Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики Беларусь
Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики Беларусь
Аннотация
Код статьи
S020736760025544-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шелег Николай  
Аффилиация: Белорусский государственный экономический университет
Адрес: г. Минск, Республика Беларусь
Самаль Вадим
Аффилиация: Белорусский государственный экономический университет
Адрес: г. Минск, Республика Беларусь
Выпуск
Страницы
36-47
Аннотация

В условиях глобализации и экономической интеграции страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности в создании конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизации и реконструкции действующих структур, обеспечении диверсификации капитала с целью социально ориентированных структурных преобразований. В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования – насколько оно будет отвечать будущим национальным интересам конкретного государства. Уровень инвестиционной привлекательности Беларуси составляет приблизительно 38% от идеального, что является достаточно хорошим результатом, однако подразумевает значительный потенциал роста. Очень важно, что отсутствует фактор, наличие которого явилось бы причиной отказа инвесторов от принятия решения в пользу белорусского рынка.

Ключевые слова
прямые иностранные инвестиции, факторы экономической политики, формы экономического сотрудничества, перелив капитала, современные технологии, национальный инвестиционный потенциал
Классификатор
Получено
07.06.2023
Дата публикации
09.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
154
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В настоящее время без инвестиций невозможны современное развитие национальной экономики и создание эффективного движения капитала, обеспечение конкурентоспособности товаров, услуг на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее протекает воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.
2 В условиях глобализации и экономической интеграции страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности в создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизации и реконструкции действующих структур, обеспечение диверсификации капитала с целью социально ориентированных структурных преобразований.
3 Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. К таким ценностям относятся денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», передовой опыт и иные интеллектуальные ценности, право пользования землей и другими ресурсами.
4 Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов экономической политики многих развитых государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей катализатором социально-экономического подъема.
5 В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования – насколько оно будет отвечать будущим национальным интересам конкретного государства. Реализация долгосрочных инвестиционных проектов формирует перспективную макроэкономическую структуру страны, изменения во внутреннем (региональном и отраслевом) и внешнем разделении труда, в определении соответствующей ниши страны в мировой торговле.
6 Будущее экономическое развитие стран мира следует рассматривать в контексте и в тенденциях развития мировой экономики. Эпоха вступления стран и народов в новый ХХI в. характеризуется тектоническими сдвигами в социально-экономической и технологической структурах с соответствующей трансформацией институциональных основ современной экономики. Локальные экономики отдельных стран постепенно теряют потенциал саморазвития, интегрируясь в общепланетарный экономический организм с универсальной системой саморегулирования.
7 Сегодня решающую роль в мировом развитии играют транснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные хозяйственные структуры. По свидетельству зарубежных исследователей, совокупность 37 тысяч ТНК с 200 тысячами их филиалов охватила практически почти всю планету. Это своеобразная экономически стабильная и динамическая хозяйственная система планетарного типа, которая сосредотачивает в себе треть всех производственных фондов планеты, производит около 40% общепланетарного продукта, осуществляет более половины внешнеторгового оборота, свыше 80% торговли новейшими технологиями и контролирует более 90% вывоза капитала.
8 Если прибавить к этому национальные формы большого бизнеса каждой экономически развитой страны, то становится понятным, на чем держится и что движет быстрыми темпами современную мировую экономику. Это – не малый, и даже не средний, бизнесы, которые занимают свои рыночные ниши, но не являются ни весомыми инвесторами, ни образователями крупного капитала. Современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мира активно инвестируют свои средства в экономику других стран, получая определенный доход и развивая отдельные отрасли народного хозяйства этих стран.
9 Мировой опыт показал, иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами финансирования развития экономики: дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг в некоторых случаях осуществляется в виде передачи современных технологий и т.д., прямые инвестиции не влияют на внешний долг страны.
10 Инвестиции можно разделить на три категории:
11 – прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории страны или активно участвует в управлении им;
12 – портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и региональных ценных бумаг;
13 – прочие инвестиции, к которым относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.д. [1].
14 Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов – портфельными). Однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).
15 Республика Беларусь привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.
16 Прямые иностранные инвестиции приобретают все более важное значение, как с точки зрения отдельных экономических субъектов, так и на уровне страны и мировой арене в целом. Следует выделить основные направления, которые привлекают интерес к прямым иностранным инвестициям [2]:
17
  1. повышение экономической активности в условиях глобализации и международной интеграции;
  2. тесное сотрудничество экономических и политических структур между развитыми и развивающимися странами;
3) правительства различных стран изменяют критерии оценки прямых иностранных инвестиций; 4) усовершенствование методик расчета и анализа издержек и прибыли от прямых иностранных инвестиций.
18 На современном этапе все промышленно развитые страны выступают в роли экспортеров и импортеров капитала. Экспорт капитала способствует проникновению на рынки стран-реципиентов. Импорт капитала в условиях научно-технического прогресса является единственным средством для развития новейших отраслей промышленности. Иностранные капиталовложения оказывают важную роль в развитии всех промышленно развитых стран.
19 При этом можно выделить следующие элементы и механизмы регулирования инвестициями:
20 – (специальные) законы, которые регламентируют порядок ввоза и функционирования прямых иностранных инвестиций;
21 – органы, с помощью которых осуществляется контроль за инвестициями на территории страны;
22 – валютный контроль;
23 – правила отчетности иностранных инвесторов;
24 – систему налогообложения;
25 – процедуру решения споров и правовую защиту.
26 В мировой практике существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.
27 Среди них можно выделить:
28 1. Международную кооперацию производства, которая зачастую сопровождается передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности. 2. Получение зарубежных кредитов. 3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга. 4. Получение кредитов на компенсационной основе. 5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций. 6. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица. 7. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции. 8. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
29 Все эти формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной организации помочь конкретной стране в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на внутренние финансовые ресурсы страны. В принципе иностранные инвестиции могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами. Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему белорусской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
30 Сотрудничество в указанных выше 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала непосредственно в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную передовую технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет белорусским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.
31 Разные формы кредита (непосредственно получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках белорусского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для предпринимателя предпочтительнее.
32 Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала, позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме шестой формы, и белорусский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть «отоварена» конкретным продуктом (например, предприятия), получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.
33 Перечисленные факторы надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.
34 Знать, что есть общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страны в целом. Это прежде всего совершенствование технологического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач могут быть весьма различны.
35 В пределах предприятия привлечения дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи – внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого технологического оборудования [3].
36 Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизации действующих предприятий, но и:
37

• о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;

• о создании новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств; • о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;

• об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;

• об ускоренном развитии менее развитых территорий;

• о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.

38 С учетом перечисленных целей и должен расширяться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны.
39 Для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечения иностранного капитала остаются для Республики Беларусь актуальнейшей задачей.
40 Решение столь масштабной задачи, как модернизация экономики страны, требует мобилизации финансовых и материальных ресурсов. Для успеха модернизации важно не только наращивать объемы инвестиций, сколько использовать их в приоритетных отраслях и производствах, быстрое развитие которых позволит в недалеком будущем сделать экономику страны высокотехнологичной и конкурентоспособной. Поэтому одной из главных задач является выработка и реализация эффективной инвестиционной политики, направленной на стимулирование структурных преобразований в экономике.
41 В последнее время в стране наблюдается оживление инвестиционной деятельности. Так, с 2016 по 2021 гг. инвестиции в основной капитал Беларуси выросли с 18,7 до 31,1 млн долл. США, или в 1,7 раза [5]. Страна вступила в период расширенного воспроизводства основных фондов: если в предыдущие годы происходила модернизация и поддержание на уровне созданных ранее производств, то в 2000-х годах стали создаваться новые производства, в том числе и за счет иностранных инвестиций.
42 Национальный инвестиционный потенциал Республики Беларусь позволил за последние годы модернизировать и реконструировать ряд предприятий: нефтеперерабатывающие заводы, объекты машиностроения, энергетики, агропромышленного комплекса и других отраслей. На некоторых из этих предприятий закончены только первые этапы реконструкции и начинаются следующие.
43 Значительный рост инвестиционной активности в последние годы во многом обусловлен проводимой государством политикой стимулирования инвестиций, особенно в приоритетные отрасли и производства. В 2001 г. вступил в силу Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установление прозрачности политики государства в области инвестиционной деятельности [3]. В Инвестиционном кодексе установлены ключевые для всех инвесторов гарантии прав собственности и их защиты, гарантии защиты от нецивилизованных изъятий и общепринятые правила такой защиты, гарантии от причинения вреда со стороны государственных органов и их должностных лиц.
44 Созданию благоприятного инвестиционного климата и реализации намеченных проектов способствует принятие в 2002 г. Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2030 г., в которой определены состояние инвестиционной сферы, цель и задачи инвестиционной политики, механизмы стимулирования инвестиций. Характерной чертой современной экономической модели, реализуемой в Республике Беларусь, является активная регулирующая роль государства. Эта роль отчетливо видна и в инвестиционной сфере, причем она реализуется как непосредственно (в виде государственных инвестиций из бюджета республики), так и опосредованно (в виде стимулирования государством инвестиций из других источников). По удельному весу бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, составляющему в последние годы около 20%, Беларусь занимает одно из первых мест в СНГ. При этом из бюджета финансируются в основном инвестиции в объекты социальной сферы, тогда как в отношении инвестиций в производственные объекты чаще всего используются косвенные методы стимулирования. С 2004 г. введен новый порядок выделения средств на инвестиционные проекты на конкурсной основе: кредиты на реализацию этих проектов теперь предоставляются предприятиям коммерческими банками, а за счет бюджета льготируются процентные ставки по банковским кредитам.
45 Роль государства в инвестиционной сфере проявляется и в установлении государственных заданий по привлечению инвестиций. При этом, если до 2004 г. такие задания распределялись только по отраслям, регионам и свободным экономическим зонам, то теперь программы привлечения инвестиций (имеющие обязательный характер) рассчитываются и для государственных предприятий, а также для организаций бюджетной сферы – министерств образования, здравоохранения, спорта и туризма.
46 Вместе с тем, огромные потенциальные возможности роста инвестиций (в том числе иностранных) в белорусскую экономику используются далеко не в полной мере. Активность инвесторов сдерживает доминирующее положение государственной собственности в экономике Республики Беларусь: на долю государственных предприятий приходится около трех четвертей ВВП и почти 80% основных производственных фондов. Негативное воздействие на инвестиционную деятельность оказывают чрезмерная «зарегулированность» хозяйственной деятельности, частое изменение законодательства, постоянные проверки предприятий (особенно частных) со стороны контролирующих органов.
47 Для активизации процессов модернизации предполагается обеспечить среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал на уровне 8-10%. Это, по имеющимся расчетам, позволит обновлять современным технологическим оборудованием изношенные производственные фонды на 10-15% ежегодно.
48 На первом этапе реализации НСУР-2035 предусматривается, в частности, на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов, разработать меры по учреждению в республике венчурных фондов, обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использования на инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам, и направления их прежде всего на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях. К 2025 г. будут созданы институциональные основы для привлечения крупных ТНК, чтобы к 2030 г. белорусские компании стали частью мировых цепочек формирования добавленной стоимости, и 1-2 из них смогли в составе крупных ТНК войти в топ-1000 крупнейших инновационных компаний мира [4].
49 Среди главных задач инвестиционно-структурной политики государства являются: повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики, стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности, реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций.
50 На втором этапе национальной стратегии государственную инвестиционную деятельность намечено нацелить в основном на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что должно послужить дополнительным стимулом для привлечения частных инвестиций. Важным направлением инвестиционной политики государства в этот период будет создание в стране новых производств на уровне V и VI технологических укладов в приоритетных отраслях экономики.
51 Использование иностранных инвестиций вызвано необходимостью, обусловленной переливом капитала в свободные сферы предпринимательства и системой участия страны в международной торговле. Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг.
52 Приток зарубежных капиталов жизненно важен для достижения среднесрочных целей, особенно таких, как выход из кризисного состояния и создания базы для подъема экономики. При этом, естественно, общественные интересы страны, в которую вкладываются иностранные инвестиции, не всегда совпадают с интересами иностранных инвесторов. Следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, обеспечить их безопасность.
53 Крупнейшими странами–инвесторами по объему инвестиций являются: Россия, Австрия, Кипр, Германия, Литва, Великобритания, Китай [5].
54 Известно, что Республика Беларусь нуждается в большом притоке финансовых ресурсов. Естественно, что иностранные инвестиции рассматриваются в такой ситуации как весьма важный фактор, хотя одни иностранные инвестиции не поднимут экономику страны, но они могут послужить стимулом, катализатором роста внутренних инвестиций.
55 В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Республику Беларусь поступают не только финансы, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Наконец, рост иностранных инвестиций является непременным спутником «встраивания» Республики Беларусь в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной «ниши» на международных рынках.
56 Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами стран с Республикой Беларусь. С введением Инвестиционного кодекса произошло смягчение инвестиционного климата в республике. Этот Кодекс обеспечивает государственные гарантии и поддержку инвесторов, а также договорной характер взаимоотношений между государством и инвестором. Положения Кодекса действуют на территории Республики Беларусь применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. В соответствии со статьей 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь под иностранными инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
57 Для создания благоприятных условий привлечения инвестиций и освоения крайне необходимо обеспечить их высокую безопасность. Под «экономической безопасностью инвестиций» понимается такое состояние национальной экономики и институтов власти, которое обеспечивает отечественным и зарубежным инвесторам возврат вложенных средств вне зависимости от развития внутренних социально-экономических и политических процессов в стране, в которой осуществляется инвестирование средств.
58 Объектами иностранных инвестиций являются:
59 1) предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики; 2) здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц; 3) акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства; 4) научно-техническая продукция; 5) права на интеллектуальные ценности; 6) иное имущество и приобретенные имущественные права, включая права на пользование землей и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности.
60 Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
61 Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
62 Подводя итог, можно сделать вывод, что уровень инвестиционной привлекательности Беларуси составляет приблизительно 38% от идеального, что является достаточно хорошим результатом, однако подразумевает значительный потенциал роста. Очень важно, что отсутствует фактор, наличие которого явилось бы причиной отказа инвесторов от принятия решения в пользу данного рынка. Факторный анализ инвестиционной привлекательности необходимо сопоставлять со статистическим анализом динамики привлечения инвестиций. В первую очередь нужно заострить внимание, что в Республике Беларусь в расчете на душу населения уровень привлеченных инвестиций остается одним из самых низких в регионе (2333 долл. США). Для сравнения: по состоянию на 1 января 2020 г. в Эстонии среднедушевой показатель накопленных прямых иностранных инвестиций, составил 20548 долл. США, в Латвии – 8972 (на 1 апреля 2019 г.), в Казахстане – 8784 (на 1 апреля 2019 г.), в Литве – 7339 (на 1 апреля 2019 г.), в Польше – 7059, в России – 3573 (на 1 апреля 2019 г.), в Украине – 1078 долл. США [6].
63 Таким образом, представленные материалы подтверждают факт о значительном незадействованном потенциале привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси.

Библиография

1. Шелег Н.С., Самаль В.М. Важнейшие условия формирования и стимулирования инвестиций в экономику. В кн.: Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость // Минск: БГЭУ. 2021.

2. Поплыко В.И. Инвестиционная политика Республики Беларусь: учебно-методическое пособие // Минск: БГЭУ. 2007. 126 с.

3. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Минск: 2000 г.

4. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь // Минск: 2020. 83 с.

5. Статистический ежегодник // Минск: Национальный статистический комитет. 2022. 375 с.

6. Шелег Н.С. Международная торговля/учебник // Минск: Вышэйшая школа. 2023. 553 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести