аналогичных предприятий без социальной ориентированности». Звучит обнадеживающе, если рассматривать социальный бизнес как вариант реализации социальной политики на уровне района. Складывается такой механизм: государственные органы, особенно регионального масштаба, не всегда осведомлены о конкретных проблемах различных небольших районов. Как раз в этом случае социальный бизнес может выступать как в роли экономического актора, так и в роли субъекта, реализующего социальную политику, которому, в свою очередь, в этом активно помогает государство.

Наиболее часто повторяющиеся проблемы в ведении социального бизнеса у респондентов встречаются во взаимоотношениях с органами местной власти (муниципалитетами). По словам респондентов, происходит это от безграмотности государственных служащих данного уровня власти. Зачастую возникает такая ситуация, когда органы местного самоуправления проявляют некомпетентность в решении вопросов различного характера, считает 35% опрошенных. Ещё одной распространенной проблемой является низкая прибыльность социального бизнеса, но те респонденты, которые упоминали эту проблему, утверждали, что занимаются социальным бизнесом не ради высокой прибыли, а с целью реализации социальной миссии, помощи гражданам и развития родных территорий в экономико-социальном ракурсе.

Вывод

В настоящее время весь мир, включая Россию, переживает трудный экономический период. Мировая экономическая система перенапряжена из-за объективных причин, связанных с долларом как международной валютой, с экономическими проблемами США, проблемами в экономических взаимоотношениях стран евразийского континента, геополитическими разногласиями. В сложившейся ситуации необходимо укреплять позиции российских производителей на отечественном рынке, а именно – активно проводить политику протекционизма и импортозамещения. Для улучшения экономической ситуации в отдельно взятых районах отлично подойдёт новый вид экономической деятельности – социальное предпринимательство. За счет своей ориентированности на местного потребителя и на отечественный рынок, социальное предпринимательство поможет как с развитием экономических структур уровня муниципалитетов, так и с реализацией социальной политики. Для российской экономики социальное предпринимательство – относительно новое явление, поэтому пока еще тут остается много неразрешенных вопросов, требующих отдельного тщательного изучения.

Библиография

  1. 1. Адушев М.Н. Дефолт в США и мировой финансовый кризис: проблемы экономики, перспективы развития и пути преодоления // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. № 4 (72). Номер статьи: 7228. Дата публикации: 14.12.2022. URL: https://eee-region.ru/article/7228/
  2. 2. ВВП стран мира в 1990–2020 гг. URL: https://svspb.net/sverige/statistika-stran-mira.php (дата обращения 02.03.2023).
  3. 3. ВВП США по годам: 1980–2022 гг. URL: http://global-finances.ru/vvp-ssha-po-godam/ (дата обращения 02.03.2023).
  4. 4. Госдолг США в реальном времени. URL: http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/
  5. 5. Гусев А.А., Ерёмин И.Р. Прогнозирование параметров возможного финансового кризиса на основе анализа опыта 2007–2008 гг. // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 1 (47). С. 13–24.
  6. 6. Кокодей Т.А. Глобальные кризисы XXI столетия: генезис, взаимообусловленность, последствия // Бюллетень международного нобелевского экономического форума. 2010. № 1 (3). С. 160–169.
  7. 7. Ломаченко Т.И., Кокодей Т.А., Майданевич Ю.П. Идентификация паттернов глобальных финансово-экономических кризисов // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2020 г. № 1.
  8. 8. Полтавская А.М. Влияние пандемии COVID-19 на финансовый сектор // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2–2 (72). С. 43–48.
  9. 9. Российская Федерация. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г.]. N 0001201907260077. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102115928.
  10. 10. Ершов М.В. Мировой финансовый кризис: что дальше? // М.: Экономика. 2011. – 295 с.
  11. 11. Хазин М. Черный лебедь мирового кризиса // М.: РИПОЛ классик. 2022. – 416 c. (Экономика и власть). ISBN 978-5-386-14051-9.
  12. 12. Хейфец Б.А., Чернова В.Ю. Новый глобальный экономический кризис: как изменится глобализация? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 4. С. 34–52. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-4-2
  13. 13. Eicher T.S., Kuenzel D.J., Papageorgiou C., Christofides C. Forecasts in times of crises. International Journal of Forecasting. 2019. 35(3):1143–1159. DOI: 10.1016/j.ijforecast.2019.04.001
  14. 14. How the Corona Crisis Has Influenced the Russian Labour Market. URL: https://econs.online/en/articles/economics/how-the-corona-crisis-has-influenced-the-russianlabour-market/ (дата обращения 02.03.2023).
  15. 15. IMF. World Economic Outlook. April 2020. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020 (дата обращения: 02.03.2023).
  16. 16. Kheifets B.A. Globalization 4.0 and Russia // Transactions of the Free Economic Society of Russia. 2019. Vol. 218, pp. 288–296. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/globalizatsiya-4-0-i-rossiya/ (дата обращения 02.03.2023).
  17. 17. Roubini N., Rosa B. The makings of a 2020 recession and financial crisis // Project syndicate. 2018. 13.09. URL: https://www.project-syndicate.org/ commentary/financial-crisis-in-2020-worse-than-2008-by-nouriel-roubini-and-brun ello-rosa-2018-09?barrier=accesspaylog (дата обращения 02.03.2023).
  18. 18. The risks lurking in a benign global economy // Financial Times. L., 2018. 09.10. URL: https://www.ft.com/content/54fca4b4-c7c1-11e8-ba8fee390057b8c9 (дата обращения 02.03.2023).
  19. 19. White W. Bad financial moon rising // Project syndicate. 2018. 03.10. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/global-economy-weakfundamentals-by-william-white-2018-10 (дата обращения 02.03.2023).
  20. 20. World economic outlook database. URL: https/www.imf.org/en/publications/weo/weo-database/2022/october/ (дата обращения 02.03.2023).
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека