RAS PresidiumОбщество и экономика Obshchestvo i ekonomika

  • ISSN (Print) 0207-3676
  • ISSN (Online) 3034-5987

On the information management tools used at industrial enterprises

PII
S020736760021496-4-1
DOI
10.31857/S020736760021496-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 8
Pages
67-71
Abstract

The purpose of the study is to determine the place of information systems in the knowledge management of an industrial enterprise and to determine the capabilities of the information system to optimizing production. The study was carried out using activity monitoring and information collection at industrial enterprises; the methods of analysis and synthesis were used, which made it possible to determine the parameters of the object under study and to scrutinize the management processes industrial enterprises. In the article the knowledge economy, the information economy is discussed as a new stage in the development of production processes involving the resources of the information sector. The ways of using the information systems of industrial enterprises are not always optimal, the latter implying knowledge management among management tools. As a result of the study, it is concluded that the use of information systems in the industrial policy of any enterprise contributes to positive changes, and increases its competitiveness, despite the costs associated with it.

Keywords
information market, industrial enterprise, information management
Date of publication
31.08.2022
Year of publication
2022
Number of purchasers
11
Views
346

Несмотря на декларируемый большинством цивилизованных стран переход к постиндустриальной экономике, ни одна страна в мире не может отказаться от промышленности. Перемещение производства в локации, представляющиеся более выгодными, прежде всего в страны Юго-Восточной Азии, при всей своей привлекательности в экономическом плане, делают страну-донор уязвимой если не с экономической, то с политической точки зрения.

Развитие промышленных предприятий в Российской Федерации опирается на Закон о промышленной политике [1], который, помимо прочего, регламентирует деятельность государственных информационных систем в промышленности (ГИСП). Взаимодействие промышленных предприятий с ГИСП предполагает передачу необходимой информации (статистической, налоговой, финансовой и пр.) соответствующим государственным структурам, в ряде случаев – доведение необходимой информации от государственных структур до предприятия.

Однако этот обмен неравнозначен (асимметричен), что роднит его с рыночными отношениями, в которых каждый участник обладает излишком информации относительно собственного рыночного положения, и недостатком информации относительно своего контрагента. Но, в отличие от рыночных, в отношениях в информационном поле между государством и предприятием всегда доминирует государство [2].

Современные условия диктуют необходимость завершения перехода от ресурсоёмкого производства к информационноёмкому, что особенно актуально для Российской Федерации: политическое и экономическое международное положение страны на сегодняшний день предполагает необходимость рывка в информационных технологиях.

Успешная деятельность предприятия в настоящее время базируется на актуальной и достоверной информации. Предприятие, имеющее возможность получения дополнительной информации, связанной как непосредственно со сферой деятельности, так и с любыми аспектами внешней среды, всегда будет иметь конкурентные преимущества перед прочими. Поэтому управление информацией в деятельности промышленного предприятия становится если не главным, то основным направлением в задачах управления.

Управление информацией в рамках промышленного предприятия представляет собой совокупность методов и средств управления информацией, охватывающей планирование, организацию и контроль информационной деятельности, а также анализ и хранение информации с целью её эффективного использования [3]. Таким образом, каждое предприятие, ориентированное на получение конкурентных преимуществ за счёт оптимального использования информации, должно обладать структурой, позволяющей управлять информацией.

Значительное число промышленных предприятий в России не уделяет должное внимание управлению информацией, ограничиваясь использованием автоматизированных систем учёта – бухгалтерских, налоговых, складских и пр. Однако эти системы учёта используются практически всеми предприятиями (за исключением «сверхмалых»), поэтому не дают конкурентных преимуществ.

Для получения конкурентных преимуществ необходимо создание полноценной системы информационного менеджмента, которая будет учитывать как внутреннюю, так и внешнюю информацию. Для российских предприятий чаще всего эта структура имеет вид информационной системы АСУП (если предприятие действует на монополистическом или олигополистическом рынке) или системы на принципах MESA1 (если предприятие действует в конкурентных условиях) [4], однако эти информационные системы, во-первых, действуют вне рамок информационного менеджмента, являясь инструментом общей системы управления, а во-вторых, далеко не всегда решают задачи, связанные с обработкой, анализом, систематизацией, хранением и повторным использованием имеющейся информации. АСУП предполагает выделение системы в отдельную структуру, но изначально ориентирована на работу с внутренней информацией: возможности АСУП для получения внешней, рыночной информации, весьма ограничены. Информационная система на принципах MESA, уделяя значительное внимание рыночному положению предприятия, остаётся утилитарным инструментом в распоряжении лица, принимающего решения, несмотря на то, что обладает достаточным потенциалом для развёртывания на её базе полноценной структуры управления информацией.

1. АСУП (автоматизированная система управления предприятием), в отличие от MESA (Manufacturing Enterprise Solutions Association) больше внимания уделяет производственным и обеспечивающим процессам, нежели рыночным.

Информационный менеджмент на промышленном предприятии должен решать следующие задачи [5]:

– получение информации;

– формирование баз данных;

– систематизация информации;

– анализ информации;

– обеспечение информацией процесса принятия решений (на всех уровнях);

– оптимизация информационных процессов на предприятии.

Результатом деятельности структуры управления информацией будет повышение конкурентоспособности предприятия (Рис. 1).

Рис. 1. Структура управления информацией промышленного предприятия

Основной задачей структуры является получение информации, без которой нечего будет ни анализировать, ни систематизировать, ни оптимизировать.

Получение внутренней, как и той части внешней информации, которая напрямую связана с оборотом выпускаемой продукции (информация от контрагентов), а также официальной информации, поставляемой государственными структурами, затруднений не вызывает и осуществляется в рамках использования существующей на предприятии информационной системы. Значительную часть необходимой внешней информации можно приобрести. Трудность представляет собой получение информации, относящейся к инсайдерской: внутренняя информация конкурентов, информация о предполагаемых биржевых изменениях, о возможных изменениях в законодательстве и пр. Способы получения такой информации почти всегда незаконны, но обладание этой информацией даёт возможность добиться конкурентных преимуществ, поэтому структура, осуществляющая управление информацией, должна иметь возможность купировать последствия с минимальными потерями [6].

Создание полноценной структуры управления информацией требует определённых издержек (технические средства, программное обеспечение, администрирование и т.д.), а её использование не даёт немедленных наглядных результатов. Но, с другой стороны, существование такой структуры может быть оправдано упрочением положения предприятия на рынке: повышением рыночной доли, увеличением прибыльности и иными параметрами, принятыми для оценки.

References

  1. 1. Federal'nyj zakon ot 31 dekabrya 2014 g. N 488-FZ «O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami), stat'ya 14. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70833138/paragraph/134:0 (data obrascheniya 17.03.2022).
  2. 2. Strategiya razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossijskoj Federatsii na 2017-2030 gg. // Digital Russia. 9.05.2017. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/inf_obschestvo.pdf (data obrascheniya 17.03.2022).
  3. 3. Zhukovskaya I.F., Pan'shin I.V. Issledovanie aktual'nykh tendentsij i faktorov razvitiya ehkonomiki znanij: natsional'nyj i regional'nyj aspekty // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2021. № 3. S. 29-48.
  4. 4. Kostrov A.V. Osnovy informatsionnogo menedzhmenta / 2-e izd., pererab. i dop. // M.: Finansy i statistika. 2009. 528 c.
  5. 5. Limarev P.V., Kireeva N.V. Informatsiya kak ehlement formirovaniya promyshlennoj politiki v Rossijskoj Federatsii // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2020. № 3. S. 41-45.
  6. 6. Pisaryuk C.N., Sidorova E.Yu. Informatsionnyj menedzhment – tekhnologiya organizatsii upravlencheskoj deyatel'nosti / Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo // Ehkonomika i upravlenie. 2019. T. 5 (71). № 4. S. 95‒100.
  7. 7. Limarev P.V., Limareva Yu.A. Kharakteristika rynka informatsii, ispol'zuemoj v protivopravnykh tselyakh // Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoj raboty. 2018. № 4. S. 13-15.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library