Императивы европейских миграционных процессов
Императивы европейских миграционных процессов
Аннотация
Код статьи
S020736760006416-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Седлов Алексей  
Должность: Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Аффилиация: Институт экономики РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
61-76
Аннотация

В статье показано, что императивами миграции населения являются объективные экономические законы, а их ядром − положение неоклассической теории, определяющее главным мотивом движения населения территориальные различия в заработной плате. В контексте различий в оплате труда проведен анализ основных направлений миграционных потоков в европейском формате, а страны ЕС и СНГ ранжированы по степени миграционного притяжения. Автор подчеркивает, что правовые  методы регулирования способны эффективно воздействовать на рынок квалифицированного труда, массовая миграция, напротив, слабо вписывается в правое поле. 

Ключевые слова
законы и мотивы миграции, неоклассическая теория, рейтинги заработной платы, миграция в странах ЕС и СНГ
Классификатор
Получено
18.09.2019
Дата публикации
20.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1828
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Миграция возникла вместе с появлением на земле человека как движение населения на территории с лучшими условиями для жизни. Новые географические открытия, прогресс технологических укладов и общественных отношений происходили в парадигме углубления глобального экономического и социального неравенства и, как следствие, роста миграции на более выгодные территории. Параллельно в развитых территориях происходили интенсивные миграционные процессы, связанные с углублением разделения труда и формированием диверсифицированных рынков. Со временем два этих направления трансформировались в массовую миграцию и рынок квалифицированной рабочей силы. Очевидно, что условия и причины движения на этих рынках различаются. Вместе с тем, позиция главного мотива движения населения в сторону лучших территорий, остается незыблемой.
2 Классические законы миграции Э. Равенштайна рассматривали относительно простые формы перемещения населения, основанные на мотивах движения из бедных стран (территорий) в богатые, т.е. массовые миграции. Более поздние теории возникли в эпоху промышленных революций и столкнулись с необходимостью отразить движение носителей социальных и инженерных компетенций, опыта, интеллекта. Очевидно, что современные теории более сложны, основаны на учете значительного числа факторов и условий. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в основании более сложной иерархии мотивов и условий движения субъектов современного миграционного обмена, лежат относительно простые формы мотивации1. Не претендуя на новые трактовки и определения миграции, ограничим круг рассматриваемых проблем движением населения на более выгодные территории, «миграцией экономической и социальной»2[1. С. 28].
1. Данное утверждение может представляться спорным, так как генезис и соподчиненность законов миграции могут иметь неоднозначную трактовку, особенно на фоне свободы выбора компонентов анализа.

2. В нашем рассмотрении экономическая и социальная миграция неразделимы, так как труд, доходы, воспроизводство рабочей силы реализуются в контексте общественных отношений в стране пребывания.
3 Настоящая работа имеет целью рассмотреть основные законы миграции и обосновать в качестве ядра системы оценки миграционных процессов неоклассическую теорию. Определив главным мотивом международной миграции территориальные различия в заработной плате, автор предлагает ранги стран ЕС и СНГ, которые лежат в основе оценки миграционной привлекательности и, соответственно, определяют направленность миграционных потоков в европейском измерении. При этом политические запреты постепенно нивелируются экономическими законами в контексте расширения ЕС, трансформации СНГ и поэтапной реализации соглашения об ассоциации с ЕС Украины и Молдавии.
4 Неоклассическая теория миграции как основа оценки движения и интеграции человеческих ресурсов. Современные миграционные процессы поражают многообразием социального и профессионального состава перемещаемых лиц, экономических и иных причин и целей движения, условий в стране исхода, форм и времени пребывания в стране назначения. «Объединяет их два принципиальных обстоятельства»[11. С.107]. В этом качестве автор интерпретирует два закона основоположника экономической теории миграции Э. Равенштайна, которые позволили объяснить главные мотивы движения населения: «по экономическим мотивам» и «на соседние территории»[2]. Всего в главном труде ученого «Законы миграции» (1885) были представлены семь (впоследствии одиннадцать) правил (алгоритмов) перемещения населения между странами, которые вполне применимы для оценки тенденций и прогнозов международной миграции в настоящее время3.
3. В ХХ-м веке, особенно во второй его половине, экономические законы миграции были существенно дополнены значительным числом теоретических подходов к идентификации, оценке причин возникновения и последствий трансформирующихся миграционных процессов.
5 Последователи ученого, которых следует отметить в контексте предварения неоклассической теории, в своих исследованиях опирались на основы, заложенные в трудах Э. Равенштайна4.
4. Отметим, что законы миграции Э.Равенштайна, в полной мере определяют и перемещение населения, не имеющего тесной связи с рынком труда.
6 Так, М. Пиоре5 впервые сформулировал теорию двойного рынка труда, в соответствии с которой в развитых странах сегмент низкоквалифицированной рабочей силы замещается в основном мигрантами из бедных стран [3]. Более поздние исследователи (А. Портес, Д. Солоу и др.) рассматривали международную миграцию как важную составную часть экономики развитых стран и общего мирового хозяйства, а мигрантов − как человеческий капитал, создающий национальный доход и обеспечивающий общественный прогресс.
5. Э. Ли разработал законы движения массовой миграции, характеристики ее экономического поведения в странах реципиентах, а главное − мотивы ее использования на рынках труда развитых стран,
7 Важнейший вклад в экономическую теорию миграции внес американский социолог Э. Ли, который в качестве мотивов миграции определил факторы выталкивающие и притягивающие [4]. К ним ученый отнес доходы, безопасность, возможность выхода на рынок труда. Теория факторов, лежит в основе краеугольной научной проблемы – определения понятий и содержания миграционного притяжения или привлекательности страны, территории, проекта, которые в свою очередь, должны лечь в основу количественных оценок принимаемых решений (концепций, распоряжений правительств, проектов) или оценок результатов миграционной политики.
8 Ядром экономических законов миграции является неоклассическая теория (М. Фридман, П. Самуэльсон), которая определяет миграцию как результат географических различий в спросе и предложении труда, а международную трудовую миграцию обусловливает различиями в заработной плате.
9 Многими современными теоретическими подходами главный постулат неоклассической теории миграции (основа миграции – территориальные различия в заработной плате) оказался подвергнут ревизии и существенно дополнен, в частности теорией гравитационных моделей (Ф. Керри, Д. Стюарт). Вместе с развитием экономики и международных связей возникли новые информационные сети, международные организации содействия миграции, диаспоры, появились определенные группы мигрантов, которые стали идентифицироваться без привязки к территориям, а основными мотивами перемещения перестали быть только территориальные различия в заработной плате.
10 Рассматриваются новые алгоритмы миграционного движения населения в контексте глобализации и с учетом значительного многообразия факторов, оказывающих влияние на миграцию. Первый подход опирается на теорию миграционных систем, автором которой является М. Критц. По его мнению, при изучении миграционных процессов следует исходить из их системного характера по группам взаимодействующих стран. Социолог Дуглас Массей создает синтетическую теорию миграции, всеобъемлющую модель международной миграции, которая предполагает анализ структурных факторов, порождающих миграцию в развивающихся странах и странах, переживающих структурную трансформацию; выявление механизмов создания спроса на мигрантов в развитых странах; исследование мотиваций мигрантов; анализ возникновения транснациональных социальных структур, поддерживающих международное миграционное движение, и выявление сути их обратного влияния на международные миграционные процессы [5]. Важным аспектом разработанной Д. Массеем теории анализа последствий миграции явилось понимание связей мигрантов с семьями, друзьями, знакомыми в других странах, а также положение о том, что денежные переводы, отправляемые ими на родину, по существу являются инвестициями в экономику страны происхождения [5].
11 На волне глобализации получили развитие многие научные подходы в изучении миграционного движения. Так, в парадигме глобализации, то есть процессов, которые ослабляют национальные государства, рассмотрена концепция транснациональной миграции. Введены понятия «трансмигрант» и «транснационализм». Автор концепции Ш. Глик подвергла сомнению распространенный в классических социологических исследованиях тезис, согласно которому сообщества рассматриваются как локализованные и связанные с локальной культурой, и для того, чтобы стать частью принимающего сообщества, мигранты должны приспосабливаться или ассимилироваться в местной культуре [6. С. 203].
12 Не ослабевает интерес к рассмотрению проблемы на микроуровне и в наше время. Так, Д. Юрков и Г. Бычков в микроэкономической теории рассматривают уже не процессы, на которые влияет миграция, а самого мигранта. В данной теории индивид берется в качестве рационального агента экономической системы, способного в выборе мигрировать или не мигрировать опираться на количественные показатели выгод и издержек, которые будут сопутствовать миграции. Для понимания решения индивида, авторы предлагают формулу, учитывающую его персонифицированные экономические характеристики и возможности в стране переезда [7].
13 В начале второго десятилетия миллениума, вместе с подъемом российской экономики и пиковыми значениями иммиграции в Россию, на уровне практических решений возникла необходимость в упорядочении и ограничении в страну потоков в основном неквалифицированной рабочей силы из стран СНГ. В этот период гравитационные модели миграции получили развитие в трудах отечественных экономистов [8. С. 3]. В ряде научных работ подход, заимствованный в неоклассической теории миграции (когда за основной критерий миграционного притяжения принимаются различия в средней заработной плате территорий выезда и пребывания), был доведен до математических расчетов и готовности к практическому применению[9. С. 29]. Предполагалось полученные количественные оценки численности потенциальных мигрантов, рассчитанные с учетом миграционной привлекательности регионов, использовать для прогнозов миграционной ситуации и для установления квот по регионам на прием мигрантов. Однако эксперимент не удался, и готовность к практическому применению гравитационных моделей миграции не состоялась, так как Министерством труда России при установлении квот предпочтение было отдано механизму расчета потребностей региона в иностранной рабочей силе, определяемых на основе суммирования заявок от всех хозяйствующих субъектов.
14 Значительное многообразие теоретических подходов и алгоритмов, разработанных на основе и с учетом теории Равенштайна, «неоклассической» теории миграции, позволяет современным исследователям использовать необходимый арсенал представлений и оценок миграционных процессов и моделей применительно к конкретным объектам и научным целям.
15 Так, например, для оценки движения групп квалифицированных специалистов в сфере организации банковских технологий вполне уместна теория трансграничной миграции Ш. Глик. В то же время она не подходит для анализа и регулирования массовой миграции (например, из стран Центральной Азии в Россию)6.
6. Примеры эклектичной «примерки» многочисленных научных подходов к реальным условиям могут послужить основой для неверных выводов и методов регулирования миграционных процессов.
16 Вместе с тем, очевидно, что данное неоклассической теорией определение мотивов миграции (территориальные различия в заработной плате) может быть дополнено характеристиками уровня, качества жизни, географическими, климатическими и иными факторами удерживающими, выталкивающими и притягивающими, которые могут иметь личный характер. Однако более широкая трактовка не изменит существа основного мотива миграции, тем более что в реальной жизни при комплексной, агрегированной оценке мотиваций эти дополнения чаще называют «прочие равные условия».
17 Основные направления миграционных процессов в границах Евросоюза. Неоклассическая теория определяет территориальные различия в заработной плате основой миграционного движения населения, трудовых ресурсов. Эти региональные различия в заработной плате, являющиеся причиной перемещения населения в европейских границах, представлены в табл. 1. Выборка произведена по странам ЕС-287 и ранжирована по субъектам Союза с учетом возрастания уровней заработной платы.
7. Договор о создании ЕС был подписан 7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды). К 1 января 1995 года Союз объединял 15 стран-участниц. В последующем ЕС расширялся преимущественно за счет стран Восточной Европы: в 2004 году были приняты 10 новых членов, в 2007 еще 2страны, а 1 июля 2013 года Хорватия стала 28-ым членом Союза.
18

Таблица 1

Стоимость рабочего времени и среднемесячные зарплаты по странам Евросоюза

19
Nr. Страны ЕС Сокр. Стоимость 1 часа Среднемесячная брутто-зарплата, евро Среднемесячная брутто-зарплата, рубли *
1 Болгария BG 4.10 € 656.00 € 48'086.00 RUB
2 Румыния RO 5.10 € 816.00 € 59'814.00 RUB
3 Литва LT 5.70 € 912.00 € 66'851.00 RUB
4 Латвия LV 6.40 € 1'024.00 € 75'061.00 RUB
5 Венгрия HU 7.20 € 1'152.00 € 84'444.00 RUB
6 Польша PL 7.60 € 1'216.00 € 89'135.00 RUB
7 Словакия SK 8.10 € 1'296.00 € 94'999.00 RUB
8 Чешская Республика CZ 8.20 € 1'312.00 € 96'172.00 RUB
9 Эстония EE 8.70 € 1'392.00 € 102'036.00 RUB
10 Хорватия HR 9.00 € 1'440.00 € 105'554.00 RUB
11 Греция GR 10.80 € 1'728.00 € 126'665.00 RUB
12 Португалия PT 11.30 € 1'808.00 € 132'529.00 RUB
13 Мальта MT 12.90 € 2'064.00 € 151'294.00 RUB
14 Кипр CY 13.30 € 2'128.00 € 155'986.00 RUB
15 Словения SI 14.20 € 2'272.00 € 166'541.00 RUB
16 Испания ES 15.90 € 2'544.00 € 186'479.00 RUB
17 Италия IT 20.40 € 3'264.00 € 239'256.00 RUB
18 Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии8 UK 21.30 € 3'408.00 € 249'811.00 RUB
19 Франция FR 24.20 € 3'872.00 € 283'823.00 RUB
20 Австрия AT 25.00 € 4'000.00 € 293'206.00 RUB
21 Финляндия FI 25.60 € 4'096.00 € 300'243.00 RUB
22 Швеция SE 25.80 € 4'128.00 € 302'588.00 RUB
23 Германия DE 26.40 € 4'224.00 € 309'625.00 RUB
24 Нидерланды NL 26.40 € 4'224.00 € 309'625.00 RUB
25 Ирландия IE 26.70 € 4'272.00 € 313'144.00 RUB
26 Бельгия BE 28.90 € 4'624.00 € 338'946.00 RUB
27 Люксембург LU 33.00 € 5'280.00 € 387'031.00 RUB
28 Дания DK 36.60 € 5'856.00 € 429'253.00 RUB
Источник: рассчитано на основе данных: RU-GED. DE /salary/europe.html. Курс евро на 12 июня 2019 г. составляет 73,30 руб. по курсу Европейского Центрального банка.
8. В настоящее время Северная Ирландия входит в состав Великобритании, в которой в 2016 г. был проведен референдум и принято решение о выходе из ЕС (брексит). Республика Ирландия с 1949 г. суверенное государство, сейчас являющееся членом ЕС.
20

Приведенные данные можно представить в виде диаграммы (Рис. 1), из которой видно, что средние размеры оплаты труда в Евросоюзе существенно различаются по странам.

21 Рис. 1. Сравнение средних зарплат в странах Евросоюза в 2018 году Источник: рассчитано на основе данных: RU-GED. DE /salary/europe.html. Курс евро на 12 июня 2019 г. составляет 73,30 руб. по курсу Европейского Центрального банка.
22 Так в Болгарии минимальный средний размер брутто-зарплаты составляет 4.10 €, а в Дании 36.60 € в час. Следуя логике неоклассической теории, страны имеют разную миграционную привлекательность. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что теория в реальной жизни дает лишь главный вектор движению миграционных потоков, который корректируется историческими традициями, многообразия факторов, выталкивающих и притягивающих, и происходит в рамках субъективных правил регулирования, устанавливаемых принимающей стороной.
23 Более внимательный взгляд на представленную таблицу различий в средних заработных платах европейских стран может дать основание для графического представления алгоритма миграционных приоритетов и реальных перемещений беженцев из Африки и Азии9, векторов перемещений квалифицированной рабочей силы внутри Евросоюза, установок массового движения населения стран Восточной Европы в западном направлении. Статистика подтверждает, что миграционные приоритеты беженцев − наиболее богатые страны, составляющие ядро ЕС: Германия, Франция, страны Северной Европы. Последнее время предпочтения миграционных направлений в сторону более богатых территорий постоянно становятся основанием для ограничений и отказов10. В странах ЕС количество поданных прошений на убежище сокращается третий год подряд и достигло докризисного уровня 2014 года - 664 тысячи11. Наибольшей популярностью пользуется Германия – 182 тысяч прошений. При этом в странах ЕС наибольшего значения показатель достигал в 2015 году – 1,4 млн.12
9. Наибольшие проблемы ЕС создают миграционные процессы по линии «Юг–Север».

10. Ситуацию усугубляют теракты ИГИЛ во Франции и Бельгии, выступления, протесты, примеры антисоциального поведения мигрантов в Германии, Греции и других странах ЕС..

11. В среднем удовлетворяются примерно половина прошений.

12. Источник: >>>> .
24 Мотивом для действий стран ЕС в парадигме ограничений миграции [12. С. 111] являются чрезмерные потоки беженцев и экономических мигрантов13, которые требуют не только дополнительных финансовых средств, но и создают немалое количество социальных рисков в рамках стран и Союза в целом.
13. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что потоки беженцев снизились по причине затухания сирийского конфликта и постепенного возвращения беженцев на искомые территории (главным образом из арабских стран).
25 Следствием экономического неравенства, территориальных различий в заработной плате между странами внутри ЕС14, являются серьезные экономические и социальные проблемы в Союзе. Например, одним из вызовов следует считать стабильное уменьшение численности постоянного населения стран Балтии за счет массовых перемещений в западном направлении (см. табл. 2).
14. В связи с принятием в 2003 году в ЕС новых «бедных» членов и возникновением миграционных потоков по линии «Восток–Запад».
26 Таблица 2 Численность населения стран Балтии в 1991 и в 2018 году (млн. чел.)
27
Страна 1991г15. 2018г.
Литва 3,7 2,8
Латвия 2,5 1,5
Эстония 1,5 1.3
15. 1991 г. – год объявления независимости стран Балтии (выхода из состава СССР).
28 Источник: рассчитано на основе https://news.ru/v-mire/pribaltika-litva-emigraciya-demografiya/.
29 Население Литвы, Латвии, в меньшей мере Эстонии, чаще в наиболее трудоспособном возрасте, в массовом порядке мигрирует в страны Западной Европы, чаще в Великобританию16. По словам экспертов, в Литве и Латвии гарантировано можно найти работу только в госструктурах, и то по знакомству, промышленные объекты находятся в упадке17. Недостаток рабочих рук компенсируют, в незначительной для экономики страны степени, мигранты из Украины, которые в большем числе едут на заработки в Польшу и далее в страны Западной Европы.
16. До решения о Брексите. Формально еще не покинувшая ЕС Британия фактически приостановила потоки восточной иммиграции.

17. Источник: >>>>
30 На Британских островах оказались неготовы к приему избыточного количества неквалифицированных работников из стран Восточной Европы - новых членов ЕС, что в значительной степени послужило основанием для выхода Великобритании из Союза18. Примером возникновения в пределах ЕС диспропорций на рынке труда можно считать массовую молодежную миграцию в богатые страны Европы из Греции, которая в течение почти десяти лет не может преодолеть масштабный социально-экономический кризис. В стране фактически без новых кадров оказались больницы и иные объекты здравоохранения. Квалифицированные испанцы стремятся по возможности утвердить себя в территориях западных соседей, обедняя тем самым национальные кадры. Те же кадровые угрозы несут и соответствующие миграционные предпочтения находящихся в наиболее трудоспособном возрасте граждан Румынии и Болгарии19. В палитру экономических диспропорций рынка труда и негативных демографических процессов в странах исхода вписывается начало массовой, большей частью неквалифицированной, миграции на Запад украинцев и молдаван20.
18. Сам brekzit (референдум о выходе из ЕС) состоялся 23 июня 2016 года, 52% британцев высказались за выход из ЕС..

19. Эти страны, в соответствии с поэтапным вступлением в силу договора 2003 года о расширении состава ЕС последними получили право на свободное перемещение в западные страны Союза.

20. Для этих стран в рамках Договора об ассоциации с ЕС в 2017 году были отменены визы в страны Союза.
31 Оставляя открытым вопрос экономической целесообразности отмеченных миграционных процессов и иммиграционной модели стран Европы в целом, укажем на объективный характер этих перемещений и возможности смоделировать миграционные алгоритмы, проецировав их на карту зарплатных различий, представленных в табл. 1.
32 Условно страны Евросоюза можно разделить на группы21, ранжировав их в определенных диапазонах средних заработных плат22. Так, третья группа – страны Восточной Европы и Балтии с уровнем средней зарплаты ниже 1,5тыс. евро. Вторая – страны Центральной и Южной Европы с уровнем зарплаты в диапазоне 1,5-4,0 тыс. евро и первая группа – страны Западной и Северной Европы, уровень заработной платы в которых выше 4,0 тыс. евро в месяц (в зависимости от целей исследования могут быть приняты иные интервалы и группировки). Ранжиры, группировки по зарплатным признакам могут позволить более четко структурировать и управлять миграционными процессами.
21. Количественные критерии отнесения могут меняться, поэтому предложенный ранжир до известной степени условен.

22. Например, в Википедии представлена карта, в которой страны Европы по средней зарплате ранжированы по четырем группам, с высшим рангом: выше 4000 евро. Источник: >>>>
33 Для оценки причин и направлений миграционного обмена с Россией и странами СНГ в рейтинг европейских стран по уровням средних заработных плат можно включить четвертый ранг, который объединит Россию и страны СНГ, со средней заработной платой менее 650 евро. Средняя заработная плата в странах СНГ составляет от 617 евро в России до 122 евро в Таджикистане23. В контексте экономических законов миграции Э.Г. Равенштайна это значит, что вектор миграции из России и стран СНГ потенциально направлен в сторону более богатых стран Восточной Европы, Балтии, стран Западной Европы с более привлекательными условиями для работы и жизни. Реально этому препятствуют политические барьеры и относительная отдаленность этих стран от объектов миграционного притяжения24.
23. См. данные на Рис. 1. Для перевода долл. США в евро использован курс 1,12 (примерно среднее соотношение валют на ММВБ в первом полугодии 2019 года).

24. Повторим, что речь идет о массовой миграции. Квалифицированная, этническая (в Германию), брачная, учебная, инвестиционная миграция в страны ЕС имеет свою историю.
34 В контексте объективных законов следует рассматривать слабые результаты возврата в рамках принятой программы переселения соотечественников в Россию25. После снятия политических барьеров (Соглашение об ассоциации Украины со странами ЕС26), отмечена резкая переориентация миграционных потоков из Украины в Россию на более богатые страны ЕС.
25. См. ниже. С. 22.

26. Соглашение полностью вступило в силу 1 сентября 2017 года
35 В границах старой Европы законы Равенштайна отмечены например, миграционными векторами из Португалии в Испанию27, а из относительно бедных южных районов Италии в благополучную Швейцарию28. Европейская карта миграционных приоритетов, практически без корректив, проецируется на карту представленных уровней заработной платы. Поэтому выводы о прямой математической корреляции мотивов миграции и средних региональных заработных плат не требуют специальных доказательных расчетов29. Разумеется, что отмеченные приоритеты миграции не имеют безусловного действия, особенно в контексте мотивов личного характера. Так, для движения квалифицированной рабочей силы, в большей мере характерны причины, определенные условиями индивидуальных контрактов, возможностями самореализации, роста социального статуса30.
27. В частности, в сезон уборки сельскохозяйственных культур.

28. Евросоюз признает недостаточную интеграцию с отсталыми районами Южной Италии и Сицилии. Вместе с тем, оказываемая финансовая помощь на их развитие не дает желаемых результатов.

29. Расчеты на основе гравитационных моделей могут быть применимы в прогнозных оценках миграционного движения между странами [8,9].

30. Вместе с тем, корпоративные условия реализуются на фоне уровня, качества жизни в стране пребывания, которые в большинстве коррелируются с показателями средних заработных плат.
36 В последнее время, получают развитие проекты, которые осуществляются по принципам дорожных карт миграции. Так, Глобальный институт McKinsey рассматривает процессы движения и интеграции беженцев в границах ЕС, которые проецируются на реальные возможности стран Союза, с учетом различий в заработной плате. Авторы предусматривают дорожные карты по адаптации 1,3 миллиона беженцев из общего числа в 2,3 миллиона, находящихся в границах стран ЕС31. Более сдержанное отношение к современным методам проектирования миграционных процессов, демонстрируют отечественные институты миграции. Так, Государственная Дума намечала создание дорожной карты по борьбе с нелегальной миграцией32. В рамках гранта общественной организации рассмотрена «Дорожная карта пространственного размещения трудовых мигрантов: содействие адаптации и интеграции» (грант № 246/16-3 от 13.01.2016)33. Однако, оба подхода ставили целями решение локальных задач, без учета законов движения и прогнозных расчетов миграции. Очевидно, что масштабные проекты движения и адаптации мигрантов целесообразно осуществлять на базе негосударственных консалтинговых структур, обладающих опытом, научным потенциалом, мощной статистической базой, на которую и должны проецироваться реальные миграционные процессы.
31. Источник: >>>>

32. Источник: >>>>

33. Источник: >>>>
37 Одним из пунктов неоклассической теории миграции является положение, что правительства могут управлять международными потоками миграции, главным образом путем влияния на рынки труда отдающих и принимающих стран. Представляется, что содержание механизмов влияния состоит в возможностях включать дополнительные резервы государства, корпораций. В отдельных случаях могут использоваться заемные, банковские средства либо механизмы перераспределения финансовых средств. Так, страны отдающие34 могут создавать, менять на внутреннем рынке условия оплаты определенной категории работников, которых необходимо сохранить в границах своего государства, т.е. за счет увеличения зарплаты, грантов, прямых частных инвестиций или просто создания особых условий конкретным работникам, т.е. включать факторы удерживающие. Соответственно и принимающие страны могут использовать в определенных секторах экономики факторы, привлекающие за счет создания исключительных условий оплаты труда, визового режима, предоставления вида на жительство и др.35
34. Например, Греция, испытывая существенный отток в страны ЕС медицинских работников среднего и младшего звена, пытается создать для них благоприятные условия. Однако речь может идти лишь о незначительной, точечной поддержке больниц.

35. В России для привлечения высококвалифицированных специалистов (ВКС) установлен льготный визовый режим, ускоренное предоставление вида на жительство, гражданства.
38 Подобные маневры могут использоваться для иностранных работников сегмента квалифицированного труда, однако для этого, как минимум, необходимо иметь дополнительные бюджетные или корпоративные ресурсы.
39 Россия как центр миграционного притяжения стран СНГ. Подтверждая приверженность неоклассической теории, методы которой использовались для оценок миграционного притяжения и движения населения в границах ЕС, продолжим наши оценки по странам СНГ36. На основе показателей органов государственной статистики и ЦБ на рисунке 5 представлен Рейтинг среднегодовой начисленной заработной платы по странам Содружества37 в 2018 г (в долл. США38).
36. Соглашение о создании СНГ было подписано Россией, Украиной и Беларусью 8 декабря 1991 года. К 1994 году СНГ насчитывал 11 стран-участников (из числа бывших республик СССР не присоединились к Соглашению только страны Балтии). Позднее в 2005 году Содружество покинула Туркмения, а в 2008 – Грузия.

37. В 2019 году СНГ насчитывает 9 стран-участниц. При этом принято считать, что Туркменистан имеет статус ассоциированного наблюдателя, Украина имеет спорный статус, Молдова не ратифицировала Устав организации.

38. Значительную часть заработка мигранты обменивают на долл. США и отправляют на родину (в среднем около половины). Поэтому волатильные курсы национальных валют к доллару определяют миграционную привлекательность страны пребывания.
40

41 Рис. 2. Размер среднегодовой начисленной заработной платы по странам СНГ в долларовом эквиваленте по курсу в конце месяца
42 Источник: рассчитано: >>>> . Представленные данные позволяют подтвердить, что миграционное сальдо по странам СНГ коррелирует с показателями средней заработной платы. Чем выше средняя заработная плата (по отношению к странам соседям), тем выше показатель миграционного сальдо (число прибывших превышает число выбывших), и, соответственно, выше миграционная привлекательность страны на постсоветском пространстве. И, напротив, чем беднее страна, тем больше миграционный отток населения. Эти зависимости могут быть представлены математическим расчетом коэффициента миграционной привлекательности, иных относительных величин в зависимости от целей анализа.
43 Данные на Рис. 2 подтверждают роль России как крупнейшего на постсоветском пространстве центра притяжения миграции. Вместе с тем, для адекватных оценок следует принимать во внимание неустойчивость и резкие изменениями курсов национальных валют, которые, в свою очередь, в значительной степени определяются мировыми ценами на нефть.
44 В качестве иллюстрации волатильности курсов национальных валют, а соответственно заработных плат и миграционной привлекательности, можно привести несколько примеров. Так, в 2018 г., среднемесячная зарплата в России составила чуть менее 700 долл., а исторический максимум был достигнут в 2013г39 – 1 200 долл. Сообразно высоким ценам на нефть и пик иммиграции в РФ приходился на 2013-2014гг., в дальнейшем вслед за падением цен на нефть адекватно снижались заработная плата и иммиграция. В Казахстане средняя зарплата за 2015 г. составила 579 долл. против расчетных в июле 2016г. – 40840. Соответственно наблюдалось снижение иммиграции в Казахстан и рост эмиграции из этой страны в Россию. В 2018 году вслед за ростом средней заработной платы до 474 долл. произошло снижение иммиграции в РФ41. Динамика цен на нефть оказывает влияние на экономику стран Содружества, не являющихся нефтедобывающими42. Однако, в первую очередь, эти цены влияют на миграционную привлекательность России, которая определяет интенсивность и масштабы миграционного обмена на экономическом пространстве СНГ.
39. Исторические значения средней заработной платы в РФ (около 1 200 долл.) были рассчитаны на несколько календарных дат летом 2013 г., когда на ММВБ курс руб/долл. США составлял максимальную величину.

40. Источник: рассчитано: >>>> .

41. Напомним, что линейной зависимости средней заработной платы и миграции, как правило, нет, снижение произошло, в том числе за счет сокращающегося резерва иммиграции соотечественников.

42. Например, часть экономики Беларуси составляет транзит и переработка нефти из России.
45 Беларусь по рейтингу средней зарплаты среди стран СНГ в 2016 году опустилась на непривычное 5-е место (374 долл.43), и потоки трудовой эмиграции в более богатую Россию усилились, в 2018 году рост продолжился, особенно на фоне преференций для стран ЕАЭС44. Нынешнее четвертое место, занимаемое Арменией в рейтинге средних зарплат в СНГ, определено положительной динамикой показателя и имеет следствием некоторое снижение показателя эмиграции ее граждан в Россию45.
43. Снижение произошло из-за резкого падения курса национальной валюты к долл. США.

44. Союзный договор стран ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015 г. В соответствии с договором гражданам ЕАЭС в сфере трудоустройства, здравоохранения, образования предоставлены права на уровне (или близкие) установленных для граждан страны пребывания. Решается вопрос о пенсионных трансферах.

45. Мы не ставим целью детальный анализ причин динамики иммиграции граждан Армении в РФ, вместе с тем отметим существенное влияние больших экономических и политических преобразований в стране.
46 Для стран Центральной Азии, основных доноров рабочей силы в Россию (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) главным мотивом миграционного выбора является классическое движение «из бедных стран в богатые»46, которое дополнительно усиливается высокими показателями рождаемости. Нельзя не отметить, что покидают страну, как правило, лица в наиболее трудоспособном возрасте, что в свою очередь снижает экономический потенциал страны и фактически генерирует латентную бедность. Так, в Киргизии низкие показатели уровня жизни населения на фоне высокой рождаемости и преференций для мигрантов страны - члена ЕАЭС47, являются причиной стабильного роста трудовой иммиграции в Россию. Самой бедной страной СНГ (средняя заработная плата 137 долл. в месяц) продолжает оставаться Таджикистан, поэтому иммиграция из этой страны в Россию отличается наибольшими удельными величинами.
46. Денежные переводы, отправляемые мигрантами из России в эти страны, составляют до половины ВВП стран-доноров.

47. С 2014 г. Киргизия является членом ЕАЭС.
47 Несмотря на принятый Украиной с 2014 года курс экономической и политической интеграции с ЕС, страна остается самым крупным поставщиком рабочей силы на рынок труда России48. За четыре года произошло снижение иммиграции в Россию на 17,1% - с 2,476,2 млн. человек в 2014 году до 1,952,4 млн. человек в 2018 году (или на 523, 8 тысячи человек). В контексте причин снижения миграции следует отметить и рост средних размеров оплаты труда в стране. Так, если в 2014 г. показатель составил 179 долл. США, то в 2018 году уже 320 ед. В Украине отмечены самые высокие темпы средней заработной платы в странах СНГ (за четыре года почти 80%).
48. Главный мотив миграции населения Украины ˗ более чем двухкратные различия в размерах средней заработной платы стран соседей.
48 Невысокие темпы переориентации миграций из Украины от России в сторону стран богатой Европы49 определены во-первых, историческими корнями и родственными связями в странах обмена. И, во-вторых, тем что миграция по своей природе имеет инерцию50, а также возрастные, семейные, языковые, квалификационные требования и ограничения потенциальных соискателей лучшей жизни в более богатых странах. Снятие политических барьеров в полной мере отразилось на новой волне миграции. За период с 2015 по 2017 год включительно, по официальным данным, из Украины выехало не менее 7% трудоспособного населения страны. А по данным Международной Организации Миграции, эта цифра выше 12%51.
49. По отношению к тем, которые могли бы быть рассчитанным при помощи гравитационных моделей.

50. Лаг времени от получения информации для принятия решений до события перемещения.

51. Источник: >>>>
49 Очевидно, что какая-то часть граждан Украины покинут Россию. При этом нельзя не отметить, что граждане ЛНР и ДНР (самопровозглашенные республики в составе Украины), подавшие заявления на гражданство России по упрощенной процедуре52, уже готовы прибыть в Ростовскую область РФ53, что частично восполнит потери миграционного оттока украинцев из РФ.
52. Указ Президента РФ от 24.04.2019 г. № 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" - был подписан, опубликован и вступил в силу 24.04.2019 г. Источник: >>>> .

53. 8 тысяч граждан ЛНР и ДНР готовы получить паспорта граждан РФ. Источник: RBK/RU/5 мая 2019г.
50 Для полноты оценки конъюнктуры иммиграции в Россию следует рассмотреть ситуацию в сопредельных государствах на постсоветском пространстве, не входящих в СНГ. На наш взгляд, эти страны не могут рассматриваться в качестве миграционных доноров России (разумеется, это не должно означать отказ желающим соотечественникам и нерезидентам в законной эмиграции из этих стран). Такое утверждение, имеет определенный вес, особенно в свете новой концепции государственной миграционной политики РФ на период 2019-2025 годы54, в которой акцент сделан на привлечение русскоязычной иммиграции из стран западного направления, включая страны Балтии.
54. Утверждена Указом президента РФ от 31 октября 2018 г.
51 Некоторые сомнения в этом тренде подтверждены имеющейся практикой миграционного движения в Россию. Так, в последние несколько лет, отмечается рост эмиграции из РФ. По некоторым оценкам55 в западном направлении в год страну покидает от 150 до 300 тысяч человек56, чаще квалифицированных работников57. Официальная статистика фиксирует при этом только тех, кто меняет место жительства58, это чуть более 30 тысяч ежегодно59. Вернулись же в Россию из стран ЕС в 2016 году не более 30 тысяч человек соотечественников60. Неблагоприятные для России различия в заработной плате со странами участниками миграционного обмена, не позволяют в ближайшее время, рассчитывать на радикальные миграционные перемены вопреки экономическим законам61. Так, в 2018 году на сопредельных западных территориях сложились довольно высокие среднемесячные зарплаты – в Эстонии, Польше и Латвии – более 1 тыс. евро, в Литве – 912 евро62
55. Экспертные оценки включают граждан России, находящихся в странах ЕС по учебным визам, работающих или прибывших с целью поиска работы, имеющих при этом соответствующие основания или находящихся в стране пребывания на нелегальном положении.

56. Многие эксперты указывают на кратное превышение этих цифр.

57. Этот процесс принято называть «утечкой умов».

58. Официальные сводки ГУВМ МВД РФ, ЦБДУИГ учитывают граждан России, выбывших из страны и официально сменивших при этом место жительства в РФ на иное.

59. Рост эмиграции из России начался с 2012 г.

60. Источник: >>>>

61. Разумеется, что часть эмигрантов не способны адаптироваться в чужой стране, часть возвращаются на родину по личным мотивам, по специальным предложениям. Однако эти примеры не имеют массового характера.

62. Источник: рассчитано на основе данных: RU-GED. DE /salary/europe.html.
52 В предыдущей Концепции63 конкретные задачи, в частности по созданию и реализации механизмов привлечения в страну квалифицированной рабочей силы, оказались завышенными, и как следствие не выполненными. Точечные проекты, как правило, осуществляемые за счет мобилизации материальных ресурсов, способны создать условия для привлечения квалифицированных кадров на период выполнения определенной по времени работы, по окончании которой специалист, как правило, покидает страну. Системные механизмы привлечения квалифицированных иностранных работников, должны обеспечиваться учетом совокупности факторов притягивающих (в РФ) и выталкивающих (в стране-доноре), иметь экономическую целесообразность и ответственность работодателя за результаты выполнения проекта. Многочисленные проекты, осуществляемые за счет бюджета, как правило, не имеют этих признаков, и должны ограничиваться созданием институтов нормативно-правового обеспечения. Реальные проекты привлечения иностранных специалистов могут генерироваться бизнес сообществами (возможно в контексте иностранных инвестиций), а их финансовое сопровождение обеспечиваться частными компаниями.
63. Утверждена Указом президента РФ 13 июня 2012 г.
53 Иными словами, командные методы регулирования, приказы и рекомендации «привлекать в страну квалифицированные кадры», «возвращать соотечественников» на фоне объективно низкой миграционной привлекательности не работают и не могут дать реальных результатов.
54 В предшествующие годы сформировались плотные миграционные потоки в более богатую Россию из относительно бедной Украины. Однако, западная переориентация Украины, подписание соглашения об ассоциации с ЕС и отмена в 2017 г. виз для граждан Украины в страны Евросоюза радикально развернули миграционные потоки украинцев в сторону более богатых стран Европы.
55 Проведенный анализ практики миграционных процессов позволяет утверждать, что при смене политической ориентации страны на более состоятельный западный альянс, довольно ожидаемо изменение направления миграции в сторону более выгодных территорий, либеральных государств с более высокими заработными платами и иными притягательными преимуществами. В подтверждение можно привести пример интенсивного миграционного движения из стран Восточной Европы в Западную, начало которому было положено подписанием исторического договора о новом составе стран ЕС-25 в 2004 г64.
64. 1 мая 2004 г. Евросоюз пополнился 10 новыми членами – Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией, Словакией, Эстонией, Латвией, Литвой, Кипром и Мальтой. С включением в его состав с 1 января 2007 г. Румынии и Болгарии количество членов ЕС выросло до 27.
56 Представляется, что следует ожидать дальнейшую поэтапную интеграцию Украины и Молдовы в ЕС и активизацию миграционного движения их граждан в Польшу и далее в Западную Европу. В значительной степени этим процессам способствует заинтересованность западных предпринимателей в дешевой рабочей силе из самых бедных стран Европы. Очевидно, что западный демарш Украины существенно ослабил Содружество независимых государств и лишил Россию значительной части миграционных ресурсов славянского происхождения и культуры.
57 Основные выводы и заключение:
58
  • ядром экономических законов миграции является неоклассическая теория. Императивами европейских миграционных процессов являются территориальные различия в заработной плате, а предложенные в статье ранги определяют степень миграционной привлекательности по группам европейских стран;
  • если административные методы регулирования миграционных процессов не адекватны экономическим законам, они способны обеспечить результаты лишь на определенное время. Экономические законы нивелируют административные запреты, главным образом, ростом нелегальной миграции;
  • миграционные потоки в страны, составляющие ядро ЕС, создают проблемы в странах-реципиентах (избыточное число экономических мигрантов и беженцев) и ослабляют страны-доноры (ухудшение рынка труда, депопуляция, рост потребностей в финансовой помощи Союза). Степень последствий определена величиной различий в заработной плате стран участников миграционного обмена;
  • миграционная привлекательность стран, составляющих ядро ЕС, основана на состоянии их диверсифицированной экономики. Особенности России как центра миграционного притяжения стран СНГ в значительной степени определяется факторами внешними - мировыми ценами на нефть, курсом долл. США к рублю и абсолютной бедностью стран-аутсайдеров Содружества.
  • императивы европейских миграционных процессов выражены в расширении ЕС за счет постепенного вовлечения в Союз стран Восточной Европы и сужении интеграционных возможностей СНГ, в том числе за счет переориентации в западном направлении Украины и Молдовы.
  • перспективы трансформации СНГ, демографический спад и западные санкции определяют миграционную стратегию России, в значительной степени, ориентированную на рациональное использование человеческих ресурсов стран Центральной Азии.

Библиография

1. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование // М. 2007. С 28.

2. Ravenstein E.G. The Laws of Migration //Journal of the Statistical Society of London. Vol. 48. No. 2. (June, 1885). Р. 167–235.

3. Piore M. Birds of passage. Migrant labour and industrial societies.// New York: Cambridge University Press. 1979.

4. Lee E.S. A Theory of Migration // Demography. 1966. No 3 (1).

5. Massey, Douglas S. "International migration and economic development in comparative perspec- tive." Population and Development Review 14, 1989, 383-414.

6. Glick S.N. Ciizens in Transnahional Natim – States: Asian Experiece // Globalization and the Asia-Pacific: Contested Territories. London: routladge. 1999. P.203

7. Юрков Д., Бычков Г. «Неоклассические» теории экономики миграции //Экономист, 2017, №10.

8. Стриелковская В., Турновец Ф. Неоклассическая модель мобильности рабочей силы между двумя странами: концепции склонности к миграции и индикатор миграционных расходов // Экономика и управление. 2011. No8(70). С. 3

9. Трофимова Н.А., Разумовская В.А. Модифицированная гравитационная модель трудовой миграции Анализ и моделирование экономических процессов / Выпуск 8 // М.: ЦЭМИ РАН, 2010. – 131 с. (рус). Раздел1, с.29

10. Г.И. Глущенко, В.А. Пономоренко. Миграция и развитие. //М. Экономика. 2009. с. 12

11. Седлов А.П. Трансформации современных миграционных моделей: от либерализма к ограничениям.// Ж. Общество и экономика. №11. 2018. С. 107.

12. СедловА.П. Иммиграционные модели стран ЕС и России: методология оценок и сравнительный анализ//Ж. Вестник ИЭ РАН. №2. 2019, C.111.

13. Щербакова Е.М. Международная миграция,2017//Демоскоп, Weekly. 2017.№753-754

14. Шарапов А.Е. Формирование нового иммиграционного режима в Европе // Мировая экономика и международные отношения, 2017, Том 61. С.88.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести