- Код статьи
- S020736760023432-4-1
- DOI
- 10.31857/S020736760023432-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №12
- Страницы
- 125-141
- Аннотация
Цель данной работы – оценить влияние структуры государственных расходов на экономический рост в регионах России. В качестве показателя экономического роста используется темп роста валового регионального продукта (ВРП) в реальном выражении. Для эконометрического моделирования используется метод среднего по группе. Хотя в целом вопрос о влиянии отдельных категорий государственных расходов остается дискуссионным, эмпирические результаты демонстрируют, что долгосрочными драйверами экономического роста в регионах России являются расходы на здравоохранение и спорт. При этом для регионов, имеющих ВРП на душу населения ниже среднего, значимый и положительный эффект оказывают расходы на образование и СМИ. На основе полученных результатов сформулированы практические рекомендации по совершенствованию региональной политики.
- Ключевые слова
- государственные расходы, экономический рост, регионы России, лагированные эффекты, категории государственных расходов
- Дата публикации
- 21.12.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 9
- Всего просмотров
- 408
В настоящее время в России активно реализуются национальные проекты, направленные на поддержание экономической активности населения, развитие человеческого и научно-исследовательского потенциала, региональной инфраструктуры и цифровой экономики, что способствует социально-экономическому и научно-техническому развитию регионов России и страны в целом. Реализация проектов осуществляется через соответствующие статьи расходов федерального и региональных бюджетов. Введение национальных проектов в России вызвало значительные изменения в фискальной политике. Наблюдается увеличение количества программ поддержки бизнеса, в частности, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2021 №2371 [34], была запущена цифровая платформа для средних и малых предприятий, целью которой является упрощение процесса открытия, ведения и развития бизнеса, а также облегчение доступа к мерам поддержки от государства. Кроме того, наблюдается рост расходов на социальную сферу. Государственная программа «Социальная поддержка граждан» [35] предусматривает объем бюджетных ассигнований на 2022 год в размере 2372 млрд рублей, направленных на развитие социального обслуживания и поддержку семей, имеющих детей, социальную поддержку старшего поколения и некоммерческих организаций.
Существующая литература позволяет предположить положительное влияние вышеуказанных мер на экономический рост, так как исследования госрасходов в Российской Федерации говорят о том, что вложения в культуру, социальную сферу, национальную экономику, в оборону и правоохранительную деятельность и расходы на общегосударственные нужды способствуют росту ВВП России [5, 25, 29]. Тем не менее, в современных исследованиях факторов, влияющих на ВВП, представлены неоднозначные выводы относительно взаимосвязи государственных расходов и экономического роста. Несмотря на то, что ряд статей подтверждает наличие прямой связи между государственными расходами и объемом производства на территории страны [3, 19, 27], в зависимости от особенностей экономики, влияние государственных расходов на экономический рост может быть отрицательным [20]. Многие исследователи также отмечают, что различия в уровне развития стран влияют на эффект текущих государственных расходов по различным категориям [14]. В частности, для стран с более высоким экономическим развитием подтверждается наличие значимого влияния госрасходов на экономический рост, в то время как для стран с низким уровнем экономического развития не выявлено значимого эффекта [17, 24].
Различия в направленности фискальной политики государств также влияют на взаимосвязь государственных расходов и роста ВВП. Например, расходы государства на создание условий производства: инфраструктуры улиц и транспортных магистралей – имеют прямое влияние на экономику [4]. Вложения в здравоохранение, образование, транспорт и ЖКХ также способствуют экономическому росту, однако, лишь в долгосрочной перспективе [6]. В то же время, считается, что результатом расходов на национальную оборону и социальную политику является негативная динамика темпов роста ВВП [2, 25]. Некоторые авторы настаивают на необходимости сокращения непроизводительных расходов [18]. При этом неэффективная фискальная политика может замедлять развитие экономики даже при значительных объемах государственных вложений [6, 16, 23]. Эффективность государственных расходов определяется качеством управления, которое можно повысить путем перераспределения ресурсов между различными статьями федерального бюджета [16, 23].
Исходя из неоднозначного мнения исследователей о влиянии структуры государственных расходов на экономический рост на уровне государств и недостаточной изученности эффекта категорий государственных расходов на региональном уровне, целью данного исследования является оценка влияния структуры государственных расходов на экономический рост в регионах России.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что государственные расходы по различным направлениям оказывают положительное влияние на экономический рост. Стоит отметить, что многие исследования подтверждают наличие значимого эффекта от различных статей госрасходов на экономический рост в краткосрочном и долгосрочном периоде [12, 22], что будет рассмотрено далее в настоящей работе. Выяснено также, различно ли влияние государственных расходов для регионов с ВРП на душу населения выше и ниже среднего, поскольку эффект расходов может различаться для стран и регионов с различным уровнем экономического развития [14, 17, 24].
Таким образом, результаты данной работы вносят существенный вклад в современную литературу по фискальной политике и ее влиянию на экономический рост в регионах России. Существующие эмпирические исследования выделяют фискальные детерминанты экономического роста, в то время как вопрос о влиянии отдельных категории государственных расходов остается дискуссионным в современной литературе. Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют выделить категории государственных расходов, которые способствуют экономическому росту в долгосрочном периоде (образование и здравоохранение) и краткосрочном периоде (социальная политика). Помимо этого, выделены две группы регионов – с ВРП на душу населения выше среднего по России и ниже среднего, для которых сформулированы практические рекомендации для совершенствования государственной политики.
Структура работы включает в себя обзор литературы по влиянию государственных расходов на экономический рост, описание данных и методов исследования, результаты моделирования и выводы для экономической политики России и отдельных групп российских регионов.
Обзор исследований.
Diamond & Heller [9] утверждают, что для изучения фискальных детерминант экономического роста необходимо уделять особое внимание структуре расходов. Aschauer [4] выделяет расходы на транспортные магистрали, инфраструктуру улиц (в общем смысле расходы на национальную экономику) в качестве значимых факторов, определяющих экономический рост. Данные категории расходов относятся к производительным, поэтому увеличение трат на данную группу расходов приводит к развитию экономики. Barbiero & Cournède [6] рассматривают расходы на здравоохранение, образование, транспорт и ЖКХ в качестве детерминант экономического роста. Авторы отмечают, что значимый эффект появляется только в долгосрочной перспективе. М. Каменских и Н. Иванова [29] в исследовании по РФ за 2005-2009 гг. выделяют следующие категории государственных трат, обеспечивающих рост ВВП: расходы на культуру, социальную сферу, на оборону и правоохранительную деятельность, а также расходы на общегосударственные вопросы.
Несмотря на значительное количество расходных статей, способных влиять на экономический рост, финансовая система сталкивается с ограничениями предельных выгод от увеличения госрасходов. Thanh и другие [23] в исследовании по Вьетнаму за 2005-2016 гг. отмечают, что темпы развития экономики могут снижаться из-за неэффективности расходов на образование, бизнес-услуги и государственное управление. Согласно авторам, эффективность использования государственных расходов субъектами зависит от качества управления, что приводит к более высоким темпам экономического роста, в сравнении с регионами с недостаточным качеством аппарата управления. В то же время, регионы с большей прозрачностью в бюджетной политике отличаются эффективностью в использовании трансфертов, и характеризуются значимым ростом экономики. В исследованиях Muinelo-Gallo & Roca-Sagalés [18] приходят к выводу, что адекватная стратегия проведения фискальной политики способствует экономическому росту в странах ОЭСР. Целью такой стратегии может выступать сокращение нераспределительных расходов. Barbiero & Cournède [6] утверждают, что рост экономики зависит от эффективности использования бюджетных средств, а не только от суммы государственных расходов. В качестве инструмента, который увеличивает эффективность системы распределения, Magazzino [16] выделяет перераспределение ресурсов между различными статьями государственных расходов. Как следствие, авторы подтверждают важность отлаженного механизма работы распределительной системы для экономического роста.
В исследовании по России Громов [27] документально подтверждает, что увеличение общих государственных расходов ведёт к росту ВВП. Аналогично, Arin et al. [3], подчеркивают наличие положительного эффекта от производительных государственных расходов на экономический рост на выборке по странам ОЭСР с 1990 по 2013 годы. В исследовании по Нигерии за 1981-2015 гг. Olaoye [19] подтверждает, что эффект от снижения государственных расходов негативно влияет на экономический рост. Автор находит свидетельства существования перевернутой «U-образной» связи между ростом экономики и величиной государственных расходов. Olayungbo & Olayemi [20] обнаруживают негативный эффект от государственных расходов на рост экономики, что может быть связано с концентрацией на добыче полезных ископаемых.
В связи с различиями в уровне институционального развития, особенностями устройства фискальной политики, одни и те же категории государственных расходов могут разнонаправленно влиять на экономический рост. В общем случае существует представление о том, что производительные расходы (национальная экономика, здравоохранение, образование) оказывают положительный эффект на развитие экономики, в то время как непроизводительные расходы (национальная оборона и социальная политика) ведут к снижению темпов роста ВВП [2, 3, 25].
Мы выделяем два направления в существующей литературе. Часть исследований фокусируется на эффекте производительных расходов на экономический рост. В исследованиях по России Балаев [25] утверждает, что сонаправленное увеличение расходов на образование, здравоохранение и национальную экономику способствует экономическому росту. К аналогичному выводу пришли Каменских и Иванова [29], отмечая положительный эффект от расходов на национальную экономику и социальную сферу на увеличение ВВП. Bedir [8] также приходит к выводу о том, что рост расходов на здравоохранение положительно влияет на экономическое развитие в развивающихся странах. Lupu [15] приводит аналогичные результаты в исследовании стран Европы за 1995–2015, при этом, по его мнению – напротив, расходы на оборону, государственный сектор и социальное обеспечение снижают темпы экономического роста.
Gemmell et al. [11] обнаруживают отрицательное влияние на экономический рост категории расходов на социальное обеспечение. В то же время, они не находят подтверждения положительному долгосрочному эффекту от перераспределения непроизводительных расходов (национальная оборона), в пользу производительных расходов. Gemmell et al. утверждают, что основной причиной таких расхождений с другими исследованиями являются различные виды расходов, входящие в укрупненные группы (ЖКХ, социальная политика, национальная оборона), которые определяются бюджетным кодексом. Следовательно, увеличение расходов не будет способствовать росту, если не будет проведен детальный анализ форм расходов. Аналогично, Barbiero & Cournède [6] утверждают, что повышение государственных расходов на ЖКХ негативно влияет на рост экономики. Другая часть исследований рассматривает влияние непроизводительных расходов на увеличение темпов роста ВВП. Akano & Adams [2] утверждают, что государственные расходы на администрацию способствуют экономическому росту. Напротив, Abu-Bader & Abu-Qarn [1] делают вывод о том, что расходы на военную отрасль отрицательно влияют на экономический рост, в то время, как расходы гражданского правительства вызывают положительный экономический рост.
В общем виде существующие эмпирические исследования выделяют фискальные детерминанты экономического роста, а также проблему эффективности распределения государственных расходов. В рамках исследования по России авторы рассматривают общий экономический рост, в то время как региональные исследования не распространены. Помимо этого, вопрос о влиянии отдельных категорий государственных расходов, наряду с общим эффектом государственных расходов на экономический рост остается дискуссионным в современной литературе.
Данные и методология.
Для оценки влияния структуры государственных расходов на темпы экономического роста и проверки представленных гипотез были использованы данные по 83 Российским регионам, охватывающие период с 2000 по 2019 год. Республика Крым и город федерального значения Севастополь исключены из выборки в связи с ограниченным количеством данных. Общая база исследования составила 1660 наблюдений. Основными источниками данных являются Федеральная служба государственной статистики, Министерство Финансов РФ, Казначейство РФ.
На основе литературного обзора [3, 14, 17, 19, 20, 24, 25, 27, 29] в качестве зависимой переменной используется темп роста валового регионального продукта, рассчитанный авторами по формуле 1.
где – объем валового регионального продукта в периоде t, объем валового регионального продукта в предыдущем периоде.
Был также рассчитан показатель региональной открытости к международной торговле (формула 2) на основе методологии Международного валютного фонда:
где Export – объем экспорта региона, Import – объем импорта региона, GRPn – номинальный валовой региональный продукт.
Все переменные, использованные при построении регрессии, их описание и источники представлены в таблице 1.
Таблица 1 Описание переменных
| Переменная | Описание | Источник |
| grpgr | Темп роста ВРП | Рассчитано авторами на основании данных Росстата |
| GovExp | Государственные расходы(общие) | Казначейство РФ |
| stadmrubs, defs, los, nes, housinfs, envs, edus, cults, healthandsports, socps, masss, publicdebts, deficit | Категории государственных расходов | Казначейство РФ |
| FDI | Прямые иностранные инвестиции в млн долл США (поступившие) | Росстат |
| Openness | Открытость региона к международной торговле | Росстат |
| Сapital | Инвестиции в основной капитал | Росстат |
| lf | Численность занятых в возрасте 15-72 лет по субъектам Российской Федерации | Росстат |
| Еxprd | Внутренние затраты организаций на научные исследования и разработки | Росстат |
Независимые переменные включают объем общих государственных расходов, а также отдельные группы расходов: на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга. Общий объем государственных расходов был нормирован по отношению к ВРП номинальному, а расходы по направлениям представляют собой доли от общего объема госрасходов.
На основе литературного обзора и согласно теоретическим предпосылкам производственной кривой Кобба-Дугласа, в качестве контрольных переменных были взяты инвестиции в основной капитал, численность занятых в возрасте 15-72 лет по субъектам Российской Федерации, внутренние затраты организаций на научные исследования и разработки, прямые иностранные инвестиции в миллионах долларов США, открытость региона.
Для получения корректных оценок все показатели, кроме региональной открытости, были логарифмированы. Спецификация модели имеет следующий вид (формула 3):
где grpgr – темп роста реального ВРП; lexprd – логарифм внутренних затрат организаций на научные исследования и разработки;lfdi – логарифм прямых иностранных инвестиций; lcapital – логарифм инвестиций в основной капитал; openness – открытость регионов к международной торговле; govexp – вектор государственных расходов (stadmrubs, defs, los, nes, housinfs, envs, edus, cults, healthandsports, socps, masss, publicdebts).
Поскольку категории государственных расходов взаимосвязаны и рассчитаны как доля от общего количества государственных расходов, то данные показатели не включаются в модель совместно для исключения проблемы мультиколлинеарности.
Для эконометрического моделирования был использован метод среднего по группе (mean group estimator (MG)) для оценки динамических панельных данных. Оценки MG представляют собой невзвешенное среднее N отдельных коэффициентов регрессии, иными словами, оценка MG опирается на оценку N регрессий в каждом временном периоде и усреднении коэффициентов [21]. Стоит отметить, что данный метод дает более устойчивые оценки при неоднородности параметров, которая возникает при довольно большом временном периоде (выборка включает 19 лет), а также высокой разнородности по пространственному показателю (количество регионов – 83). Увеличение временного периода и пространственного интервала приводит к нестационарности и отсутствию нормальности в данных, что подтверждается тестом на нормальность с применением критерия Харке-Бера (Jarque-Bera). Согласно таблице 2, для всех переменных, включенных в модель, отвергается гипотеза о нормальности распределения, что является обоснованием для использования метода среднего по группе (MG).
Таблица 2 Статистика Харке-Бера и вероятность для исследуемых переменных
| Наименование показателя | Jarque-Bera | Prob. | Наименование показателя | Jarque-Bera | Prob. |
| Прирост ВРП | 459,603 | 0,000 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 221616,1 | 0,000 |
| Внутренние затраты на научные исследования и разработки | 452279,9 | 0,000 | |||
| ПИИ | 2670470 | 0,000 | Национальная экономика | 900328,5 | 0,000 |
| Инвестиции в основной капитал | 166309,5 | 0,000 | ЖКХ | 959075,4 | 0,000 |
| Открытость | 2531122 | 0,000 | Охрана окружающей среды | 10554698 | 0,000 |
| Население | 9640,213 | 0,000 | Образование | 85293,91 | 0,000 |
| Рабочая сила | 15317,64 | 0,000 | СМИ | 194188 | 0,000 |
| Госрасходы | 493628,8 | 0,000 | Здравоохранение и спорт | 280910,6 | 0,000 |
| Расходы на общегосударственные вопросы | 367475,8 | 0,000 | Социальная политика | 592159,5 | 0,000 |
| Национальная оборона | 24657672 | 0,000 | Культура | 5903683 | 0,000 |
Результаты эконометрического моделирования. В связи с высокой дифференциацией регионов по темпам роста ВРП и экономическому развитию, включение в выборку всех регионов приводит к усилению проблемы гетероскедастичности и несостоятельности оценок. Более того, как отмечают исследователи, влияние государственных расходов может быть различно для регионов в зависимости от уровня экономического развития [14, 17, 24]. В связи с чем мы рассматриваем две группы регионов по уровню экономического развития: регионы с ВРП на душу населения выше среднего, и регионы с ВРП на душу населения ниже среднего. В табл. 3 представлены результаты построения модели с использованием метода среднего по группе по всем категориям государственных расходов
Таблица 3 Результаты метода среднего по группе по всем категориям государственных расходов
| Регионы с ВРП на душу населения выше среднего | Регионы с ВРП на душу населения ниже среднего | |
| Общие государственные расходы | -101.498*** (31.314) | 0.301 (1.295) |
| Расходы на общегосударственные вопросы | -36.725 (52.276) | -45.695** (17.878) |
| Национальная оборона | -1806.43 (1766.573) | -2.099 (18.219) |
| Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | -30.795 (137.811) | 110.981*** (29.823) |
| Национальная экономика | -17.527 (15.363) | -4.336 (5.788) |
| ЖКХ | 6.888 (35.487) | -47.754** (18.859) |
| Охрана окружающей среды | -1079.339*** (331.007) | 232.303** (90.774) |
| Образование | 0.860 (37.131) | 12.709 (9.884) |
| Культура и кинематография | 18.558** (8.089) | 53.919*** (8.349) |
| Здравоохранение и спорт | -10.764 (27.403) | -1.015 (5.493) |
| Социальная политика | 29.777 (36.192) | -2.511 (7.503) |
| СМИ | -153.894** (88.131) | -5.318 (27.132) |
Мы отмечаем значимый негативный эффект, оказываемый на экономический рост расходами на общегосударственные вопросы для регионов с уровнем ВРП ниже среднего. Данная строка государственных трат относится к непроизводительным, поскольку включает в себя расходы на содержания главы субъекта РФ, выплаты служащим, государственным (муниципальным) органам и казенными учреждениями. Аналогично, Балаев отмечает, что рост доли непроизводительных расходов негативно влияет на темпы экономического роста [25]. Незначимость расходов на национальную оборону обоснована отсутствием показателей, измеряющих эффективность этой строки расходов. К аналогичному выводу пришли Каменских и Иванова, отмечающие, что расходы на оборону не имеют воздействия на рост ВВП [29]. Напротив, расходы на национальную безопасность, имеющие значимый и положительный эффект в регионах с ВРП ниже среднего, способствуют экономическому росту.
Негативное воздействие на рост ВРП от увеличения расходов на категорию ЖКХ обосновано неэффективностью работы данного сектора, что отмечается в исследовании Дубовик [28]. В то же время, эффект от статьи расходов на охрану окружающей среды характеризуется смешанным эффектом: в регионах с ВРП выше среднего он отрицательно влияет на рост экономики субъекта, в регионах с ВРП ниже среднего эффект положителен. Данное расхождение может быть обосновано распределением средств в регионах: обеспеченные регионы увеличивают экологический контроль, а в менее обеспеченных регионах средства идут на субсидии юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, которые могут принимать активное участие в природоохране, предоставляя свои товары или услуги.
Значимое и положительное влияние на рост ВРП оказывает категория расходов на культуру и кинематографию, которые отличаются окупаемостью из-за значительного развития платных онлайн-сервисов и кинотеатров. Напротив, государственные расходы на СМИ имеют отрицательный эффект, поскольку основа этих затрат непроизводительна – средства тратятся на обслуживание вышек, программного обеспечения, а также на производство некоммерческого контента (новостные передачи).
Мы выделяем ряд статей расходов, незначимость которых обоснована длинным периодом окупаемости. К этой группе относятся расходы на здравоохранение и спорт, национальную экономику, образование, социальную политику. По мнению Gemmell, Kneller и Sanz [11], данные строки государственных расходов влияют на экономический рост только в долгосрочной перспективе, а значит – эффект от их влияния может быть обнаружен при использовании лагированных переменных. Исследования Barro [7] и Dicle [10] эмпирически подтверждают, что для некоторых категорий расходов влияние на экономику не измеримо в текущем периоде, так как государственные расходы уже выделены, а отдачи от них еще нет. В таком случае временной лаг позволяет выявить эффект от увеличения категории государственных расходов. В таблице 4 представлены результаты с лагированным эффектом в 1 год. Такой временной промежуток выбран на основании аналитической записки Банка России [26].
Таблица 4 Результаты метода среднего по группе по всем категориям государственных расходов с лагированным эффектом в 1 год
| Регионы с ВРП на душу населения выше среднего | Регионы с ВРП на душу населения ниже среднего | |
| Общие государственные расходы | -9.295(17.721) | -2.151***(0.144) |
| Расходы на общегосударственные вопросы | -59.487(39.448) | -49.329***(16.433) |
| Национальная оборона | -2092.503(2019.041) | 60.364***(11.741) |
| Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | -116.127(71.372) | 44.289**(22.557) |
| Национальная экономика | -18.341*(10.438) | -23.292***(8.407) |
| ЖКХ | -39.995***(11.121) | -24.772***(8.107) |
| Охрана окружающей среды | 695.483**(327.763) | 134.981106.016 |
| Образование | -4.129(30.039) | -4.266(9.611) |
| Культура и кинематография | -11.666(10.601) | 41.448***(6.785) |
| Здравоохранение и спорт | -36.304*(21.049) | -22.176***(5.540) |
| Социальная политика | 54.319*(27.988) | 42.156***(8.026) |
| СМИ | -181.098*(93.325) | -288.956***(40.879) |
| Обслуживание государственного и муниципального долга | 108.117(66.611) | 31.445(24.858) |
Как и в случае модели без использования лагов, государственные расходы на общегосударственные вопросы негативно влияют на экономический рост. Эффект от увеличения расходов на национальную оборону значим и положителен в регионах с уровнем ВРП ниже среднего, что подтверждает предыдущие результаты моделирования. Такой эффект говорит о том, что для обеспечения экономического развития существует необходимость в борьбе с преступными формированиями на территории региона, что подтверждается исследованием Шакировой и Крамина [33].
Расходы на здоровье и спорт, социальную политику и национальную экономику приобрели свою значимость в модели с использованием лагов, поскольку эффект от влияния этих категорий заметен только во времени. Социальная политика проводится эффективно, о чем говорит положительный эффект, сказывающийся на темпе экономического роста: поддержка от государства позволяет найти работу всем нуждающимся. Напротив, расходы на здравоохранение и спорт, а также национальную экономику уменьшают темпы экономического роста, однако, в рамках устойчивого развития данные расходы необходимы. При этом эффект от переменных может меняться с течением времени и может быть оценен с использованием наибольших лагов, что определяется экономической интуицией [13]. Таблица 5 представляет результаты по отдельным группам государственных расходов: национальная экономика, ЖКХ, образование, здравоохранение и спорт, СМИ с использованием лагированного эффекта более одного года.
Таблица 5 Результаты метода среднего по группе по отдельным категориям государственных расходов с лагированным эффектом более 1 года
| Переменные | Регионы с ВРП на душу населения выше среднего | Регионы с ВРП на душу населения ниже среднего |
| Национальная экономика (5 лет) | Нет значимого влияния на рост ВРП | |
| ЖКХ (5 лет) | Нет значимого влияния на рост ВРП | |
| Образование (4 года) | 71.622***(19.025) | 6.119(13.369) |
| Здравоохранение и спорт (5 лет) | 56.588***(18.664) | 57.007***(6.069) |
| СМИ (3 года) | Нет значимого эффекта | 48.216*(24.158) |
Результаты моделирования показывают отсутствие положительного значимого эффекта от расходов на национальную экономику и ЖКХ. В то же время, эффект от этих категорий расходов может быть заметен в краткосрочной перспективе (как в случае с ЖКХ), так и в среднесрочной перспективе (ЖКХ, национальная экономика). Отсутствие положительного эффекта в длительном периоде может быть связано с тем, что расходы на ЖКХ включают в себя затраты на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, а также бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности. Это, в свою очередь, говорит о том, что данные расходы имеют не только длительный период окупаемости, но и ведут к необходимости содержания этих объектов, что увеличивает государственные расходы и негативно сказывается на экономическом росте в регионе.
Расходы на образование включают в себя обеспечение высших учебных заведений бюджетными местами (места за счет средств бюджетных ассигнований). Длительность обучения по программам бакалавриата, как правило, составляет 4 года, следовательно, по окончании этой ступени академического высшего образования, специалисты начинают вносить вклад в экономический рост региона. Группа расходов на здравоохранение в среднесрочной перспективе обладает негативным воздействием на экономический рост, а в долгосрочном периоде эффект меняется на позитивный. Мы связываем данный факт с важностью человеческого капитала для обеспечения экономического роста.
* * *
Данная работа рассматривает влияние структуры государственных расходов на экономический рост в российских регионах. В качестве фискальных детерминант экономического развития мы использовали различные категории государственных расходов. Для оценки влияния факторов мы применяли метод среднего по группе, используя в анализе лагированные переменные. Для детализированного анализа мы разделяем регионы Российской Федерации на две группы: с уровнем ВРП выше среднего и ниже среднего.
Результаты моделирования подтверждают основную гипотезу исследования, которая заключается в том, что государственные расходы способствуют экономическому росту. Построенные модели показывают, что долгосрочными драйверами экономического роста в регионах России являются производительные расходы (образование, здравоохранение). В среднесрочном и краткосрочном периоде факторами, позитивно влияющими на экономический рост, являются расходы на культуру и кинематографию, национальную безопасность и национальную оборону, а также социальную политику.
В качестве факторов, препятствующих экономическому развитию российских регионов в краткосрочной и среднесрочной перспективе, мы выделяем расходы на общегосударственные вопросы, ЖКХ, СМИ, и национальную экономику. Причины различны: от значительных трат на возросший государственный аппарат, что является своего рода «бременем» для бюджета, до неэффективной работы финансируемых секторов экономики (как в случае с ЖКХ и СМИ). Отдельного внимания заслуживает категория расходов на национальную экономику, поскольку данное направление затрат служит для обеспечение устойчивого роста в российских регионах. В модели эффект обратный, что может быть связано с качеством работы институтов и отсутствии отлаженной системы поддержки предприятий и основных видов деятельности. Кроме того, слабый контроль за результатами расходования федерального финансирования, получаемого регионами и низкое качество менеджмента препятствует экономическому росту, о чем свидетельствует отчет Счетной палаты РФ [31].
На основании полученных результатов мы даем практические рекомендации для региональных властей. Для регионов с ВРП ниже среднего, существует необходимость в увеличении доли расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, что может послужить стимулом к борьбе с преступностью и способствовать увеличению экономического роста. В то же время, эта последовательность неприменима для развитых регионов, поскольку данная категория расходов замедляет развитие экономики субъекта. Помимо этого, к росту ВРП приводит увеличение доли производительных расходов (образование и здравоохранение), в то время как рост доли непроизводительных расходов (СМИ, ЖКХ и государственный аппарат) воздействует негативно на развитие экономики региона.
В качестве дальнейших направлений исследования, необходимо учесть аспект регионов-доноров и регионов-реципиентов. Поскольку фискальная политика направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности и стимулирование экономического роста в менее развитых регионах, данный аспект позволит получить более конкретные результаты для формирования рекомендаций в области фискальной политики государства. Эффект от государственных расходов может отличаться в дотационных регионах и регионах-донорах. Помимо этого, различные категории расходов могут быть разделены на производительные и непроизводительные расходы, что также позволит выделить категории, способствующие экономическому росту в регионах России, учитывая при этом влияние нескольких категорий расходов.
Библиография
- 1. Abu-Bader S., Abu-Qarn A. S. Government expenditures, military spending and economic growth: causality evidence from Egypt, Israel, and Syria // Journal of policy modeling. 2003. № 6–7 (25). C. 567–583.
- 2. Akano R. O., Adams S. O. Nigeria Government’s Expenditure on Economic and Social Service Development: A Canonical Correlation Analysis Approach // Archives of Current Research International. 2019.
- 3. Arin K.P., Braunfels E., Doppelhofer G. Revisiting the growth effects of fiscal policy: A Bayesian model averaging approach // Journal of Macroeconomics. 2019. (62). C. 103158.
- 4. Aschauer D.A. Is public expenditure productive? // Journal of monetary economics. 1989. № 2 (23). C. 177–200.
- 5. Balaev A. The structure of public spending and economic growth in Russia // Russian Journal of Economics. 2019. № 2 (5). C. 154–176.
- 6. Barbiero O., Cournède B. New econometric estimates of long-term growth effects of different areas of public spending // OECD Economics Department Working Papers. 2013.
- 7. Barro R.J. National Bureau of Economic Research Cambridge, Mass., USA. Determinants of economic growth: A cross-country empirical study. 1996.
- 8. Bedir S. Healthcare expenditure and economic growth in developing countries // Advances in Economics and Business. 2016. № 2 (4). C. 76–86.
- 9. Diamond J., Heller P.S. Government expenditure and economic growth: An empirical investigation // IMF Working Papers. 1989. № 045 (1989).
- 10. Dicle B., Dicle M.F. Military spending and GDP growth: Is there a general causal relationship? // Journal of Comparative Policy Analysis. 2010. № 3 (12). C. 311–345.
- 11. Gemmell N., Kneller R., Sanz I. Does the composition of government expenditure matter for long‐run GDP levels? // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 2016. № 4 (78). C. 522–547.
- 12. Inchauspe J., MacDonald G., Kobir M. A. Wagner’s Law and the Dynamics of Government Spending on Indonesia // Bulletin of Indonesian Economic Studies. 2022. № 1 (58). C. 79–95.
- 13. Kutasi G., Marton Á. The long-term impact of public expenditures on GDP-growth // Society and Economy SocEc. 2020. № 4 (42). C. 403–419.
- 14. Lee J. C., Won Y. J., Jei S. Y. Study of the relationship between government expenditures and economic growth for China and Korea // Sustainability. 2019. № 22 (11). C. 6344.
- 15. Lupu D. et al. The impact of public expenditures on economic growth: A case study of Central and Eastern European countries // Emerging markets finance and trade. 2018. № 3 (54). C. 552–570.
- 16. Magazzino C. The nexus between disaggregated public spending and GDP in the Euro area // Economics Bulletin. 2012. № 3 (32). C. 2560–2579.
- 17. Maitra B., Mukhopadhyay C. K. Public spending on education, health care and economic growth in selected countries of Asia and the Pacific // Is climate change hindering economic growth of Asian economies? 2012. C. 19.
- 18. Muinelo-Gallo L., Roca-Sagalés O. Joint determinants of fiscal policy, income inequality and economic growth // Economic Modelling. 2013. (30). C. 814–824.
- 19. Olaoye O. O. et al. Government spending and economic growth in ECOWAS: An asymmetric analysis // The Journal of Economic Asymmetries. 2020. (22). C. e00180.
- 20. Olayungbo D.O., Olayemi O.F. Dynamic relationships among non-oil revenue, government spending and economic growth in an oil producing country: Evidence from Nigeria // Future Business Journal. 2018. № 2 (4). C. 246–260.
- 21. Pesaran M.H., Smith R. Estimating long-run relationships from dynamic heterogeneous panels // Journal of Econometrics. 1995. № 1 (68). C. 79–113.
- 22. Selvanathan E. A., Selvanathan S., Jayasinghe M. S. Revisiting Wagner’s and Keynesian’s propositions and the relationship between sectoral government expenditure and economic growth // Economic Analysis and Policy. 2021. (71). C. 355–370.
- 23. Thanh S. D., Hart N., Canh N. P. Public spending, public governance and economic growth at the Vietnamese provincial level: A disaggregate analysis // Economic Systems. 2020. № 4 (44). C. 100780.
- 24. Wu S.-Y., Tang J.-H., Lin E. S. The impact of government expenditure on economic growth: How sensitive to the level of development? // Journal of Policy Modeling. 2010. № 6 (32). C. 804–817.
- 25. Балаев А.И. Влияние структуры бюджетных расходов на экономический рост в России // Экономическая политика. 2018. № 6 (13). C. 8–35.
- 26. Банк России. Влияние налогово-бюджетного маневра на рост ВВП : Оценка краткосрочных эффектов с использованием фискальных мультипликаторов. 2018.
- 27. Громов А.Д. Влияние государственных расходов на экономический рост // Финансовый журнал. 2015. № 4 (26). C. 62–71.
- 28. Дубовик Л.А. Тенденции и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в регионах России. 2004.
- 29. Каменских М., Иванова Н. Эффективность государственных расходов в России // Экономическая политика. 2011. № 1. C. 176–192.
- 30. Росстат. Официальная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (accessed: 18.02.2022).
- 31. Счетная палата. Бюллетень Счетной палаты №4 (269) 2020 г. 2020.
- 32. Федеральное казначейство. Отчетность по исполнению бюджетов [Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (accessed: 18.02.2022).
- 33. Шакирова А.А., Крамин Т.В. Влияние преступности на экономическое развитие регионов России // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. № 2. C. 1202–1214.
- 34. Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 N 2371 - Редакция от 21.12.2021 - Контур. Норматив [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=410886&utm_source=google&utm_medium=organic&utm_referer=www.google.com&utm_startpage=kontur.ru%2Farticles%2F4710&utm_orderpage=kontur.ru%2Farticles%2F4710 (accessed: 17.02.2022).
- 35. Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/2 (accessed: 17.02.2022).