Современные вызовы и перспективы развития институциональной модели Беларуси
Современные вызовы и перспективы развития институциональной модели Беларуси
Аннотация
Код статьи
S020736760004298-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бельский Валерий  
Должность: директор Института экономики НАН Беларуси
Аффилиация: Институт экономики НАН Беларуси
Адрес: Белоруссия
Садовская Татьяна
Должность: заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития, Институт экономики НАН Беларуси
Аффилиация: Институт экономики НАН Беларуси
Адрес: Белоруссия
Выпуск
Страницы
11-26
Аннотация

Статья посвящена ретроспективному анализу развития экономической модели Беларуси, выявлению внутренних и внешних вызовов национальной экономики, определению важнейших направлений ее институциональной модернизации.

Ключевые слова
институциональная модель, экономический рост, вызовы экономического развития
Классификатор
Получено
26.03.2019
Дата публикации
28.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
2817
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Немногим более четверти века назад перед правительством и народом Беларуси встала задача построить государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола, защищает от любых угроз извне, гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь тем, кто самостоятельно не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.
2 За пройденный отрезок времени в социально-экономической и общественной жизни страны произошло большое количество изменений, ставших для Беларуси судьбоносными. В стране сформирована и реализуется институциональная модель, которая базируется на созданном трудом белорусов производственном потенциале, впитала в себя оригинальные разработки отечественных ученых и достижения зарубежных экономических исследований, специфику национального характера, традиции и особенности отечественной институциональной среды. В основу белорусской модели развития положены многоукладность и социальная ориентация, позволяющие обеспечивать повышение уровня жизни населения на основе сбалансированного сочетания преимуществ адаптированных к белорусским условиям рыночных принципов хозяйствования [1].
3 Следует отметить, что на пути независимости Беларуси пришлось столкнуться со многими трудностями. Уже само начало этого пути было нелегким: несмотря на то, что на момент распада СССР Беларусь была одной из наиболее экономически развитых республик СССР с достаточно развитой промышленностью, сельским хозяйством и высоким научным потенциалом, развал традиционных рынков и разрыв экономических связей, возросшая стоимость энергетических и сырьевых ресурсов существенно сузили «окно возможностей». В результате в 1995 г. наблюдался колоссальный экономический спад, либерализация цен стала причиной гиперинфляции, основное производство было в лучшем случае свернуто, машиностроительные заводы выполняли ремонтные работы, аналогичная ситуация складывалась в других отраслях обрабатывающей промышленности [2]. Заработная плата и пенсии белорусских граждан колоссально отставали от мировых стандартов. Но уже в 1996 г. начался экономический рост, а за 1992–2017 гг. ВВП Беларуси вырос в 2,2 раза, ВВП на душу населения увеличился еще более весомо – в 2,3 раза (рис.1).
4

5 Рис. 1. Динамика ВВП и ВВП на душу населения, Республика Беларусь Источник: составлено по доступным данным Всемирного банка на 01.02.2019 г. Всемирный банк https://databank.worldbank.org/data/source/world-development-indicators#.
6 При пересчете ВВП по ППС на душу населения в списке рассмотренных стран позиция Беларуси соответствует 71-му месту с доходом на душу населения 18,8 тыс. долл. США (рис. 2). В связи с активным использованием Россией (находящейся в данном рейтинге на 59-ом месте) и Казахстаном (57-е место) в экономическом обороте собственных сырьевых ресурсов, они имеют более высокий доход на душу населения, нежели Беларусь.
7 Следует отметить, что по сравнению с 1992 г., Беларусь повысила свою позицию на 6 мест, а само значение показателя увеличилось более чем в 3,7 раза. При этом особое значение имеет то, что данный результат достигнут, невзирая на тот факт, что страна понесла огромные потери в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Общие расходы Беларуси на решение чернобыльских проблем сопоставимы с величиной произведенных затрат на развитие всей инфраструктуры республики и половиной средств, необходимых сегодня для осуществления полной модернизации государственного промышленного комплекса, а суммарная величина размера материального ущерба от катастрофы на ЧАЭС оценивается в сотни миллиардов долларов.
8

9 Рис. 2. ВВП на душу населения по ППС, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2017 г. (долл. США)
10 Источник: составлено по доступным данным Всемирного банка на 01.02.2019 г. Всемирный банк https://databank.worldbank.org/data/source/world-development-indicators#.
11 Недостаточно высокие позиции Беларуси объясняются тем, что пока страна отстает по эффективности экономики от развитых стран. Производительность труда одного занятого в экономике, рассчитанная по ВВП по ППС, в Беларуси существенно ниже уровня экономически развитых стран (рис. 3).
12 Вместе с тем следует отметить, что прогресс в данной области также есть. Так, если в 1992 г. Беларусь с показателем 16 311 долл. США на занятого занимала 102-ю позицию в списке из 184 стран, то к 2018 г. 85-е место из 183 стран, при этом ВВП на одного занятого вырос более чем в два раза.
13

14 Рис. 3. Производительность труда по ВВП (по ППС в постоянных ценах 2011 г.), Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2018 г. (долл. США на одного занятого)
15 Источник: составлено по доступным данным Всемирного банка на 01.02.2019 г. Всемирный банк https://databank.worldbank.org/data/source/world-development-indicators#.
16 Экономика Беларуси в значительной степени зависит от зарубежных рынков. Учитывая, что удельный вес площади Беларуси в мире составляет только 0,15%, а населения – 0,1%, страна формирует определенную «нишу» в мировой экономике. Так, удельный вес республики в мировом ВВП по паритету покупательной способности составляет порядка 0,15%, примерно такой же и ее вклад в мировой экспорт. Согласно данным Всемирного банка за 2017 г., по показателю доли экспорта товаров и услуг в ВВП Беларусь в 2017 г. занимала 27-е место в мире (67,0%) в списке из 168 стран. Россия в данном рейтинге находится на 119-ом месте (26,0%), Казахстан – на 91-ом месте с долей экспорта в ВВП 34,4%.
17 Сложившаяся структура промышленности республики требует большого количества импортного сырья и материалов, что приводит к дисбалансам во внешней торговле – формированию отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса (рис. 4). Подобная ситуация встречается в мире довольно часто: отрицательное сальдо текущего счета имеет около двух третей стран мира; традиционным «лидером» по данному показателю неизменно являются США («минус» 449 млрд долл. США в 2017 г.).
18

19 Рис. 4. Динамика сальдо счета текущих операций платежного баланса, Республика Беларусь1
1. Данные представлены с 2000 г., с которого они рассчитываются в соответствии с шестым изданием Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (МВФ, 2009 г.)
20 Источник: Национальный банк Республики Беларусь, www.nbrb.by/statistics/BalPay/BalPayBelarusAnalytical6A.xlsx .
21 Важным источником финансирования дефицита текущего счета для Республики Беларусь являются внешние заимствования. Как правило, внешние заимствования требуются для пополнения золотовалютных резервов страны, необходимых для поддержания стабильности в валютно-финансовой сфере. По данным Всемирного банка за 2017 г., Беларусь с объемом золотовалютных резервов в 7,3 млрд долл. США была 75-й в списке из 160 стран. Наибольший объем золотовалютных резервов имеют Китай (3 235,7 млрд долл. США), Япония (1 264,1 млрд долл. США), Швейцария (811 млрд долл. США). Для сравнения: Германия находится на 12-м месте (200 млрд долл. США), Чехия – на 17-м (148 млрд долл. США), Литва на 87-м (4,5 млрд долл. США), Словакия – на 90-м (3,6 млрд долл. США). Россия занимает в рейтинге стран по данному показателю 6-е место (432,7 млрд долл. США).
22 Вместе с тем для стабильного развития страны имеет значение не столько абсолютный показатель количества золотовалютных резервов, сколько относительный, а именно золотовалютные резервы в месяцах импорта товаров и услуг. Считается, что резервы страны должны быть не меньше, чем сумма, которую страна тратит на импорт товаров и услуг в течение трех месяцев. Согласно данным Всемирного банка, по показателю резервов в месяцах импорта товаров и услуг мировыми лидерами являются Саудовская Аравия, Швейцария, Алжир, Ливан, Япония, Бразилия и Китай. С показателем 2,23 Беларусь занимает 113-е место в списке из 144 стран (рис. 5).
23

24 Рис. 5. Золотовалютные резервы, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2017 г. (в месяцах импорта)
25 Источник: составлено по доступным данным Всемирного банка на 01.02.2019 г. Всемирный банк >>>> .
26 По валовому национальному сбережению Беларусь имеет достаточно хороший показатель – доля валовых сбережений в ВВП в 2017 г. составила 28,6%, что сопоставимо с показателями таких стран, как Дания (28,7%), Болгария (28,7%), Австрия (27,8%), Германия (27,8%). Это также позволяет рассчитывать на последующее упрочение экономического положения как самой Беларуси, так и ЕАЭС, поскольку показатели основных партнеров (Россия – 26,6 %, Казахстан – 25,9%, Кыргызстан – 29,8%) тоже достаточно высоки.
27 В соответствии с данными МВФ за 2017 г., Беларусь занимает 53-е место из 174 стран по параметру соотношения валовых инвестиций и ВВП (26,2% ВВП) (рис. 6).
28

29 Рис. 6. Валовые инвестиции, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2017 г. (% ВВП)
30 Источник: МВФ.
31 Для Республики Беларусь модернизация производственного потенциала является одним из основных приоритетов экономического развития на протяжении всего периода независимости. Инвестиции в основной капитал служили важнейшим фактором экономического роста (рис. 7). Несмотря на то, что с 2014 по 2016 гг. наблюдалось снижение показателя, связанное с наблюдавшимся в экономике страны кризисом, за период с 2000 по 2017 г. объем инвестиций в основной капитал вырос более чем в три раза.
32

33 Рис. 7. Динамика инвестиций в основной капитал, Республика Беларусь
34 Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь.
35 Результаты, достигнутые в отдельных сферах и видах экономической деятельности, в целом повторяют общеэкономические тенденции, демонстрируя как позитивные сдвиги, так и значительные резервы. Отечественная промышленность является лидером экономики по вкладу в формирование ВВП страны (порядка четверти) в соотношении с другими видами экономической деятельности. Республика полностью обеспечивается транспортными средствами собственного производства для перевозки пассажиров и грузов; практически полностью отечественными сельхозмашинами. Решена проблема технической оснащенности дорожного строительства.
36 В течение длительного периода времени промышленность республики выступала драйвером экономического роста, определяя не только динамику ВВП, но и наполнение бюджета и валютных ресурсов страны (рис. 8). Следует отметить, что после спада промышленного производства с 2016 г. наблюдается его восстановление.
37

38 Рис. 8. Динамика промышленного производства, Республика Беларусь
39 Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
40 В десятку самых значимых белорусских товаров входят грузовые автомобили, дорожная и строительная техника; тракторы и сельскохозяйственная техника; холодильники и бытовая техника; мебель; удобрения; топливо; льноволокно; химические волокна и нити; мясные продукты; молочные продукты.
41 В регионе СНГ Беларусь удерживает стабильно лидирующие позиции в области химии и нефтехимии, сельскохозяйственном и автомобильном машиностроении, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, по отдельным направлениям развития информационно-коммуникационных технологий. По экспорту ИТ-услуг на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ. Имеются значительные наработки в сфере высоких технологий, в частности в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления. За анализируемый период в республике проведено техническое перевооружение многих крупных промышленных предприятий, существенно увеличился выпуск многих видов промышленной продукции (табл. 1).
42 Таблица 1 Динамика производства отдельных видов промышленной продукции в натуральном выражении, 1995 и 2018 гг., Республика Беларусь
Виды продукции 1995 г. 2018 г. 2018 г. к 1995 г. (раз)
Бензин автомобильный, тыс. т 1 848,5 3 502,6 1,89
Дизельное топливо (включая биодизельное), тыс. т 3 465,3 6 600,6 1,90
Минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), тыс. т 3 349 8 427,2 2,52
Шины, тыс. шт. 1 292 3 932,1 3,04
Тракторы для сельского и лесного хозяйства, тыс. шт. 29,3 40,8 1,39
Стиральные машины бытовые, тыс. шт. 36,9 185,6 5,03
Автобусы, шт. 62 1 373 22,15
Цемент, кроме клинкеров цементных, тыс. т 1 235 4 519,2 3,66
Чулочно-носочные изделия, млн пар 55 155,9 2,83
Мясо и пищевые субпродукты, тыс. т 375,4 977 2,60
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 801 1 996 2,49
Сыры, тыс. т 24,7 202 8,18
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
43 Аграрное производство также демонстрирует определенные количественные успехи: по объемам производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и основных продуктов питания Беларусь входит в группу лидирующих стран (рис. 9).
44 Благодаря достаточно динамичному развитию сельского хозяйства с 2000 г. (рис. 10), увеличились показатели агропроизводства Беларуси на душу населения.
45

46 Рис. 9. Место, занимаемое Республикой Беларусь в мировом производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции, 2017 г. (по стоимости товаров)
47 Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
48

49 Рис. 10. Динамика продукции сельского хозяйства, Республика Беларусь
50 Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
51 Создание разветвленной транспортной схемы – непременное условие успешного развития любой страны. Беларусь, особенно учитывая ее географическое положение, – не исключение. В стране интенсивно строятся новые дороги. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием возросла с 1995 г. по 2017 г. более чем на 70%.
52

Достижением Беларуси можно назвать и то, что страна не растеряла свой научный и кадровый потенциал (рис. 11).

53 Рис. 11. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в Республике Беларусь (единиц)
54 Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
55 За прошедшие годы в стране создана инновационная инфраструктура и в настоящее время действуют десятки научно-технологических парков, научно-производственных центров, бизнес-инкубаторов. Создан и продуктивно работает Парк высоких технологий, резидентами которого являются более 450 компаний, работающих с большинством стран мира. Проекты охватывают банковскую, телекоммуникационную, нефтяную, газовую сферы, создание электронного правительства в странах СНГ.
56 Республика Беларусь – страна с социально ориентированной экономикой. Значительные объемы бюджетных средств тратятся на здравоохранение, образование, на государственную поддержку строительства жилья. Повышается адресная направленность расходов на социальную помощь.
57 Важнейшим направлением социальной политики Беларуси является политика занятости, и в результате ряда реализованных мер республике удалось не допустить роста безработицы, которая в течение последних десяти лет не превышает 1% от численности рабочей силы [3]. Беларусь демонстрирует один из самых низких уровней безработицы в мире.
58 Из перечня конкурентных преимуществ Беларуси на ведущее место следует поставить один из самых высоких в мире уровней образованности населения, высокую квалификацию работников (в особенности в таких отраслях, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение, программирование), мобильность и невысокую стоимость трудовых ресурсов.
59 По данным ПРООН, рассчитывающей в рамках Индекса человеческого развития индекс образования, по его значению Беларусь входит в первую 30-ку стран в мире, при этом сам показатель увеличился с 0,63 в 1995 г. до 0,807 в 2018 году.
60 Имеются значительные достижения и в сфере здравоохранения. В Беларуси модернизирована вся вертикаль лечебных учреждений, от фельдшерско-акушерских пунктов до областных больниц и передовых медицинских научно-практических центров.
61 За прошедшие с момента обретения независимости годы Беларуси удалось понизить младенческую смертность в стране более чем в 4 раза, и по данному показателю республика занимает 15-е место в мире из 193 стран, Германия – 22-е место, Польша – 36 место, Россия – 53-е место, Казахстан – 67-е место (рис.12).
62

63 Рис. 12. Младенческая смертность, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2017 г. (на 1000 родившихся живыми)
64 Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
65 По показателю продолжительности жизни Беларусь находится только на 102-м месте в мире (73,83 года) из 199 стран. Вместе с тем по сравнению с 1992 г. продолжительность жизни в Беларуси увеличилась на 3,8 года и в настоящее время превышает результаты всех партнеров по ЕАЭС, а также Украины (рис.13).
66 Рис. 13. Продолжительность жизни при рождении, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2016 г. (лет)
67

68 Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
69 Таким образом, «паспортные данные» экономики современной Беларуси, с которыми республика участвует в процессах мировой интеграции, – это:
70
  • средний (для Европы) размер экономики с одной из самых высоких в регионе степенью открытости: экспорт товаров и услуг составляет порядка 80% от ВВП, что обусловливает высокую зависимость экономического развития республики от динамики развития основных внешнеторговых партнеров и глобальной мирохозяйственной системы в целом;
71
  • небогатый набор природных ресурсов и вызванная этим фактом зависимость от импорта сырья и энергоносителей;
  • территориальное расположение на перекрестке основных транспортных коридоров Европы;
  • исторически сложившаяся специализация экономики страны на переработке;
  • развитая промышленность, ведущие отрасли которой (машиностроение, в том числе производство сельскохозяйственной техники и большегрузных автомобилей; нефтепереработка; пищевая промышленность) тесно связаны с конъюнктурой российского рынка;
  • агропродовольственный комплекс, продукция которого пользуется заслуженно высокой репутацией не только внутри республики, но и за ее пределами;
  • репутация страны с сильной социальной политикой, направленной на защиту интересов, достойного уровня и качества жизни населения страны.
72 Практика показала, что выбранный Беларусью путь оказался наиболее верным, поскольку позволил избежать тупиков экономического развития и не создать олигархическую институциональную модель. В то же время, белорусская экономическая модель, хотя и соответствует мировым трендам развития, пока не смогла ответить на главный вызов современности – преодолеть отставание по эффективности от высоко- и среднеразвитых стран.
73 В настоящее время перед страной стоит стратегическая задача обеспечения динамичных и устойчивых темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. И здесь необходимо учитывать риски, противоположные по форме, но близкие по сути. С одной стороны, речь идет о риске искусственного ускорения, поскольку политика ускорения при таком сценарии реализуется на фоне ослабления бюджетной и денежной политики. Мы знаем по собственному опыту, что абсолютизация темпов роста и стремление побыстрее разогреть экономику может обернуться макроэкономической разбалансированностью и ростом внешнего долга. С другой стороны, опасна психологическая адаптация к низким темпам [4].
74 Поэтому целью социально-экономического развития Беларуси в 2019г. является обеспечение ускоренного экономического роста, превышающего среднемировые темпы, что позволит повысить благосостояние белорусского народа. Достижение этой цели требует развития всех элементов институциональной модели страны, не меняя ее сути, но отдавая приоритет построению высокоэффективного общества во всех без исключения областях социально-экономической жизни Беларуси. Такой формат развития обеспечит устойчивость и конкурентоспособность Беларуси с учетом конкретных исторических особенностей данного периода. Экономический рост получит новый импульс, и в стране будет упрочено социальное благополучие.
75 Необходимость поддержания достаточных темпов роста в условиях замедления динамики мирового спроса и ограничений для экономического роста, связанных с особенностями предшествующего развития страны, определяет ведущие элементы институциональной политики в 2019 году и на перспективу:
  • главная проблема для отечественной экономики по-прежнему состоит в избыточности контроля и, с другой стороны, его малой эффективности. Недостаточная эффективность госрегулирования, препятствующая формированию институциональных и макроэкономических условий для долгосрочных инвестиций, а также недостаточная эффективность государственных расходов на фоне их высокого уровня, определяют необходимость провести институциональные преобразования. Требуется корректировка государственной социально-экономической политики для восстановления устойчивого экономического роста, в том числе завершение перехода к новой системе и инструментам прогнозирования и предвидения (индикативное планирование, межотраслевые балансы, проектное финансирование, система саморазвития экономики);
76
  • следует окончательно завершить процесс оптимизации участия государства в регулировании социально-экономических процессов на основе установления баланса государственного регулирования и рыночных институтов в условиях необходимости модернизации и построения инновационного общества. Государству должна быть отведена роль активного наблюдателя, использующего преимущественно косвенные макроэкономические методы воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, в связи с чем важно пересмотреть регламенты деятельности институтов управления, ликвидировать дублирование их функций, усилить роль территориального управления в противовес определенному ослаблению отраслевого управления, провести радикальную дебюрократизацию методов работы аппарата управления. Целью данных мероприятий должно быть смещение акцентов на контроль за результатами вместо контроля за текущими операциями;
  • необходимо обеспечить свободу предпринимательства и создать эффективную конкурентную среду. Стимулирование конкуренции является одним из важнейших институциональных приоритетов. Здесь также требуются серьезные институциональные изменения. Поскольку антимонопольное законодательство может лишь защищать конкуренцию в той степени, в которой она существует на рынке, необходим акцент на мерах по созданию условий для развития конкуренции. Следует разработать и привести в действие концепцию реформирования, постепенной реструктуризации и коммерциализации государственных предприятий для совершенствования форм и методов организации производства и формирования высокоэффективной смешанной экономики, включающей и частный сектор. Это соответствует также необходимости привлечения в экономику отечественных и иностранных инвестиций;
  • пока имеет место отрицательное сальдо текущего счета, страна не может обойтись без привлечения внешних ресурсов, которые нужны не только для покрытия этого отрицательного сальдо, но и для финансирования экономического роста. В то же время привлечение валюты в форме инвестиций не вызовет увеличения внешней задолженности только при соблюдении условия, что эти инвестиции будут вкладываться в эффективные проекты;
  • мировой опыт свидетельствует, что успешные компании индивидуальным льготам предпочитают нормальный деловой климат, обеспечивающий условия для развития бизнеса, в связи с чем необходимо создать доверительную и стабильную среду для иностранных и отечественных инвесторов, а также во взаимоотношениях между предпринимателями и государством. Активизировать инвестиционную и инновационную деятельность можно и должно посредством обеспечения политической и социально-экономической стабильности, постоянства и предсказуемости законодательства (особенно налогового) и создания рыночной инфраструктуры;
  • в денежно-кредитной политике задачей номер один является купирование инфляционных ожиданий. Необходимо разработать меры и механизмы финансовой независимости, укрепить позиции белорусского рубля, сформировать устойчивую финансовую и денежно-кредитную систему, которая сможет обеспечить выполнение государством и субъектами хозяйствования финансовых обязательств и одновременно повысит инвестиционную привлекательность Беларуси. Требуется реформирование налоговой системы, ее упрощение и гармонизация в соответствии с системой партнеров по ЕАЭС, повышение степени собираемости налогов за счет максимальной легализации «теневого бизнеса» при одновременном снижении общей величины налоговой нагрузки на экономику;
  • обязательным компонентом стратегии инновационно-технологического прорыва выступает расширение подготовки инженерно-технических кадров на основе новейших достижений техники и технологий;
  • ускорение процесса формирования основ высокоэффективной экономической системы, которая не только гарантирует преодоление в ближайшем будущем всех кризисных явлений, но и обеспечит стабильный экономический рост, невозможно без интеграции в мировую науку и мировое производство. Мировой опыт показал, что успешная модернизация экономики путем эффективного заимствования высокопроизводительных технологий извне позволяет добиться годовых темпов прироста 7–8% на протяжении 20–30 лет. Таким образом, целесообразно наряду с динамичным инновационным развитием осуществить глубокую технологическую модернизацию традиционных (базовых) обрабатывающих отраслей промышленности путем эффективного заимствования высокопроизводительных технологий пятого уклада в наиболее развитых странах;
  • практику функционирования ЕАЭС сложно назвать успешной и эффективной ввиду значительного количества изъятий и ограничений во взаимной торговле и возникновения зачастую необоснованных претензий к белорусским экспортерам. «Лекарством» от взаимного недопонимания или недоверия между членами ЕАЭС может стать гармонизированное взаимодополняющее развитие промышленных комплексов, активизация производственной кооперации в рамках интеграционного объединения. Одновременно следует максимально использовать выгодное геополитическое положение страны, а также преимущества Единого экономического пространства для развития и целесообразного использования экспортных возможностей, успешного продвижения белорусских товаров на мировые рынки, прежде всего, создаваемые быстрорастущими новыми экономиками мира;
  • поведение рынка труда остается неизменным в течение последних 20 лет, поскольку отсутствует действенный институт по переброске «лишних» людей в другие сектора экономики. С этой целью необходимо реформировать систему оплаты труда таким образом, чтобы сформировать экономическую ответственность за конечные итоги хозяйствования, за то, чтобы каждый человек стремился к высокой экономической эффективности, новому качеству труда, основанному на приумножении благосостояния за счет личного трудового вклада. Это позволит решить проблемы излишней рабочей силы на государственных предприятиях, низкой дисциплины и производительности труда;
  • требуется совершенствовать систему социальной защиты, обеспечить разработку и реализацию реформы социального государства посредством рационализации и совершенствования системы образования, здравоохранения и социальной защиты, разработки механизма ориентации данных сфер на конечный результат и одновременно сокращения фискального пространства, занимаемого системой социальных служб, повышения ответственности людей за свое собственное будущее с учетом дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС;
  • значительный резерв заложен в использовании преимуществ разделения труда внутри республики, развитии специализации и кооперации производства с учетом природных возможностей и производственных ресурсов регионов, в том числе путем внедрения механизмов кластерного развития, самоорганизации и мобилизации внутренних ресурсов. Следует обеспечить формирование новых элементов размещения производительных сил (городские агломерации, ассоциации территориальных кластеров, локализованные участки повышенной экономической концентрации – индустриальные парки, инновационные долины, наукограды, интеллектуальные платформы) и соответствующих институтов и институциональной структуры регионального развития (ассоциаций и союзов, местных фондов, агентств регионального развития и т.п.).

Библиография

1. Социально-экономическая модель: становление и развитие: теория, методология, практика / Под общ. ред. В.Г. Гусакова. В 2 кн. Кн. 1. В.Г. Гусаков [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики // Минск: Беларуская навука, 2015.

2. Дайнеко А.Е., Грибоедова И.А., Садовская Т.В. Белорусская экономическая модель – ретроспектива, проблемы и резервы роста // Экономика и финансы, 2015. №4. С. 2-17.

3. Система экономических институтов Республики Беларусь / А. Е. Дайнеко [и др.] под. общ. ред. А. Е. Дайнеко; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики // Минск : Беларуская навука, 2015.

4. Государственное регулирование институционального развития экономики Беларуси / Т.В. Садовская и [др.]; под науч. ред. Т.В. Садовской; НАН Беларуси, Ин-т экономики // Минск: Белорусская навука, 2017.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести