ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОМЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОМЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000408-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Описано междисциплинарное исследование субъективного представления о доме как элементе персонального опыта. С опорой на средовой подход и положения о субъективности и социальности конструкта “дом”, современные эмпирические исследования жизненных сред, методологию теории мотивации А. Маслоу, когнитивную теорию метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, а также на анализ эмпирических данных характеризуются четыре компонента представлений о доме, существующие в персональном опыте респондентов и актуализирующие различные категории потребностей. Универсальный образ дома составляют основополагающие, ядерные идеи дома - пространства для безопасной жизни и поддержания семьи. Повседневный образ дома описывает возможность взаимодействия с близкими людьми и создание комфортной повседневной жизни, отражаясь в субъективном переживании уюта. Динамический образ дома задает возможности самоизменения через преобразование домашнего пространства - регуляции эмоционального состояния и когнитивного настроя, обращения к семейной и персональной истории, расширения репертуара привычных видов деятельности, приобретения навыков и реализации возможностей. Образ будущего дома - это прагматическое представление о наиболее комфортной физической среде для реализации собственного образа жизни. Все компоненты обладают психотерапевтическим потенциалом, который может актуализироваться на разных этапах онтогенеза и в различных ситуациях. Исследования психологии дома перспективны с точки зрения практической психологии, психологии среды и психологии личности.
Ключевые слова
Дом, психология дома, психология среды, субъективные представления о доме
Классификатор
Дата публикации
03.07.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
561
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бочавер А.А. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 2010.
  2. Дмитриева Н.С. Модель жизненного пространства у подростков: предпосылки и направления исследования//Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 3. С. 90-98.
  3. Дмитриева Н.С., Нартова-Бочавер С.К. Возможности физической среды в условиях инклюзивного образования//Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С.74-81.  
  4. Заславский А.А., Пригарина Т.А. Оценка согласованности субъективных классификаций при заданных классах//Социология: методология, методы, математические модели. 1994. № 3-4. С. 84-109.
  5. Коваленко Е.А. Воронка бездомности и ограничение потенциальных возможностей//Журн. исследований социальной политики. 2010. Т. 8. № 4. С. 519-536.
  6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 1982.
  7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014.
  8. Нартова-Бочавер С.К. Понятие “психологическое пространство личности”: обоснование и прикладное значение//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 6. С. 27-36.
  9. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности. М.: Прометей, 2005.
  10. Нартова-Бочавер С.К. Теория приватности как направление зарубежной психологии//Психол. журн. 2006. Т. 27. № 5. C. 28-39.
  11. Нартова-Бочавер С.К. Физическая школьная среда как предиктор здоровья и благополучия субъектов образовательного процесса (обзор зарубежных исследований)//Клиническая и специальная психология. 2012. № 1. С. 39-50.
  12. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис, 2011.
  13. Нартова-Бочавер С.К., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И., Кузнецова В.Б., Брагинец Е.И. Метод оценки дружественности жилища: опросник “Функциональность домашней среды”//Психол. журн. 2015. Т. 36. № 4. С. 71-83.
  14. Резниченко С.И. Привязанность к месту и чувство места: модели и феномены//Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 15-26.
  15. Резниченко С.И. Механизмы привязанности к жилому пространству у детей младшего школьного возраста//Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 2. С. 24-39.
  16. Ahmed S., Castaneda C., Fortier A., Shelter M. Uprootings/Regroundings: Questions of Home and Migration. New York: Berg Publishers, 2003.
  17. Altman I., Low S.M. Place Attachment (Human Behavior and Environment). New York: Plenum, 1992.
  18. Easthope H. A place called home//Housing, Theory and Society. 2004. V. 21. N 3. P. 128-138.
  19. Gieryn T.A. Space for Place in Sociology//Annual Review of Sociology. 2000. V. 26. P. 463-496.
  20. Graaf van der P.F. Out of place? Emotional ties to the neighbourhood in urban renewal in the Netherlands and the United Kingdom (Dissertation). Amsterdam, 2009.
  21. Gustafson P.E.R. Meanings of place: Everyday experience and theoretical conceptualisations//Journ. of Environmental Psychology. 2001. V. 21. № 1.
  22. Harvey D. Justice, Nature and the Geography of Difference. Massachusetts: Blackwell Publishers, 1996. P. 210-247.
  23. Manzo L. Beyond house and haven: a revisioning of emotional relationships with places//Journ. of Environmental Psychology. 2003. V. 23. P. 47-61.
  24. Miles M.B., Huberman A.M. Qualitative data analysis: An expanded sourcebook -second edition. London: Sage, 1994.
  25. Raymond C., Brown G., Weber D. The measurement of place attachment: personal, community, and environmental connections//Journ. of Environmental Psychology. 2010. V. 30. P. 422-434.
  26. Rose G. Place and identity: a sense of place//A Place in the World: Places, Cultures and Globalization/Eds. D. Massey and P. Jess. Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 87-132.
  27. Tuan Y.F. Topophilia. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1974.
  28. Tuan Y.F. Rootedness versus sense of place//Landscape. 1980. V. 24. P. 3-8.
  29. Tuan Y. Introduction: Cosmos versus Hearth, in P. Adams, S. Hoelscher and K. Till (eds) Textures of Place: Exploring Humanist Geographies. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001. P. 319-325.
  30. Zhang N. Home divided, home reconstructed: children in rural-urban migration in contemporary China//Children's Geographies. 2013. P. 1-17.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести