Современное состояние и перспективы развития белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества
Современное состояние и перспективы развития белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества
Аннотация
Код статьи
S020736760004946-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Енин Юрий  
Должность: Профессор Белорусского государственного экономического университета
Аффилиация: Белорусский государственный экономический университет
Адрес: Минск, Беларусь
Кохно Павел
Должность: директор Института нечётких систем
Аффилиация: Институт нечётких систем
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
87-102
Аннотация

Важнейшим направлением развития торгово-экономических связей Беларуси и Китая является инновационно-инвестиционное сотрудничество. При кредитной поддержке китайских банков в Беларуси реализован ряд важных для национальной экономики инвестиционных проектов. Белорусские субъекты хозяйствования активно участвуют в реализации задач внешнеэкономической политики государства с учетом существующего потенциала двух стран. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

 

Ключевые слова
белорусско-китайское торгово-экономическое сотрудничество, динамика товарооборота, инвестиционные проекты, диверсификация экспорта-импорта, транспортно-логистические возможности.
Классификатор
Получено
23.05.2019
Дата публикации
03.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1430
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В контексте расширения торгово-экономических связей Республики Беларусь с зарубежными странами особую актуальность имеет торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой как с одним из наиболее значимых зарубежных торговых партнеров. Республика Беларусь рассматривает белорусско-китайские отношения как важное направление своей внешнеэкономической политики. Задачей страны сегодня является повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и реализация конкретных проектов двустороннего белорусско-китайского сотрудничества. В свою очередь, Республика Беларусь является привлекательным партнером для КНР в силу наличия у Беларуси ряда технологических достижений и научно-производственных возможностей.
2 По состоянию на начало 2019 г., между странами действовало более 80 двусторонних договоров, в том числе около 40 межгосударственных и межправительственных. Эти договоры охватывают широкий спектр тем, включая дипломатические отношения, торгово-экономическое сотрудничество, налогообложение, защиту инвестиций, сотрудничество в сферах науки и технологий, образования, туризма, здравоохранения, военно-техническое сотрудничество, оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам, защиту прав интеллектуальной собственности, безвизовые поездки и др. Данные соглашения являются договорно-правовой базой развития торгово-экономических отношений.
3

Структура и динамика сотрудничества в сфере торговли между Республикой Беларусь и КНР.

4 Активная фаза двустороннего сотрудничества началась в 2009 году, когда в силу последствий глобального финансового кризиса экономический рост Беларуси стал замедляться. Тогда главными проблемами Беларуси были нехватка средств и скопившаяся на складах продукция. Для решения этих проблем Беларусь была заинтересована в кредитах и инвестициях. В то же время Китай был заинтересован в предоставлении кредитов в обмен на открытие рынка. В 2013 г. белорусско-китайский товарооборот впервые превысил отметку 3 млрд. долл. США (табл. 1).
5 Таблица 1 Динамика товарооборота между Республикой Беларусь и КНР в 2010-2017 гг. (млн. долл. США)
6
Год Экспорт Импорт Оборот Сальдо
2010 512,9 1786,1 2299,1 -1273,2
2011 697,2 2314,6 3011,8 -1617,2
2012 468,6 2478,0 2946,6 -2009,4
2013 536,1 2947,6 3483,7 -2411,5
2014 713,4 2493,6 3207,0 -1780,4
2015 828,7 2473,0 3301,7 -1644,3
2016 472,8 2390,3 2735,5 -1917,5
2017 362,7 2743,7 3106,4 -2381,1
Источник: О торгово-экономическом сотрудничестве Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>> – Дата доступа: 10.02.2019.
7 После установления дипломатических отношений между Китаем и Беларусью (с 1992 по 2017 г.) товарооборот увеличился в 91 раз. Сегодня Китай является одним из наиболее важных торгово-экономических партнеров Беларуси. В 2015 г. Китай впервые вышел на второе место среди импорт-партнеров Беларуси после России. Доля импорта из Китая в общем объеме импорта Беларуси составила 7,9% [2. С. 52].
8 Беларусь поставляет в Китай калийные удобрения, нефтехимическую продукцию, комбайны, запчасти для карьерных самосвалов, сельхозтехнику и другие товары.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬ О‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬снову белорусского экспорта в Китай в 2017 году составили калийные удобрения (85%). Второе место оставалось за полиамидами (7%). Третье место занимали машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
9 Анализ структуры импорта Беларуси из Китая за аналогичный период показывает, что главная импортная позиция –
10

Белорусско-китайское инвестиционное сотрудничество.

11 Торговые отношения между странами являются предпосылкой для развития инновационно-инвестиционного сотрудничества. Китайская Народная Республика занимает особое место среди внешнеэкономических партнеров Беларуси. Инвестиции из КНР имеют важное значение для экономического развития Республики Беларусь. Так, за период с 2011 по 2017 гг. в экономику Республики Беларусь из КНР поступило инвестиций на сумму 1567,7 млн. долл. США, из которых 655,2 млн. долл. США (41,8 %) – прямые инвестиции, 907,8 млн. долл. США (57,9 %) – прочие инвестиции в виде кредитов и займов. В 2017 г. в Беларусь из Китая поступило 275,5 млн. долл. США инвестиций.
12 По состоянию на начало 2018 года объем накопленных китайских ПИИ в Беларуси составил 282,1 млн. долл. США, что превышает значение 2012 года в 7 раз. При этом доля накопленных ПИИ из Китая в общем объеме таких же ПИИ в Республике Беларусь увеличилась с 2011 по 2018 год с 0,8 % до 4,2 %.
13 При кредитной поддержке китайских банков в Беларуси реализован ряд важных для белорусской экономики инвестиционных проектов:
14
  1. Создание оператора мобильной связи «Бест» (позже – «Лайф») (привлечение кредита Экспорто-импортного банка Китая в сумме 234 млн. долл. США);
  2. Реконструкция Минской ТЭЦ-5 (кредит Государственного банка развития Китая в сумме 260 млн. евро);
  3. Модернизация Минской ТЭЦ-2 (льготный кредит правительства КНР в сумме 42 млн. долл. США);
  4. Модернизация цементной отрасли Беларуси (ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Красносельскстройматериалы») (кредит Экспорто-импортного банка Китая в размере 530 млн. долл. США);
  5. Строительство ПГУ-400 МВт на Березовской ГРЭС; ПГУ-400 МВт на Лукомльской ГРЭС (льготный кредит правительства КНР на общую сумму 633 млн. долл. США);
  6. Организация производства легковых автомобилей «Geely» (кредит Экспорто-импортного банка Китая в размере 158,7 млн. долл. США) и др. [4. С. 104].
15 Было создано значительное количество совместных предприятий. Так, в сентябре 2009 г. в КНР зарегистрировано совместное предприятие ООО «АВИК-БЕЛАЗ Карьерные Машины» (учредители ОАО «БелАЗ» и компания «CATIC SUPPLY»), в декабре 2009 г. в г. Харбине (КНР) зарегистрировано СП ООО «Харбин Дунцзинь Гомель Предприятие сельскохозяйственного машиностроения» (учредители ПО «Гомсельмаш» и корпорация «Dongjin Group» (г. Харбин), в августе 2010 г. ПО «МТЗ» и компанией «Dongjin Group» в г. Харбине зарегистрировано совместное предприятие по сборке белорусских энергонасыщенных тракторов [3. С.127].
16 Товаропроводящая сеть Республики Беларусь в КНР в настоящее время представлена совместным предприятием «Санцзян-Волат компания Лтд.», представительством ОАО «Белорусская калийная компания», компанией ООО «АВИК-БЕЛАЗ Карьерные Машины» –
17 В последнее время растет количество компаний из Китая, осуществляющих свою деятельность в Беларуси. В целях координации деятельности китайских компаний в Беларуси и укрепления белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества с сентября 2015 г. в Республике Беларусь начала работать Ассоциация китайских компаний.
18 В настоящее время Беларусь и Китай реализуют ряд совместных проектов в области промышленности. В частности, это совместное производство: бытовой техники на базе белорусско-китайского СП «Мидеа-Горизонт»; гидромеханических передач, многоосных колесных тягачей и шасси на СП «Волат-Саньцзян»; кормоуборочной техники на СП «Харбин Дунцзинь Гомель предприятие сельскохозяйственного машиностроения»; энергонасыщенных тракторов на СП «Харбин Дунцзинь Минск Трактор Ко».
19 В перспективе продолжится использование кредитных ресурсов Китая для реализации некоторых других инвестиционных проектов, в том числе:
20
  • через отечественные банки – в объеме до 1 млрд. долл. США, по которым заемщиками выступают ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (на сумму 700 млн. долл. США) и ОАО «АСБ Беларусбанк» (на сумму 300 млн. долл. США);
  • посредством отбора крупных проектов, предусматривающих значительный экономический эффект, для привлечения льготных кредитов в объеме до 3 млрд. долл. США и коммерческих кредитов в объеме до 4 млрд. долл. США, а также льготных кредитов в китайских юанях, по которым заемщиком выступает Правительство Республики Беларусь;
  • на основе подписанных кредитных соглашений между Правительством Республики Беларусь и Экспортно-импортным банком Китая.
21 В мае 2015 г. после визита Си Цзиньпина в Беларусь Государственный Банк развития Китая (ГБРК), ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ОАО «АСБ Беларусбанк» подписали генеральные кредитные соглашения об открытии кредитных линий на сумму 700 млн. долл. США и 300 млн. долл. США соответственно для финансирования белорусско-китайских инвестиционных проектов. Приоритетными отраслями для финансирования являются транспорт, энергетика, промышленность, инфраструктура, проекты малого и среднего бизнеса, а также проекты резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка.
22 Кроме того, Государственный банк развития Китая подписал с ОАО «Банк развития» и АСБ «Беларусбанк» кредитные соглашения, предусматривающие финансирование крупных инвестиционных проектов, в рамках которых китайская сторона предоставляет Беларуси льготный кредит в объеме 3 млрд. долл. США (под 2 % годовых) и коммерческий кредит в объеме 4 млрд. долл. США. На основе достигнутых договоренностей АСБ «Беларусбанк» совместно с Государственным банком развития Китая (ГБРК) реализует крупный проект по строительству горно-обогатительного комплекса «Славкалий» на сырьевой базе Нежинского участка Старобинского месторождения калийных солей (Любанский район, Минская область).
23 В соответствии с подписанным кредитным соглашением между правительством Республики Беларусь и Экспортно-импортным банком Китая СЗАО «БЕЛДЖИ» в 2015 г. предоставлен льготный кредит для реализации инвестиционного проекта «Организация производства по сборке легковых автомобилей на 2012–2030 годы» в сумме 158,7 млн. долл. США. В качестве банка-агента выступает ОАО «БПС-Сбербанк» [5, с. 170]. В 2016 г. за счет кредитных ресурсов Экспортно-импортного банка Китая Оршанскому льнокомбинату был выдан кредит в размере 52 млн. долл. США для реализации проекта модернизации предприятия. Генеральным подрядчиком по реализации инвестиционного проекта стала китайская компания CITIC Construction Co. Ltd. В 2017-2022 гг. Беларусь привлечет покупательский кредит Экспортно-импортного банка Китая в размере 192,7 млн. долл. США для строительства в поселке Колодищи Минского района холдингом «Амкодор» совместно с китайскими госкорпорациями CITIC Group и Sinomach завода по производству фронтальных погрузчиков и энергонасыщенных тракторов.
24 В ближайшие годы необходимо воспользоваться возможностями создания в КНР совместных производств для сборки белорусских комбайнов и тракторов. В качестве перспективных ниш для Беларуси следует рассматривать создание научно-производственных альянсов с крупными китайскими производителями и научными организациями с целью вхождения в международные производственные цепочки [6. С. 17].
25 Преимуществами финансирования проектов за счет средств китайской кредитной линии являются: длительный срок предоставления кредита – до 15 лет (в том числе льготный период – до 5 лет, период погашения основного долга – до 10 лет); не требуется получения гарантии правительства Беларуси по каждому кредиту, предоставляемому из средств кредитной линии; не требуется получения покрытия агентства по страхованию экспортных кредитов SINOSURE, что снижает стоимость кредитных ресурсов для конечного получателя. Особенностью китайских кредитов является то, что их выдача обременяется обязательством закупки китайского оборудования, а зачастую и китайской рабочей силы для реализации конкретного инвестиционного проекта. Преимуществами кредитного сотрудничества с Китаем для Беларуси являются выгодные условия кредитования: сравнительно невысокие проценты и сроки погашения с отсрочкой первого платежа. Но при этом Беларусь лишается свободы выбора поставщика и должна рассчитывать на то качество услуг и оборудования, которое сможет предложить Китай [5. С. 172].
26 28 марта 2015 г. был утвержден программный документ под названием «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI в.». Реализация проекта «Один пояс, один путь» открывает большие возможности для более тесного экономического и инвестиционного сотрудничества КНР и РБ. В рамках этой концепции уже был активизирован ряд инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных. Примером подобного сотрудничества служит Китайско-белорусский индустриальный парк, который стал новой моделью международного инвестиционно-экономического сотрудничества в рамках реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь» [7. С. 44]. Особый правовой режим, оптимальные условия для ведения бизнеса позволили уже привлечь в качестве резидентов парка ведущие корпорации мира, такие как «Huawei», «ZTE», логистическую корпорацию «China Merchants Group» и др.
27 Стимулирование производителей в индустриальном парке «Великий камень» обеспечивает конкурентное преимущество данному объекту за счет объединения высоких компетенций, инвестиционного и человеческого капитала, уникального инфраструктурного расположения. Парк обладает значительными возможностями быстрого освоения и наращивания объемов выпуска востребованной высокотехнологичной продукции в условиях комфортной деловой и правовой среды при наличии эффективных административных и экономических стимулов. Как следствие, развитие индустриального парка, а также промышленная и научно-техническая кооперация с КНР в целом являются стимулом существенного укрепления экономических и технологических позиций Беларуси в международном пространстве.
28

Основные особенности развития белорусско-китайских торгово-экономических отношений.

29 Очевидна ключевая роль политического руководства в развитии сотрудничества при особой роли взаимных визитов на высшем уровне. Наблюдаемое в настоящее время ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬ ‬‬‬‬‬‬‬‬увеличение активного сальдо Китая во внешней торговле товарами с Беларусью потребует в долгосрочной перспективе определенных корректировок. По сравнению с импортом из Китая структура экспорта Беларуси в Китай недостаточно диверсифицирована. При этом экспортируемые товары не являются уникальными и имеют аналоги в других странах.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
30 Белорусский экспорт в КНР преимущественно сырьевой. В 2017 г. калийные удобрения составляли более 80 % всего белорусского экспорта в Китай. Продукты нефтехимической промышленности занимали еще 10 %, остальное – комбайны, приборы и пр. [2]. Главные барьеры для несырьевого экспорта в Китай – высокая конкуренция в ценовом сегменте и проявляющееся технологическое отставание белорусских экспортеров [6. С. 15]. Китайский импорт в Беларусь – это инвестиционные и потребительские товары. В рамках инвестиционных проектов осуществляются поставки комплектного оборудования, финансируемые за счет китайских кредитов.
31 Беларусь пока не является для Китая значимым торговым партнером: доля белорусской продукции в импортных закупках Китая в 2017 г. составляла всего 0,07%.
32 Доля Китая в общем товарообороте Республики Беларусь составляет 4,9-5,0% и имеет тенденцию к росту, доля Республики Беларусь в общем товарообороте Китая значительно ниже и сохраняется на протяжении 2009-2017 гг. на одном уровне (0,07-0,08 %). Для Китая как экспортера белорусский рынок также незначителен – 0,11 % в 2017 г. в китайском экспорте. В настоящее время общий удельный вес инвестиций из Китая в экономику РБ остается невысоким, но имеет тенденцию к повышению. За период 2011-2017 гг. доля китайских инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в Беларусь, выросла с 0,7 % до 2,9 %, доля китайских прямых инвестиций – с 0,3 % до 1,43 %.
33 Инвестиционный интерес китайской стороны ориентируется на калийную отрасль. Для продвижения несырьевого белорусского экспорта в Китай используются прямые инвестиции из Беларуси. Так, в Китае организованы совместные производства по сборке техники «МЗКТ», «БелАЗ», «Гомсельмаш» и «МТЗ». В то же время инвестиционный китайский импорт в форме поставок технологических линий и подрядных работ служит предпосылкой прямых китайских инвестиций в Беларусь. Однако полноценный переход от связанных кредитов к акционированию инвестпроектов с ориентацией на экспорт в Китай пока не произошел. Прямые китайские инвестиции пока не предполагают экспорт на рынок КНР. Кроме того, для минимизации рисков прямые китайские инвестиции в Беларуси часто имеют сложную модель финансирования с переплетением собственного и заемного капитала китайской и белорусской сторон.
34

Перспективы торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и КНР.

35 Анализ торгового-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и КНР показывает, что существенной проблемой белорусского экспорта в Китай является его недостаточная диверсификация. Так, как уже было отмечено, по итогам 2017 г. на три группы белорусских товаров (калийные удобрения, капролактам и жгут синтетических нитей) приходится более 90 % всего белорусского экспорта в КНР. Таким образом, основным условием роста объемов белорусского экспорта в Китай является существенное расширение его номенклатуры. Стабильными статьями экспорта могли бы стать целлюлоза (Китай ежегодно импортирует до 7 млн. тонн целлюлозы), льнопродукция (только льноволокна Китай ежегодно ввозит на 220 млн. долларов США), сухая сыворотка и сухое молоко [8. С. 8].
36 Основными импортируемыми Китаем товарами являются электрооборудование, нефть, машины и двигатели, причем конкурентным преимуществом на китайском рынке могут быть лишь инновации. В этой связи необходима модернизация белорусских трудо- и энергоемких отраслей и создание новых современных высокотехнологичных производств. Этому может способствовать использование кредитов правительства и банков КНР, а также через привлечение прямых китайских инвестиций в совместные и китайские предприятия в Беларуси. Особенно это актуально для белорусской энергетической отрасли, легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, производства легковых автомобилей, бытовой техники, строительных материалов.
37 Еще одним путем решения указанной задачи является создание на территории Беларуси совместных белорусско-китайских предприятий с последующей поставкой производимой продукции на рынок Китая. Так, на китайский рынок можно было бы больше поставлять, например, белорусскую плодоовощную и молочно-мясную продукцию. Необходимость создания в Китае белорусских или белорусско-китайских предприятий объясняется тем, что в ряде случаев это единственная возможность выйти на китайский рынок со своей продукцией. Еще одним важным шагом станет развитие товаропроводящих сетей белорусских предприятий. Развитие собственной товаропроводящей и сервисной сети, наличие которой позволит закрепиться на китайском рынке, – важный резерв наращивания белорусского экспорта в Китай. Значительным условием для дальнейшего роста товарооборота между РБ и КНР является повышение конкурентоспособности и качества белорусской экспортной продукции, диверсификация структуры экспорта, активное участие в международных выставках и ярмарках, расширение дилерской сети и системы сервисного обслуживания. Особую роль в продвижении и закреплении белорусских товаропроизводителей на рынках Китая играет МИД Беларуси и белорусские загранучреждения. Именно они занимаются работой по поиску в регионе новых торговых партнеров для белорусских предприятий-экспортеров, более активному их участию в тендерах, выставках и ярмарках, проводимых в Китае.
38 Большую работу необходимо провести по систематизированному информационному обеспечению внешнеторговой деятельности, включая проведение маркетинговых исследований и изучение конъюнктуры рынков Китая. Одним из перспективных направлений развития внешнеторговых отношений Китая и Республики Беларусь является совершенствование законодательной базы сотрудничества. Пока отсутствуют льготы для зарубежных инвесторов (помимо резидентов парка «Великий камень»), для успешного привлечения китайских производителей необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении серьезных льгот (преференций) иностранным инвесторам, несколько лет назад в Беларуси уравняли в правах иностранных и отечественных инвесторов. Однако мешает сложность белорусского налогового законодательства, в котором иностранному предпринимателю разобраться непросто и процедура принятия решений отличается сложностью и длительностью согласования [9. С. 31].
39 Существенный импульс развитию двусторонних торгово-экономических связей должно дать участие белорусской стороны в освоении западных районов КНР и в возрождении старых промышленных баз Северо-Восточного и других районов Китая. Особый интерес в этой связи вызывает возможность участия белорусских субъектов хозяйствования в освоении крупнейшего западного региона КНР – Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Беларусь готова поставлять в указанный регион сельскохозяйственную и дорожную технику (продукция ПО «Гомсельмаш» уже поставляется в СУАР на протяжении нескольких последних лет), тракторов, грузовых автомобилей, создать ряд совместных сборочных производств и сервисную базу для обслуживания и ремонта белорусской техники [3. С. 128].
40 Правительство Беларуси утвердило задание по экспорту товаров и услуг в Китай на 2017−2020 годы. Это предусмотрено постановлением Совмина РБ от 12 мая 2017 года № 347. Совет Министров Республики Беларусь утвердил выполнение ежегодных заданий по экспорту товаров и услуг в Китай на 2017−2020 годы в качестве ключевых показателей эффективности работы руководителей республиканских госорганов и других госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Минского горисполкома. Так, в 2017 году экспорт товаров и услуг в КНР должен был составить 653 млн. долл. США, в 2018-м — 806,6 млн. долл., в 2019-м намечен рост до 1,06 млрд. долл. США, в 2020-м — до 1,5 млрд. долл. США. Наибольший вклад должен обеспечить Миноблисполком: с 390 млн. долл. США в 2017 году до 930 млн. долл. США к концу 2020 года. На территории Минской области находятся «Беларуськалий», индустриальный парк «Великий камень» и строится еще один калийный комбинат. На втором месте идут предприятия концерна «Белнефтехима», до которых доведена задача увеличить экспорт с 60 млн. долл. США до 155 млн. долл. США Контроль за выполнением постановления возложен на Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
41 Таким образом, Республика Беларусь и Китай имеют большой потенциал совместного торгово-экономического сотрудничества. Важнейшими направлениями совершенствования торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь с Китаем являются:
42
  1. Углубление научно-производственной и инновационной кооперации, создание новых производств, основанных на новейших технологиях и разработках, реализация крупных инфраструктурных проектов. Перспективное направление завоевания китайского рынка – использование научно-технических разработок белорусских академических институтов и вузов;
  2. Наращивание объемов двусторонней торговли и расширение номенклатуры взаимного экспорта и импорта. Перспективными являются поставки в Китай белорусской сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной техники. При этом целесообразно создать советы по сотрудничеству при торгово-промышленных палатах обеих стран. Еще один важный резерв наращивания экспорта в Китай – развитие собственной товаропроводящей и сервисной сети белорусских экспортеров;
  3. Повышение эффективности белорусского экспорта, улучшение качества продукции, поиск новых форм взаимодействия и сотрудничества. Главными критериями в стратегии продвижения белорусских товаров на рынок Китая должны быть их качество, гибкость в ценообразовании, максимальный учет запросов покупателя, а также соблюдение договорной дисциплины белорусскими поставщиками;
  4. Координация и согласованность действий двух стран в вопросах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; выработка механизмов предотвращения негативного влияния обострения конкуренции и новой ценовой политики на уровень двусторонних торговых отношений Республики Беларусь и Китая; согласованное реформирование законодательства и тарифной политики двух стран;
  5. Создание инфраструктуры экономического взаимодействия, формирование долгосрочных целевых межгосударственных программ в рамках двустороннего сотрудничества. Необходимо разработать организационно-экономические механизмы и инструменты более тесного сотрудничества в области инновационной и производственной кооперации; содействовать белорусским производителям машиностроительной продукции в целях закрепления их позиций на китайском рынке, а также более активно использовать новые формы организации торговли и обслуживания продукции белорусского машиностроения; содействовать организации в рамках транснациональных финансово-промышленных групп совместных структур в сфере выпуска продукции легкой и текстильной промышленности;
  6. Активизация сотрудничества регионов Республики Беларусь с регионами Китая. Необходимо создавать представительства регионов Республики Беларусь (при поддержки территориальных торгово-промышленных палат двух стран) в провинциях Китая; содействовать открытию представительств Китая в регионах Республики Беларусь; проводить выставочно-ярмарочные и презентационные мероприятия в регионах; продолжить сотрудничество регионов Республики Беларусь и Китая, используя апробированные формы и механизмы экономического сближения.
43 Таким образом, взаимный интерес Беларуси и Китая друг к другу, взаимодополняемость экономик двух стран при наличии политического сотрудничества на высоком уровне являются важным условием для динамичного развития торгово-экономических связей между двумя странами. Закрепиться и расширить свое присутствие на рынках Китая Беларусь сможет путем повышения конкурентоспособности своей экспортной продукции, проведения наступательной внешнеэкономической политики, предполагающей инвестирование за рубеж и создание совместных и собственных производств в Китае.
44 На новом этапе двусторонних отношений Республики Беларусь и КНР должны реализовываться следующие тенденции развития экономик двух стран:
45
  1. Особенностью Китая является, в первую очередь, недостаток природных ресурсов. В связи с этим, наряду с развитием альтернативных технологий, Китай будет стремиться получить доступ на внешних рынках к необходимым для развития экономики запасам угля, железной руды, продуктов нефтехимии. На данном направлении возникают ниши для белорусской нефтехимической продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, чему способствует проведенная модернизация нефтехимического комплекса Республики Беларусь;
  2. В последнее десятилетие отмечаются высокие темпы развития китайского машиностроения, усиление инновационно-инвестиционной активности китайских компаний за рубежом. По данным Китайского комитета содействия международной торговле, на долю машиностроения приходится 17 % китайских прямых зарубежных инвестиций в развитых странах и 20 % –
46 Деятельность китайских компаний направлена не только на копирование существующих продуктов, но и на разработку собственных машин и оборудования мирового уровня. Технологический уровень машиностроения КНР в перспективе будет повышаться [6. С. 5].‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬ Поэтому в ближайшие годы необходимо воспользоваться возможностью создания в КНР совместных производств для сборки автомобильной техники. Основными нишами для Беларуси станут: создание международных альянсов с крупными китайскими производителями, вхождение вместе с ними в международные производственные цепочки, участие в разделении рыночных зон влияния, совместные разработка и производство новых моделей техники и оборудования, отдельных узлов и систем‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬;
47
  1. По оценке ФАО, к 2030 г. в китайских городах будет проживать более 1 млрд. человек. В связи с ростом населения и повышением его покупательной способности Китаю понадобится больше качественных продуктов питания и питьевой воды. Однако рост продовольственного сектора Китая будет затруднен в связи с невозможностью расширения посевных площадей из-за природных особенностей страны и ограниченного количества водных источников. Основными нишами для экспорта Беларуси станут продовольственные и другие сельскохозяйственные товары, питьевая вода. Наиболее экономически выгодная форма реализации сотрудничества –
  2. По прогнозам китайских специалистов, экономический рост КНР будет сопровождаться прогрессивными сдвигами в структуре экономики. При этом все большее значение будет играть проблема старения населения. В этой связи, скорее всего, будет проводиться дальнейшая либерализация в области рождаемости. В связи с этим для Беларуси расширяются возможности экспорта образовательных и медицинских услуг [6. С. 5].
48 На новом этапе двусторонних отношений открываются новые горизонты и в кредитно-инвестиционном сотрудничестве. Определяющим всей кредитно-инвестиционной сферы должен стать переход от кредитного финансирования проектов к прямым инвестициям. Необходимо использовать реализуемую правительством КНР стратегию «выхода за рубеж» для организации совместной работы с китайскими партнерами по созданию в Беларуси современных высокотехнологичных производств на основе прямых инвестиций, в том числе в Индустриальном парке «Великий камень» [10], свободных экономических зонах, малых городах для совместного продвижения продукции на новые рынки. Необходимо также прорабатывать создание новых инвестиционных фондов, которые будут представлять собой фонды прямых инвестиций и венчурные фонды. Беларуси целесообразно поставить в качестве одной из первоочередных задач привлечение китайских компаний в страну в качестве прямых инвесторов на основе совместных проектов при снижении зависимости Беларуси от связанных китайских кредитов.
49 По данным доклада ЮНКТАД World Investment Report 2017 КНР занял первое место в мире по объемам вложения средств в экономики зарубежных стран1. Высокие темпы роста потока китайских прямых инвестиций за рубеж свидетельствуют об успешной реализации стратегии «выхода за границу», являющейся государственной политикой развития Китая в условиях глобализации. Вышеназванную стратегию целесообразно использовать для построения совместной работы с китайскими партнерами, которая будет направлена на создание в Беларуси современных высокотехнологичных производств на основе прямых инвестиций, в том числе в Китайско-белорусском индустриальном парке, свободных экономических зонах и малых городах [5. С. 174].
1. World Investment Report 2017: Investment and the digital economy // Geneva: United Nation. UNCTAD. 2017.
50 Трансформация кредитного финансирования в прямые инвестиции Китая в Беларуси может осуществляться как путем приватизации модернизированных китайскими компаниями предприятий, так и путем привлечения китайских подрядчиков к прямому инвестированию в иные проекты. Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь предлагает китайским инвесторам войти в акционерный капитал 22 ОАО. Среди предприятий, входящих этот перечень и предлагаемых китайским инвесторам, следует выделить ОАО «Горизонт», ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «БАТЭ», ОАО «МТЗ». Отметим, что ранее активно создавать СП с китайской стороной начали ОАО «Амкодор» и ОАО «МАЗ». Кроме того, перспективной формой привлечения прямых китайских инвестиций в Беларусь является использование инвестиционных агентов.
51 Наиболее эффективными инвестиционными агентами могут служить крупные инвестиционные банки, например, инвестиционный банк CICC (China International Capital Corporation Ltd) или Экспортно-импортный банк Китая, которые обеспечат поиск стратегических китайских инвесторов для создания совместных предприятий в Беларуси, организуют первичное размещение акций белорусских или совместных предприятий на международных рынках [6. С. 21]. В частности, в сентябре 2016 года подписан Меморандум о продвижении инвестиций китайских компаний в Республику Беларусь между Правительством Беларуси и Экспортно-импортным банком Китая.
52 Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., в рамках межрегионального китайско-белорусского сотрудничества с каждой областью и г. Минском ежегодно до 2020 г. планируется привлечение не менее 100 млн. долл. США в год прямых китайских инвестиций. Для реализации данного направления предусматривается формирование и направление китайской стороне (провинциям) перечня соответствующих инвестиционных предложений. Планируется организация совместных научно-исследовательских центров на базе НАН Беларуси, Министерства образования и других заинтересованных организаций2.
2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2016 г., № 466 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2016. 1/16792.
53 Развитие системы венчурного финансирования будет осуществляться через создание совместных с Китаем венчурных организаций. Соглашением о сотрудничестве между Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, инвестиционной компанией «ЧайнаМерчантс Капитал» и китайско-белорусским совместным ЗАО «Компания по развитию индустриального парка» предусмотрено создание фонда венчурных инвестиций. Предполагается, что минимальный объем капиталовложений в китайско-белорусский фонд венчурных инвестиций на первоначальном этапе составит 20 млн. долл. США. Фонд будет финансировать начальные этапы проектов резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».
54 В дальнейшем возможно привлечение международных венчурных фондов для поддержки проектов предприятий Индустриального парка [5. С. 175]. Беларусь заинтересована в привлечении китайских компаний и в банковский сектор. Есть предварительные договоренности по выходу China CITIC Bank на белорусский рынок. Подписано соглашение о взаимодействии по созданию Китайско-белорусского инвестиционного фонда между Министерством финансов Республики Беларусь, ОАО «АСБ Беларусбанк» и компанией CITIC Construction Со. Ltd. Развитие финансовой инфраструктуры будет способствовать реализации совместных китайско-белорусских производственных проектов, а также инфраструктурных проектов в рамках концепции «Один пояс – один путь».
55

Концепция «Один пояс, один путь» стала самой крупномасштабной инициативой Китая, формирующей новую парадигму экономического и в целом геостратегического развития. Она содержит два направления: сухопутное –‪‪‪‪‪‪ «Экономический пояс Шелкового пути» и водное –‪‪‪‪‪‪ «Морской Шелковый путь XXI века». Беларусь находится в географическом центре Европы и с Китаем установила отношения доверительного всестороннего стратегического и взаимовыгодного партнерства –‪‪‪‪‪‪ это естественное и важное сотрудничество в строительстве сухопутного Шелкового пути. Кроме выгодного географического положения для улучшения логистической инфраструктуры в реализации стратегии ‪‪‪«Экономический пояс Шелкового пути»  необходимо наличие магистральных нефте- и газопроводов, проходящих через территорию Беларуси. 

56 Таким образом, высокое качество человеческого капитала, относительно низкая стоимость рабочей силы, эффективная система подготовки квалифицированных кадров, наличие больших возобновляемых запасов пресной воды, калийных солей, лесных ресурсов - это конкурентные преимущества Беларуси. Китай, в свою очередь, имеет огромный внутренний рынок, растущий спрос на импортные товары, большие запасы иностранной валюты, богатый производственный опыт и т. д., что создает возможность развития взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
57

В то же время Беларусь активно строит Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», что в будущем может привлечь в страну больше иностранного капитала и передовых технологий, а также нарастить объемы белорусского экспорта. На территории парка планируется разместить производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлекательные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры. Фактически строится современный международный эко- город с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом. Проект развивается в рамках межгосударственного китайско-белорусского сотрудничества и подписанных соответствующих межправительственных документов. В качестве резидентов индустриального парка могут выступать любые компании, независимо от страны происхождения капитала [11. С. 128].

58 Уже к февралю 2017 г. резидентами китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» стали восемь компаний (YTO Group Corporation, China Merchants Group, ZTE, Huawei, Zoomlion, ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», ООО «Нано Пектин», компания «Цзюйсинь Солод Технология»), подписано более 30 соглашений о намерениях войти в проект. Так, China Merchants Group уже вложила в проект 120 млн. долл. США, построен логистический парк общей площадью 100 тыс. кв. м [10]. Роль индустриального парка и его инфраструктуры в процессе реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути» состоит в возможности удешевления строительства в результате развития скоростных железнодорожных линий с востока на запад. Расположение возле парка национального аэропорта позволит легко направить в порты стран Балтийского региона грузы, поступившие наземным и воздушным транспортом. Отдельно следует отметить значительное увеличение объема перевозок грузов контейнерными поездами по Белорусской железной дороге (БЖД) в направлении Китай –
59

Китайская компания CRCC может принять участие в строительстве высокоскоростной железной дороги в Беларуси, в дальнейшем создании инфраструктуры и объектов индустриального парка «Великий камень», третьей линии минского метро и др. Холдинг CRCC — крупная строительная корпорация, находящаяся под управлением Комитета по контролю и управлению госимуществом при Госсовете КНР. Она специализируется на строительстве высокоскоростных железных дорог, метро, автомагистралей, мостов, тоннелей, объектов недвижимости и ведет бизнес более чем в 100 странах мира. CRCC занимает 62-е место в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний (Fortune Global 500) и третье место в рейтинге крупнейших подрядчиков мира (Top 250 Global Constructors). Корпорация занимает лидирующие позиции среди китайских предприятий-подрядчиков в железнодорожном строительстве. На ее счету более 100 тыс. км железнодорожных путей, проложенных в Китае, в том числе половина китайских высокоскоростных железных дорог3. БЖД способна стать оптимальным транспортно-логистическим звеном в реализации проекта

3. Режим доступа: >>>> . Дата доступа 20.01.2019.
60

В целях увеличения объемов международных грузовых железнодорожных перевозок в сообщении Китай –‪‪‪‪‪‪ Европа –‪‪‪‪‪‪ Китай и стимулирования развития торговли Китая и Беларуси БЖД определила на 2019 г. следующие направления: использование транспортно-логистических возможностей АО «Объединенная транспортно-логистическая компания», а также компаний, учрежденных государственным предприятием «Белинтертранс –‪‪‪‪‪‪ транспортно-логистический центр» за рубежом; развитие перевозок в сообщении Китай –‪‪‪‪‪‪ Беларусь –‪‪‪‪‪‪ Китай и сотрудничество с резидентами Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» в транспортно-логистической сфере; организация перевозок в международном сообщении; взаимодействие с провинциями Китая при организации перевозок ускоренными контейнерными поездами; реализация кредитных соглашений и инвестиционных проектов.

 

Библиография

1. Кохно П.А., Артемьев А.А., Енин Ю.И. Технологические платформы кластерного развития: монография // Тверь, Твер. гос. ун-т, 2019.

2. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь // Минск: Информ.-вычислительный центр Нац. стат. комитета Республики Беларусь, 2017.

3. Фу Цзинчэн. Сотрудничество Республики Беларусь с КНР как фактор ускорения динамики цивилизационных процессов // Вестник ВГУ. 2018. № 2. С. 127-129.

4. Журавлев Ю.А. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь и КНР // Вести Национальной Академии Наук Беларуси. Сер. Гуманитарных наук. 2015. № 1. С. 101-107.

5. Преснякова Е.В. Китайские инвестиции и их значение для развития экономики Респубилки Беларусь // Проблемы сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского Экономического Союза: материалы Второго белорусско-китайского научного форума // Минск: Право и экономика, 2017. С. 168-176.

6. Рудый К.В. Беларусь-Китай: каналы инвестиционного сотрудничества // Белорусский экономический журнал. 2016. № 2. С. 15-30.

7. Данильченко А.В., Гаврилко Г.Н., Сюй Люмэй. Экономическая транснационализация бизнеса китайских компаний // Новости науки и технологий. 2016. № 4. С. 37-47.

8. Шрайбман А. Белорусско-китайские отношения: ожидания, проблемы и перспективы. – Минск, 2014. – 11 с.

9. Рудаковский Я. Анализ показателей внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь за 2011-2016 гг. // Банковский вестник. 2017. № 6. С. 26-32.

10. Енин Ю.И., Кохно П.А. Китайско-белорусский «Индустриальный парк «Великий Камень» как специальная зона экономического роста страны и ее региона // Общество и экономика. 2018. №12. С. 77-87.

11. Яо Цзяхуэй. Беларусь и КНР: Торгово-экономическое сотрудничество в контексте реализации стратегии «Экономический пояс Шелкового пути» // Журнал международного права и международных отношений. 2017. № 1-2 (80-81). С. 122-129.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести