- Код статьи
- S020736760017488-5-1
- DOI
- 10.31857/S020736760017488-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 11
- Страницы
- 88-101
- Аннотация
Государство рассматривает экономику не в последнюю очередь как источник ресурсов для решения собственных задач – производства общественных благ, ведения перераспределительной политики и др. Так как механизмом сбора данных ресурсов является налогообложение, интерес может представлять не только производительность труда, выраженная в созданном доходе или добавленной стоимости, но и налоговая производительность. Возможность расчета этого показателя на микроуровне (данных конкретных налогоплательщиков) появилась с публикацией ФНС России открытых данных по налоговым платежам, среднесписочной численности и другим показателям деятельности предприятий.
По имеющимся открытым данным ФНС России представлены расчеты показателей, отражающих производительность труда (отношение доходов к среднесписочной численности), налоговое бремя (отношение уплаченных налогов к доходам) и собственно налоговой производительности в обрабатывающей промышленности, с выделением медианных показателей по отраслям (подразделам ОКВЭД) обрабатывающей промышленности за 2019 год. Показано, что одно рабочее место в промышленности приносит государству в год порядка 50–300 тыс. рублей.
По результатам расчетов подтверждены существенные различия в производительности между отраслями и внутри каждой из отраслей обрабатывающей промышленности. В совокупности отраслей за исключением видов деятельности, облагаемых акцизами, на уровне медианных или средних представителей отраслей промышленности российская система налогообложения поддерживает горизонтальное равенство налоговых обязательств. Для совокупности предприятий-налогоплательщиков эта связь ослабевает, предприятия с более высокой производительностью труда могут иметь как более высокое, так и более низкое налоговое бремя. Говорить о явном, ярко выраженном стимулирующем или сдерживающем характере налоговой системы, обеспечивающем снижение бремени или, наоборот, увеличение сборов с эффективных промышленных предприятий, с точки зрения налоговой производительности нет оснований.
- Ключевые слова
- налоговая нагрузка, производительность, обрабатывающая промышленность
- Дата публикации
- 10.12.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 951
Производительности труда в российской экономической науке и экономической политике последнее десятилетие уделялось значительное внимание, так как повышение отдачи от деятельности работников считается основой экономического роста (увеличения добавленной стоимости).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» устанавливал в качестве целевых ориентиров «создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году» и «увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года».
В 2018 году Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» устанавливался целевой показатель «рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год».
Только в 2020 году, в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» производительность труда перестала фигурировать в числе целевых показателей (индикаторов). Совсем недавно (Указ Президента Российской Федерации от 04 февраля 2021 г. № 68) показатель «Производительность труда в несырьевых секторах» был изъят из перечня показателей эффективности оценки деятельности губернаторов.
Не в последнюю очередь это связано с особенностями расчета производительности труда. На макроуровне и на уровне отраслей экономики Росстат оперирует сводными данными по физическому объему валовой добавленной стоимости и размерам совокупных затрат в отраслях1, однако от публикации производительности труда в денежном выражении воздерживается, как правило указывая индексы. Соответствующим образом строится и большинство исследований [1, 2, 3].
Как следствие, формировались альтернативные оценки производительности, в том числе в отраслевом разрезе. В частности, Е. Узякова представляет расчеты производительности в 2017 г. в отдельных секторах экономики, а аналитическая записка Банка России о факторах роста производительности труда в промышленности [5] предлагает оценку производительности в 2014-2016 гг. по результатам опроса промышленных предприятий.
Для российской промышленной политики показатель производительности труда был и остается неудобным для применения. Связано это с конфликтом экономической эффективности и социальной справедливости: с одной стороны государство стимулирует рост производительности на предприятиях, с другой не готово к тому, что этот рост будет достигаться в том числе за счет увольнения неэффективных трудовых ресурсов или же повлечет за собой увольнения.
Не отрицая важности и теоретической изящности классического показателя производительности труда (валовая добавленная стоимость как продукт труда, отнесенная к количественно определенным затратам труда), обратим внимание на возможность отнесения объема трудовых ресурсов в том или ином виде и к другим экономическим показателям деятельности предприятий – как это часто делается в бизнесе при расчетах эффективности тех или иных сфер деятельности компании.
Государство рассматривает экономику не в последнюю очередь как источник средств для решения собственных задач – производства общественных благ, ведения перераспределительной политики и др. Так как механизмом сбора данных ресурсов является налогообложение, интерес может представлять не экономическая в целом, а налоговая производительность. Обычным индикатором здесь является налоговая нагрузка, определяемая как соотношение уплаченных налогов и какого-либо экономического показателя деятельности компаний. До 2017 г. российская налоговая нагрузка по отраслям была предметом активных исследований [6, 7], а в дальнейшем стала официально публиковаться ФНС России в рамках периодического обновления приложений к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В настоящее время налоговая нагрузка рассчитывается ведомством как процентное отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата.
С расширением объема доступных для анализа данных становится возможным соотнесение налоговой нагрузки не только с финансовыми результатами деятельности компаний по данным Росстата, но и с другими данными, имеющимися в распоряжении у налоговой службы – как по трудовым ресурсам компаний, так и по финансовым результатам их деятельности.
Открытые данные налоговой службы как источник информации. Поправки, внесенные Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ в статью 102 Налогового кодекса РФ, существенно сузили понятие «налоговой тайны», сделав общедоступными суммы уплаченных налогов, сведения о задолженностях, сведения о специальных режимах, суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, среднесписочную занятость и ряд других показателей.
На странице открытых данных ФНС России2 размещен и обновляется массив данных, позволяющий формировать оценки показателей деятельности экономических агентов на основе налоговой отчетности с микроуровня: соответствующие наборы данных включают сведения по всем отчитавшимся компаниям, с указанием их ИНН. В настоящее время (лето 2021 г.) доступны сведения за 2018 и 2019 годы, что в перспективе позволит проводить анализ данных в динамике.
Мы сосредоточимся на следующих трех наборах данных:
- сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России3;
- сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов4;
- сведения о среднесписочной численности работников организации5.
Сведения о доходах и расходах компаний публикуются отдельно по доходам и отдельно по расходам, с указанием их общих сумм. Мы можем посчитать заменитель традиционного показателя производительности труда, отношение доходов компании к среднесписочной численности работников. Такой показатель хуже, чем оценка добавленной стоимости на одного работника, но приближается к расчету производительности как выручки (выручка и доходы компании не тождественные, но близкие понятия) на одного работника.
Сведения об уплаченных налогах публикуются в подробной разбивке по всем видам налогов, с отдельным указанием также уплачиваемых страховых взносов в государственные фонды. Их отнесение к доходам компании позволяет получить дополнительную, альтернативную оценку налоговой нагрузки (налогового бремени компании) – относя уплаченные налоги не к обороту, а к доходам компаний, – при том, что и оборот, и доходы близкие, хотя и не тождественные понятия.
И в том, и в другом случае, благодаря использованию микроданных, можно перейти от общеотраслевых расчетов (отношений суммарных по отрасли величин) к определению медианных значений применяемых показателей.
Наиболее интересной видится третья комбинация, отношение уплаченных налогов к среднесписочной численности персонала компаний. Хотя этот показатель прямо связан с двумя упомянутыми выше и может быть получен их делением, он имеет самостоятельное значение и может рассчитываться напрямую. Далее этот показатель будет именоваться «налоговая производительность».
Недостатком рассматриваемых данных является наличие очевидных ошибок и «выбросов», а также несовпадение наборов респондентов (разное количество и состав ИНН в каждом из наборов открытых данных). Наиболее качественными являются данные по уплаченным налогам. Хуже всего представлены данные по доходам и расходам: здесь есть и отрицательные доходы, и наличие расходов без указания доходов, и несовпадение по объемам сведений о доходах и расходах со сведениями о налогах, дающее налоговое бремя более 100%.
Налоговая производительность: возможности и особенности. Показатель налоговой производительности отражает, сколько фактически налогов государство получило в результате экономической деятельности одного работника предприятия.
С одной стороны – это своего рода показатель производительности труда: чем более результативна компания, тем больше создаваемый ею денежный поток в логике «добавленная стоимость – выручка – доходы», тем больше при универсальной, не имеющей отраслевых особенностей системе налогообложения будет размер уплачиваемых ею налогов.
С другой стороны – это показатель налогового бремени: насколько труд работников обременяется уплатой налогов на создаваемые ими блага, применяемые ими средства производства и т.д. Более высокий объем налогов на одного работника может означать не преимущества в его производительности, а наличие отраслевых особенностей налогообложения, неравномерное распределение бремени между отраслями промышленности. При отсутствии искажений в налоговой системе отличия в налоговой производительности между отраслями будут соответствовать отличиям в производительности труда.
Налоговая производительность, исключая из рассмотрения объем доходов организаций, примиряет между собой экономические и социальные цели промышленной политики в российской действительности. Обремененное проблемами социальной политики государство стремится не просто стимулировать экономический рост, но и получить максимальную для себя выгоду с точки зрения собираемых налогов. Расчеты «бюджетно-налоговой эффективности» стали обязательным элементом анализа возможных мер государственного стимулирования со стороны Минфина России, и даже налоговые льготы стали рассматриваться как «налоговые расходы» российского бюджета, требующие дальнейшего возмещения в том или ином виде. Одновременно социальной задачей государства является поддержание занятости, исключение перетока рабочей силы при повышении производительности. Здесь налоговая производительность может рассматриваться как маркер отраслей, в которых расширение производства и занятости при прочих равных даст больший эффект в виде получаемых налогов.
Методология. Сведения открытых данных ФНС России содержат более 4 млн записей. Часть записей являются пустыми или неполными: по соответствующим ИНН информация не представлена полностью или частично, или же даны нулевые значения, не позволяющие в дальнейшем строить относительные показатели. От соответствующих строк наборы открытых данных перед выполнением расчетов были очищены.
Недостатком открытых данных является невозможность привязки компаний по ИНН к отраслям экономики. Соответствующий функционал имеется в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), однако предполагает получение сведений индивидуально по отдельным компаниям в ручном режиме. Если бы существовала автоматическая привязка, расчеты можно было бы провести по всей экономике. В ее отсутствие данные о составе отраслей формировались только в отношении обрабатывающей промышленности (раздел С ОКВЭД-2) на основе выгрузки сведений системы СПАРК-Интерфакс, с получением сведений об ИНН компании и коде ОКВЭД-2 основной деятельности.
По рассматриваемому набору организаций из наборов открытых данных ФНС России выгружались сведения о налогах, численности персонала, доходах и расходах.
С учетом исключения компаний, данные по которым были неполными или отсутствовали, это дало выборку в 148 994 записи по сведениям об уплаченных налогах. Для сравнения, в соответствии с данными Росстата общее количество организаций (юридических лиц) по виду деятельности «Обрабатывающая промышленность» в 2019 году составляло 15 338 компаний и 23 697 территориальных подразделений, без учета малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений. Таким образом, рассматриваемые сведения заведомо охватывают большинство российских промышленных компаний крупного, среднего и малого бизнеса, ведущих активную деятельность (представляющих заполненные, не пустые формы отчетности).
По каждой компании на основе её ИНН из сведений ФНС России отбирались значения среднесписочной численности работников, доходов и уплаченных налогов (не включая социальные взносы), после чего определялись относительные показатели: уплаченные налоги на одного работника (налоговая производительность), уплаченные налоги на один рубль доходов (налоговое бремя) и доходы на одного работника (показатель производительности труда).
По полученным показателям для каждого подраздела ОКВЭД-2 в пределах раздела С определялись медианные значения. Кроме того, справочно рассчитывалось общеотраслевое среднее (отношение сумм значений по подразделу) и определялось максимальное значение. Применение медианных значений в качестве основных для анализа видится более предпочтительным, так как для многих компаний среднесписочная численность работников указана со значением «1», и имеются основания сомневаться в достоверности этих сведений. Максимальные значения самостоятельной ценности не носят: так, абсолютный максимум налоговой производительности принадлежит АО «Тизприбор», единственный работник которого обеспечил поступление налогов в размере 777,5 млн рублей, на второй позиции АО «Завод «Тяжмаш», заявивший среднесписочную численность всего в 2 сотрудника (явно противоречащую действительности для этого крупного предприятия), что дало налоговую производительность в 358,7 млн руб./чел. Общая среднесписочная численность по рассматриваемой выборке составила 3 963,2 тыс. чел., что в 2,5 раза меньше приблизительной оценки на данных Росстата (занятых в 2019 г. в целом по экономике порядка 72 млн человек6, в том числе в промышленности 14,3%7, то есть более 10 млн чел.). Медианы, как не подверженные влиянию выбросов и существенных отклонений максимальных и минимальных значений, в этом отношении более показательны.
Результаты оценки. Сопоставление налоговой производительности, производительности труда по доходам компании и налогового бремени по доходам компании приведено в таблице 1.
| Медианные значения | ||||
| Подраздел* | Налоговая производительность, тыс. руб./чел.** | Производительность труда (по доходам), тыс. руб./чел. | Налоговое бремя (по доходам)** | |
| 10 | Пр-во пищевых продуктов | 37,5 | 1909,8 | 1,4% |
| 11 | Пр-во напитков | 85,7 | 980,1 | 7,0% |
| 12 | Пр-во табачных изделий | 221,8 | 1502,8 | 3,3% |
| 13 | Пр-во текстильных изделий | 37,3 | 1475,5 | 1,8% |
| 14 | Пр-во одежды | 17,8 | 802,9 | 1,6% |
| 15 | Пр-во кожи и изделий из кожи | 30,0 | 1172,3 | 2,0% |
| 16 | Обработка древесины и др. | 32,1 | 1392,0 | 1,6% |
| 17 | Пр-во бумаги и бумажных изделий | 97,3 | 3228,8 | 2,6% |
| 18 | Полиграфия и копирование | 42,5 | 1618,4 | 2,3% |
| 19 | Пр-во кокса и нефтепродуктов | 93,8 | 2451,3 | 1,7% |
| 20 | Химическая пром-ть | 94,1 | 2768,3 | 2,9% |
| 21 | Пр-во лекарственных средств и мед. материалов | 71,9 | 2531,5 | 2,6% |
| 22 | Пр-во резиновых и пластмассовых изделий | 74,7 | 2697,5 | 2,3% |
| 23 | Пр-во прочей неметаллической минеральной продукции | 76,0 | 2449,1 | 2,3% |
| 24 | Пр-во металлургическое | 97,2 | 3085,6 | 2,4% |
| 25 | Пр-во готовых металлических изделий, кр. машин и оборудования | 82,0 | 2317,7 | 2,9% |
| 26 | Пр-во компьютеров, электронных и оптических изделий | 111,0 | 2337,3 | 4,0% |
| 27 | Пр-во электрического оборудования | 116,5 | 2824,2 | 3,6% |
| 28 | Пр-во машин и оборудования, не включенных в др. группировки | 109,4 | 2612,7 | 3,7% |
| 29 | Пр-во автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 68,0 | 1988,0 | 2,1% |
| 30 | Пр-во прочих транспортных средств и оборудования | 93,8 | 2185,3 | 3,2% |
| 31 | Пр-во мебели | 27,3 | 1501,5 | 1,4% |
| 32 | Пр-во прочих готовых изделий | 31,7 | 1571,3 | 1,8% |
| 33 | Ремонт и монтаж машин и оборудования | 54,7 | 1547,0 | 3,0% |
| ВСЕГО по разделу С | 58,1 | 1948,0 | 8,4% |
Таблица
Показатели деятельности отраслей обрабатывающей промышленности
* Названия подразделов приведены в условном сокращенном виде.** Без учета социальных взносов.Источник: рассчитано автором на открытых данных ФНС России.
Полученный отраслевой профиль медианного уровня производительности труда по доходам по данным ФНС России оказывается в целом схож с результатами, полученными в ходе опроса, проведенного Банком России [5] и расчетами Е. Узяковой [4], однако имеет ряд отличий. Медианный уровень производительности труда в исследовании Банка России в 2016 г. составлял 1,6 млн рублей выручки на одного работника. Средние значения производительности в исследовании Е. Узяковой составляли от 630,45 тыс. рублей в текстильном и швейном производстве до 4366,25 тыс. рублей в химическом производстве и 4393,14 тыс. рублей в производстве транспортных средств и оборудования.
Полученное нами медианное значение производительности в 2019 г. в 1,9 млн рублей доходов (по бухгалтерской отчетности) на одного работника выше оценок Банка России, но ниже оценки Е. Узяковой; медианные значения по отраслям также отличаются на 0,5–1 млн руб. в большую сторону от медианных оценок Банка России. Химическое производство и металлургия находятся в лидерах по производительности, а легкая промышленность и производство прочих готовых изделий – в аутсайдерах, но по другим отраслям имеются существенные расхождения, установить причину которых сложно из-за особенностей группировки отраслей в анализе Банка России. Например, медианные показатели пищевой отрасли в расчете на данных ФНС значительно ниже, а производства электрооборудования – существенно выше, чем в итогах опроса Банка России, притом вряд ли за три года с 2016 по 2019 г. такие резкие изменения показателей могли иметь место. Выводы о значительной неоднородности отраслей по производительности труда при этом сохраняются и подтверждаются.
Расчетное медианное налоговое бремя существенно отличается от публикуемых официальных данных о среднеотраслевой налоговой нагрузке, притом, что среднеотраслевые значения, исключая подакцизные отрасли, достаточно к ним близки (см. таблицу 2). Во всех случаях результаты определялись с исключением явно несостоятельных наблюдений – с отрицательным, нулевым или превышающим 100% значением. Вопреки необычности такой ситуации, когда организация декларирует доходы, в несколько раз меньшие по сравнению с фактически уплаченными налогами, она оказывается далеко не единичной.
Таблица
Налоговое бремя (%)
Источник: рассчитано автором на открытых данных ФНС России.
Превышение средних значений над медианными может свидетельствовать о смещении налоговой нагрузки в пользу более крупных налогоплательщиков. Большинство (небольших) компаний по ключевым налогам пользуется теми или иными льготными режимами, в первую очередь упрощенным режимом налогообложения (без НДС), ограниченное число крупных организаций выносит на себе всю тяжесть налогового бремени.
Характеристики налоговой производительности российской промышленности представлены в таблице 3.
Таблица
Налоговая производительность
* Названия подразделов приведены в условном сокращенном виде.Источник: рассчитано автором на открытых данных ФНС России.
Следует оговориться о проблеме значительного распределения налоговой производительности в каждой из отраслей. В пределах отрасли объяснить различия только лишь применяемыми налоговыми режимами оказывается невозможным – то есть она действительно связана в том числе и с производительностью труда. Свою роль играют и очевидные ошибки при указании среднесписочной численности работников.
Наименьшие медианные значения отраслевой налоговой производительности ожидаемо оказываются в отраслях легкой промышленности – проблемных, с невысокой рентабельностью, – а также в деревообработке, где создание стоимости традиционно смещено в смежную целлюлозно-бумажную промышленность. Тем самым, в текущих условиях поддержка занятости или стимулирование расширения этих отраслей заведомо менее выгодны для государства с точки зрения налоговых поступлений по сравнению с высокотехнологичными отраслями.
Лидером среди отраслей обрабатывающей промышленности оказывается табачная отрасль, в силу высоких акцизов и, надо признать, высокого уровня автоматизации производства. Компании с небольшой заявляемой штатной численностью персонала являются источниками огромных налоговых поступлений для государства. Производство табачных изделий не создает рабочих мест, но играет существенную роль в структуре доходов от промышленности.
Наибольшие значения налоговой производительности демонстрируют высокотехнологичные отрасли, традиционно рассматриваемые как источники роста добавленной стоимости: производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. Действия государства по развитию именно этих отраслей и сегментов, наблюдаемые в последние годы, можно признать обоснованными: их развитие, увеличение рабочих мест, может привести к наилучшим результатам для бюджетных доходов. С другой стороны, эти же высокие значения налоговой производительности означают, что налоговое бремя высокотехнологичных компаний значительно выше по сравнению с другими предприятиями промышленности, а значит, есть резервы по выравниванию налоговой нагрузки.
Если исключить отрасли с явной дополнительной акцизной налоговой нагрузкой, – производство напитков и табака, – то на медианных и средних значениях предсказуемо прослеживается зависимость между налоговой производительностью и производительностью труда, наблюдаются высокие коэффициенты корреляции (Таблица 4). Существование этой зависимости предполагается из характера показателей (уплаченные налоги к числу работников и полученный доход к числу работников) и невысоких различий между показателями налогового бремени отраслей.
Таблица
Некоторые коэффициенты корреляции для рассматриваемых показателей
| Массив данных | Коэффициент корреляции |
| По медианным отраслевым значениям | |
| Все отрасли (24 значения) | 0,41 |
| Кроме производства напитков и табака | 0,88 |
| По средним отраслевым значениям | |
| Все отрасли (24 значения) | 0,29 |
| Кроме производства напитков и табака | 0,91 |
| По исходным данным на уровне отдельных предприятий | |
| Вся совокупность данных* | 0,21 |
На уровне медианных или средних представителей отраслей промышленности российская система налогообложения поддерживает горизонтальное равенство налоговых обязательств, единые ставки налогов (в первую очередь – НДС) обеспечивают взаимосвязь между создаваемыми доходами предприятий и уплачиваемыми налогами. Для совокупности предприятий-налогоплательщиков эта связь ослабевает, предприятия с более высокой производительностью труда могут иметь как более высокое, так и более низкое налоговое бремя. Говорить о явном, ярко выраженном стимулирующем или сдерживающем характере налоговой системы, обеспечивающем снижение бремени или, наоборот, увеличение сборов с эффективных промышленных предприятий, нет оснований.
Выводы и применение в государственной политике. С учетом наблюдаемого отказа от применения статистических показателей производительности труда в качестве целевых ориентиров государственной экономической политики, использование открытых данных налоговой и бухгалтерской отчетности может стать полезной альтернативой при анализе эффективности усилий по поддержке экономического развития. Показатель налоговой производительности, построенный на имеющихся данных, является хорошим и простым индикатором, отражающим одновременно экономические (рост бюджетных доходов) и социальные (поддержка занятости) задачи государства. Само по себе понимание, что одно рабочее место в промышленности приносит государству в год порядка 50–300 тыс. рублей, притом эту цифру можно при необходимости разложить по видам налогов, позволяет перейти от изолированных оценок создаваемых рабочих мест к более-менее реалистичным расчетам налоговых эффектов для бюджетов всех уровней.
Государству выгодно сосредотачиваться на развитии отраслей с высокой «налоговой отдачей», даже если допустить, что по мере увеличения производства и привлечения в них дополнительных трудовых ресурсов производительность несколько снизится.
Уже опубликованных открытых данных ФНС России достаточно для того, чтобы убедиться как в положительных сторонах налоговой системы (нейтральность для типичных представителей отраслей), так и в ее недостатках (существенные различия и «налоговой производительности», и налогового бремени между предприятиями в одних и тех же сегментах промышленности). Более того, эти данные могут как самостоятельно использоваться при анализе вопросов производительности труда, так и рассматриваться с точки зрения совершенствования механизмов мониторинга за деятельностью предприятий, совершенствования системы сбора и обработки отчетности.
Библиография
- 1. Цухло С. Оценки производительности труда в российской промышленности в 2015–2017 гг. // Экономическое развитие России. 2017. Т.24. № 10. С. 34–35.
- 2. Бессонова Е.В. Анализ динамики совокупной производительности факторов на российских предприятиях (2009—2015 гг.). // Вопросы экономики. 2018. № 7. С. 96–118. URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-7-96-118
- 3. Лавровский Б. Л., Хайруллина М. В., Волосская К. Н., Чуваев А. В. О производительности труда и одноименном национальном проекте. // ЭКО. 2020. № 6. С. 111–130.URL: https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2020-6-111-130
- 4. Узякова Е.С. Производительность труда и возможности роста экономики. // ЭКО. 2020. № 6. С. 87–110. URL: https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2020-6-87-110
- 5. Карлова Н., Пузанова Е., Богачева И. Производительность в промышленности: факторы роста. / Центральный банк Российской Федерации. 2019. URL: https://cbr.ru/content/document/file/90569/analytic_note_20191125_dip.pdf (дата обращения 06.06.2021)
- 6. Шаталова С., Громов В. Как рассчитать налоговую нагрузку на экономику РФ. // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. № 4. C. 69–78.
- 7. Корытин А., Шаталова С. Расчет показателей налоговой нагрузки и ее влияния на рентабельность в отраслях экономики. // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. № 4. C. 79–85.