ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СТАБИЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СТАБИЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000516-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Приведен анализ детско-родительских отношений в стабильные и кризисные периоды онтогенеза ребенка. Исследованы взаимосвязи детско-родительских отношений с выраженностью кризисных проявлений в поведении детей трех- и семилетнего возраста. В исследовании приняли участие матери детей раннего и дошкольного возраста (всего 688 человек). Использовался комплекс методов, направленных на выявление когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон детско- родительского взаимодействия, и авторские опросники выраженности кризисов трех и семи лет. Определено, что основные различия детско-родительских отношений в кризисные периоды связаны со стилевыми характеристиками воспитания и эмоциональной стороной взаимодействия детей и родителей. Сравнительный анализ родительского взаимодействия показал, что в периоды нормативных кризисов дошкольного возраста со стороны родителей наблюдается усиление внимания, гиперпротекция, установка на преодоление сопротивления, подавление воли ребенка и снижение установки на уравнительные отношения между родителями и ребенком. Установлено, что особенности детско-родительского взаимодействия, такие как отвержение и инфантилизация ими ребенка, могут усилить негативистские симптомы кризисов трех и семи лет и невротические симптомы кризиса трех лет.
Ключевые слова
Детско-родительские отношения, онтогенез, стабильный и кризисный периоды, кризисы 3 и 7 лет
Классификатор
Дата публикации
03.03.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
877
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.
  2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1986.
  3. Василенко В.Е. К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности//Вестник СПбГУ Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 55-64.
  4. Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект)//Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 42-51.
  5. Василенко В.Е., Зубкова М.В. Проявления кризиса семи лет в связи с особенностями семьи. Manifestations of the "seven old child's crisis" and family characteristics // Int. Journ. of Developmental and Educational Psychology INFAD Revista de Psicologia. 2013. Vol. 1. № 1. P. 19-30.
  6. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011.
  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т./Под ред. А.В. Запорожца. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
  8. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека//Психол. журн. 1980. Т. 1. № 6. С. 42-43.
  9. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений “родитель-ребенок”: теоретический и эмпирический аспекты//Вестник СПбГУ Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84-95.
  10. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1988.
  11. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2008.
  12. Марютина Т.М. Об использовании понятий “критический” и “сензитивный” период индивидуального развития//Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 145-153.
  13. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность семьи: психологические ресурсы как защитный фактор семьи//Психологические проблемы современного российского общества/Отв. ред. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 529-550.
  14. Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса повседневной жизни в полных семьях подростков с сенсорными нарушениями//Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 4. С. 75-88.             
  15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
  16. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: материалы I международной научно-практической конференции 13-14.11.2007. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.
  17. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамка родительского отношения в онтогенезе ребенка//Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68.
  18. Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Педагогика, 1982.
  19. Хейманс П.Г. Концептуализация и операционализация задач развития//Процессы психического развития: в поисках новых подходов/Под ред. А.И.Подольского, Я.Я.Ф. Тер Лаака и П.Г. Хейманса. М.: ЕАВ, 1995. С. 8-18.
  20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  21. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.
  22. Соквп S. Stress, social support, and disorder//In H.O.F. Veiel, U. Baumann (Eds.). The meaning and measurement of social support. Washington DC: Hemisphere, 1992. P. 109-124.
  23. Hersov L. A., Berger M./Ed./Aggression and antisocial behavior in childhood and adolescence. Oxford: Pergamon Press, 1978.
  24. Perrez M., Reichererts M. Stress, Coping and Health. A Situation-Behavior Approach. Theory, Methods, Applications. Seattle-Toronto-Bern-Gottingen: Hogrefe&Huber Publishers, 1992.
  25. Wolf Sula. Children under stresses. N.Y., 1970.
  26. Zirckel S., CaMor N. Personal construal of life tasks: those who struggle for independence//Journal of personality and social psychology. 1990. V. 58. P. 172-185

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести