Системный метод исследования развития человеческого потенциала: человек как субъект экономики и общества
Системный метод исследования развития человеческого потенциала: человек как субъект экономики и общества
Аннотация
Код статьи
S020736760017257-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Федорова Мария Николаевна 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт экономики РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
41-52
Аннотация

В статье обосновывается, что рассмотрение человека как субъекта экономики и общества в социально-экономической Системе дает возможность исследовать различные стороны развития человеческого потенциала на различных уровнях во взаимосвязи. Проанализированы основные показатели экономической и социальной подсистем, характеризующие развитие человеческого потенциала в России в период 2010-2019 гг. Обоснован ряд мер по развитию социальных функций государства, благотворительности и волонтерства.

Ключевые слова
социально-экономическая Система, экономическая подсистема, социальная подсистема, человек как субъект экономики и общества, человеческий потенциал, социальные функции государства, благотворительность, волонтерство
Классификатор
Дата публикации
09.12.2021
Всего подписок
12
Всего просмотров
794
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Развитие человеческого потенциала – важнейший приоритет социально-экономической политики. В статье 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации «сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан» выделено в качестве первоочередного национального интереса1.
1. См.: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2 При разработке мер по реализации этого положения необходимо учитывать, что человеческий потенциал – сложное, многогранное понятие. Оно объединяет качества человека, влияющие на результаты его трудовой и предпринимательской деятельности, – разнообразные способности, знания, навыки, умения, состояние здоровья, коммуникабельность, нравственно-духовные основы и т.п. Некоторые из них непосредственно используются в трудовой и предпринимательской деятельности, другие реализуются в социальной деятельности и повседневной жизни и оказывают косвенное воздействие на экономические результаты на уровне индивидов, хозяйствующих субъектов, регионов и национальной экономики в целом. В литературе обращается внимание на то, что в человеческом потенциале соединяются, с одной стороны, объективные характеристики – наличие тех или иных способностей человека, а с другой стороны, субъективные характеристики личности человека – его потребности и готовность совершить те или иные действия [9. С. 12-13; 11. С. 140].
3 Человеческий потенциал – воспроизводственное понятие. Его формирование, развитие и реализация осуществляются в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Для развития человеческого потенциала необходимо, чтобы в экономике и обществе существовал спрос на такое развитие.
4 В связи с этим возникает вопрос о выборе методологического подхода к исследованию процессов развития и реализации человеческого потенциала. В какой мере эти процессы обусловлены экономическими отношениями, а в какой мере – другими общественными отношениями, в какой мере зависят от индивида, а в какой мере обусловлены влиянием общества?
5 Очевидно, что для исследования социально-экономических условий, состояния и тенденций развития человеческого потенциала необходим методологический подход, предполагающий систему количественных и качественных показателей.
6 Известно, что часть человеческого потенциала поддается количественной оценке и сопоставлению инвестиций с приростом доходов. Это – человеческий капитал2. В экономической науке существуют два метода его оценки – метод накопленных затрат на воспитание детей, образование, профессиональную подготовку и переподготовку и поддержание здоровья (метод Дж. Кендрика) и метод капитализации дохода как дисконтированной величины заработков (существующих и ожидаемых в будущем с учетом вероятности дожития до определенного возраста) за весь период жизни человека (метод Д. Джоргенсона и Б. Фраумени).
2. В экономической литературе отмечается, что «человеческий потенциал по своей сути в рыночной экономике реализуется через конкретные формы капитала» (см.:5. С. 8)..
7 При таком подходе человек рассматривается как субъект, инвестирующий в развитие тех сторон его личности, которые непосредственно приносят доход. Это один из аспектов «экономического человека» – Изобретательного, Испытывающего ограничения, Имеющего ожидания, Оценивающего, Максимизирующего человека [1. С. 77]. Между тем, «экономический человек» – это абстрактная модель человека, функционирующего в «чистой» рыночной экономике, и его свойства выводятся из основ рыночной экономики [1. С. 338]. С одной стороны, эти свойства связаны с трудовой и предпринимательской активностью, с проявлением «людьми своей инициативы при наличии личной ответственности и самостоятельной деятельности, направленной на заработок и доход» [13. С. 322]. С другой стороны, как отмечают американские исследователи социально-экономических процессов в своей стране, имеющей длительный опыт доминирования свободного рынка, «невидимая рука рынка» приводит к росту коррупции и алчности [14. С. 23], развиваются «жадность, эгоизм, аморальность, готовность эксплуатировать других, нечестность» [10. С. 25].
8

