Социально-экономические проблемы прогресса АПК Казахстана (вопросы теории и практики)
Социально-экономические проблемы прогресса АПК Казахстана (вопросы теории и практики)
Аннотация
Код статьи
S020736760006125-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кошанов Аманжол  
Должность: главный научный сотрудник Института экономики КН МОН РК
Аффилиация: Институт экономики КН МОН РК
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
48-59
Аннотация

В статье рассматриваются сложившиеся тенденции развития АПК Казахстана и обращается внимание на наличие проблем, осложняющих это развитие. Большое значение придается улучшению  структуры собственности в АПК, необходимости новых социально-организационных форм его деятельности. Формулируются предложения по соответствующему совершенствованию аграрной политики.

Ключевые слова
аграрно-промышленный комплекс, социальные проблемы села, личные подсобные хозяйства, крупнотоварные сельскохозяйственные объединения, кооперативные хозяйства, новый тип поселений.
Классификатор
Получено
02.09.2019
Дата публикации
03.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1316
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Объявленная в 90-е годы радикальная реформа АПК предполагала изменение отношений собственности, преобразование крупных государственных хозяйств в различные организационно-правовые формы частного предпринимательства. На том этапе результаты оказались достаточно далеки от ожидаемых: спад производства, отток капитала, а главное – снижение уровня жизни населения. К примеру, доля капиталовложений в сельское хозяйство страны в 1997 г. составляла всего 1,5% от общего объема инвестиций в экономику. Доля убыточных хозяйств составила 72,4%. Из-за недостатка капитала происходили износ сельхозтехники и оборудования, снижение плодородия почвы, продуктивности пашни и сферы животноводства, потеря доходности и конкурентоспособности неустойчивых аграрных формирований и раздробленных псевдофермерских хозяйств. И это все в условиях сложившейся экстенсивной системы сельского хозяйства страны. Эти негативы предстояло устранить с формированием рациональной структуры агробизнеса, повышением уровня его технической оснащенности и переходом к маркетинговой стратегии сельскохозяйственного производства1.
1. // Казахстанская правда – 14.12. 2018.
2 Ныне аграрный сектор получает ежегодное солидное льготное кредитование, щадящее налогообложение. Только в 2017 году объем помощи отрасли составил почти 260 млрд тенге, увеличиваются вложения в основной капитал. Государственной программой развития АПК как одной из приоритетных отраслей на 2017-2021 годы, поставлена задача увеличения производительности труда в 2,5 раза. На республиканском форуме Астаны (Agro Forum, октябрь 2018 г.) было отмечено, что Казахстан является одним из крупных производителей зерна в мире. Будут созданы условия для привлечения современных технологий, повышения производительности труда и достижений глобальной конкурентоспособности отрасли.
3 Системные реформы, инвестиционная привлекательность отрасли, имеющей большое стратегическое значение, обусловлены прежде всего общей площадью земель сельскохозяйственного назначения в 226,6 млн.га, под пашней –24, млн га (10,8%), сенокосами – 5 млн.га (2,2%), пастбищами – 189 млн га2. Последнее сравнимо с лучшими мировыми аналогами. Увеличиваются ежегодные объемы господдержки АПК из бюджета и объемы кредитования. В 2018 г. в общей сумме выделено 600 млрд тенге, возобновлено субсидирование ставок вознаграждения по кредитам на основные средства, а также на лизинг сельскохозяйственной техники и животных.
2. Комитет по статистике МНЭ РК.
4 Достижение намечаемых рубежей в структурном и институциональном преобразовании сельского хозяйства осложняется рядом нерешенных проблем социально-экономического и организационного характера. На долю аграрного сектора из-за низкой его продуктивности в разные годы приходится 6-8% ВВП страны. Потому на сегодня АПК – далеко не ведущая отрасль экономики. Значителен импорт продовольственных товаров, особенно по основным продуктам: мясу, молочным и кондитерским изделиям, рыбе и др. На селе проживает 43-44% населения. Можно сказать у бедности в стране сельское лицо. Треть населения живет натуральным личным подсобным хозяйством (ЛПХ). Инфраструктурное обустройство села неудовлетворительно. Нехватка специалистов, ветеринарной защиты, повсеместное нарушение и забвение основ агрокультуры характерно для большинства сфер жизнедеятельности на селе. И, наконец, хроническая нехватка финансов всех уровней бюджетов обрекает село на минимальный уровень выживания. В этих условиях экономическая политика в аграрном секторе не обеспечивает намечаемых темпов роста производительности труда. Из 2,7 млн самозанятых по стране их основная часть сосредоточена в сельских регионах. Сложившееся положение провоцирует массовую миграцию самозанятых в города и пригородные поселковые образования в поисках трудоустройства и заработка. Официально безработных насчитывается 4,9-5,0% трудоспособного населения по республике, но по оценкам отдельных исследователей она достигает 17-20%.
5 На селе в Казахстане проживает 7,5 млн человек, это примерно 43% населения страны. Из 9 млн экономически активного населения треть (>3 млн.) проживает вне городов. Доля села в ВВП Казахстана по итогам 2018 г. составила 1,8%. Заработная плата сельчан в значительной мере подвержена сезонным колебаниям (посевная, уборочная компании) и в среднем самая низкая (68,1 тыс. тенге) в сравнении с другими отраслями (в строительстве – 160, на транспорте – 172, в добывающей промышленности – 322, в банках – 272 тыс. тенге)3.
3. Комитет по статистике МНЭ РК,
6 Социальное неравенство между городом и деревней наглядно по расходам на общее и здравоохранение. В 2017 г. средний горожанин потратил на образование 4 тыс. тенге, селяне – 1,8. На свое здоровье: горожанин израсходовал 2,5 тыс. тенге, селянин – 1 тыс. тенге. В первом случае разница в 2 раза, а во втором – в 2,4 раза4. Здесь приведены средние данные душевых затрат по городским и сельским бюджетам по Республике. Но по отдельным поселениям они сильно дифференцированы, особенно по отдельным аулам и бывшим монофункциональным малым городам.
4. Комитет по статистике МНЖ РК.
7 Большинство сельских жителей не имеют постоянной официальной работы и относятся к т.н. самозанятым, составляющим почти 1/3 трудоспособного населения страны. Самозанятые у нас в отличие от своих зарубежных аналогов – это трудоспособные граждане, находящиеся вне легального поля регулируемых государством трудовых и общественных отношений. Связь с рынком является спорадической, не обеспечивает сколько-нибудь устойчивого дохода. Потому самозанятые сельских территорий в своем большинстве – социально уязвимые слои населения с низким уровнем доходов. ЛПХ (личные подсобные хозяйства) на селе фактически еле сводят концы с концами при сезонной связи с рынком по реализации части произведенной продукции для удовлетворения элементарных семейных потребностей.
8 Нельзя не поддаваясь общему лозунгу урбанизации и его псевдопреимуществ в экономическом росте развитых рыночных систем (стран), где АПК переживает стадию постиндустриализации, соотносить состояние АПК Казахстана с АПК в странах с развитыми рыночными системами. В нашей стране предстоит коренная структурная, институциональная, технологическая и организационная перестройка аграрной сферы. При этом в условиях большой территориальной разобщенности и редкой заселенности страны не менее актуальна проблема рациональной территориальной организации и размещения, обустройства сельских поселений, оптимизации их размеров. И в целом предстоит решать вопросы институциональной организации сельских населенных пунктов, формирования их как рациональных центров проживания населения. По каждой области предстоит разработать и реализовать рациональную схему развития и размещения всех видов поселений, особенно сельских с оптимально допустимыми и доступными расстояниями и средствами сообщений. Это особенно важно для республики с хаотичным формированием сельских поселений как следствия еще дореволюционной аграрной политики и политики советского периода.
9 Нужно рационализировать специализацию сельских регионов с последовательным повышением инновационных основ аграрного производства, в процессе которого будут меняться сфера и уровень занятости, квалификация сельских тружеников, повышаться степень интеграции их труда в индустриальную сферу. Их образ жизни будет обретать в значительной мере черты индустриально-аграрного характера труда. Но этот процесс – итеративный, требующий бережного отношения к основополагающим началам сельского труда. В этих условиях труженики села будут естественно преобразовываться в участников новой стадии постиндустриального развития.
10 Как показывает мировая практика, с преобразованием крестьянского труда на научно-индустриальной основе, с ростом эффективности хозяйствования на селе, фермерство последовательно интегрируется в общую постиндустриальную сферу. Такова современная практика эволюции крестьянского труда в современных развитых рыночных системах. Для многих регионов Казахстана необходимо реализовать концепцию «устойчивое развитие сельских территорий». Исходя из специализации регионов выгодно, например, поливное земледелие на юге со специализацией на выращивании овощей, фруктов, технических культур; прочно вошли в ранг мировых производителей зерносеющие регионы севера и северо-востока республики (при одновременном прибыльном развитии стойлового содержания крупного рогатого скота мясного направления). Традиционно выгодны овцеводство и верблюдоводство в степных и полупустынных регионах республики. Все сложившиеся направления специализации республики еще находятся на стадии производства сырьевых продуктов. Необходимо выходить на современный уровень их переработки, что обещает высокую эффективность этих сфер.
11 В республике сложился снисходительный взгляд на личные подсобные хозяйства как на достаточно консервативное мелкотоварное производство с низкой производительностью. Последовательно формируется мнение о преимуществе и эффективности крупных, агролатифундистских образований и неэффективности личного подворья – массовых крестьянских хозяйств. Исходя из сложившегося стереотипа на категории крестьянских подворий средних и крупных фермерских предприятий формируется аграрная политика: потоки и размеры субсидий и кредитов в сельском хозяйстве. Мелкие подворья, где трудится основная масса крестьян, остаются обделенными финансовой поддержкой. Для ЛПХ кредиты из-за их дороговизны в основном недоступны. В республике не получила развитие система кредитных товариществ (КТ). Сегодня они фондируются из одного источника – бюджета, отсутствует возможность использования внебюджетных источников для решения задач внедрение обновления сельскохозяйственных технологий, повышения доступности финансирования субъектов ЛПХ, в том числе за счет инвестиционного субсидирования, удешевления и расширения доступности банковских кредитов как на оборотные, так и на инвестиционные цели.
12 В 2018 году принята долгосрочная отраслевая программа развития мясного животноводства. Стоит задача довести число фермерских хозяйств в мясном скотоводстве до 100 тысяч. Цель: организовать якорные откормочные площадки с поголовьем от 3-х тысяч и выше в каждом районе. Они должны охватывать все фермерские хозяйства в радиусе 100 км. Речь идет о курсе на организацию крупных фермерских хозяйств в мясном животноводстве.
13 В то же время в Казахстане недостаточно производство молока, республика еще сильно зависит от импорта молока, молочной продукции, масла. Сейчас ежегодно импортируется в среднем 450 тыс. тонн молочной продукции. Для сравнения, в Израиле в условиях пустынного климата молочные фермы в кибуцах показывают рекордные достижения. При стойловом содержании и соблюдении требований зоотехнии и агронауки с соблюдением рационального кормления и санитарных условий содержания коровы в день дают 66-67 литров молока. При этом маточное поголовье и молодняк два раза в день получают душ-шарко от перегрева организма, дабы молочные железы функционировали в нормальном режиме и не «пережигалось» молоко в организме. Маточное поголовье для ферм-кибуцев завозится (закупается) из Ливана и других стран Ближнего Востока.
14 При формировании многоукладной структуры субъектов АПК в программах фондирования и кредитования, по данным НБ РК, на агросектор в общем объеме кредитования приходится 3-5%, а одна сфера торговли забирает 20%. Мелкие крестьянские хозяйства (ЕФК) из вышеуказанной доли 3-5% общего объема кредитования АПК довольствуются 2-3%. При этом личные подсобные хозяйства (ЛПХ) практически не получают субсидий и не имеют никаких льгот и привилегий.
15 В 2015-2016 гг. 95% субсидий получали 10-12 крупных агрохолдингов и аффилированных с ними предприятий. Государственная поддержка мелкого и среднего крестьянского хозяйства минимальна. По стране (2016 г.) 170 тысяч работающих фермеров, но их хозяйства не развиваются, хотя именно малые хозяйства способны обеспечить экологическую чистоту продукции, проявить гибкость в поисках своей ниши для сбыта, а в перспективе выйти и на экспорт продукции при условии создания крупных кооперативов и сообществ по производству и сбыту сельскохозяйственной продукции.
16 На селе проблема преодоления бедности населения стоит более остро, чем в городах. Сегодня в казахстанских селах в 4 раза больше людей, получающих доход меньше прожиточного минимума, чем в городах. Это примерно 1,7 долл. в день5. Например, в Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях самый большой процент населения с доходами ниже прожиточного минимума. Именно в этих областях самый высокий процент сельского населения и самые высокие показатели миграции и обезлюдения населенных пунктов. В СКО как минимум насчитывается 38 сел, в которых проживают менее 10 человек. Начат процесс их ликвидации и рациональной территориальной организации сел6. Сегодня в аулах и селах только 20% населения обеспечено водопроводом, 0,6% - горячим водоснабжением, 16% - канализацией, менее 8% - душем, только 22% - сетевым газом. Около 70% сельских населенных пунктов лишены постоянного транспортного сообщения с внешним миром7.
5. >>>> . 9.03.2016 г.

6. Из выступления министра труда и социальной защиты РК Абылкасимовой Л. (декабрь 20189 г.)

7. Комитет по статистике МНЭ РК.
17 Разумеется, во всем мире наблюдается процесс урбанизации, люди едут в города, однако проблему обнищания населения можно и нужно решать прежде всего путем решения проблем села.
18 Для Казахстана сверхактуальным является формирование многоукладного сельского хозяйства с преимущественным развитием средне- и крупнотоварных сельскохозяйственных объединений на основе рыночной модели интенсивного развития АПК. В настоящее время из-за структурной неразвитости отраслей и сфер аграрного сектора импорт продовольственных товаров в республику (сахара, сливочного и растительного масел, плодоовощных консервов, колбасных изделий, мяса и птицы) составляет 40-90% потребления, хотя все эти продукты можно производить в Казахстане и даже экспортировать их на базе кооперативных производственно-инфраструктурных агрокластеров при государственно-частном партнерстве8.
8. Агропром: возможности безграничны // Казахстанская правда. 19.09.2018.
19 Нельзя мириться с тем, что политика поддержки крупных ферм и зерновых компаний оставляет за бортом более 500 тыс. мелких крестьянских хозяйств. Продукция многих ЛПХ неконкурентоспособна по себестоимости. Производительность труда в ЛПХ уступает в 10-12 раз передовым зарубежным аналогам. Выход заключается в организации производственных и потребительских кооперативов, преодолении мелкотоварности и формировании ассоциаций фермерских хозяйств, организации на базе мелких хозяйств кооперативов, развитии местных рынков, в расширении производства органически чистой продукции, спрос на которую растет из года в год.
20 Очевидно, что вопрос кооперирования – это вопрос выживания казахстанского АПК. Кооперативы фермеров будут иметь больше шансов на финансирование, на расширение рынка сбыта продукции, иметь более выгодные условия закупа техники, оборудования, химикатов, большую правовую защиту. Создание сельских производственных кооперативов новой формации означает переход на новый, более прогрессивный уклад жизни на селе, этот уклад давно утвердился в развитых странах, его преимущества успешно реализуют последние два века. В Казахстане проблема кооперирования на селе получила законодательную базу с принятием в 2015 году Закона «О сельскохозяйственных кооперативах». В нем выделены два направления: горизонтальная и вертикальная кооперация. Предусматривается партнерство мелких и средних хозяйств и созданных ими кооперативов с предприятиями переработки.
21 Производственные кооперативы, командитные товарищества, акционерные общества, другие крупные фермерские образования – в этом решение проблемы многоукладности в сельском хозяйстве, базирующейся на общественной и частной формах собственности.
22 Разумеется, проблема организационно-институционального обустройства кооперативов на селе (а с ними и потребительской кооперации по переработке и сбыту произведенной продукции) требует разработки типовых уставов и положений указанных организационных форм применительно к региональным условиям и особенностям каждого региона республики. Эти разработки требуют использования векового опыта зарубежных стран, особенно ЕС, успешно реализующих кооперативные начала. Необходимо на базе специальных социологических программ выявить профессиональную структуру занятых на селе (на постоянной и временно-сезонной основе); источники и размер доходов; профессиональную ориентацию и намерения трудоспособного сельского населения; различного возрастного состава; ежегодный межрегиональный отток населения в города и другие регионы страны; занятия по видам собственности, сферам и отраслям. Надо выявит в силу каких причин крестьянин лишился земельного надела. Получает пособие по безработице? К каким формам самозанятости относят себя жители села и каковы их запросы по оптимизации своего социального положения? При этом, 43-45% сельского населения республики не моно-, а полиэтнично. Их трудоустройство, рациональная занятость, организация и обустройство их быта – не только экономическая, но и социально-политическая проблема во избежание угрозы социального протеста. Образованная молодежь до 20-25 лет, неустроенная социально, профессионально, с достаточно обоснованными запросами в труде, в быту, будучи социально невостребованной в своем обществе, становится неуправляемой, заполняет города и пригороды и пополняют ряда безработных. Такая картина характерна для современных формирующихся агломераций. Противоречивые социальные процессы характерны вообще для пространственной организации экономики и жизнедеятельности современных городов и сельских территорий.
23 Еще раз подчеркну, что как доказывает мировая практика, кооперирование – единственная возможность поднять эффективность фермерских хозяйств и соответственно уровень доходов занятого в них населения. Программа сельскохозяйственных кооперативов была составной частью и приоритетом госпрограммы развития АПК на 2017-2021 годы. При этом намечалось добиться роста объема экспорта продовольственных товаров на 600 млн долл., снижение объемов импорта на 400 млн долл. Сейчас более 80% продовольствия производится в ЛПХ на селе, а до перерабатывающих предприятий не доходит. Создание сельскохозяйственных кооперативов должно было обеспечить эту связь. Однако в последнее время в действиях Министерства сельского хозяйства республики наметился отход от политики кооперирования. Речь идет о смене курса на производственное кооперирование, на объединение фермеров для взаимопомощи и их субсидирования курсом на преимущественную государственную поддержку крупных и средних фермерских хозяйств, с которых получение налогов и возврат субсидий гарантированы. А интересы мелких производителей практически остаются вне зоны господдержки и их судьба определяется рыночной конъюнктурой, когда выживают сильные, а основная масса мелких фермеров разоряется, пополняет ряды безработных и подвержена неупорядоченной миграции.
24 Правительственная программа 2016 г. по созданию системы сельхозкооперации предполагала, что ее развитие позволит вовлечь в товарное производство более 500 тысяч мелких производителей. В итоге производительность труда в сельском хозяйстве возросла бы к 2021 г. на 38-40%, рост валовой продукции – на 30% в реальном выражении к уровню 2015 года. Планировались дополнительный ежегодный доход сельских жителей в объеме 300 млрд тенге и снижение торговой наценки на 15-20% за счет сокращения мелких посреднических звеньев. К 2021 году более 500 тысяч ЛПХ и малых крестьянских хозяйств (КФХ) должны были быть объединены в более 15 000 сельхозкооперативов. Разумеется, эти планы по кооперированию были бы равносильны «второй революции» после разгосударствления и приватизации. Это был бы естественный путь становления крестьянских общин, их функционирования в условиях современной рыночной экономики. Естественное сочетание частной собственности и общинной взаимопомощи в организации сельскохозяйственного производства – это путь цивилизованного развития современного агропромышленного комплекса. Притом целостного, комплексного преобразования всей системы, а не только его крупных блоков и частей. В кооперации заинтересован прежде всего мелкий фермер, который ищет в ней защиту, надежду на справедливые цены и возможность сбыта своей продукции, и, что особенно важно, встраивания в систему госсубсидий. В этих факторах и механизмах взаимодействия и поддержки фермер видит органичность и естественность кооперации, и потому эта форма его организации и управления отвечает его жизненным установкам9.
9. Почему Минсельхоз меняет подход к кооперации // Капитал. Деловой еженедельник. – 15.03.2918 г.
25 По Конституции РК в государстве функционирует двухсекторная модель экономики (государственная и частная). Кооперативная собственность как коллективная собственность отдельных кооперативов, их объединений в основном законе республики отсутствует. Но для развитых стран характерна многосекторная, смешанная экономика. Наряду с частной и государственной формами там получили широкое развитие муниципальные, кооперативные, коллективные, арендные формы собственности и соответствующие хозяйства. Развитие этих форм важно для учета региональных, национальных, местных условий, интересов и возможностей различных социальных слоев населения. Такой подход к решению проблемы многосекторной экономики более соответствовал бы специфическим условиям и традициям Казахстана. Разнообразие форм собственности хозяйство только обогащает рыночную экономику, делает ее маневренной. Нам следует дать возможность развиваться всем формам собственности, присущим рыночной экономике, в т.ч. кооперативной собственности. Национальная палата предпринимателей РК (НПП РК) постоянно констатирует засилие государственной собственности в экономике страны как источник неэффективности и отмечает необходимость доведения ее доли до минимума (15%). Нужно формировать такие формы собственности, которые будут играть роль драйверов экономического роста. Такой подход важен для выполнения программ «Нурлы жол» и «Нурлы жер», направленных на решение крупных народнохозяйственных проблем. Видимо, велика возможность государственно-частного предпринимательства в решении судьбоносных задач 4-й индустриальной революции. Нельзя закрывать глаза на то, что крупный частный капитал при нынешних условиях в постсоциалистических странах естественно стремится вложиться в сырьевые отрасли и сферы услуг, где цели достижения ускоренной прибыли более реальны.
26 Существование разных форм собственности есть способ адекватного отражения уровня зрелости общества. Элемент состязательности, который объективно существует между различными формами собственности, представляет собой необходимое условие успешного развития и совершенствования рыночных отношений. Тем самым, в конечном счете, полнее раскрываются преимущества рыночной экономики во всем богатстве и разнообразии ее форм.
27 В современном мире кооперация трансформируется в широкую сеть различных кооперативных форм и объединений. По своей природе кооперативные предприятия не должны были приватизироваться, так как они уже принадлежали членам и пайщикам кооперативов. Вся система была построена несколькими поколениями кооператоров, которые вложили немало сил и средств для ее развития и укрепления. Однако процессы приватизации в нашей республике имели неоднозначные последствия. Под общим лозунгом разгосударствления и приватизации «под нож» были пущены крупные объекты недвижимости и движимого имущества потребительской и промысловой кооперации. Население было фактически отчуждено от участия в прибылях и иных видах деятельности этих форм собственности.
28 В мировом же масштабе кооперация трансформируется в широкую сеть различных кооперативных форм и объединений. Свыше 700 тысяч кооперативов, включающих 120 видов и разновидностей, объединяет свыше 40% взрослого населения планеты и представляет свыше 100 млн рабочих мест.
29 Таблица 1 Крупнейшие кооперативные общества и отношения членства10
10. А. Кошанов. Собр.соч. – Алматы. – 2014. Т.8. – С.321.
30
Страна Организация % кооперирования населения
Индия Национальный кооперативный союз Индии 17,4
Китай Всекитайская федерация снабжения 12,5
США Национальная кооперативная деловая ассоциация 54,7
Япония Японский союз потребительских кооперативов Японская национальная федерация рабочих 29,1 10,4
Канада Канадская кооперативная ассоциация 38,0
Россия Центросоюз Российской Федерации 8,0
Корея Корейская федерация кооперативов общественного кредитования 20,7
Англия Кооперативный союз и кооперативное оптовое общество 13,96
Франция Национальная кооперация взаимопомощи и сельскохозяйственного кредитования 11,7
Казахстан Казпотребсоюз РК 0,2
31 Формой кооперации, способной сыграть наиболее важную роль в обеспечении устойчивой мотивации эффективности труда является производственная кооперация. В современных условиях это наиболее предпочтительная форма хозяйствования, где особенности управления, формирования имущества и т.д. позволяют сочетать в одном лице интересы работника и собственника, личности и коллектива. Кооперация дает возможность каждому работнику оставаться собственником своего имущества и в то же время коллективно вести крупное, среднее, даже мелкое товарное производство. Кооперативная форма хозяйствования является формой коллективного предпринимательства с социальной направленностью. Результаты ее хозяйствования принадлежат членам кооперативов и распределяются между ними.
32 В Казахстане положено начало новой формы организации крупных фермерских хозяйств со специализацией на мясном кластере и ориентацией на экспорт продукции этой подотрасли АПК. Внимание руководства АПК республики обращено на создание своеобразных профессиональных крупных животноводческих фермерских хозяйств, ориентированных на мясное животноводство. Это своеобразные кластеры с откормплощадками на 3-5 тыс., а то и 10 тыс. голов КРС и мясоперерабатывающих заводов, вокруг которых должны группироваться десятки и сотни профессиональных фермерских хозяйств с поголовьем от 100 до 300 голов. В Казахстане в 2018 г. уже было организовано 30 подобных откормплощадок.
33 Однако, что касается мелких крестьянских хозяйств на селе (в основном ЛПХ), численность которых на сегодня, по статданным, достигает 500 тысяч, то вопрос объединения их в кооперативы отодвинут на второй план. Судьба в его основной массе на сегодня остается весьма неопределенной. Предложения о том, что в будущем сельское хозяйство должно быть профессиональным, а люди будут жить в городских агломерациях и выезжать на работу в фермерские хозяйства вахтовым методом применительно к казахстанским реалиям11 может рассматриваться лишь как фантазия.
11. Почему МСХ решили больше не делать ставку на личное подворье // Капитал. – 12.04.2018.
34 Организация крупных, элитных хозяйств в животноводстве с созданием и поддержкой «нового класса зажиточных фермеров» - это политика поддержки крупных зажиточных хозяев при игнорировании сотен тысяч членов ЛПХ, неопределенно чем «самозанятых», почти безработных. Поэтому проблема организации, последовательного преобразования мелкотоварного, а в наших условиях в значительной мере натурального, крестьянского хозяйства на кооперативных началах – это проблема приоритетная при социально-экономическом преобразовании села. Мы не должны отдавать развитие села стихии, неорганизованному рыночному началу. История европейского, да и мирового фермерства проходила стадии стихийного формирования современного фермерства. Она созвучна и исторически неотделима от теории развития самого капитализма с его стихийностью и естественным отбором на выживание. В XXI веке – в век 4-й индустриальной революции нельзя допустить такой путь развития.
35 В рыночной экономике сложилась практика поддержки крупных зерновых латифундий, фермерских хозяйств в животноводстве, где все направлено на получение прибыли через приоритетное субсидирование и льготы в приобретении новой техники, агро- и зоообслуживании их хозяйств. А миллионы мелких аграриев как социальный слой фактически оказались в условиях «выживания».
36 АПК Казахстана позиционирует себя в качестве поставщика сырья. Нам еще предстоит развернуть производство полуфабрикатов и готовой продукции как части пищевой индустрии республики. Этот процесс потребует более значительных инвестиций, притом эшелонированных по сферам и подотраслям переработки сырья с использованием каналов государственно-частного предпринимательства. Затраты вполне оправданы, ведь цены на сельхозпродукцию и величина прибыли зависят от качества и глубины ее переработки. По оценкам форсайтинговой компании «Eximar», «даже не увеличивая поголовье и валовую собираемость основных культур с значительным расширением объемов переработки, мы в денежном выражении шестикратно нарастим валовое производство в сельском хозяйстве и, соответственно, долю в ВВП страны»12.
12. Курс на поддержку крупных хозяйств, особенно в животноводстве // Курсивъ. – 8.11.2018.
37 Успех курса на поддержку исключительно крупных хозяйств, особенно в животноводстве, с ориентацией на ускоренное получение эффекта инвестиций в одной подотрасли (при вывозе мяса-сырья) весьма проблематичен. Необходима поддержка и мелких крестьянских хозяйств, индивидуальных фермеров, но организуемых в форме кооперативов и других объединений. За рубежом, в частности в Германии, кооперативы фермеров объединены в крупные коммерческие союзы, которые определяют, на какие рынки, по какой цене, с какой продукцией выходить. Эти коммерческие союзы лоббируют свои интересы в правительствах местных земель (ландтагах). В равной мере профессия фермера ценится высоко и в США. Государство оказывает фермерам всемерную поддержку, особенно в производстве «чистой продукции». Практика возрождения коллективных хозяйств, создания народных предприятий активно развивается при поддержке государства и в Китае, 40% ВВП которого производится именно такими предприятиями (это могут быть коммуны, кооперативы, колхозы, совхозы, фермерские хозяйства). Около 75% сельскохозяйственной продукции в ЕС дают кооперативы.
38 В решении неотложных проблем эффективности АПК ключевое значение имеет обеспечение сельского населения высокими социальными стандартами. В этом одно из важнейших условий комплексного решения проблем села, превращения глубинки в драйвера экономического роста. Из 6672 казахстанских населенных пунктов меньше 1/3 (1229) имеют высокий потенциал развития. Остальные малочисленны и бесперспективны. По оценкам, они в течение одного поколения исчезнут, выход из положения – поддержка достаточно эффективно функционирующих поселений с созданием соответствующей социальной инфраструктуры. Новые поселения (типа агрогородков) должны базироваться на кооперативах, командитных товариществах, других общинных, народных предприятиях. Сами центры поселений должны формироваться как качественно новый тип поселений со специализацией на производстве определенного вида или комбинации сельскохозяйственного производства с доведением их до уровня экологически чистого конечного продукта, готового к потреблению. Новые поселения должны располагать развитыми транспортными артериями для обеспечения мобильности населения и расширения производственных возможностей села.
39 В целом проблема преодоления пространственной разреженности населенных пунктов, оптимизации расселения населения и рационального расположения развитых поселений по территории отдельных районов и областей республики, имеющих существенные межрегиональные различия, обретает важное народнохозяйственное, социально-экономическое и политическое значение. Следует учитывать, что уже накапливается позитивный опыт организации общинных форм хозяйствования, комбинации форм собственности, организации оплаты и стимулирования труда, становления агропромышленного комплекса в молодых государствах СНГ.
40 Согласно закону РК «Об административно-территориальном устройстве» в качестве нижнего предела устойчивого поселения в отдельном селе должны проживать не менее 50 человек. В Павлодарской области до этого показателя не дотягивают 52 деревни. Они называются «неукомплектованными» и подлежат приписке к другим соседним селам. В них нет социальных объектов. Естественно, школы закрыты, нет учеников. Всего в Павлодарской области более 400 населенных пунктов. В 52 из них проживает менее 50 человек. Это, к сожалению, результат стихийной миграции и урбанизации последних лет. Такое же положение характерно и по ряду других областей Казахстана, в частности Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Кустанайской. Следует отметить, что это не только казахстанская проблема. Подобные негативные процессы наблюдаются и в Российской Федерации. В настоящее время каждое третье село насчитывает менее 10 жителей. В целом за постсоветский период РФ потеряла на селе 3,6 млн жителей. Тем важнее взаимное изучение имеющихся элементов позитивного опыта и сотрудничество в решении проблем АПК.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести