- Код статьи
- S020736760021096-4-1
- DOI
- 10.31857/S020736760021096-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 7
- Страницы
- 52-62
- Аннотация
В статье рассматриваются внешние санкции и ответные меры, введенные Россией, в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины. Предметом исследования являются обоюдные меры по ограничению движения капитала. Подчеркивается, что из уже введенных недружественными странами санкций наиболее болезненным и мгновенным внешним шоком стало замораживание активов Банка России. Анализируются первоначальные ответные меры российского Правительства и Банка по ограничению движения капитала и их корректировка по мере адаптации экономики. Отмечается, что в стратегическом плане наиболее негативные последствия лежат в плоскости сворачивания прямых иностранных инвестиций и возможного ухода иностранного бизнеса из РФ.
- Ключевые слова
- санкции, иностранные инвестиции, ограничения движения капитала
- Дата публикации
- 30.08.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 335
Признание Российской Федерацией независимости ДНР и ЛНР и начатая 24 февраля 2022 г. специальная военная операция на территории Украины повлекли за собой принятие комплекса санкций со стороны западного (в широком смысле слова) сообщества. Ограничительные меры, которые носят беспрецедентный и нарастающий характер, стали сильнейшим внешним шоком для социально-экономического развития страны. В рамках данной работы рассматриваются экономические санкции, связанные с движением капитальных потоков, а также ответные меры российской исполнительной и законодательной власти, Банка России. Следует также отметить, что текущая геополитическая ситуация самым непосредственным образом оказывает влияние и на деятельность многочисленных компаний с иностранным участием в Российской Федерации.
Ограничения по перемещению капитала. Целью западных санкций, связанных с финансовым сектором, является ограничение доступа российского государства и бизнеса к их зарубежным активам, а также минимизация возможностей получения капитала и инвестиций на основных финансовых рынках. Введение недружественными странами1 санкций осуществляется поэтапно, оценить их окончательный размер и масштаб пока не представляется возможным. Тем не менее, очевидно, что наиболее болезненные меры, связанные с перемещением капитала, были приняты сразу же после начала спецоперации и вошли в первые пакеты (табл.1).
Таблица 1
Финансовые санкции
| Объект санкций | Краткое описание | Государство или |
| организация | ||
| Государственные | Приняты ограничительные меры против Банка | США, ЕС, Япония, |
| резервы | России по использованию его международ- | Великобритания, |
| ных резервов (заморозка значительной части, | Швейцария, | |
| в том числе любые операции с золотом ЦБ по- | Канада, | |
| падают под санкции США и Великобритании). | Норвегия, | |
| Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия. | ||
| Государственный долг | Запрет на операции с новым суверенным | США, Япония |
| долгом РФ или санкции против Минфина РФ и | Великобритания, | |
| Российского фонда национального благососто- | Канада, Австралия | |
| яния. | ||
| Депозиты в зарубежных банках | Европейским банкам запрещено принимать | ЕС, Норвегия, |
| депозиты от любых российских граждан и | Швейцария | |
| юридических лиц свыше 100 тыс. евро. | (100 тыс. франков) | |
| Банки Великобритании ограничили депозиты | Великобритания | |
| российским гражданам в 50 тыс. фунтов. | ||
| Российские банки | Заблокированы активы и счета: ВЭБ и ПСБ (в | США |
| том числе их дочерних организаций), ВТБ, | ||
| "Открытие", Совкомбанк, Новикомбанк, | ||
| "Сбер","Альфа-Банк". | ||
| ВЭБ, ПСБ, банк "Россия", ВТБ, Новикомбанк, | ЕС | |
| Совкомбанк, "Открытие" | ||
| "Сбер", Московский кредитный банк, "Альфа- | Великобритания | |
| Банк", Газпромбанк, Россельхозбанк, Уральс- | ||
| ский банк реконструкции и развития, СМП- | ||
| банк ВТБ, "Россия", ПСБ, Индустриальный сбербанк, "Черноморский банк развития", | ||
| "Генбанк". | ||
| Система быстрых | Отключена у находящихся под санкциями | США, ЕС, Норвегия, |
| платежей SWIFT | банков: | Великобритания, |
| ВТБ, "Россия", "Открытие", Новикомбанк, | Канада, Япония, | |
| ПСБ, Совкомбанк, ВЭБ РФ. | Южная Корея, | |
| Австралия | ||
| Платежные системы | Visa и MasterCard перестают работать за гра- | |
| ницей и в иностранных онлайн-магазинах, | ||
| JSB, American Express – остановка всех | ||
| операций, Google Pay и Apple Pay | ||
| заблокированы в банках под санкциями, | ||
| Samsung Pay обслуживает только платежи по картам "Мир". | ||
| Инвестиции в РФ | Запрет на новые инвестиции в сфере энерге- | ЕС |
| тики, в т ч. передачу технологий и | ||
| финансовые услуги, связанные с разведкой и | ||
| добычей энергоресурсов. Исключение – | ||
| мирный атом и транспортировка энергии. | ||
| Запрет на новые инвестиции в любой сектор | США | |
| российской экономики. | ||
| Запрещено государственное финансирование | Норвегия | |
| инвестиций в России. | ||
| Австралийские пенсионные фонды обязали пересмотреть свои портфели и избавиться | Австралия | |
| от любых вложений в российские активы. | ||
| Самый крупный ближневосточный фонд по | Объединенные | |
| объему инвестиций в РФ Mubadala приоста- | Арабские | |
| навливает деятельность в РФ. | Эмираты | |
| Запрет на инвестирование, участие или содей- | США, ЕС, Южная | |
| ствие проектам Российского фонда прямых | Корея, Великобри- | |
| инвестиций (РФПИ). | тания, Норвегия, | |
| Австралия, Канада, Новая Зеландия | ||
| Прекращение финансового сотрудничества | ЕБРР, Всемирный | |
| и предоставление технической помощи. | банк | |
| Инвестиции из РФ | Прекращена сертификация " Северного | Германия |
| потока-2", введены санкции против оператора | ||
| газопровода Nord Stream 2 AG. | ||
| Ценные бумаги | Запрещена продажа и покупка в интересах | ЕС |
| российских клиентов финансовых инстру- | ||
| ментов, номинированных в евро. Европейским | ||
| депозитариям запрещено оказывать любые | ||
| услуги российским гражданам и организациям | ||
| по продаже ценных бумаг, выпущенных после | ||
| 12.04.2022. На европейских биржах запрещен листинг акций любых российских компаний, в которых государству принадлежит больше 50%. Введены санкции против центрального | ||
| депозитария России – Национального расчетного депозитария (НРД). | ||
| Наличная валюта | Запрещается продажа, поставка или экспорт | США, ЕС, |
| банкнот в долларах, евро и швейцарских фра- | Швейцария | |
| нках. Исключение предусмотрено для физи- | ||
| ческих лиц, направляющихся в РФ и для обслуживания деятельности дипломатических представительств в РФ. | ||
Сильнейшим и неожиданным внешним шоком стали меры, введенные против Банка России, а именно – заморозка значительной части резервных активов (около 300 млрд долл.). Примерно месяц спустя 24 марта 2022 США объявили, что любые операции с золотом или другими драгоценными металлами, связанные с Центральным банком РФ, также подпадают под существующие санкции и являются нарушением правил Американского управления по контролю за иностранными активами (OFAC) [1. С. 10]. На начало 2022 г., по данным Банка России, на золото приходилось 131,5 млрд долл., то есть, в общей сложности под санкциями находятся около 432 млрд из 613 млрд долл. золотовалютных резервов [2. С. 121]. В составе замороженных средств оказалась и большая часть Фонда национального благосостояния, размещенная в американских и европейских ценных бумагах. Запрет на покупку новых суверенных долговых бумаг и санкции против Министерства финансов делают невозможными государственные заимствования на рынках недружественных стран.
Существенный удар был нанесен и по российской банковской системе. Частичная или полная блокировка счетов затронула практически все крупные российские банки, а семь из них были отключены от системы быстрых платежей SWIFT. Были также остановлены внешние операции платежных систем Visa, Master Card и др., запрещена поставка на российский рынок наличной иностранной валюты. Давление на банковскую систему продолжается: расширяется круг стран, вводящих ограничения, увеличивается число банковских организаций, попадающих под них, относительно мягкие санкции сменяются на самые строгие меры (например, перевод Сбербанка и Альфа-Банка под американские блокирующие (SDN) санкции).
Отложенные во времени, но крайне негативные последствия следует ожидать и от запрета на новые инвестиции в РФ. Такого рода меры были приняты в отношении проектов с участием Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и поддержаны не только всеми недружественными странами, но и крупнейшим институциональным инвестором из ОАЭ (табл.1). Европейский Союз в рамках четвертого пакета санкций запретил новые инвестиции в российский энергетический сектор и новые кредиты для российских компаний из этого сектора. Мораторий распространяется на добычу нефти и газа, сжижение газа, регазификацию, нефтепереработку, распределение внутри РФ нефтепродуктов и газа, строительство электростанций. Исключение из санкций сделано для гражданской атомной энергетики и транспортировки энергоносителей. В отличие от ЕС, США наложили запрет на новые инвестиции во все сектора российской экономики.
Представляется, что спектр финансовых санкций в целом уже исчерпан и акцент вероятнее всего будет смещен в сторону контроля над их исполнением, в том числе и за счет введения вторичных санкций против нарушителей. Расширяется и диапазон точечных мер – продолжает пополняться список компаний, чья деятельность попадает под разного рода ограничения, а также бизнесменов, в отношении который применены индивидуальные санкции. Персональные санкции против крупных акционеров осложняют работу принадлежащих им компаний, при том, что сама компания может и не быть объектом санкций.
На фоне военной спецоперации на Украине и введения западных санкций более тысячи иностранных компаний, работающих в РФ, заявили о приостановке своей деятельности или об уходе, примерно треть из них расположена в Москве [3, 4]. Всего же в РФ в 2021 г. насчитывалось около 28,4 тыс. компаний с иностранным участием. Причины остановки работы международных корпораций не связаны с формальными требованиями принятых санкционных пакетов. Они лежат в плоскости репутационных издержек и стремлении сохранить имидж в глазах западных потребителей их продукции. Не менее важным фактором, выталкивающим западный бизнес с отечественного рынка, является общая неопределенность экономической ситуации в России: сужение рынка и кредитные ограничения, инфляция и волатильность валютного курса, проблемы с расчетами и поставками комплектующих из-за санкций, разрывы цепочек поставок и сложности с логистикой, перспектива новых ограничительных мер и др.
В разных секторах экономики ситуация складывается по-разному. Иностранные ритейлеры и ресторанные сети, в большинстве своем, пока объявили о временной приостановке деятельности, сохраняя персонал и помещения; автоконцерны ставят на паузу экспорт комплектующих и сворачивают сборку на заводах в России, а зарубежные IT-компании преимущественно полностью покидают рынок (вывозят за рубеж своих сотрудников, прекращают обслуживание российских клиентов и запрещают использование своего лицензионного ПО в стране).
Часть компаний достигла соглашения или же ведет переговоры о продаже (или бесплатной передаче) активов российским юридическим лицам. По этому пути пошли британская табачные компании Imperial Brands и British American Tobacco, французский автомобильный концерн Renault, финские производители продуктов Valio, Fazer, Paulig, германская торговая сеть OBI, французская финансовая группа Societe Generale и др. Пакеты западных владельцев крупных стратегических активов, уходящих из РФ (британской ВР – 20% в «Роснефти», голландско-британской Royal Dutch Shell (27,5%) в проекте добычи СПГ «Сахалин-2») могут быть проданы с дисконтом другим иностранным инвесторам, например, крупным азиатским компаниям.
Рассматриваются и варианты продажи доли по условной цене российскому партнеру или менеджменту с заключением опциона на обратный выкуп, который может быть реализован по мере стабилизации ситуации. Некоторые компании объявили, что разрывают отношения с материнской и остаются на российском рынке, как самостоятельные компании. В рамках такой стратегии российские подразделения международных аудиторов PwC, KPMG, Deloitte и Ernst&Young будут выведены из состава сетей и продолжат оказывать услуги как независимые юридические лица. Большая часть иностранных корпораций пока заняла выжидательную позицию, временно приостановила продажи и текущую деятельность, но не объявила о полном уходе с рынка.
Ответные действия Российской Федерации. Ответные меры экономической политики носили экстренный и молниеносный характер. Они позволили стабилизировать финансовую ситуацию, не допустить обвала рубля, обесценения активов, вывода капитала и кризиса банковской системы. На первом этапе Банк России поднял ключевую ставку до запретительного уровня в 20%, ввел ограничения на движение капитала, валютное регулирование и деконвертировал рубль.
Заморозка части резервных активов лишила регулятора возможности проведения интервенций на валютном рынке для поддержания курса рубля. В этой ситуации экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки на внутреннем рынке, была также предпринята попытка перевести часть расчетов с недружественными странами в рубли, хотя такая опция не была предусмотрена действующими контрактами. В частности, были приняты указы, предусматривающие:
– переход на расчеты в рублях при поставке трубопроводного газа в недружественные страны2, что фактически равняется 100% продаже валютной выручки [6];
– временное осуществление лизинговых и иных платежей по авиационной технике из недружественных стран в рублях [7];
– временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, дающий право государству, компаниям, регионам, муниципалитетам, российским гражданам расплачиваться в рублях с зарубежными кредиторами из недружественных стран [8].
Кроме перечисленных мер, были введены ограничения для российских компаний и граждан на зачисление валюты на свои счета и вклады за рубежом (кроме корреспондентских счетов по внешней торговле и счетов для финансирования деятельности российских филиалов и представительств) и на предоставление нерезидентам займов в валюте. Юридическим лицам-нерезидентам из недружественных стран было запрещено покупать валюту на внутреннем рынке, а физические лица могли приобретать ее только с комиссией, а снимать со своих счетов и вывозить за границу в ограниченном размере. Дополнительными, но не менее важными ответными шагами стали: заморозка активов нерезидентов РФ, в том числе в виде долговых и долевых ценных бумаг, введение запрета на участие всех нерезидентов в торговле российскими ценными бумагами и выплаты по ним за рубеж, а также принятие закона о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок и конвертации их в российские ценные бумаги [9].
Эффективность предпринятых действий дала возможность Банку России и правительству смягчить жесткие регуляторные ограничения. В целях оживления экономики (на фоне снижения оттока средств из банковской системы) ключевая ставка была в течение месяца поэтапно снижена сначала до 17, а затем до 14%. В мае – июне регулятор также дважды снижал ставку в общей сложности на 450 базисных пунктов до 9,5%, при том, что изначально текущий прогнозный диапазон для средней ключевой ставки на этот год установлен ЦБ в 12,5–14%, на следующий – 9–11% и на 2024 год – 6–8% [10. С. 4].
Под воздействием целой группы факторов наблюдается укрепление курса рубля. Мировые цены на сырьевые товары в настоящее время настолько высоки, что даже при продаже продукции с дисконтом, поступления от российского экспорта достигают рекордных величин, в противоположность импорту, который резко снижается вследствие всякого рода ограничений (санкционных, логистических, производственных и проч.). Одновременно с валютного рынка ушел ряд крупных игроков, который действовал прежде. Так, Банк России перестал покупать валюту в рамках бюджетного правила, проводить валютное репо и валютные свопы, прямые интервенции. Нерезиденты лишены возможности продавать рубли, приобретать валюту и выводить ее за рубеж. В отношении населения действуют административные ограничения на использование депозитов в валюте и ограничения на вывоз наличной и безналичной (в том числе с помощью кредитных карт) валюты за рубеж. Осложнен и сам выезд российских граждан за границу.
Стабилизация курса рубля и последующее его укрепление до докризисного уровня повлекли за собой череду послаблений в отношении валютного контроля и движения капитала. Обязательная продажи 80% валютной выручки для экспортеров была снижена до 50%, а затем отменена. Теперь компании должны будут продавать валюту в размере, который определит правительственная комиссия по иностранным инвестициям. Отменены и сроки продажи валюты (изначально они составляли 3 дня, потом 60, потом 120 дней), в настоящее время их уполномочен устанавливать Банк России. С июня Министерство финансов разрешило экспортерам зачислять валютную выручку на свои счета за рубежом, а Банк России повысил порог для зарубежных переводов для россиян и нерезидентов из дружественных стран со своих счетов втрое – с 50 000 долл. до 150 000 долл. в месяц. Отменена 12% комиссия на покупку валюты у брокера, а банкам предоставлено право продажи валюты (из новых поступлений) населению.
Определенные корректировки были внесены и в порядок выплаты долговых обязательств перед зарубежными кредиторами. Изначально позиция РФ состояла в том, что обслуживание российского суверенного долга должно осуществляться или в валюте – за счет замороженных российских активов, – или в рублях по курсу со счетов типа «С» в российских банках3. В марте российское правительство выплатило проценты по долларовым облигациям из замороженных резервов. Когда в апреле пришла очередь очередного транша, американский Минфин объявил, что Россия не сможет больше использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу; а источником погашения должна быть или поступающая в страну экспортная выручка или оставшиеся на территории РФ долларовые резервы. Попытка Минфина РФ осуществить платеж в рублях со счета «С» создала угрозу дефолта с последующими кросс-дефолтами на миллиардные суммы. В итоге выплата купонных доходов и погашение номинальной стоимости по облигациям "Россия-2022» и «Россия-2042» были проведены в валюте выпуска из текущих доходов [11]. Многие крупные российские компании во избежание конфликтных ситуаций предпочитают обслуживать свои долговые обязательства на прежних условиях и получать разрешение специальной комиссии Минфина на выплаты по еврооблигациям в валюте4.
4. В их числе «Норильский никель», «Роснефть», «Газпром», «Северсталь», НЛМК и РЖД.
Приостановка деятельности иностранных компаний в РФ поставила под угрозу функционирование целого ряда значимых и стратегически важных производств, создала риски безработицы, нарушения кооперационных связей и др. Ответной мерой стала разработка законопроекта «О внешней администрации по управлению организацией», который позволяет вводить по решению суда внешнее управление в организациях. Для того, чтобы стать объектом внешнего управления, доля иностранного лица из «недружественного государства» должна составлять не менее 25% и одновременно компания должна иметь «существенное значение» для обеспечения стабильности экономики РФ5. В проекте предусматривается простая возможность собственникам вернуть себе управление, а ускоренное банкротство и передача активов другому владельцу возможны, как крайний вариант. Между тем, ряд положений законопроекта подвергается критике – в частности, РСПП выступил за сокращение оснований для введения внешней администрации, а также за сужение ее полномочий [12]. При этом надо понимать, что новые администраторы и владельцы далеко не всегда смогут управлять компаниями так, как это делали иностранные собственники. Дело не только в накопленных и наработанных годами компетенциях, но и в том, что современное предприятие – это сложная система, которая связана с зарубежным сырьем, настроена на определенную логистику и технологии.
***
Для того, чтобы оценить воздействие на экономику России уже введенных санкций и принятых ответных мер, нужно больше времени, к тому же, события разворачиваются стремительно, и ситуация меняется. Тем не менее, представляется возможным обозначить некоторые последствия и риски, вызванные обоюдными ограничениями на трансграничные потоки капитала.
Активное участие национальных и зарубежных финансовых институтов на валютном рынке позволяло сглаживать колебания курса. В экономике с ограничениями на движение капитала влияние финансового счета на курс валюты существенно снижается, а основным фактором, определяющим динамику курса, становится торговый баланс, вследствие чего повышается волатильность курса национальной валюты.
Сужение внешних возможностей государственного заимствования, сокращение долгового и долевого финансирования российских компаний вызывает необходимость, с одной стороны, расширения внутреннего финансового рынка и создания на нем новых инструментов, а с другой, поиска кредитных ресурсов в странах, не связанных с санкциями и освоения российскими эмитентами ценных бумаг новых фондовых площадок.
По всей вероятности, следует ожидать временного усиления чистого оттока капитала за рубеж, в том числе – за счет «зависания» средств в зарубежных банках, серых схем вывода капитала, переноса бизнеса в юрисдикции нейтральных стран. По итогам первого квартала 2022 г. чистый вывоз капитала частным сектором уже достиг 64,2 млрд долл. Скорее всего в условиях обоюдных ограничений во 2-4 кварталах отток замедлится, но очевидно, что его годовые значения превысят прошлогодние годовые показатели в 72,6 млрд долл. [13].
Затруднение расчетов по внешнеторговым операциям с недружественными странами и угроза вторичных санкций становятся дополнительным фактором, толкающим к сворачиванию внешнеэкономических связей с западными странами до минимума. А отрыв российских биржевых площадок от европейских и американских, фактически означает исключение РФ из основных мировых потоков портфельных инвестиций.
Самые большие риски связаны со сворачиванием прямых инвестиций и возможным массовым уходом иностранного бизнеса с российского рынка. По оценкам Банка России, не менее 50% предполагаемого падения экономики в 2022 г. можно отнести на ожидания снижения уровня потенциального выпуска [10. С. 6]. На «недружественные» страны приходится 75% накопленных прямых инвестиций. Запрет на новые инвестиции, остановка или прекращение деятельности иностранных компаний в РФ приведут к прекращению отдельных видов производств, сокращению или остановке выпуска товаров, оказания услуг, нарушению технологических и кооперационных цепочек, перекрытию доступа к современным технологиям и компетенциям.
Библиография
- 1. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.) URL: https://base.garant.ru/57750632/
- 2. Банк России. Годовой отчет за 2021 год. URL: http://cbr.ru /collection/collection/file/40915/ar_2021.pdf
- 3. Бутрин Д., Галиева Д. Администрация нерезидента.URL: https://www.kommersant.ru/doc/5304847
- 4. Около 300 зарубежных компаний приостановили работу в Москве. URL: https://www.interfax.ru/moscow/829987
- 5. Количество компаний в России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php
- 6. Указ Президента России от 31.03.2022 N 172
- 7. Указ Президента России от 01.04.2022 N 179
- 8. Указ Президента России от 05.03.2022 N 95
- 9. Федеральный закон от 16.04.2022 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- 10. Доклад о денежно-кредитной политике. № 2 (38) · май 2022 URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/40972/2022_02_ddcp.pdf
- 11. Минфин осуществил выплаты по евробондам Россия-2022 и Россия-2042 в долларах. URL: https://www.interfax.ru/business/838726
- 12. Виноградова Е. Бизнес увидел риски злоупотреблений в законопроекте о внешнем управлении. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/05/2022/628213de9a7947f78df77836
- 13. Банк России. Статистика внешнего сектора. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/