Необходимо учитывать, что «чистая» рыночная экономика – это теоретическая модель, а реальная экономика является смешанной. Развитие человеческого потенциала – результат взаимодействия институтов государства и рынка, интересов человека, общества и государства. Человеческий потенциал воспроизводится и реализуется не только в рыночных формах, непосредственно связанных с вознаграждением за труд и прибылью, но и в нерыночных формах, например, в волонтерской и благотворительной деятельности. Важное значение для развития человеческого потенциала имеют также те стороны человека, которые опосредованно влияют на реализацию его способностей к труду и предпринимательской деятельности (например, склонность к определенным формам проведения досуга, возможность культурного отдыха, образ жизни в целом). Особую роль играют отношения в обществе – взаимопомощь, солидарность или взаимная отчужденность людей друг от друга. Не случайно в экономических исследованиях обращается внимание на то, что «в разных моделях современных технически развитых стран действует тенденция социализации экономики и общества» [3. С. 40], что «человеческий потенциал индивида в значительной мере формируется и развивается в процессах социализации личности» [4. С. 17]. Функции человека как субъекта общества развиваются по мере возрастания роли социальных факторов экономического роста [8. С. 99-100].

9 Все это свидетельствует о том, что человеческий потенциал – системное понятие, и его развитие необходимо исследовать в социально-экономической Системе3. Системный метод исследования человеческого потенциала дает возможность выявить роль вертикальных и горизонтальных, формальных неформальных отношений, институтов государства и рынка во всех подсистемах – экономической, социальной, политической, нравственно-духовной и семейно-бытовой – на макро-, мезо- и микроуровне в формировании, развитии и реализации человеческого потенциала. Он дает возможность выявить основные проблемы, существующие во всех подсистемах, и обосновать пути их решения.
3. Социально-экономическая Система объединяет совокупность вертикальных и горизонтальных, формальных и неформальных, личных и корпоративных, экономических, административных, социальных, культурных и т.п. связей между людьми, социальными группами и организациями (См.: 7. С. 6-7).
10 При этом исходной основой исследования человеческого потенциала является то, что в социально-экономической Системе человек – субъект экономики и общества, главная производительная сила и субъект социально-экономических отношений, фактор производства и субъект человеческого капитала, личность и член общества – выступает как ядро Системы и всех ее подсистем. Человек – «это своего рода микросистема, в которой, как в зародыше, представлены все сегменты, все аспекты развития Системы. … Все подсистемы в Системе рассматриваются как сфера деятельности человека – субъекта экономических, социальных, политических, нравственно-духовных и семейно-бытовых отношений» [6. С. 20]. Системный метод исследования дает возможность исследовать во взаимосвязи разные аспекты развития человеческого потенциала, которые могут быть выделены и рассматриваться как соотношение целого и его частей (демографический потенциал, трудовой потенциал, потребительский потенциал, потенциал здоровья, образования и т.д.), по уровням (национальный, региональный, корпоративный, индивидуальный) и т.д. В социально-экономической Системе взаимосвязи развития человеческого потенциала и социально-экономического развития страны многообразны, они осуществляются в различных плоскостях. Системный метод исследования дает возможность рассматривать человеческий потенциал как результат и как фактор устойчивого социально-экономического развития, раскрыть взаимодействие экономических, социальных, культурных и других факторов развития человеческого потенциала.
11 Системный метод исследования дает возможность выявить условия развития человеческого потенциала, связанные с особенностями структурных взаимосвязей в социально-экономической Системе страны. В российской социально-экономической Системе, исторически сложившейся с доминированием вертикальных отношений, социальные функции государства играют особую роль в социальной защите и социальном развитии, в финансировании образования и здравоохранения, в регулировании социально-трудовых отношений.
12 На развитие человеческого потенциала оказывает влияние также то, что социально-экономическая Система России – это открытая система, взаимодействующая с внешним миром через все подсистемы. Человек выбирает, где ему жить и работать, каких духовных ценностей и какого образа жизни придерживаться. Системный метод исследования дает возможность рассматривать влияние внутренних и внешних факторов на развитие человеческого потенциала.
13 Системный метод исследования человека как субъекта экономики и общества дает возможность избежать, с одной стороны, методологического индивидуализма в объяснении процессов формирования и развития человеческого потенциала, а с другой стороны, примата внешней среды по отношению к человеку. Человек как ядро социально-экономической Системы обладает собственными предпочтениями и, в то же время, включен в систему общественных отношений в определенной стране в определенный период времени. Человек как субъект экономики и общества в социально-экономической Системе – это синергический субъект, его решение может быть не просто результатом сопоставления своего мнения и различных вариантов мнений других людей по конкретному вопросу, а качественно иным вариантом, находящимся в другой плоскости.
14 Системный подход к человеку как субъекту экономики и общества дает возможность выделить обобщающие показатели, характеризующие развитие человеческого потенциала в Системе в целом и в ее подсистемах, прежде всего, в экономической и социальной4, и выявить основные проблемы его развития.
4. В экономической литературе отмечается, что «человеческий потенциал обладает системными свойствами и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей». (См.: 4. С. 17).
15 В качестве обобщающих показателей могут рассматриваться индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс социального прогресса, индекс процветания, индекс счастья жизни.
16 Индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития) – важнейший интегральный показатель, учитывающий ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и валовый национальный доход на душу населения (по паритету покупательной способности). За период 2010 – 2020 гг. место России по этому показателю повысилось с 65-го до 52-го, и Россия перешла из группы стран с высоким уровнем ИРЧП в группу стран с очень высоким уровнем ИРЧП5. Место России по индексу социального прогресса, учитывающего обеспечение основных потребностей, безопасности и развития человека, повысилось с 71-го в 2015 г. до 69-го в 2020 г.6 В то же время по индексу процветания, учитывающего показатели в сфере экономики, управления, образования, здравоохранения, безопасности, личных свобод, экологии и социального капитала, место России в период 2010 – 2020 гг. снизилось с 63-го до 76-го7. а по индексу счастья, учитывающему ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, уверенность в будущем, гарантии занятости, безопасность, гражданские свободы, стабильность семьи, доверие в обществе и т.д. – с 73-го до 76-го места8.
5. См.: URL: https:\\www.gtmarket.ru\ratings\human-development-index

6. См.: URL: https:\\www.gtmarket.ru\ratings\social-progress-index

7. См.: URL: https:\\www.gtmarket.ru\ ratings\legatum-prosperity-index

8. См.: URL: https:\\www.gtmarket.ru\ratings\world-happiness-report
17 В этой связи в социально-экономической политике государства необходимо больше уделять внимания мерам, определяющим фундамент благосостояния людей на перспективу, например, льготной ипотеке, налоговым вычетам, кредитам на получение образования и т.п.
18 При рассмотрении роли экономической подсистемы важное значение имеют показатели уровня занятости и безработицы, трудовой миграции, динамики среднедушевых денежных доходов населения, заработной платы и пенсий, доли населения, живущего за чертой бедности, фактического конечного потребления домашних хозяйств, дифференциации доходов (коэффициент Джини, коэффициент фондов, межрегиональная дифференциация).
19 Таблица 1
20 Показатели экономической подсистемы, характеризующие развитие человеческого потенциала*
2010 2015 2019 2019 в % к 2010
Численность занятых (тыс. чел.) 69934 72324 71939 103
Численность безработных (тыс. чел.) 5544 4204 3465 63
Уровень занятости (%) 67,7 69,1 59,4
Уровень безработицы (%) 7,3 5,6 4,6
Численность иностранных граждан, получивших в течение года разрешение на работу в РФ (тыс. чел.) 1640,8 1868,7 1793,7 109
Численность российских граждан, выехавших на работу за границу (чел.) 70236 57138 58044** 83
Среднедушевые денежные доходы населения (руб.) 18958 30254 35249 186
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (руб.) 20952 34030 47468 227
Средний размер начисленных пенсий (руб.) 7476 11986 14163 189
Доля населения, живущего за чертой бедности, % 12,5 13,4 12,3
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения (руб.) 195744 342731 436539 223
Коэффициент Джини 0,421 0,412 0,411
Коэффициент фондов 16,6 15,5 15,4
Межрегиональная дифференциация среднедушевых денежных доходов населения (раз) 5,7 4,7 5,0
Межрегиональная дифференциация среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (раз) 4,6 4,1 4,0
Межрегиональная дифференциация среднего размера начисленных пенсий (раз) 2,4 2,4 2,2
21 *Составлена по: Россия в цифрах. 2020. Стат. сб. // М.: Росстат, 2020. С. 32, 54, 88, 89, 102, 117, 119; Труд и занятость в России. 2017. // М.: Росстат, 2017. С. 19, 163; Труд и занятость в России. 2019. // М.: Росстат, 2019. С. 81; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. // М.: Росстат, 2020. С. 238-239, 240-241, 256-257; URL: https:\\gkis/ru\bgd\R11_14p\1ssWWW.exe\stg\d01\05-04.htm
22 ** 2018 г.
23 Рассмотрение показателей экономической подсистемы, характеризующих развитие человеческого потенциала (см. таблицу 1), свидетельствует о том, что, несмотря на сокращение численности населения в трудоспособном возрасте (в 2019 г. она составила 92,6% к 2010 г.)9, численность занятых растет. Резервом роста численности занятых является трудовая миграция – количество иностранных граждан, получивших разрешение на работу, растет и значительно превышает количество российских граждан, выехавших на работу за границу. Однако высококвалифицированных специалистов среди этих иностранных граждан – 50,1%, тогда как среди российских граждан, выехавших на работу за границу, 90,1% имеют высшее и среднее специальное образование10. Россия теряет высококвалифицированных работников.
9. См.: Россия и страны мира. 2020. // М.: Росстат, 2020. С. 76.

10. По данным на 2018 г. См.: Труд и занятость в России. 2019. // М.: Росстат. 2019. С. 80, 83.
24 Одним из путей повышения эффективности использования человеческого потенциала является повышение производительности труда. В соответствии с национальным проектом «Производительность труда и поддержка занятости», предусмотренным Указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» № 204 от 07.05.2018 ставилась задача ежегодного роста производительности труда в несырьевых отраслях на 5 %, однако реально ежегодный рост производительности труда остается на прежнем уровне: 2017 г. – 2,1%, 2018 г. – 2,8%, 2019 г. – 2,0%11.
11. См.: Российский статистический ежегодник. 2020. // М.: Росстат, 2020. С. 122.
25 Рассмотрение показателей экономической подсистемы, характеризующих развитие человеческого потенциала, свидетельствует о росте среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной палаты, среднего размера начисленных пенсий и фактического конечного потребления домашних хозяйств, снижении доли населения, живущего за чертой бедности. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в течение нескольких лет (2014-2017 гг.) происходило снижение реальных располагаемых доходов населения по сравнению с предыдущим годом, в 2018 и 2019 гг. был незначительный рост, а в 2020 г. в результате последствий пандемии коронавируса они снова снизились. При этом соотношение среднедушевых денежных доходов населения с прожиточным минимумом уменьшилось с 333% в 2010 г. до 324% в 2019 г., а соотношение среднего размера начисленных пенсий с прожиточным минимумом – со 165% до 157%. Позитивным изменением было то, что в рассматриваемом периоде соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной палаты с прожиточным минимумом увеличилось с 341% до 402%12, но это не смогло изменить тенденцию снижения соотношения среднедушевых денежных доходов населения с прожиточным минимумом.
12. См.: Россия в цифрах. 2020. // М.: Росстат. 2020. С. 118-119.
26 В настоящее время минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 473-ФЗ от 29.12.2020 г. минимальный размер оплаты труда будет составлять 42% медианной заработной платы, а прожиточный минимум рассчитываться не по потребительской корзине, а как 44,2% медианного среднедушевого дохода. Такой монетарный подход, в отличие от расчета по потребительской корзине, не дает ответа на вопрос о том, что может купить человек на данную сумму денег. Эта проблема обостряется в условиях роста цен на потребительские товары и услуги и задолженности населения по потребительским кредитам.
27 Известно, что еще в советский период экономисты считали необходимым рассматривать заработную плату не только как форму распределения по труду, но и как форму возмещения затрат на рабочую силу. Минимальной заработной платы должно хватить на удовлетворение основных жизненных потребностей человека. В условиях смешанной экономики закон возмещения затрат на рабочую силу тем более необходимо учитывать. В связи с этим нельзя полостью отказываться от потребительской корзины, а целесообразно сравнивать результаты расчетов по медианному доходу и по потребительской корзине, чтобы корректировать величину прожиточного минимума. Необходимо также расширение мер государственного регулирования, направленных на снижение роста цен на потребительские товары, прежде всего, на продовольствие, например, компенсации торговым сетям убытков, связанных с продажей по низким ценам.
28 Одной из острых проблем развития человеческого потенциала в России является высокий уровень дифференциации доходов населения, заработной платы, пенсий и льгот. Как известно, оптимальным значением неравенства доходов в мировой практике считается 6-7 раз, а коэффициента Джини 0,2-0,3 [2. С. 265]. В России, как видно из таблицы, коэффициент Джини снижается, однако его уровень в 2019 г. был примерно одного порядка с США (0,414), но выше, чем в Китае (0,385) и в развитых странах Европы (0,274 – 0,348)13.
13. См.: Россия и страны мира. 2020. // М.: Росстат, 2020. С. 105-107.
29 Межрегиональная дифференциация среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднего размера начисленных пенсий сокращается, но еще остается значительной.
30 Следует отметить, что в настоящее время принимаются меры по выравниванию оплаты труда в бюджетной сфере в регионах. В ст. 144 Трудового кодекса РФ внесено дополнение о предоставлении Правительству РФ полномочий по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда. Например, в здравоохранении установлены фиксированный минимальный оклад в каждой квалификационной группе и типовая норма труда на одну ставку, при этом региональные доплаты сохраняются.
31 Очевидно, что для решения этой проблемы необходимы меры, заинтересовывающие бизнес в создании предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами в регионах с низким уровнем заработной платы, например, налоговые льготы, использование механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с Федеральным законом «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» от 01.04.2020 № 69-ФЗ.
32 Социальную подсистему как пространство формирования и развития человеческого потенциала, как сферу взаимодействия интересов человека, общества и государства характеризуют показатели социальных расходов государства, корпораций и индивидов, участия людей в благотворительной и волонтерской деятельности.
33 Таблица 2
34 Показатели социальной подсистемы, характеризующие развитие человеческого потенциала*
35

36 * Составлена по: Россия в цифрах. 2020. Стат. сб. М.: Росстат, 2020, с. 132, 166, 167, 467, 468; Российский статистический ежегодник. 2020. М.: Росстат 2020 с. 168, 234, 235, 523
37 Как уже отмечалось, системный метод исследования развития человеческого потенциала обосновывает, что в России в социальной подсистеме основную роль традиционно играют социальные функции государства. Как свидетельствуют данные таблицы 2, в рассматриваемом периоде расходы консолидированного бюджета на образование и здравоохранение выросли более, чем в 2 раза. Основы развития человеческого потенциала на перспективу расширяются. Однако наметились тенденции к снижению доли социальных расходов в ВВП и перекладыванию их на население. Следует также отметить, что доля расходов на социальную защиту в государственном бюджете РФ составляла в 2019 г. 34,1%, а в развитых европейских странах – 35-54%, в США – 40,9%, в Японии – 56,6%14.
14. См.: Россия и страны мира. 2020. // М.: Росстат. 2018. С. 315-316.
38 В экономической литературе идет дискуссия о перспективах развития социального государства – должно оно быть нацелено, прежде всего, на обеспечение людей общественными благами или на помощь им в трудоустройстве и открытии собственного дела. Системный метод исследования показывает, что в основе этой дискуссии – проблема соотношения функций государства и рынка в смешанной экономике. Как отмечает Дж. Стиглиц, «в последние десятилетия рынки не слишком хорошо справлялись с созданием основ достойной жизни для всех» [10. С. 269]. Это свидетельствует о необходимости сочетания патерналистских функций и содействия гражданам в поиске собственных источников роста доходов в системе социальных функций государства. Для развития человеческого потенциала целесообразно «расширение использования универсального подхода в обеспечении социальной помощью, социальным страхованием, качественными базовыми услугами» [12. С. 115].
39 Это важно, поскольку взаимодействие экономической и социальной подсистем проявляется в дифференциации социальных расходов домохозяйств в зависимости от уровня доходов. Так, по данным Росстата, в 2019 г. домохозяйства с наименьшим уровнем доходов тратили на образование, здравоохранение, организацию отдыха и культурные мероприятия 6,7% своих доходов, а домохозяйства с наибольшим уровнем доходов – 16,3%15.
15. Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2020. // М.: Росстат, 2020. С. 169.
40 Необходимо отметить, что в социальной подсистеме возрастает роль социальной ответственности бизнеса. За период 2009-2017 гг. доля социальных расходов в затратах организаций на рабочую силу выросла с 19,9% до 23,2%, а в абсолютном выражении – в 2,43 раза16.
16. Рассчитано по: Труд и занятость в России. 2019. // М.: Росстат. 2019. С. 98; Труд и занятость в России. 2013. URL: https:\\gkis/ru\bgd\regl\B11-36\1ssWWW.exe\stg\d2\08-02htm
41 Внимание к социальным проблемам своих работников и благотворительности традиционно присущи российскому бизнесу со времен Российской Империи. Традиционным было также не проявлять тщеславия и хвастовства в этих сферах. Представляется, что в обществе необходимо сохранять добрую память о таких людях. Например, в одном ряду с героями войн и выдающимися государственными деятелями чтить также предпринимателей-благотворителей.
42 Данные таблицы 2 свидетельствуют о росте расходов домашних хозяйств на образование, здравоохранение, организацию отдыха и культурных мероприятий и доли этих расходах в общем объеме потребительских расходов. Необходимо отметить, что, по данным выборочного обследования Росстата, приоритетными целями сбережений населения являются лечение, отдых и образование17. При этом государство поддерживает стремление людей к здоровому образу жизни. Так, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса РФ в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказание ему физкультурно-оздоровительных услуг» от 05.04.2021 г. № 88-ФЗ предоставляется налоговый вычет по сумме затрат на физкультурно-оздоровительные услуги в размере 120 тыс. руб. О стремлении к собственному духовному развитию и культуре свидетельствует увеличение числа зрителей в театрах и числа посещений музеев.
17. См.: URL: https:\\www.gks.ru
43 О росте взаимопомощи и сплоченности в обществе свидетельствует то, что доля лиц в возрасте 15 лет и более, являющихся членами общественных, добровольных или благотворительных организаций (движений), увеличилась за 2011-2018 гг. с 2,3% до 5,6%18. Особенно актуальным волонтерское движение стало в условиях пандемии коронавируса.
18. См.: Российский статистический ежегодник. 2018. // М.: Росстат. 2018. С. 249; Россия в цифрах. 2020. // М.: Росстат. 2020. С. 258.
44 Волонтерство – это нерыночная форма развития человеческого потенциала, при которой добровольная общественно полезная деятельность человека вносит вклад в воспроизводство человеческого потенциала на уровне региона и страны, совершенствование социальных отношений в обществе. Для ее развития в России важное значение имеет государственная поддержка, система льгот для волонтеров, некоммерческих организаций, привлекающих волонтеров, и коммерческих организаций, осуществляющих пожертвования. Ряд льгот, введенных для волонтеров в период пандемии коронавируса на федеральном и региональном уровнях (например, оплата транспортных расходов, питания, проживания, дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы и т.п.), целесообразно продлить. В качестве дополнительных льгот можно было бы установить для людей, имеющих волонтерские книжки, скидки в магазинах подобно тем, которые существуют по социальным картам.
45 Таким образом, системный метод исследования, предполагающий рассмотрение человека как субъекта экономики и общества в социально-экономической Системе, дает возможность рассматривать взаимосвязь и взаимное влияние разных аспектов развития человеческого потенциала, раскрыть основные направления развития экономической, социальной, политической и культурной среды, необходимые для укрепления здоровья, повышения материального достатка, расширения возможностей человека и обеспечения социальной справедливости, обосновать меры по укреплению взаимодействия государства, бизнеса и человека в решении проблем преодоления тенденции снижения реальных располагаемых доходов населения и их чрезмерной дифференциации, обеспечении равного доступа к социальным благам.

Библиография

1. Автономов В. В поисках человека. Очерки по истории и методологии экономической науки // М., Спб.: Изд-во Института Гайдара. Факультет свободных искусств и наук СпбГУ. 2020.

2. Воейков М.И., Анисимова Г.В. Политическая экономия неравенства // М.: ЛЕНАНД. 2018.

3. Зяблюк Р.Т. Проблема Человека в процессе смены экономических систем \\ «Вопросы политической экономии. 2020. № 1.

4. Елкин С.Е. Управление человеческим развитием // М: ФГБОУ ВПУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова». 2015.

5. Развитие человеческого потенциала и человеческого капитала: теоретические и практические аспекты / Под ред. Царегородцева Ю.Н. // М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. 2014.

6. Российская социально-экономическая Система: реалии и векторы развития / Изд-е 4-е, перераб. и доп. Под ред. Гринберга Р.С., Савченко П.В. // М.: ИНФРА-М. 2021.

7. Савченко П.В., Федорова М.Н. Система: тенденции ее развития // М.: ИЭ РАН. 2011.

8. Савченко П.В., Федорова М.Н. Социальные аспекты устойчивого и динамичного развития российской экономики \\ Вестник Института экономики РАН. 2020. № 3.

9. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития // М.: Наука. 2007.

10. Стиглиц Дж. Люди, власть и прибыль. Прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства // М.: Альпина Паблищер. 2021.

11. Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под ред. Саралиевой З.Х. Т. I. // Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ. 2017.

12. Шестакова Е.Е. Современнее социальное государство: патрон или помощник? \\ Вопросы теоретической экономики. 2019. № 2.

13. Эрхард Л. Благосостояние для всех / В кн. «Мировая экономическая мысль сквозь призму веков». Т. IY. // М.: Мысль. 2004.

14. Reid D.G. Social policy and planning for the 21st century: in search of the next great social transformation» // NY: Boutledge. 2017.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести