Круглый стол в ИДВ РАН. Отношения Японии со странами Восточной Азии: проблемы, тенденции, перспективы
Круглый стол в ИДВ РАН. Отношения Японии со странами Восточной Азии: проблемы, тенденции, перспективы
Аннотация
Код статьи
S013128120008868-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Казаков Олег Игоревич 
Должность: Заведующий Отделом наукометрии и информационных технологий
Аффилиация: Институт Дальнего Востока Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
6-14
Аннотация

    

Классификатор
Получено
18.03.2020
Дата публикации
20.03.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
1192
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Отношения Японии со странами Восточной Азии: проблемы, тенденции, перспективы

2 20 декабря 2019 г. в Институте Дальнего Востока РАН состоялся круглый стол на тему «Отношения Японии со странами Восточной Азии: проблемы, тенденции, перспективы», который был организован Центром японских исследований ИДВ РАН (руководитель д.и.н. В.О. Кистанов). На открытии с приветственным словом выступил директор ИДВ РАН, д.и.н. проф. С.Г. Лузянин. Он отметил важную роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также обратил внимание на комментарий президента России В.В. Путина относительно Японии, который прозвучал на большой пресс-конференции президента Российской Федерации 19 декабря 2019 г., о военном взаимодействии между Японией и США: «У нас нет военного союза с Китаем, и мы не планируем его создавать. А то, что пытается Восточная Азия создать этот военный союз, другие страны «…»: США, Япония, Южная Корея, — мы это видим, считаем это контрпродуктивным, ни к чему хорошему это не приведет»1.
1. Большая пресс-конференция Владимира Путина // Президент России. 19.12.2019 16:20. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62366 (дата обращения: 10.01.2020).
3 В настоящее время регион Восточной и Юго-Восточной Азии представляет большой интерес для исследователей, поскольку в нем переплелись экономические и геополитические факторы, которые, с учетом культурно-исторической специфики региона, во многом формируют его уникальный облик. Один из ключевых игроков в Восточной Азии — Япония, в течение долгого времени выполнявшая роль локомотива регионального развития и лишь сравнительно недавно она уступила по ряду экономических показателей Китаю. Именно этим проблемам и перспективам отношений Японии с соседними государствами были посвящены выступления на прошедшем круглом столе.
4 Выступление Д.В. Гордиенко (ИДВ РАН) «Сравнительная оценка защищенности экономики Японии при реализации глобальных интеграционных проектов» было посвящено оценке экономической безопасности Японии, которая, по его мнению, осуществляется «в форме экономического патроната со стороны правительства и центрального банка, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира». Были рассмотрены перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии при реализации Транстихоокеанского партнерства (ТТП), Индо-Тихоокеанского партнерства (ИТП) и Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП).
5 Как отметил Д.В. Гордиенко, реализация ВРЭП повышает защищенность национальной экономики Японии в рамках экономической кооперации со странами-участниками к 2025 г. на 4,96 проц. пункта от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и центробанка этой страны. Одновременно участие Японии в реализации ВРЭП также позволит национальной экономике Японии в рамках экономического противоборства со странами—участниками этого глобального интеграционного проекта к 2025 г. повысить свою защищенность на 2,26 проц. пункта от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната. В результате защищенность национальной экономики Японии при реализации ВРЭП повышается на 7,22 проц. пункта.
6 В свою очередь, реализация ИТП повысит защищенность национальной экономики Японии к 2025 г. лишь на 3,16 проц. пункта в рамках ее экономической кооперации и на 1,22 проц. пункта — в рамках экономического противоборства. В результате защищенность национальной экономики Японии повышается на 4,48 проц. пункта.
7 Реализация Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США) влечет за собой к 2025 г. изменения приростов защищенности национальной экономики Японии (+7,3 п.п.) сравнимые с приростами при реализации ВРЭП. Реализация же Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнерства (без участия США) делает прирост защищенности национальной экономики Японии сравнимым с погрешностью проведенной оценки (+0,4 п.п.).
8 Реализация ТТП является менее выгодной для национальной экономики Японии, чем ВРЭП, с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Это объясняется тем, что экономическая кооперация и экономическое противоборство со странами—участниками Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве в сумме обеспечивают изменение защищенности национальной экономики Японии только на 27,2% от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и центробанка этой страны. В то же время, ВРЭП обеспечивает изменение защищенности национальной экономики Японии на 40,1% от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната. То есть исходная база для реализации глобального интеграционного проекта с участием Японии у ВРЭП выше, чем у ТТП.
9 Выступление И.С. Тихоцкой (МГУ им. М.В. Ломоносова) «Стратегия Японии в Восточной Азии в области создания устойчивого общества» было посвящено вопросам охраны окружающей среды. Также она отметила важность именно географического понимания терминов «Восточная Азия» и «Юго-Восточная Азия», применяемых не всегда корректным образом.
10 В 2015 г. в области устойчивого развития 193 страны приняли 17 целей, почти половина которых связана с защитой окружающей среды. Япония позиционирует себя активным сторонником достижения этих целей, стремящимся к идеалам безопасности и благополучия людей. Она прилагает усилия к тому, чтобы представлять свое лидерство в области охраны окружающей среды, особенно в таких сферах, как качественная инфраструктура, изменение климата, энергетика, здравоохранение, а также борьба с пластиковыми отходами в океане.
11 Япония — это страна, в которой концепция рециклирования и образ жизни в соответствии с идеей «замкнутого цикла» возникли естественным образом еще в период Эдо (1603–1868). Так, традиционная японская концепция моттаинай (понятие, обозначающее философию и стиль жизни, направленные на бережное отношение к окружающей среде и творениям человеческих рук, и осуждающее неэкономное отношение к ресурсам) и традиционные японские ландшафты сатояма (место с уникальной экосистемой, в которой люди и животные живут в гармонии) являются примерами устойчивого развития. Страна активно ищет путь создания общества нового типа. Чтобы внести свой вклад в решение глобальных проблем, прежде всего — экологических, с фокусом на цели устойчивого развития, Япония активно участвует в международном сотрудничестве, действуя через международные организации, развивая региональные и двусторонние отношения.
12 В выступлении анализировалась эволюция экологической стратегии Японии в Восточной Азии — центре мирового экономического роста и главного загрязнителя окружающей среды. Рассмотрены ее основные этапы: помощь в развитии управления в сфере защиты окружающей среды на базе двустороннего сотрудничества, позже дополненная многосторонним сотрудничеством азиатских стран (вылившееся в создание региональных экологических институтов); формирование новой стратегии после мирового Саммита Земли и ее развитие.
13 Выступление К.А. Корнеева (ИДВ РАН) «Японская энергетическая политика как практический ориентир для стран Восточной Азии»2 было посвящено современному состоянию энергетической сферы Японии.
2. Корнеев К.А. Международное энергетическое сотрудничество в регионе Восточной Азии: проблемы и перспективы // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. № 2. С. 40–49. DOI: 10.24411/2686–7702–2019–10010.
14 Япония первой среди стран Восточной Азии встала на путь активного и успешного развития экономики на рыночных принципах в 1950е, чему во многом способствовали союзнические отношения с США. Однако уже к началу 1970х страна исчерпала практически все собственные энергетические ресурсы, а высокие темпы экономического роста (6–7% в год) требовали удовлетворения новых потребностей таких отраслей, как промышленность, транспорт, строительство, сфера услуг для населения, благосостояние которого также постоянно росло.
15 В 1975 г. был опубликован документ «Основные направления общей энергетической политики». Среди направлений особо выделялась необходимость бесперебойного энергоснабжения страны, поэтому предлагалось выстраивать долгосрочные партнерские отношения с поставщиками энергоресурсов, а также работать над диверсификацией импорта, чтобы не зависеть полностью от одного-двух поставщиков.
16 Еще в 1970е остро стал вопрос энергетической безопасности Японии: потребность в импортируемых углеводородах составляла 98%, что ставило под угрозу устойчивость экономики в случае частичного или полного прекращения поставок по причине, например, военных конфликтов или иных геополитических кризисов. Поэтому была принята госпрограмма развития атомной энергетики (с середины 1990х добавилась и программа по использованию потенциала возобновляемых источников энергии), которая позволила начать строительство АЭС на основе адаптации европейских и американских технологий. К 2011 г. доля атомных электростанций в структуре выработки электроэнергии достигла 30%.
17 Страны Восточной Азии, активное экономическое развитие которых началось позже, в первую очередь — Республика Корея и Китай (плюс Тайвань как часть Китая), в целом признают лидерство Японии в плане формирования структуры и принципов энергетической политики, и многое перенимают у нее в этом направлении, особенно по части внедрения стандартов энергоэффективности и развития энергетической инфраструктуры. Все страны Восточной Азии испытывают большой дефицит собственных энергоресурсов, и вопрос бесперебойного энергоснабжения является для них критически важным. Опыт Японии, создавшей почти с нуля и фактически без привлечения иностранных инвестиций современную энергетическую отрасль с высоким уровнем устойчивости к техногенным и климатическим катастрофам, является весьма ценным и требует дальнейшего осмысления, считает К.А. Корнеев.
18 Выступление Я.В. Мищенко (МГУ им. М.В. Ломоносова) «ТНК Японии и стран ЮВА: актуальные тенденции развития, сотрудничество и конкурентный потенциал в XIX веке» было посвящено сравнению ТНК Японии с ТНК стран Юго-Восточной Азии.
19 В 2018 г. в рейтинг 100 крупнейших в мире нефинансовых транснациональных корпорацией ЮНКТАД были включены 10 японских корпораций (в автомобильной сфере, в сфере телекоммуникаций, в фармацевтике, в торговле металлами и минералами, нефтью и топливом, товарами длительного пользования и в сегменте бытовой электротехники). Ни одной ТНК из стран ЮВА в рейтинге 2017–2018 гг. не представлено; в 2016 г. единственной ТНК из субрегиона в рейтинге была малазийская корпорация Petronas (добыча полезных ископаемых и нефти). Ранее, в 2003 г., в данный список также включалась корпорация Singtel Ltd (телекоммуникации) из Сингапура. За почти два десятилетия XXI в. ТНК из стран ЮВА не настолько преуспели в своей деятельности и продвижении на мировых рынках, чтобы конкурировать равно успешно с ТНК экономически развитых и наиболее динамично развивающихся стран — в отличие от китайских ТНК, которые обширно представлены в рейтинге 2018 г.
20 В рейтинге 100 крупнейших в мире мультинациональных предприятий по объемам зарубежных активов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой ЮНКТАД корпорации из ЮВА представлены более широко: в рейтинг 2017 г. включено 14 корпораций из ЮВА, из них 7 — из Сингапура, 5 — из Малайзии, по одной из Филиппин и Таиланда. Т.е. среди стран ЮВА, по сути, только Сингапур и Малайзия значительно преуспели в транснационализации своего крупного бизнеса, что свидетельствует о сохраняющейся неравномерности развития международного предпринимательства в ЮВА.
21 Как сегодня взаимодействуют ТНК Японии и стран ЮВА? ЮВА уже несколько десятилетий является производственной базой японских ТНК, там расположено много филиалов японских корпораций в обрабатывающей промышленности. Этому способствовала географическая близость стран, относительно дешевая рабочая сила, наличие ресурсов, благоприятный инвестиционный климат и режим налогообложения. Япония и сейчас активно инвестирует в субрегион: в 2018 г. на АСЕАН пришлось 18,7% суммарных японских прямых иностранных инвестиций (29 754 млн долл.).
22 Не только японские ТНК действуют на рынках ЮВА, но и некоторым корпорациям ЮВА удалось закрепиться на японском рынке. Например, Petronas — самой значительной ТНК ЮВА. Впервые корпорация вышла на японский рынок в 1975 г., когда стала поставлять малазийскую сырую нефть в Японию. В 2017 г. Petronas через свой филиал Malaysia LNG заключила 10-летний контракт на поставку СПГ с японской компанией Hokkaido Electric Power. Тогда же Petronas вышла на японский рынок смазочных материалов, начав поставлять в страну автомобильные моторные масла премиум-класса. Интересы сторон комплементарны, поэтому удалось наладить взаимовыгодное долгосрочное партнерство. Но летом 2019 г. было объявлено, что Petronas и консорциум японских компаний во главе с JXTG Holdings проявляют интерес к покупке доли в проекте нефтеперерабатывающего завода в Индии. По мере развития ситуации будет понятно, станут ли Япония и Petronas партнерами или конкурентами в данном проекте на территории третьей страны.
23 Выступление В.О. Кистанова (ИДВ РАН) «Современные отношения между Японией и Китаем: проблемы и тенденции» было посвящено анализу современных японо-китайских отношений.
24 Драматические отношения между Японией и Китаем на протяжении ХХ в. играли важную роль в формировании геополитического ландшафта не только в Восточной Азии, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, оказывая серьезное воздействие на ход мировой истории. В ХХI в. Китай в сфере экономики не только оттеснил Японию с позиции экономического лидера в Азии, но и стал оспаривать на глобальном уровне хозяйственные высоты у США.
25 В текущем столетии взаимоотношения Японии и Китая превратились в весьма заметный экономический и политический фактор не только в региональном, но и в мировом масштабе. При всей сложности этих отношений значительно повысилась их ценность для каждой из стран. Исключительная взаимная значимость и непреходящая противоречивость партнерства двух ведущих азиатских держав ярко проявились во втором десятилетии XXI в.
26 Базой, цементирующей японо-китайские отношения, являются их глубокие и разносторонние экономические связи. Однако в настоящее время эти отношения серьезно осложняются наличием ряда трудноразрешимых проблем. Одной из них является территориальный спор вокруг группы необитаемых островов Сэнкаку (кит. Дяоюйдао). Также японо-китайские отношения омрачает неприятие в КНР высказываний многих японских политиков и экспертов, стремящихся обелить агрессию Японии против Китая в первой половине ХХ в.
27 В 2018–2019 гг. в отношениях между Японией и Китаем наметилась тенденция к некоторому сближению. Появлению ее во многом способствовала агрессивная внешнеторговая политика президента США Д. Трампа, объектами которой в Азии, наряду с Южной Кореей, стали Китай и Япония.
28 Не приходится сомневаться, что в контексте наращивания японо-американского военного сотрудничества с прицелом на Китай настороженность Пекина в отношении Токио будет лишь возрастать. Однако очевидно и то, что под воздействием ряда геополитических и экономических факторов объективно будет происходить и параллельное усиление центростремительных тенденций в отношениях двух ведущих азиатских держав.
29 В обозримом будущем на международной арене можно будет наблюдать диалектическое «единство и борьбу противоположностей» в лице Японии и Китая. В зависимости от протекания этой борьбы на первый план в отношениях между ними будут поочередно выходить то конфликты, то сотрудничество. В любом случае японо-китайские отношения будут оставаться важнейшим системообразующим фактором в сфере политики и экономики в Восточной Азии.
30 Выступление Кима Ен Ун (ИДВ РАН) «Состояние и перспективы японо-южнокорейских отношений в свете “экономической мести” Японии» было посвящено теме ухудшения японо-южнокорейских отношений и реакции на это США.
31 По оценке выступавшего, 2019 г. характеризовался непрогнозируемым обострением отношений между Японией и Республикой Корея (РК), нашедшим наиболее яркое отражение во введении ограничений на ряд имеющих двойное назначение товаров для экспорта в РК, к тому же сильно влияющих на производство полупроводников, электронных и микроэлектронных систем, и исключении РК из так называемого белого листа наиболее доверительных торговых партнеров. Ответная реакция Южной Кореи в виде начала процедуры выхода из Соглашения об обмене военной информацией (General Security of Military Information Agreement, GSOMIA) относительно Северной Кореи свидетельствовала о намерении РК дать решительный отпор «высокомерным действиям Японии».
32 Это вызвало большую тревогу в США, к которым обратились каждая из конфликтующих стран в надежде на поддержку их позиции. Однако США не смогли ни примирить своих союзников, ни занять чью-либо сторону.
33 Отношения Японии и РК в среднесрочной перспективе, разумеется, нормализуются, но вера в безусловную поддержку со стороны США своих близких союзников в АТР поколеблена и в Японии, и в РК. Обе эти страны по своему политическому дискурсу принадлежат к так называемому историческому Западу и вскоре, как считает Ким Ен Ун, перед этими странами встанет проблема выбора в условиях падениях роли и влияния «исторического Запада». С кем Япония и РК будут «дружить» и как? Может быть на почве решения этой проблемы выбора они найдут какой-то консенсус в своей внешнеполитической стратегии.
34 Выступление В.И. Водопьяновой (НИУ ВШЭ) «Деятельность агентов “мягкой силы” Японии в Китае (Японский фонд, НПО, города-побратимы)» было посвящено некоторым аспектам «мягкой силы» Японии в отношении Китая.
35 Деятельность Японского фонда в Китае. В 1990е годы Китай начал активно развиваться, при этом наблюдалась высокая заинтересованность в японской культуре и товарах. Японский фонд (англ. Japan Foundation) ставит задачу увеличения интереса иностранцев к японскому языку, культуре, распространяя собственное имя, где только можно, и сотрудничая с лидерами мнений, чтобы о деятельности Фонда и о культуре Японии узнало как можно больше людей. Фонд ставит своей целью повысить эффективность связей между странами, используя для этого разные способы взаимодействия, в частности, с населением Китая. Для увеличения влияния японской «мягкой силы» важно и привлечение влиятельной молодежи и исследователей, которые могут способствовать построению интеллектуальных связей между двумя странами. Фактически, государственный агент «мягкой силы» смог установить устойчивую связь с Китаем с помощью распространения информации и идей.
36 Японские НПО в Китае. Неправительственные организации, благодаря своей гибкости и общей независимости от государства, в современной политике становятся важными агентами страновой и общественной «мягкой силы», действуя в разных странах и способствуя созданию личных связей между народами этих стран. Японские НПО в период отсутствия официальных государственных отношений между Японией и Китаем имели возможность обеспечить необходимый минимальный уровень поддержания контактов и канал для трансфера японских идей и информации в Китай, тем самым проводя курс политики «мягкой силы». Сотрудничество с китайской администрацией помогло установить связи, которые могут использоваться и в будущих десятилетиях. Неправительственные организации могут стать серьезным политическим инструментом, способным нести «мягкую силу» государства, считает В.И. Водопьянова.
37 Парадипломатия городов-побратимов. В настоящее время многие города Китая и Японии связаны между собой дружественными связями в зависимости от нужд, надежд и целей местных администраций. Местные самоуправления продвигают международную дружбу и долгосрочное партнерство; действуют с целью открытия и расширения каналов коммуникации для свободного трансфера идей, людей и информации. Центральному правительству тяжелее реагировать на все желания и требования населения, и как раз легче продвигать свою «мягкую силу» на более низком уровне, тем самым воздействуя точечно.
38 Выступление О.И. Казакова (ИДВ РАН) «О прошедшем Перекрестном годе России и Японии»3 было посвящено этому экстраординарному событию в российско-японских отношениях 2018–2019 гг.
3. Казаков О.И. Перекрёстный год России и Японии (2018–2019): достижения и неудачи // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. № 2. С. 83–97. DOI: 10.24411/2686–7702–2019–10013.
39 Была дана оценка прошедшего впервые в двусторонних отношениях Перекрестного года России и Японии, который включал Год России в Японии и Год Японии в России. Этот межгосударственный проект, призванный улучшить атмосферу в отношениях между народами двух стран, стал значимым культурным событием в жизни россиян и японцев.
40 Основой Года России в Японии стал Фестиваль российской культуры, который в 2018 г. отметил 13-летнюю годовщину. Решение о проведении ежегодного Фестиваля было принято в 2006 г. президентом России В.В. Путиным и правительством страны и согласовано на высшем уровне с руководством Японии. Однако помимо культурных мероприятий, в Японии прошли и встречи, ориентированные на развитие бизнес-контактов двух стран.
41 Год Японии в России происходил под руководством Посольства Японии в РФ. Именно на сайте Посольства была размещена программа Года. В Год Японии в России пришлось: на сферу культуры — около 60% мероприятий, сферу образования — более 7%, спортивных, молодежных и других гуманитарных обменов — более 15%, научную сферу — более 8%. Значительную роль в проведении Года Японии в России сыграли региональные отделения Общества «Россия—Япония» и другие общественные организации. Серия японских мероприятий в России немного улучшила отношение россиян к Японии на фоне ее территориальных притязаний на «северные территории» — южные Курильские острова. В то же время, политические ожидания японских политиков на подвижки в решении территориальной проблемы в 2019 г. не оправдались.
42 Базовая финансовая поддержка проведению Года Японии в России принадлежит Японскому фонду, а Года России в Японии — Министерству культуры Российской Федерации. Однако помимо ключевых финансовых «игроков», за которыми стоит прежде всего государство, реализующее свои проекты в формате «мягкой силы», в организации и проведении мероприятий Перекрестного года приняли участие и другие структуры — благотворительные и коммерческие.
43 Перекрестный год заложил в формате «мягкой силы» основу дальнейшего развития двусторонних отношений на уровне народной дипломатии — «корней травы», а также способствовал открытию в 2020 г. нового межгосударственного проекта по улучшению взаимодействия между регионами России и Японии. Таким образом, закрытие Перекрестного года не привело российско-японские отношения к заметному «периоду охлаждения», а плавно подвело к периоду подготовки нового проекта по сотрудничеству между регионами двух стран. В итоге 2020 г. станет Годом российско-японских межрегиональных и побратимских обменов, который захватит и 2021 г.
44 Выступление Г.М. Локшина (ИДВ РАН) «Японо-вьетнамские отношения в контексте азиатской стратегии США» было посвящено взаимоотношениям в треугольнике Япония—Вьетнам—США.
45 Как отметил выступающий, Япония — военный союзник США, но она ищет и других союзников и партнеров для обеспечения собственной безопасности и своих интересов в АТР. Чтобы сохранить влияние в регионе, Япония выдвинула собственную инициативу в противовес китайскому «Поясу и пути» — свое «видение свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Подход Японии к вопросам региональной безопасности не идентичен подходу США и более рассчитан на поддержку малых и средних государств региона, чем доктрина Д. Трампа.
46 Япония одной из первых установила партнерские отношения с АСЕАН. Премьер-министр Т. Фукуда на саммите АСЕАН в 1977 г. в Маниле изложил свою концепцию отношений со странами АСЕАН («доктрина Фукуды»). За эти годы японские компании превратили АСЕАН в свой важнейший экспортный хаб (англ. hub), пользуясь дешевой рабочей силой и поддержкой властей. Особое значение она придает двустороннему взаимодействию с теми членами АСЕАН, которые имеют собственные территориальные конфликты с Китаем — Вьетнаму и Филиппинам.
47 У Японии нет территориальных претензий в Южно-Китайском море (ЮКМ), но есть свои национальные интересы в ЮКМ. Она уже не одно десятилетие развивает сотрудничество с Вьетнамом, к которому в последние годы добавилась и военно-стратегическая поддержка. Вьетнам не только служит мостом между СВА и ЮВА, но и со своими природными богатствами, обильной и относительно дешевой рабочей силой в сочетании с японскими технологиями и капиталами обладает значительным потенциалом и позволяет обеим сторонам извлекать бóльшую выгоду от взаимного сотрудничества. Сегодня отношения между Японией и Вьетнамом являются наилучшими за всю их историю. Между странами выстроена беспрецедентная по охвату система активных политических контактов и диалога на всех уровнях.
48 Какую роль может играть Япония в регионе? По мнению Г.М. Локшина, Япония как и США не подходит на роль «честного брокера» в спорах в ЮКМ и не может стать сдерживающей силой для Китая ввиду отсутствия ядерного оружия и в силу того, что экономически она больше зависит от Китая, чем наоборот. Единственно возможная для нее роль — это поддержание сложившегося баланса сил в ЮВА. Она хочет поддержать Вьетнам в его противостоянии с Китаем, но может ли она, даже объединившись с ним, уравновесить Китай? У Китая есть целый ряд преимуществ перед японо-вьетнамской коалицией, и наиболее очевидные из них — военная мощь и центральная роль в экономике Азии.
49 На первый взгляд, Япония и Вьетнам — это два мира, не имеющие никаких мотивов для встречи друг с другом. Однако они вновь встретились — на этот раз не на тропе войны, а в совершенно другой геополитической ситуации. Вырисовывается определенная конвергенция их социокультурной модели развития. Япония, как азиатская культура, в духе конфуцианства отдает приоритет социальной гармонии и правам общества в целом, а не индивидуальным правам человека и политическим свободам, как на Западе. Это вполне устраивает и монопольно правящую во Вьетнаме Коммунистическую партию страны, считает Г.М. Локшин.
50 Выступление Г.Е. Бесстремянной (НИУ ВШЭ) «Российско-японские торгово-экономические отношения» было посвящено структуре торгово-экономических отношений между Россией и Японией в последнем десятилетии.
51 Как отметила выступавшая, эти отношения характеризуются тем, что Россия занимает достаточно низкое место во внешней торговле Японии. Так, доля России в экспорте и импорте Японии составляла в 2006–2016 гг. около 1% и 2% соответственно. В то же время роль Японии как торгового партнера России намного выше, чем роль России в качестве торгового партнера Японии.
52 В 2011 и 2012 гг. сальдо торгового баланса внешней торговли России с Японией резко упало и стало отрицательным. Однако начиная с 2013 г. экономическая ситуация в Японии стала постепенно улучшаться, и это нашло отражение в положительных величинах сальдо российско-японского торгового баланса в 2013–2014 гг. Затем объем торговли снова стал падать, из-за замедления экономического роста в России в связи с санкциями со стороны зарубежных стран. Сам товарооборот рос с 2010 г. по 2013 г., достигнув в 2013 г. максимального значения в более, чем 33 млрд долл. После этого произошел спад — снижение объемов экспорта и импорта: величина товарооборота в 2017 г. составила лишь 18 млрд долл.
53 Наиболее важными статьями импорта России из Японии являются машины и оборудование (в среднем — 80% в 2010–2017 гг.). Второй по значимости является продукция химической промышленности. В экспорте России наибольшую долю занимают топливно-энергетические продукты. На них приходится свыше 80% всего российского экспорта в Японию.
54 Инвестиционное сотрудничество Японии с Россией осуществляется при содействии ряда торгово-экономических организаций, таких как Организация содействия внешней торговле (ДЖЕТРО) и Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми организациями (РОТОБО). В сентябре 2017 г. был образован Российско-японский инвестиционный фонд. Меморандум о создании фонда был подписан в декабре 2016 г. между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Японским банком международного сотрудничества. Создание фонда было призвано стимулировать взаимодействие двух стран в сферах здравоохранения, экологически чистых технологий, энергетики, инноваций и экспортного развития Дальнего Востока России.
55 В целом структура японских прямых иностранных инвестиций в Россию соответствует структуре японского импорта в нашу страну и структуре товарооборота между двумя странами. Так, наибольшую долю среди прямых иностранных инвестиций Японии занимают добыча полезных ископаемых и производство запасных частей для транспортных средств. В последние годы увеличивается число японских компаний, сотрудничающих с Россией или имеющих представительства в России, а направления совместной деятельности расширяются в сферах медицины, информационных технологий и робототехники, а также в агропромышленном комплексе.
56 Согласно японским опросам, основной возможный фактор, мотивирующий японские компании открывать филиалы и представительства в России, — это ожидания экономической прибыли. Ориентация японских компаний на максимизацию прибыли, особенно в рамках их внешнеэкономической деятельности (включая и филиалы в России), является позитивным отражением процессов реформы корпоративного управления в Японии. Кроме того, созданию именно экономических стимулов для деятельности японских компаний способствуют и изменения во взаимоотношениях между японскими копаниями и кредитующими их банками в Японии. Отражение рыночной стратегии можно заметить в том, что оперирующие в России японские компании отмечают наличие высокой конкуренции, в первую очередь, со стороны таких же японских или европейских компаний в России. Более того, японские компании предполагают рост конкуренции в сфере их деятельности на российском рынке. В отношении отраслевой структуры действующих в России японских компаний можно отметить, что превалируют торговые компании, на втором месте находятся транспортные компании, а на третьем — банки. Банковская деятельность в России является достаточно новым направлением двусторонних торгово-экономических отношений.
57 После прозвучавших на круглом столе выступлений, вызвавших живой интерес у участников, состоялось обсуждение затронутых тем в формате свободного обмена мнениями.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести