ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОСТРОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ТРАЕКТОРИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОСТРОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ТРАЕКТОРИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000338-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Приведен анализ экзистенциального, социального и инструментального подходов к пониманию построения подростками траектории своего жизненного пути, сопоставлены их ключевые тезисы, изучены возможности и ограничения с точки зрения понимания смысла и задач развития подросткового возраста. Показано, что в разных подходах подчеркиваются разные аспекты жизне-творчества, позволяя сосредоточиться на бытийной, смысловой стороне жизни (экзистенциальный подход), на социальных представлениях о последовательности этапов, образе успеха, системе отношений вокруг проектирования жизни подростком (социальный подход), а также непосредственно на средовых и внутриличностных ресурсах для решения конкретных задач и тактиках их выполнения (инструментальный подход). Выводы о сильных и слабых сторонах каждого из рассмотренных подходов позволяют уточнять программы психолого-педагогического сопровождения подростков в их планировании и осуществлении жизненных выборов. Приведены рекомендации, обозначены перспективы исследований в данной области психологических исследований.
Ключевые слова
жизненный путь, индивидуальная траектория, траектория жизненного пути, траектория развития, подростковый возраст.
Классификатор
Всего подписок
8
Всего просмотров
598
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абанкина Т.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87–120.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми. СПб.: Алетейя, 2007.
  4. Богданова В.В. Траектории социализации как социологический феномен // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 70–74.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 1997.
  6. Бочавер А.А. Исследование жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал, 2008. Т. 29. № 5. С. 54–62.
  7. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31–38. URL: http:// psyjournals.ru/jmfp/2016/n2/82367.shtml (дата обращения: 13.09.2016). doi:10.17759/jmfp.2016050204.
  8. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976.
  9. Взросление подростка  – основа мотивации против наркотиков / ред. Н.В. Громыко, О.И. Глазунова. М., 2015.
  10. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984.
  11. Громыко Ю.В. Труд самоопределения в современном мире. М.: Пушкинский институт, 2009.
  12. Жилинская А.В. Развитие целеполагания у старших подростков (на материале проектной деятельности). Дисс. … к. психол. наук. М.: МГППУ, 2015.
  13. К 90-летию В.Э. Чудновского. URL: http://www. voppsy.ru/ubiley/ubiChudV.htm (дата обращения: 13.09.2016).
  14. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109–115.
  15. Ковалева Н.Б., Коврижкин Е.В. Подростки на пересечении миров: СДИ или поиски выхода из лабиринта // Сб. научн. статей “На пороге взросления”. М.: МГППУ, 2011. С. 185–196.
  16. Корнеева А., Стрельникова А.В. Детдомовцы и воспитанники патроната на пороге взрослой жизни // Интеракция. Интервью. Интерпретация. М.: ИС РАН, 2009. № 5. С. 69–82.
  17. Леонтьев Д.А., Фам А.Х., Овчинникова (Мандрикова) Е.Ю. Проблема выбора в науках о человеке: от рациональных моделей к экзистенциальным // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской науч. конференции 27–28 окт. 2015 г., ИФ РАН Т. 1. М.: Научная мысль, 2015. С. 18–33.
  18. Леонтьев Д.А., Сулимина О.В. Траектории личностного развития при переходе от детства к взрослости и  их динамика в  историко-культурном измерении // Горизонты зрелости: сб. науч. ст. / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: МГППУ, 2015. С. 12–21.
  19. Мальцева А.С. Особенности стратегии реализации личностного выбора в условиях социального взаимодействия. Вестник ЮУрГУ, 2010. Серия “Психология”, вып. 9. № 17. С. 79–84.
  20. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности как условие и результат ее позитивного развития  // Образование личности. 2011. № 3. С. 24–31.
  21. Поливанова К.Н. Детство в  меняющемся мире  // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2016/ n2/82357.shtml (дата обращения: 13.09.2016). doi:10.17759/jmfp.2016050201.
  22. Попов А.А. Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей / предисл. А.Г. Асмолова. Ижевск: ERGO, 2013.
  23. Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Ларина Г.С. Жизнь после 9-го класса: как личные достижения учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траектории // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 310–334.
  24. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка  // Национальный психол. журнал. 2014. № 1 (13). С. 72–83.
  25. Прихожан А.М. Особенности совладающего поведения подростков – воспитанников детского дома // Вестник РГГУ. 2012. № 15 (95). С. 116–129.
  26. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  27. Сапогова Е.Е., Чадаева К.Д. Выбор экзистенциальной логики жизни в молодости, зрелости, старости  // Известия ТГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 4 (1). С. 235–245.
  28. Семья Г.В. Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь // Социальная педагогика. 2011. № 6. С. 9–14.
  29. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.09.2016). 0421200116/0037.
  30. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования). Автореферат диссертации в форме научного доклада, представленной на соискание ученой степени доктора психол. наук. М., 1994.
  31. Фам А.Х., Леонтьев Д.А. Индивидуальные стратегии выбора за пределами планирования и принятия решений // Личность в ситуациях выбора: Всеросс. научно-практич. конференция с международным участием: Сб. тезисов / Под ред. О.Н. Первушиной. Новосибирск: НГУ, 2015. С. 174–181.
  32. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ, 1999.
  33. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс, Культура, 1994. С. 489–583.
  34. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  35. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  36. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития  // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 2–10. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67972. shtml (дата обращения: 13.09.2016). doi:10.17759/ psyedu.2014060102.
  37. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 109–125. URL: http://psyjournals. ru/social_psy/2016/n2/khlomov.shtml (дата обращения: 13.09.2016). doi:10.17759/sps.2016070208.
  38. Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста // Вестник МАРО № 7. Рига: 2000. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/ vestnik_7/v7_cuker_socpsi_eksp.htm.
  39. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М.: ИС РАН, 2012.
  40. Чернышев С.А. Социализационные траектории подростков в российском обществе: автореф. дисс. … канд. социол. наук. М.: МГУ, 2011.
  41. Щедровицкий Г.П. Я  всегда был идеалистом… М., 2001.
  42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  43. Эриксон Э. Идентичность: юность и  кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Прогресс, 1996.
  44. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
  45. Baltes P.B., Linderberger U., Standinger U. Life-span theory in developmental psychology  // Handbook of child psychology. 5th ed., vol.1 (R.M. Lerner, Ed.). New York: Wiley, 1998.
  46. Gestsdottir S., Lerner R.M. Positive Development in Adolescence: The Development and Role of Intentional Self-Regulation // Human Development. 2008. № 51. P. 202–224.
  47. Giele J.Z., Elder G.H., Jr. Methods of Life Course Research: Qualitative and Quantitative Approaches. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.
  48. Nurmi J.-E. Keynote Presentation: Socialisation and Self-development during Adolescence: Thinking about and Acting upon the Future. Self-concept, Motivation, Social and Personal Identity for the 21st Century. 4th International Biennial SELF Research Conference. University of Jyvaeskylae, Finland, 23–26 July 2006.
  49. Shaffer H.R. Key Concepts in Developmental Psychology. Sage Publications. 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести