Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации
Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации
Аннотация
Код статьи
S013216250009117-1-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Колесникова Елена Михайловна 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Куденко Ирина Александровна
Должность: ведущий консультант
Аффилиация: Британская международная образовательная благотворительная организация «Эдьюкейшен Девелопмент Траст»
Адрес: Соединённое Королевство (Великобритания), Беркшир
Выпуск
Страницы
124-133
Аннотация

Популяризация технических и инженерных профессий, привлечение в них наиболее мотивированных и успевающих учащихся способствует развитию интереса к профильным учебным предметам школьной программы, формированию представлений о будущих профессиях в сфере STEM (Science, Technology, Engineering Mathematics). Распространение предпрофессиональных классов способствует концентрации в них заинтересованных в школьных предметах и будущей карьере в сфере STEM школьников и школьниц. В то же время недостаточное внимание остальных учащихся к STEM компетенциям потенциально снижает их социальные шансы в будущем, в том числе поддерживает гендерный дисбаланс в занятости. Статья опирается на данные опроса московских школьников (2019), проведенного по методике европейского проекта по развитию сотрудничества школ и компаний сферы STEM. Результаты анализируются в сопоставлении с данными «ECB – inGenious Project». Проблемы формирования кадров будущего в сфере STEM заключаются в недостаточной поддержке интереса школьников к карьере в данном направлении посредством информирования о профессиях, содержании труда и карьерных перспективах. Выявлен существенный интерес молодежи к знаниям в сфере точных наук, признается востребованность STEM-профессий, инженеров, техников и ученых в будущем. Актуальные профессии в промышленности, отраслях занятости, связанных с естественными науками и математикой, подростки описывают в позитивных категориях, в то же время зачастую они не готовы к выбору в пользу карьеры в данном направлении. Недостаток информации в школе о STEM-профессиях особенно значим для школьников, не включенных в предпрофессиональное STEM образование, а также для девушек.

Ключевые слова
социология профессий, инженер, воспроизводство инженерных кадров, STEM, школа, профориентация, выбор профессии, гендерные стереотипы
Классификатор
Получено
06.04.2020
Дата публикации
27.04.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
556
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250009117-1-1 Дата внесения исправлений в статью - 06.04.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13. № 2. С. 172–216.

2. Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России. Препринт WP3/2005/02. М.: ГУ ВШЭ, 2005.

3. Женщины в СССР, 1990. Стат. материалы / Гос. ком. СССР по статистике, Информ.-изд. центр. М.: Финансы и статистика, 1990.

4. Калабихина И.Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 5–16.

5. Кеммет Е.В. Гендерная асимметрия в профессиональном сообществе инженеров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1(45). С. 140–145.

6. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018.

7. Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. DOI: 10.17323/978-5-7598-0901-2.

8. Ярошенко С. Гендерные различия стратегий занятости официальных бедных в России // Рубеж. 2001. № 17. C. 25-49.

9. Archer L., Dawson E., DeWitt J., Seakins A., Wong B. “Science Capital”: A Conceptual, Methodological, and Empirical Argument for Extending Bourdieusian Notions of Capital beyond the Arts // Journal of Research in Science Teaching. 2015. Vol. 52. No. 7. P. 922–948. DOI: 10.1002/sce.21208.

10. ASPIRES. Project Final Report: Young People’s Science and Career Aspirations, Age 10 –14. London: King’s College London, 2013.

11. Cech E. Engineers and Engineeresses? Self-conceptions and the Development of Gendered Professional Identities // Sociological Perspectives. 2014. Vol. 58. No. 1. Р. 56–77. DOI: 10.1177/0731121414556543.

12. Cleaves A. The Formation of Science Choices in Secondary School // International Journal of Science Education. 2005. Vol. 27. No. 4. Р. 471–486. DOI: 10.1080/0950069042000323746.

13. InGenious Final Evaluation Report. 2014. URL: https://www.stem.org.uk/resources/elibrary/resource/36208/ingenious-project (дата обращения: 12.01.2020).

14. Jenkins E., Nelson N.W. Important but not for Me: Students Attitudes toward Secondary School Science in England // Research in Science & Technological Education. 2005. Vol. 23. No. 1. Р. 41–57. DOI: 10.1080/02635140500068435.

15. Kudenko I, Simarro C., Pintó R. Fostering European Students’ STEM Vocational Choices // Cognitive and Affective Aspects in Science Education Research: Selected Papers from the ESERA 2015 Conference. Cham: Springer International Publishing AG, 2017. P. 323–338.

16. Riegle-Crumb C., Moore C., Ramos-Wada A. Who Wants to Have a Career in Science or Math? Exploring Adolescents’ Future Aspirations by Gender and Race/Ethnicity // Science Education. 2011. Vol. 95. No. 3. Р. 458–476. DOI: 10.1002/sce.20431.

17. Rohaan E J., Taconis R., Jochems W. Reviewing the Relations between Teachers’ Knowledge and Pupils’ Attitude in the Field of Primary Technology Education // International Journal of Technology and Design Education. 2010. No. 20. Р. 15–26. DOI: 10.1007/s10798-008-9055-7.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести