Президиум РАНОбщество и экономика Obshchestvo i ekonomika

  • ISSN (Print) 0207-3676
  • ISSN (Online) 3034-5987

Возможности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях санкционных воздействий

Код статьи
S020736760023430-2-1
DOI
10.31857/S020736760023430-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №12
Страницы
75-80
Аннотация

Свыше 30% предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации оказались заложниками санкционных воздействий со стороны ряда недружественных стран в результате произошедших геополитических изменений. Прекращение поставок импортных товаров на фоне утраты отечественных технологий или сильного в них отставания привело к существенным потерям в сферах высоких технологий, транспорта и торговли. Исследование проводилось с использованием мониторинга деятельности и сбора информации о предприятиях малого и среднего бизнеса. В работе были использованы методы анализа и синтеза, которые позволили рассмотреть возможности развития малых и средних предприятий. Цель исследования – определение роли государства как гаранта поддержки малого и среднего бизнеса. Задачи исследования сводятся к определению возможностей государства как источника непрямой поддержки малых и средних предприятий. В результате проведения исследования был сделан вывод о том, что использование методов непрямой государственной поддержки малых и средних предприятий приведёт к стабилизации их развития на продолжительный период. Поддерживающий кластер представляет собой высокоэффективный инструмент обеспечения малого и среднего бизнеса технологиями, необходимыми для их дальнейшей деятельности.

Ключевые слова
малый и средний бизнес, государственная поддержка, санкции
Дата публикации
21.12.2022
Год выхода
2022
Всего подписок
9
Всего просмотров
331

В настоящее время деятельность значительного количества малых и средних предприятий на российском рынке оказалась затруднена в связи с установившимися санкционными ограничениями. В первую очередь пострадали предприятия, использующие в своей деятельности продукцию производства западных стран, а также иную продукцию, производители которой поддержали санкционные запреты [1, 2].

С проблемами столкнулись предприятия, использующие высокотехнологичную продукцию мировых производителей, причём как в виде полуфабрикатов для собственного производства, так и в виде инструментов и программного обеспечения.

Малый и средний бизнес в России достаточно условно можно разделить на следующие категории (Рис. 1): производственные предприятия; предприятия, выполняющие различные работы и предприятия, оказывающие услуги. Каждая из этих категорий имеет свою специфику и свои проблемы от введения санкций.

Рис. 1. Категории малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Малый и средний бизнес производственного направления представлен сельскохозяйственными предприятиями, в том числе фермерскими; предприятиями IT-сферы; предприятиями, производящими инновационную высокотехнологичную продукцию (робототехника и пр.), и в меньшей степени – предприятиями, производящими товары народного потребления.

На Рис. 2 представлена структура малого и среднего бизнеса в России по данным Росстата. Самая большая часть предприятий малого и среднего бизнеса – это торговля (около 31%) и ремонт автотранспорта (около 3%), в сумме представляющие более трети от их общего количества.

Рис. 2. Структура малого и среднего бизнеса в Российской Федерации (%) Источник: [3].

Объединил эти две категории Росстат, предполагая торговлю автомототранспортом одним целым с его ремонтом.

В существующей структуре малого и среднего бизнеса санкционная нагрузка распределяется неравномерно. От санкционных воздействий, в первую очередь, страдают предприятия профессионального научного и технического направления – как раз те, которые напрямую связаны с инновациями в промышленности и являются наукоёмкими производствами. Таких предприятий в структуре малого и среднего бизнеса около 9%.

Не меньше наукоёмких производств страдают от санкций обрабатывающие производства: за переходный период в стране была утрачена значительная часть отечественных технологий и отечественная материальная база для таких производств, которых в структуре малого и среднего бизнеса чуть меньше – 8,5%.

Такие же проблемы стоят перед добывающими предприятиями, но добыча полезных ископаемых в нашей стране – прерогатива крупного бизнеса, доля добывающих предприятий в структуре малого и среднего бизнеса – менее 1%.

Санкционные воздействия сказываются и на транспортных предприятиях (их более 6%), хотя и не так явно: запреты на сервис и поставку запчастей проявляются по мере износа транспортных средств, кроме того, эти запреты частично нивелируются возможностями поставок из-за рубежа запчастей-аналогов, прежде всего – из Китая. Тем не менее, проблема существует и будет увеличиваться по мере износа транспорта.

Предприятия, ориентированные на ремонт автомототехники, страдают от ограничений намного серьёзнее. Приобретение запчастей по прежним договорам прекращено, новые договоры предполагают наличие дополнительных посредников в странах, не присоединившихся к санкциям, удлиняется логистика. Всё это ведёт к существенному повышению стоимости услуг таких предприятий, снижению качества работ и, как следствие, снижению спроса на их услуги.

В меньшей мере от санкционных ограничений зависит строительный бизнес, в котором традиционно высока доля используемой отечественной техники, и сельскохозяйственные предприятия, также ориентированные на использование отечественной техники.

Таким образом, более трети всех российских предприятий малого и среднего бизнеса ощущают воздействие санкций.

По оценке Росстата (Рис. 3), в малом и среднем бизнесе занято свыше 17 миллионов человек.

Рис. 3. Количество занятых в малом и среднем бизнесе в Российской Федерации (в %) [4]

Около шести миллионов человек могут быть подвержены (и многие уже оказались подвержены) неприятным последствиям санкционных воздействий.

Самостоятельно преодолеть последствия санкций малым и средним предприятиям, зависящим от зарубежных поставщиков, очень непросто. Неоценимой в этом случае будет помощь государства, но не только и не столько в виде финансовых и организационных послаблений, сколько, главным образом, в виде вложений в разработку отечественных средств производства, в наукоёмкие, высокотехнологичные предприятия, результаты работы которых государство, выступая заказчиком, сможет предложить малому и среднему бизнесу. Для оказания такой помощи должен быть создан кластер поддержки, в который могут войти как существующие научные, научно-исследовательские и образовательные учреждения, так и предприятия малого и среднего бизнеса из сферы профессионального научного и технического направления (Рис. 3). В кластер также могут войти представители крупного бизнеса в виде научно-исследовательских подразделений необходимого профиля.

Рис. 4. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Деятельность субъектов, входящих в кластер, не должна быть ограничена международным законодательством в области авторского права, если это касается недружественных стран.

Поскольку предполагаемый кластер будет финансироваться за счёт государства, результатами его работы также будет вправе распоряжаться государство, передавая созданные технологии и ноу-хау предприятиям, чья деятельность направлена на повышение общего уровня технологичности экономики.

Результатом создания поддерживающего кластера станет решение большинства проблем, встающих перед малым и средним бизнесом в результате санкционных ограничений.

Библиография

  1. 1. COUNCIL DECISION (CFSP) 2022/337 of 28 February 2022 amending Decision 2014/145/CFSP concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine // Official Journal of the European Union. – 28.2.2022. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32022D0337&from=EN (дата обращения: 22.10.2022).
  2. 2. Jeffrey A. Sonnenfeld, Steven Tian, Franek Sokolowski, Michal Wyrebkowski, Mateusz Kasprowicz. Business Retreats and Sanctions Are Crippling the Russian Economy // SSRN. – 20.07.2022. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4167193 (дата обращения 08.10.2022).
  3. 3. Малое и среднее предпринимательство в России 2019 / Статистический сборник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf (дата обращения: 08.10.2022. С. 17).
  4. 4. Малое и среднее предпринимательство в России 2019 / Статистический сборник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf (дата обращения: 08.10.2022. С. 26).
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека