Президиум РАНОбщество и экономика Obshchestvo i ekonomika
- ISSN (Print) 0207-3676
- ISSN (Online) 3034-5987
Калинин Алексей
- кандидат экономических наук
- руководитель практики государственного консалтинга ООО «Бизнес решения»/SBS, доцент НИУ ВШЭ (Москва)
- ООО «Бизнес решения»/SBS; НИУ ВШЭ (Москва)
- Код пользователя
- 13651
Статьи автора
-
О реформировании системы и структуры органов исполнительной власти в РФ
Выпуск 5 от 03.06.2019В истории преобразований современного российского государственного управления одним из центральных событий является принятие Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», существенно изменившего состав органов власти и распределение функций. Введенная этим указом структура исполнительной власти очень скоро стала меняться. В дальнейшем число изменений оказалось весьма значительным.
В статье сопоставляются исходная и современная структура власти, оценивается, какие из идей административной реформы 2003 г. оказались жизнеспособными, а какие не выдержали проверку практикой.
1466 89 -
О воздействии увеличения ставки НДС на уровень цен
Выпуск 9 от 20.09.2019В статье предлагается оценка последствий повышения НДС с точки зрения воздействия на инфляцию (потребительские цены). Приводится обзор имеющихся оценок роста цен, сопоставляются ожидаемые и фактические последствия на уровне общих товарных групп и некоторых отдельных товаров. Установлено, что период реакции на изменение налога не превысил полугода. В то же время применительно к товарным группам уже наблюдаются отклонения от простого эффекта переноса налога в цену – в силу разделения налогового бремени между продавцами и покупателями, смещения спроса вследствие изменения ожиданий, других факторов.
1439 89 -
СООТНОШЕНИЕ ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ И СТОИМОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Выпуск 9 от 05.12.2025В статье анализируются соотношения средней заработной платы и стоимости стандартного потребительского набора как относительно объективной оценки качества жизни. Предлагается механизм оценки «покупательной способности» заработков населения относительно фиксированного набора товаров и услуг, представлены выводы о «комфортных» и «неудобных» для проживания регионах. Методология расчёта, предлагаемая в статье, рассматривается авторами как один из критериев оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти.882 1 -
Наилучшие доступные технологии как инструмент государственной промышленной политики
Выпуск 7 от 13.07.2017Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) традиционно рассматривается как элемент государственной экологической политики. В то же время НДТ имеют существенное экономическое значение и должны рассматриваться также с позиции промышленной политики.
В статье представлена краткая история появления идей НДТ в российской практике, описаны ход и особенности развития правового регулирования. Приведены доводы в пользу рассмотрения НДТ в качестве инструмента промышленной политики. Представлены количественные оценки инвестиционного потенциала НДТ и практические последствия с точки зрения государственного регулирования промышленности.
1086 4 -
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008-2009 ГГ. НА ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ РОСТ ПРОИЗВОДСТВА
Выпуск 9 от 30.09.2010Федеральная служба государственной статистики регулярно публикует сведения о факторах, ограничивающих рост производства некоторых отраслей российской экономики. Эта информация отражает мнения менеджеров предприятий об актуальных препятствиях развитию и входит в состав обзоров деловой активности. Анализ того, как изменялась значимость отдельных факторов в течение двух лет, позволяет выделить эффект экономического кризиса и оценить влияние государственной политики на ожидания и восприятие ситуации российской промышленностью. Российская экономика не нуждается в новых законах и регулирующих мерах, однако испытывает ощутимую потребность в стабильности и предсказуемости государственной политики, развитии внутреннего рынка, обеспечении доступа к кредитным ресурсам.974 2 -
КОНКУРСНЫЙ ОТБОР МЕРОПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ
Выпуск 8-9 от 01.09.2009Недостаточная эффективность системы федеральных целевых программ – проблема, наверное, общепризнанная. Минэкономразвития России ежегодно указывает на проблемы с реализацией значительной части ФЦП.973 0 -
О РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ГОСОРГАНОВ
Выпуск 2-3 от 01.03.2007928 0 -
РЕФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРИЧИНЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск 7-8 от 01.08.20061013 0 -
«Налоговая производительность» российской обрабатывающей промышленности
Выпуск 11 от 10.12.2021Государство рассматривает экономику не в последнюю очередь как источник ресурсов для решения собственных задач – производства общественных благ, ведения перераспределительной политики и др. Так как механизмом сбора данных ресурсов является налогообложение, интерес может представлять не только производительность труда, выраженная в созданном доходе или добавленной стоимости, но и налоговая производительность. Возможность расчета этого показателя на микроуровне (данных конкретных налогоплательщиков) появилась с публикацией ФНС России открытых данных по налоговым платежам, среднесписочной численности и другим показателям деятельности предприятий.
По имеющимся открытым данным ФНС России представлены расчеты показателей, отражающих производительность труда (отношение доходов к среднесписочной численности), налоговое бремя (отношение уплаченных налогов к доходам) и собственно налоговой производительности в обрабатывающей промышленности, с выделением медианных показателей по отраслям (подразделам ОКВЭД) обрабатывающей промышленности за 2019 год. Показано, что одно рабочее место в промышленности приносит государству в год порядка 50–300 тыс. рублей.
По результатам расчетов подтверждены существенные различия в производительности между отраслями и внутри каждой из отраслей обрабатывающей промышленности. В совокупности отраслей за исключением видов деятельности, облагаемых акцизами, на уровне медианных или средних представителей отраслей промышленности российская система налогообложения поддерживает горизонтальное равенство налоговых обязательств. Для совокупности предприятий-налогоплательщиков эта связь ослабевает, предприятия с более высокой производительностью труда могут иметь как более высокое, так и более низкое налоговое бремя. Говорить о явном, ярко выраженном стимулирующем или сдерживающем характере налоговой системы, обеспечивающем снижение бремени или, наоборот, увеличение сборов с эффективных промышленных предприятий, с точки зрения налоговой производительности нет оснований.
965 12 -
Сокращение иностранного присутствия в российской обрабатывающей промышленности: результаты 2022 г. и ближайшие перспективы
Выпуск №4 от 25.04.2023Новым для российской экономики явлением в 2022 г. стал уход с рынка иностранных компаний, обусловленный изменением политической ситуации. В исследовании показано, что фактические масштабы закрытия юридических лиц - иностранных промышленных игроков оказываются невелики, даже меньше, чем в предшествующие годы: максимальное количество закрытых в течение года юридических лиц приходится на 2018-2019 гг. В то же время до 2021 года значимого отличия в поведении между российскими и иностранными компаниями, стремлений сократить или ограничить объемы деятельности, выявлено не было. С учетом времени, необходимого на выполнение нормативных требований к закрытию компаний, озвученные в 2022 г. решения скорее всего скажутся на статистике выбытия иностранных организаций в 2023-2024 гг. Кроме того, возможное будущее изменение поведения иностранных собственников, в форме ограничения или приостановки деятельности без формального закрытия компаний, по итогам 2022-2023 г. потребует отдельного изучения.
371 13
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека