Президиум РАНОбщество и экономика Obshchestvo i ekonomika
- ISSN (Print) 0207-3676
- ISSN (Online) 3034-5987
Гусев Александр
- кандидат экономических наук
- главный специалист ФГУП «ЦАГИ»
- ФГУП «ЦАГИ»
- Код пользователя
- 13613
Статьи автора
-
Проблемы «цифровых» целей государственной научно-технической политики в регионах
Выпуск 1 от 13.02.2019Авторы усматривают наличие кризиса «цифрового» целеполагания для гражданской науки со стороны федерального центра. Выявлена дифференциация регионов в достижении «цифровых» целей, поставленных перед наукой, и неспособность официальных показателей корректно диагностировать ситуацию на местах в силу различных начальных условий в субъектах РФ. Сформулирован вывод, что кризис «цифрового» целеполагания может быть преодолен за счет перераспределения между федерацией и регионами полномочий и ресурсов в области государственной научно-технической политики.
1553 89 -
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА В РОССИИ: ПЕРЕНОС ЗАПАДНОЙ МОДЕЛИ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Выпуск 9 от 19.12.2025В статье представлен обзор основных механизмов поддержки вузовской науки в развитых странах и проведено их сопоставление с российской практикой. Сделан вывод о высоком уровне восприимчивости в государственной научно-технической политике России зарубежных моделей развития вузовской науки, что обусловлено, в том числе, общей проблемой недостаточной востребованности результатов университетских исследований со стороны корпоративного сектора. С использованием модели «хищник-жертва» построен прогноз численности исследователей в вузовской и невузовской науке России на период до 2020 года. Прогнозируемое к 2018 году перенасыщение университетской науки исследователями разрушает сектор исследований и разработок в целом, и, таким образом, актуализирует заблаговременное выстраивание механизмов перелива научных кадров из вузов в корпоративную и академическую науку. Функционирование таких механизмов и соответственно преодоление ожидаемого кризиса университетской науки возможно при условии организации функционирования корпоративной и академической науки на качественно новом уровне.850 1 -
ОПТИМАЛЬНЫЕ УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА РЕГИОНОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ
Выпуск 12 от 31.12.2010В статье исследовано влияние экономического неравенства регионов на валовой продукт федеральных округов России. По методике индекса Джини за период 1998−2008 гг. оценена неравномерность распределения валового продукта в рамках федеральных округов. С помощью эконометрических моделей для каждого федерального округа определены максимальные и (или) минимальные уровни пространственной экономической дифференциации с точки зрения объема валового продукта округов. Рассчитаны потери валового продукта в федеральных округах, вызванные избыточным межрегиональным экономическим неравенством. Сделан вывод о том, что Центральный, Северо-Западный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа находятся в состоянии устойчивого, но неэффективного равновесия в зоне значений избыточной экономической дифференциации регионов. В Южном и Сибирском федеральных округах формирование неэффективного устойчивого равновесия находится преимущественно на начальных стадиях.935 2 -
О дифференциации инвестиционных режимов в российских регионах и их влиянии на экономический рост
Выпуск 3-4 от 01.04.2017В работе рассматриваются перспективы экономического развития Крымского полуострова и дальневосточных регионов в контексте применяемых к данным территориям льготных фискальных режимов антикризисного характера. Для стратегии пространственного развития России представлена модель дифференцированных по комфортности региональных инвестиционных режимов («Стандарт», «Комфорт», «Премиум»), включающих три компоненты: административную, фискальную и социальную. Определена потребность в комфортных инвестиционных режимах для 20 регионов России, лидирующих в рейтинге Агентства стратегических инициатив по состоянию инвестиционного климата.
1152 4 -
Города федерального значения как источник экономического роста
Выпуск 2 от 15.02.2017Рассматривается присвоение 13 российским городам-миллионникам статуса «город федерального значения» как реформа внутреннего экономического пространства, направленная на активизацию новых точек форсированного экономического роста. Оценены положительные экономические последствия такого шага, которые выражаются в повышении устойчивости внутреннего экономического пространства благодаря 2-х кратному увеличению ВРП городов-миллионников в течение 10 лет с момента проведения реформы.
1250 4 -
КОНЦЕПЦИЯ 2020: ПРАВИЛЬНО ЛИ ИЗБРАН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ?
Выпуск 8 от 31.08.2008911 2 -
ВАЛЮТНЫЙ КУРС "ДОЛЛАР/ЕВРО" И РЕГУЛЯТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МОНЕТАРНЫХ ИНСТИТУТОВ
Выпуск 7 от 31.07.20071103 0 -
Внешнеторговая независимость региональных рынков и усиление пространственной экономической интеграции
Выпуск 10 от 17.10.2014В статье рассмотрена проблема избыточной внешнеторговой зависимости региональных рынков, которая ослабляет их внутреннюю экономическую интеграцию. Представлена методика оценки соответствующего индекса. Результаты проведенных расчетов указывают на чрезвычайно дифференцированный уровень внешнеторговой зависимости по регионам и недопустимо высокое влияние внешнеэкономической деятельности на рынки 27 регионов, составляющих по валовому продукту 2/3 национальной экономики.
В качестве меры по усилению взаимодействия регионов, в том числе конкуренции за экономические ресурсы, предложен сценарий наделения статусом города федерального значения городов-миллионеров и города на Дальнем Востоке. Представлен прогноз ожидаемых бюджетных и социальных эффектов.
870 1 -
Судьба федеральных целевых программ в сфере науки (проблемы системности и перспективы программно-целевого метода)
Выпуск 9 от 17.09.2014В статье рассмотрены три поколения федеральных целевых программ в сфере науки общеотраслевого характера, охватившие период 1996–2014 гг. Выявлен вектор государственной научно-технической политики сквозь призму завершенных и действующих ФЦП.
В результате проведенного исследования установлено, что поколения рассмотренных ФЦП тесно связаны друг с другом и в содержательном плане являлись полигоном для отработки новых механизмов государственной поддержки исследований и разработок. ФЦП общеотраслевого характера как механизм реализации государственной научно-технической политики полностью исчерпали свой потенциал и могут быть вытеснены такими институтами, как научные фонды и государственное задание в сфере науки. Представлены предложения по среднесрочным сценариям деятельности Минобрнауки России в сфере реализации федеральных целевых программ, включающим содержательное переформатирование находящейся под угрозой прекращения ФЦП «Исследования и разработки» на 2014–2020 гг., а также варианты отказа от ФЦП и переноса опоры на государственное задание в сфере науки.
880 1
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека